Факторы конкурентоспособности образовательного хаба в Узбекистане




 

Эксперты ИПМИ провели оценку услуг высшего образования и определили факторы формирования образовательного хаба в Узбекистане.

Сектор высшего образования в Узбекистане имеет высокую значимость для экономики:

- добавленная стоимость услуг образования в сфере услуг достигает 15%;

- доля высшего образования в общем объёме образовательных услуг равняется 54%;

- в 2021 году в республике функционирует 131 ВУЗ, из которых 22 являются филиалами зарубежных ВУЗов.

Создание региональных и международных образовательных хабов служит повышению конкурентоспособности и усилению регионального сотрудничества, делая ставку на развитие высшего образования как фактора экономического и социального развития.

Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проведено исследование по обоснованию ключевых факторов и условий конкурентоспособности вузов во взаимосвязи с аспектами формирования образовательного хаба.

В результате анализа было выявлено, что Узбекистан не полностью использует потенциал в привлечении в свои ВУЗы студентов из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья.

Узбекистан для создания образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии имеет ряд конкурентоспособных факторов:

  • безопасность,

  • благоприятный климат,

  • ценовая конкурентоспособность по ряду направлений, включая медицину,

  • отсутствие необходимости оформления визы и

  • высокий уровень человеческого капитала.

Эксперты ИПМИ, проанализировав условия (табл. 1) для создания образовательного хаба в Республике Узбекистан выявили факторы конкурентоспособности, которые можно усилить, и cдерживающие факторы, которые необходимо устранять.

 

 

Таблица 1

Факторы конкурентоспособности и вызовы создания
хаба высшего образования Центральной Азии в Узбекистане

Факторы конкурентоспособности

Ценовая конкурентоспособность

Сравнение стоимости обучения по аналогичным ВУЗам показывает, что в Узбекистане наибольшая конкурентоспособность отмечается по медицинскому направлению. Также отмечается средняя ценовая конкурентоспособность у Национального университета.

Нет необходимости оформления визы

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №408 от 21.11.1996 г. Приложение №5  (внесены изменения 21.10.2019 г. согласно ПКМ №885)

Высокий уровень человеческого капитала

В группе стран с доходом ниже среднего уровня значение индекса человеческого развития составляет 0,72 (при ВНД на душу населения 7141,9 долл. по ППС)

Безопасность, благоприятный климат

В Индексе верховенства права по индикатору «Порядок и безопасность» Узбекистан занимает 11 позицию с показателем 0,91 (наилучший показатель в ЦА по индикаторам рейтинга)

Относительно дешевое проживание (питание, жилье, мобильный интернет)

По данным Nambeo.com индекс стоимости жизни плюс арендной платы Узбекистана составляет 19,02 (10 место среди 139 стран мира). В Национальном Университете Узбекистана иностранным студентам предоставляется бесплатное комфортабельное общежитие.

По цене мобильного интернета Узбекистан занимает 21 место среди 230 стран мира (по данным Worldwide mobile data priсing)

Вызовы

Неразвитость инфраструктуры дистанционного образования

В индексе Speedtest позиция Узбекистана в рейтинге по скорости фиксированного широкополосного интернета 90 место среди 180 стран и 118 место по скорости мобильного интернета среди 137 стран.

По субиндексу «Развитость инфраструктуры ICT» Индекса инновационного развития (GII) Узбекистан занимает 83 место

Качество образования и конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава ВУЗов

В субиндексе «Рейтинг вузов QS» Индекса инновационного развития (GII) Узбекистан занимает 77 место (в том числе остепененность профессорско-преподавательского состава и публикационная активность)

Только 4 ВУЗа Республики Узбекистан входят в ТОП-1000 рейтинга лучших университетов развивающихся стран Европы и Средней Азии 2021 года – Quacquarelli Symonds Emerging Europe and Central Asia University Rankings

Относительно невысокая доля профессорско-преподавательского состава с научной степенью

Потенциал профессорско-преподавательского состава вузов Республики Узбекистан показывает, что из общей численности профессорско-преподавательского состава 6,2% имеют степень PhD, 6,3% - DSc, 18,5% - к.э.н., показывая необходимость привлечения ученых Узбекистана в сферу высшего образования 

Отсутствие четко выраженной интеграции ВУЗов и бизнеса

По Узбекистану отсутствуют данные по субиндексу «Сотрудничество между университетами и отраслью в исследованиях» Индекса инновационного развития (GII)

Небольшая доля специальностей с обучением на английском языке

В республиканских ВУЗах это единичные факультеты по таким направлениям как «Международные экономические отношения», «Международный бизнес» и т.д. 

Инфраструктура организации отдыха и досуга не соотвествуют потребностям иностранных студентов

В Концепции развития высшего образования отмечается: «действующие места проживания студентов и объекты социальной инфраструктуры не приспособлены к потребностям иностранных студентов»

Источник: составлено авторами на основе данных международных индексов, нормативно-правовой базы Республики Узбекистан и данных СМИ

В Узбекистане факторами конкурентоспособности создания образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии являются безопасность, благоприятный климат, ценовая конкурентоспособность по ряду направлений включая медицину, отсутствие необходимости оформления визы.

К факторам, снижающим привлекательность создания хаба по реализации международных образовательных программ (которые уже сегодня необходимо решать не только для привлечения иностранных студентов, но и для достижения подготовки высококвалифицированных отечественных кадров) относятся:   низкая доля специальностей с обучением на английском языке, неразвитость инфраструктуры дистанционного образования и организации досуга, относительно невысокое качество образования и конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава ВУЗов, относительно невысокая доля профессорско-преподавательского состава с научной степенью в Центральной Азии, слабый уровень интеграции ВУЗов и бизнеса.

Проведенное исследование показало, что Узбекистан также имеет потенциал и может рассчитывать на привлечение в свои ВУЗы студентов прежде всего из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья. Однако в республике в течение последнего десятилетия ежегодно численность обучающихся в университетах Узбекистана иностранных студентов не превышала 800 человек.

Привлечение иностранных студентов может принести стране дополнительный доход, при условии фундаментальной роли в реструктуризации экономики посредством создания благоприятной среды: привлечения «лучших университетов» со всемирно признанными профессорами.

Таким образом, создание образовательного хаба будет способствовать повышению концентрации высококвалифицированных специалистов в едином региональном центре, значительному росту объёма образовательных услуг, оказанных учреждениями образования. 

В свою очередь, повышение конкурентоспособности подготавливаемых кадров, востребованных на мировом рынке труда, увеличение охвата высшим образованием, рост интеграции науки и производства среди стран Центральной Азии расширят возможности вклада высшего образования в экономическое развитие.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, в свою очередь, продолжит данное исследование, посредством проведения более глубокого анализа на основе оценки взаимосвязей новых стандартов в образовательном процессе и оценки их влияния на качество и экспорт услуг высшего образования в Республике Узбекистан.

 

* Детальная информация может быть предоставлена по запросу в ИПМИ.

 

 

Найля Ибрагимова, руководитель проекта ИПМИ

Дильфуза Вахабова, старший научный сотрудник ИПМИ

 

2025