Реализация инициативы Президента Узбекистана позволит ускорить интеграцию Центральной Азии в систему международных транспортных коридоров
Реализация инициативы Президента Узбекистана позволит ускорить интеграцию Центральной Азии в систему международных транспортных коридоров
ТАШКЕНТ, 24 сентября. /ИА «Дунё»/. Транспортно-коммуникационная взаимосвязанность играет важную роль в развитии экономического сотрудничества и общего развития государств и регионов. В этой связи актуальной является инициатива Президента Шавката Мирзиёева, озвученная в ходе 75-й сессии Генассамблеи ООН, об учреждении под эгидой организации Регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Давая разъяснения по данному вопросу, руководитель проекта Института прогнозирования и макроэкономических исследований Дилдора Ибрагимова выразила корреспонденту ИА «Дунё» свое мнение:
— Данная инициатива является исключительно важной и базируется на масштабных преобразованиях, осуществленных в нашей стране за последние годы в сфере транспорта.
Действительно, формирование разветвленной транспортно-коммуникационной системы в Центральной Азии позволит в полной мере реализовать транспортно-транзитный потенциал региона и будет иметь мультипликативный эффект для устойчивого развития центральноазиатского пространства.
Узбекистан на данном направлении уже проводит значительную работу, что стало очевидным особенно в условиях пандемии. Так, объем транзитных перевозок за 1-е полугодие 2020 года увеличился на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более 4 миллионов тонн. За этот же период доля транзита в объеме международных железнодорожных перевозок выросла на 4%.
Несмотря на это, в регионе все еще сохраняется ряд проблем в транспортно-логистической сфере, такие как несоответствие нормативно-правовых основ различных стран-участниц перевозочного процесса, различные технические стандарты, отсутствие унифицированной железнодорожной колеи на всем пути следования, а также простои транзитных грузов на границах из-за длительного процесса таможенного оформления и низкого уровня внедрения цифровых технологий.
В этой связи особую актуальность приобретают инициатива Президента Узбекистана о создании под эгидой ООН Регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности в качестве регионального органа-регулятора нормативно-правовой базы, а также технических норм и стандартов, активно содействуя реализации мер и применению разнообразных инструментов и решений в организации международных перевозок стран-участниц.
Инициатива будет способствовать решению таких задач, как эффективное и взаимовыгодное использование совместно с соседними странами международных транспортных коридоров, а также формирование единого, разветвленного и внешне интегрированного транспортного пространства в Центральной Азии для укрепления взаимосвязей, активизация совместных усилий по развитию существующих и формированию новых транспортных коридоров, в том числе транзитных, создание благоприятных условий для осуществления международных перевозок путем гармонизации и упрощения межграничных транспортных процедур, в том числе пограничного, таможенного, фитосанитарного и ветеринарного контроля.
Важное геостратегическое расположение стран Центральной Азии дает возможность сформировать сухопутный перекресток транспортных артерий Евразии с организацией цепочек поставок по принципу транспортно-логистических кластеров.
Формирование крупного логистического кластера в Узбекистане в качестве транспортно-коммуникационного центра Евразии послужит стимулированию развития всех видов транспорта и создаст условия для переориентирования крупных мировых торговых рынков в Центральную Азию – перекрестка сухопутных транспортных путей, как и было до прекращения действия «Великого шёлкового пути» в XV веке.
Всё больше повышается актуальность развития и формирования трансафганского – так называемого «Кабульского коридора», связывающим Евросоюз, Россию, Узбекистан, Пакистан, Индию и далее страны Юго-Восточной Азии. Это, в свою очередь, позволит укрепить роль Афганистана в качестве сухопутного моста, соединяющего Центральную Азию с Южной Азией.