Рассмотрены вопросы дальнейшего развития рынка жилья в Узбекистане




Современный Узбекистан имеет сравнительно молодое и динамично растущее население, при этом продолжается умеренное расширенное воспроизводство (табл. 1).

Таблица 1.

Основные индикаторы демографической ситуации в Узбекистане

*Данные по количеству населения на начало года – по отчету Госкомстата, остальные-прогноз.


Демографические процессы как фактор влияния на рынок жилья.

Анализ основных индикаторов демографической ситуации в Узбекистане за 2017-2020 годы показывает устойчивый рост населения (на 7,7%), сопровождающийся увеличением количества семей (на 14,3%). В этих условиях, обеспеченность жильем и его доступность для населения является важным фактором дальнейшего социально-экономического развития страны.

 

В целях удовлетворения растущих потребностей, в стране за период 2017-2020 годы осуществлено широкомасштабное развитие строительства, в том числе жилищного. В 2020 году было введено 12,8 млн.кв.м современного жилья, что составило 113,3% к 2016 году.

 

Динамика строительства жилых зданий в Республике Узбекистан приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Количество построенных жилых зданий в Узбекистане

 в 2017-2020 гг., единиц

Источник: данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике

Некоторое снижение объема строительства жилья в 2020 году вызвано негативным воздействием коронавирусной пандемии. В результате вынужденного ограничения на передвижение населения и транспорта, скопления людей в одном месте, временно приостановилась не только жилищная, но и практически вся строительной деятельность.

НОВЫЙ ПОРЯДОК СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

В целях снижения стоимости жилья и обеспечения им населения, предусматривается масштабное расширение жилищного строительства, в том числе доступных домов путем предоставления ипотечных кредитов на рыночных принципах.[1]

Если в 2020 году было построено 30 тыс. единиц доступного жилья, то в 2021 году их будет построено порядка 45 тыс. единиц, в том числе 8 336 доступных квартир в сельской местности и 3 550 квартир для отдельных категорий граждан.

Меры по снижению стоимости и финансированию ипотечного жилья

 

В целях поддержки данного сегмента строительства и населения, руководством страны введен ряд преференций и льгот.

 

Товары (работы, услуги), приобретенные инжиниринговой компанией СП ООО «Кишлок курилиш инвест», в рамках программ строительства жилья освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Введен механизм релизации цемента и металлопроката на строительство жилья через отдельную торговую площадку биржи. До 1 октября 2021 года на ввоз цемента в Узбекистан установлена нулевая таможенная пошлина.

Создание новых мощностей по производству более 3,0 млн.тонн высокомарочного цемента в АО «Ахангаранцемент» и других регионах страны позволило увеличить выпуск ликвидной продукции в I полугодии текущего года на 20,7%.

Указанные меры, а также значительное увеличение объемов выпуска продукции привели к снижению стоимости цемента на биржевых торгах более чем на 20%.

Застройщикам жилья также созданы благоприятные условия финансирования.

Если в прошлом году из государственного бюджета было выплачено более 266,1 млрд. сум субсидий на покрытие части первоначальной стоимости и процентов по ипотечным кредитам 5,5 тысячам семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, то в текущем году на эти цели выделяется 960 млрд. сум (рост в 3,6 раза), которые получат порядка 27 тысяч семей.

В текущем году для выдачи ипотечных кредитов населению предусмотрено выделение банкам 8,1 трлн. сум (рост в 4,5 раза к 2020 году).

По вновь введенному порядку, ипотечные кредиты будут выделены на покупку 26 614 квартир и домов (17354 в городах и 9260 в сельской местности), что на 8 864 больше, чем в 2020 году, в том числе 1,5 трлн. сум будут выделены на строительство и реконструкцию 6 500 индивидуальных жилых домов.

Также предусматривается выделение 1,3 трлн. сумов из госбюджета на строительство 3550 жилых домов для отдельных категорий граждан.

Кроме того, в сельской местности будет построено 8 336 единиц жилья за счет средств, выделяемых Азиатским и Исламским банками развития.

Порядок поддержки населения при приобретении ипотечного жилья

С 1 июня 2021 года внедрен упрощенный порядок выплаты субсидий на компенсацию части первоначального взноса и процентных платежей по ипотечным кредитам, согласно которому:

 

В целях дальнейшего усиления социального партнерства, справедливого распределения и эффективного применения компенсаций, субсидий и других льгот, в регионах созданы комиссии «Халкпарвар», состоящие из сенаторов, депутатов и общественных активистов.

 

С 15 марта 2021 года коммерческим банкам разрешается за счет средств, выделенных Минфином, рефинансировать ипотечные кредиты, ранее предоставленные дольщикам – физлицам за счет собственных ресурсов.

До 31 декабря 2021 года продлен порядок предоставления гарантии и выплаты компенсаций Госфондом поддержки предпринимательской деятельности по кредитам, полученным частными подрядными организациями от коммерческих банков.

Предложения по дальнейшему развитию жилищного строителства.

Решение проблемы обеспеченности жильем связано с необходимостью существенного увеличения объемов строительства и развития всех элементов инфраструктуры городов и населенных мест Узбекистана, используя при этом прогрессивные подходы.

Министерству строительства, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента целесообразно обеспечить своевременное и качественное выполнение мер, предусмотреных утвержденной «Стратегией модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021-2025 годы».

Целесообразно также:

использовать потенциал вновь созданной Ассоциации застройщиков Узбекистана;

расширить практику привлечения денежных средств населения в форме договоров долевого участия в строительстве или инвестирования в форме жилищных кооперативов;

рассмотреть механизм и вопросы создания сберегательно-строительных обществ или потребительских союзов, которые привлекали бы сбережения граждан на накопительные счета в форме паевых взносов и направляли их на строительство конкретных объектов жилья, а затем предоставляли этим гражданам рассрочку оплаты (коммерческий кредит) на оговоренный срок под залог приобретенного жилья;

реализовать комплекс мер по более широкому развитию территориальными органами управления и коммерческими банками ипотечных сделок на рынке вторичного жилья.

 


[1] Указ Президента Республики Узбекистан от 11.03.2021 года №УП-6186  «О дополни- тельных мерах по обеспечению населения жильем посредством выделения ипотечных кредитов на основе рыночных принципов»

1998