Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований и АО "Узбекистон темир йуллари" оценили преимущества новой железной дороги "Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар" (Кабульский коридор), которая свяжет Узбекистан с Пакистаном через Афганистан.
В последнее время мировым сообществом проявляется растущий интерес к присоединению к новому проекту транспортного коридора – строительству сухопутной альтернативной железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» («Кабульский коридор»), связывающий Пакистан с Афганистаном.
Протяжённость проектируемой железной дороги расчетно составляет 573 км. Предварительная стоимость реализации проекта составляет около $4,8 млрд.
В зависимости от выбора трассы, строительство можно завершить в течении 4-5 лет.
По мнению экспертов, прогнозный объём перевозки грузов в первые годы эксплуатации составят 4 млн. тонн с дальнейшим увеличением до 7 млн. тонн в год.
Исследования показали, что потенциал осуществления перевозок через соседнюю страну Афганистан велик, что указывает на необходимость его дальнейшего развития в сторону Пакистана и далее Индии.
Так, за 2012-2020 гг. по железной дороге «Галаба (Узбекистан) – Мазари-Шариф (Афганистан)» перевезено 26 млн. тонн грузов или около 3,2 млн. тонн. ежегодно.
Новый сухопутный транспортный коридор свяжет Евросоюз, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии.
Проведенный анализ показал существенные конкурентные преимущества проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» в сравнении с действующими маршрутами до портов стран Юго-Восточной Азии через территорию Ирана:
- прямой выход к пакистанским портам Карачи и Гвадар;
- выход товаров Узбекистана на перспективные рынки Пакистана и Индии. Это создаст возможности для экспорта минеральных удобрений, продовольственных и промышленных товаров;
- обеспечение через Узбекистан транзита товаров из Индии и Пакистана в страны СНГ и Европыи Китай;
- снижение транспортных затрат. Расстояние маршрутов перевозок от Ташкента до портов стран и Юго-Восточной Азии через порт Карачи короче на 661 км, чем через действующий на сегодняшнее время порт Ирана - Бендер-Аббас, соответственно это отражается на транспортных расходах (по расчетам, расстояние от Ташкента до порта Мумбаи через иранский порт Бендер-Аббас составляет 4249 км, а через пакистанский порт Карачи – 3588,1 км). Еще одним неудобным фактором являются экономические санкции против Ирана, что ограничивают перевозки по территории Ирана;
- железнодорожная линия Ташгузар-Бойсун-Кумкурган будет активно задействована за счёт увеличения транзитного потока по этому маршруту;
- существующая автодорога между Мазари-Шарифом и Кабулом, существенно облегчит строительство железной дороги;
- строительство вдоль трассы ЛЭП «Сурхан – Пули Хумри» и CASA - 1000 будет способствовать снижению затрат на этапах строительства и эксплуатации железной дороги за счёт её электрификации.
Реализация проекта создаёт уникальные возможности для Афганистана. В экономический оборот вовлекаются крупные месторождения меди, олова, цинка, железной руды, мрамора, гранита, травертина и других полезных ископаемых, расположенные вдоль трассы пролегания железной дороги, а также будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест.
Страны, принимающие участие в реализации проекта, получат дополнительные возможности по увеличению экспорта транспортных услуг, связанных с обслуживанием растущих транзитных грузовых перевозок между странами СНГ и Восточной Европы с Афганистаном, Пакистаном и странами Южной и Юго - Восточной Азии.
По мнению экспертов АО "Узбекистон темир йуллари" и ИПМИ, эффективность трансрегионального проекта может существенно повысится в случае его реализации синхронно с проектом строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Это позволит в разы увеличить объёмы транзита из Китая в страны Центральной и Южной Азии и обратно.
Развитие данных маршрутов приведет к увеличению транзитного потенциала стран Центрально-азиатского региона, в том числе Узбекистана, и формированию новых транзитных коридоров (перечисленные коридоры высвечиваются в виде анимации на инфографике):
«Индия – Пакистан – Афганистан - Узбекистан - Кыргызстан -Китай»
«Индия – Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Казахстан – Россия – Беларусь – Евросоюз»
«Китай - Кыргызстан – Узбекистан – Иран – Турция – ЕС»
Позиционирование Узбекистана в качестве крупного транспортно-коммуникационного центра Евразии послужит стимулированию развития всех видов транспорта и создаст условия для переориентирования крупных мировых торговых рынков в Центральную Азию – перекрестка сухопутных транспортных путей, как и было до прекращения действия Великого шелкового пути.
В свою очередь, формирование выгодных для всех стран-участниц коридоров Пакистан-Афганистан-Узбекистан и Китай-Кыргызстан-Узбекистан, позволит выполнить поручения, озвученные в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису: «…производство конкурентоспособной продукции, поиск новых международных рынков и увеличение экспорта, полноценное использование транзитного потенциала являются залогом устойчивого экономического роста. … за счет улучшения инфраструктуры, обеспечения прозрачности тарифов и открытия новых маршрутов транзитный потенциал нашей страны можно довести с нынешних 7 миллионов тонн до 16 миллионов тонн».
Руководитель Проекта по развитию логистической инфраструктуры и формированию цифровой экономики
Ибрагимова Д.Т.