Факторы конкурентоспособности образовательного хаба в Узбекистане
Эксперты ИПМИ провели оценку услуг высшего образования и определили факторы формирования образовательного хаба в Узбекистане.
Сектор высшего образования в Узбекистане имеет высокую значимость для экономики:
- добавленная стоимость услуг образования в сфере услуг достигает 15%;
- доля высшего образования в общем объёме образовательных услуг равняется 54%;
- в 2021 году в республике функционирует 131 ВУЗ, из которых 22 являются филиалами зарубежных ВУЗов.
Создание региональных и международных образовательных хабов служит повышению конкурентоспособности и усилению регионального сотрудничества, делая ставку на развитие высшего образования как фактора экономического и социального развития.
Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проведено исследование по обоснованию ключевых факторов и условий конкурентоспособности вузов во взаимосвязи с аспектами формирования образовательного хаба.
В результате анализа было выявлено, что Узбекистан не полностью использует потенциал в привлечении в свои ВУЗы студентов из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья.
Узбекистан для создания образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии имеет ряд конкурентоспособных факторов:
-
безопасность,
-
благоприятный климат,
-
ценовая конкурентоспособность по ряду направлений, включая медицину,
-
отсутствие необходимости оформления визы и
-
высокий уровень человеческого капитала.
Эксперты ИПМИ, проанализировав условия (табл. 1) для создания образовательного хаба в Республике Узбекистан выявили факторы конкурентоспособности, которые можно усилить, и cдерживающие факторы, которые необходимо устранять.
Таблица 1
Факторы конкурентоспособности и вызовы создания
хаба высшего образования Центральной Азии в Узбекистане
Факторы конкурентоспособности |
|
Ценовая конкурентоспособность |
Сравнение стоимости обучения по аналогичным ВУЗам показывает, что в Узбекистане наибольшая конкурентоспособность отмечается по медицинскому направлению. Также отмечается средняя ценовая конкурентоспособность у Национального университета. |
Нет необходимости оформления визы |
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №408 от 21.11.1996 г. Приложение №5 (внесены изменения 21.10.2019 г. согласно ПКМ №885) |
Высокий уровень человеческого капитала |
В группе стран с доходом ниже среднего уровня значение индекса человеческого развития составляет 0,72 (при ВНД на душу населения 7141,9 долл. по ППС) |
Безопасность, благоприятный климат |
В Индексе верховенства права по индикатору «Порядок и безопасность» Узбекистан занимает 11 позицию с показателем 0,91 (наилучший показатель в ЦА по индикаторам рейтинга) |
Относительно дешевое проживание (питание, жилье, мобильный интернет) |
По данным Nambeo.com индекс стоимости жизни плюс арендной платы Узбекистана составляет 19,02 (10 место среди 139 стран мира). В Национальном Университете Узбекистана иностранным студентам предоставляется бесплатное комфортабельное общежитие.По цене мобильного интернета Узбекистан занимает 21 место среди 230 стран мира (по данным Worldwide mobile data priсing) |
Вызовы |
|
Неразвитость инфраструктуры дистанционного образования |
В индексе Speedtest позиция Узбекистана в рейтинге по скорости фиксированного широкополосного интернета 90 место среди 180 стран и 118 место по скорости мобильного интернета среди 137 стран.По субиндексу «Развитость инфраструктуры ICT» Индекса инновационного развития (GII) Узбекистан занимает 83 место |
Качество образования и конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава ВУЗов |
В субиндексе «Рейтинг вузов QS» Индекса инновационного развития (GII) Узбекистан занимает 77 место (в том числе остепененность профессорско-преподавательского состава и публикационная активность)Только 4 ВУЗа Республики Узбекистан входят в ТОП-1000 рейтинга лучших университетов развивающихся стран Европы и Средней Азии 2021 года – Quacquarelli Symonds Emerging Europe and Central Asia University Rankings |
Относительно невысокая доля профессорско-преподавательского состава с научной степенью |
Потенциал профессорско-преподавательского состава вузов Республики Узбекистан показывает, что из общей численности профессорско-преподавательского состава 6,2% имеют степень PhD, 6,3% - DSc, 18,5% - к.э.н., показывая необходимость привлечения ученых Узбекистана в сферу высшего образования |
Отсутствие четко выраженной интеграции ВУЗов и бизнеса |
По Узбекистану отсутствуют данные по субиндексу «Сотрудничество между университетами и отраслью в исследованиях» Индекса инновационного развития (GII) |
Небольшая доля специальностей с обучением на английском языке |
В республиканских ВУЗах это единичные факультеты по таким направлениям как «Международные экономические отношения», «Международный бизнес» и т.д. |
Инфраструктура организации отдыха и досуга не соотвествуют потребностям иностранных студентов |
В Концепции развития высшего образования отмечается: «действующие места проживания студентов и объекты социальной инфраструктуры не приспособлены к потребностям иностранных студентов» |
Источник: составлено авторами на основе данных международных индексов, нормативно-правовой базы Республики Узбекистан и данных СМИ
В Узбекистане факторами конкурентоспособности создания образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии являются безопасность, благоприятный климат, ценовая конкурентоспособность по ряду направлений включая медицину, отсутствие необходимости оформления визы.
К факторам, снижающим привлекательность создания хаба по реализации международных образовательных программ (которые уже сегодня необходимо решать не только для привлечения иностранных студентов, но и для достижения подготовки высококвалифицированных отечественных кадров) относятся: низкая доля специальностей с обучением на английском языке, неразвитость инфраструктуры дистанционного образования и организации досуга, относительно невысокое качество образования и конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава ВУЗов, относительно невысокая доля профессорско-преподавательского состава с научной степенью в Центральной Азии, слабый уровень интеграции ВУЗов и бизнеса.
Проведенное исследование показало, что Узбекистан также имеет потенциал и может рассчитывать на привлечение в свои ВУЗы студентов прежде всего из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья. Однако в республике в течение последнего десятилетия ежегодно численность обучающихся в университетах Узбекистана иностранных студентов не превышала 800 человек.
Привлечение иностранных студентов может принести стране дополнительный доход, при условии фундаментальной роли в реструктуризации экономики посредством создания благоприятной среды: привлечения «лучших университетов» со всемирно признанными профессорами.
Таким образом, создание образовательного хаба будет способствовать повышению концентрации высококвалифицированных специалистов в едином региональном центре, значительному росту объёма образовательных услуг, оказанных учреждениями образования.
В свою очередь, повышение конкурентоспособности подготавливаемых кадров, востребованных на мировом рынке труда, увеличение охвата высшим образованием, рост интеграции науки и производства среди стран Центральной Азии расширят возможности вклада высшего образования в экономическое развитие.
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, в свою очередь, продолжит данное исследование, посредством проведения более глубокого анализа на основе оценки взаимосвязей новых стандартов в образовательном процессе и оценки их влияния на качество и экспорт услуг высшего образования в Республике Узбекистан.
* Детальная информация может быть предоставлена по запросу в ИПМИ.
Найля Ибрагимова, руководитель проекта ИПМИ
Дильфуза Вахабова, старший научный сотрудник ИПМИ
2025