ИПМИ провел оценку конкурентоспособности плодоовощной продукции Узбекистана на внешних рынках




Эксперты ИПМИ провели оценку конкурентоспособности плодоовощной продукции Узбекистана на внешних рынках.

Эффективность производства и реализации продукции определяется, прежде всего, её конкурентоспособностью. Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проведено исследование для оценки международной конкурентоспособности плодоовощной продукции. Проанализировав торговые показатели конкурентоспособности на основе выявленных сравнительных преимуществ, эксперты определили, по каким продуктам плодоовощеводство Узбекистана и перерабатывающая промышленность являются наиболее конкурентоспособными на мировом рынке.

Согласно результатам расчетов, из 35 анализируемых групп товаров в 2015-2020гг. Узбекистан обладал существенными сравнительными преимуществами только по 16 группам товаров.  Взятые вместе, эти группы товаров представляли почти 40% общего экспорта узбекистанской плодоовощной продукции в 2019 году.

Одним из наиболее распространенных показателей для оценки международной конкурентоспособности является индекс RCA (Revealed comparative advantage). Для расчёта Индекса RCA по плодоовощной продукции и продуктам её переработки, производимым в Узбекистане, была использована статистическая база данных UN Comtrade, а также данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.  За основу расчётов были взяты показатели по 4-значным кодам ТН ВЭД групп 07,08,20 экспорта Узбекистана и по аналогичным статьям экспорта в целом по миру за период 2015-2020гг. в текущих ценах в долларах США.

Учитывая, что RCA имеет дело только с экспортом, не принимая в учет импорт, что может привести к некорректным результатам, экспертами ИПМИ были также проведены расчеты индекса Лафея (LFI) по экспорту плодоовощной продукции. Особенность индекса Лафея (LFI) состоит в том, что он позволяет определить вклад отдельных товарных групп в нормированный торговый баланс страны.

Для расчетов были использованы данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за 2015-2020гг. Согласно расчетам, из 35 анализируемых групп товаров Узбекистан в 2015-2020гг. обладал сравнительными преимуществами по 24 группам товаров. 10 групп товаров, согласно полученным результатам, не имели сравнительных преимуществ для экспорта на внешние рынки.

Эксперты ИПМИ, сравнив средние значения индексов RCA и LFI, полученные из расчетов двух индексов, определили следующие группы плодоовощной продукции:

Таблица 1

Средние значения RCA и LFI по плодоовощной продукции Узбекистана за 2015-2020г.

Примечание: RCA это индекс выявленных сравнительных преимуществ. Если индекс RCA больше 1, то считается, что страна обладает конкурентным преимуществом в производстве товара X. Чем больше индекс, тем больше конкурентное преимущество. Чем ниже индекс RCA, тем менее конкурентоспособным является товар. Например, из выше приведенной таблицы видно, что наибольшим конкурентным преимуществом обладает товар – Томаты (10,4). Поскольку отношение стоимости узбекистанского экспорта томатов к общему экспорту превышает такое же соотношение для всех стран мира в целом, можно говорить о том, что Узбекистан обладает сравнительным преимуществом в производстве томатов.

LFI это торговые индексы для расчета сравнительных преимуществ на основе данных по чистым торговым потокам, если индекс LFI по товару Х принимает значения больше 0, продукция считается конкурентоспособной на мировом рынке, соответственно отрицательное значение свидетельствует о ее неконкурентоспособности.

Например, товар Салат-латук имеет значение 0,009 индекса LFI, а товар Томаты - 0,2625. Значит Томаты имеют более высокую конкурентоспособность, чем Салат-латук.  

19 групп товаров, по которым Узбекистан обладает однозначными сравнительными преимуществами на внешних рынках, включают в себя Абрикосы, вишня и черешня, персики, сливы; Виноград; Фрукты сушеные; Овощи консервированные; Овощи бобовые сушеные; Морковь; Томаты и др.

Проведённое исследование показало, что большая часть плодоовощной продукции Узбекистана достаточно конкурентоспособна на мировом рынке. Следующим этапом может служить разработка Программы увеличения конкурентоспособности плодоовощной продукции и продуктов её переработки. В ее рамках необходимо акцентировать внимание на отдельных видах плодоовощной продукции с учетом предпочтений на мировом рынке (по сортам и качеству) и имеющегося потенциала отрасли в Узбекистане.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, в свою очередь, продолжит данное исследование, посредством проведения более глубокого анализа на основе 10-значного ТНВЭД.

*Детальный анализ сравнительных преимуществ плодоовощной продукции может быть предоставлен по запросу в ИПМИ.

Дарья Ильина, руководитель проекта

2151