Информационные технологии способствуют экономическому росту по причине того, что современные технологии облегчают взаимодействие людей и повышают производительность труда работников [1]. Прямым результатом влияния ИКТ на уровень жизни населения является то, что в развивающихся регионах наблюдается устойчивое снижение уровня абсолютной бедности.
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) оценили влияние ИКТ на сокращение уровня бедности в Узбекистане.
По результатам исследования, выявлены следующие результаты:
1. Увеличение протяженности волоконно-оптического интернета на 100 км способствует снижению уровня бедности на 0,06 п.п. через год и 0,09 п.п. через 2 года.
2. Рост числа пользователей интернета на 1 п.п. сократит уровень бедности на 0,02 п.п. через 2 года, при этом данный эффект особо не отличается от эффекта, полученного через 1 год.
Ризван Муштака и Катрин Брюно [2] на примере 61 стран в период с 2001 по 2012 гг. обнаружили положительную корреляцию между развитием ИКТ и ростом деятельности финансовых организаций. Использование ИКТ в качестве инструмента для обеспечения финансовой доступности ускоряет экономический рост, снижает уровень бедности и неравенства. Другими словами, информационные технологии содействуют развитию финансовых услуг, тем самым ускоряют процесс сокращения бедности и социального неравенства.
ИКТ рассматривается как один из основных источников движущей силы для общего экономического развития, интегрированного с микро-, малыми и средними предприятиями (ММСП). Электронная коммерция играет большую роль в достижении эффективности бизнеса в развивающихся странах Азии [3]. ММСП, использующие ИКТ, могут уменьшить бедность и безработицу. Исследование авторов также доказывает, что ММСП, использующие ИКТ и электронную коммерцию, могут повысить занятость и создать новые рабочие места, что может способствовать общему экономическому развитию.
Анализ причинно-следственной связи между ИКТ и сокращением бедности показывает, что существует небольшая, но положительная выгода от ИКТ для беднейшей группы населения, а наличие мобильных телефонов, в частности, является потенциально ценным инструментом для улучшения условий жизни очень бедных слоев населения в среднесрочной перспективе (6–10 лет) [4].
Для анализа влияния развития интернета и мобильной связи на уровень бедности в Узбекистане были построены эконометрические модели на основе статистических данных Государственного Комитета по статистике Республики Узбекистан в разрезе регионов (12 областей, Республика Каракалпакстан и город Ташкент) за период 2015 – 2020 годы (84 наблюдения)
В качестве зависимой переменной, отображающей уровень бедности, для эконометрического моделирования был использован такой показатель как доля малообеспеченного населения (%).
В качестве показателей, отображающих развитие ИКТ, были отобраны:
1. Протяженность волоконно-оптических линий связи, тыс. км;
2. Количество базовых станций сотовой связи, тыс. штук;
3. Количество абонентов с доступом в сеть Интернет (количество пользователей), на 100 человек.
На основе эконометрических моделей можно сделать вывод о том, что Увеличение протяженности волоконно-оптического интернета на 100 км способствует снижению уровня бедности на 0,06 п.п через год и 0,09 п.п через 2 года, коэффициенты значимы на 1% уровне значимости. Коэффициент, отражающий эффект в тот же год оказался значим на 10% уровне. Это означает, что протяженность волокно-оптических линий связи оказывает долгосрочное влияние на сокращение бедности в стране.
Рост числа пользователей интернета на 1 п.п. сократит уровень бедности на 0,02 п.п через 2 года, при этом данный эффект особо не отличается в тот же период и через 1 год. Данный результат соответствует предыдущим выводам в исследованиях Alimi S. и Okunade O. (2020) [5], что использование интернета может оказать быстрый эффект, но не иметь долгосрочной перспективы.
Количество базовых станций сотовой подвижной связи не оказало значимого влияния в течение 2 лет. Это может объясняться тем, что эффект может быть более длительным, который сложно заметить в рамках данного исследования по причине ограниченного временного промежутка.
Взятие лага в 2 года обусловлено тем, что снижение уровня бедности достаточно длительный процесс и эффект от внедрения информационных технологий сложно заметить на первых этапах. Более того, согласно вышеуказанному исследованию, ИКТ в среднем позволяет улучшить уровень жизни бедных слоёв населения в течение 6-10 лет.
Данный феномен объясняется неравномерным распределением ИКТ в разрезе доходов населения в странах мира. В результате, общий уровень жизни растёт быстрее, чем уровень жизни малообеспеченной доли населения.
Таким образом, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры имеет важное значение для снижения уровня бедности в среднесрочной перспективе. Анализируя план действий по развитию ИКТ на ближайшие годы можно предположить, что данный фактор увеличит свою значимость и приведет к повышению образования населения, доступности цифровых услуг, в том числе финансовых, а также в целом к росту доходов населения и сокращению уровня бедности в стране.
Антон Костюченко,
руководитель проекта ИПМИ
Одилжон Назаров,
старший научный сотрудник ИПМИ
[1] Beardsley, S. C., Enriquez, L., Bonini, S., Sandoval, S., & Brun, N. O. Ë. M. (2010). Fostering the economic and social benefits of ICT. The Global Information Technology Report 2009, 61-70.
[2] Mushtaq, R., & Bruneau, C. (2019). Microfinance, financial inclusion and ICT: Implications for poverty and inequality. Technology in Society, 59, 101154.
[3] Haque, M. M., & Ahlan, A. R. (2018). Can ICT reduce poverty and unemployment and elevate development integrating micro, small, and medium enterprises in Bangladesh? - Sharing Asian experiences. International Journal of Engineering and Management Research (IJEMR), 8(4), 168-174.
[4] May, J. (n.d.). The ICT/poverty nexus. United Nations. Retrieved September 27, 2022, from https://www.un.org/en/chronicle/article/ictpoverty-nexus
[5] Alimi, A. S., & Okunade, S. O. (2020). Financial inclusion, ICT diffusion and poverty reduction: Evidence from Sub-Sahara African countries. Asian Journal of Economics and Business, 1(2), 139-152.