Зарубежный опыт земельных реформ: часть 1

Египет

Основной целью земельной реформы в Египте была ликвидация слоя крупных землевладельцев, составлявших серьезную политическую силу, противостоящую власти президента Насера.

До переворота 1952 года менее 6% населения Египта владели более 65% земли в стране и менее 0,5% египтян владели более чем 1/3 всей плодородной земли. Эти крупные собственники имели почти автократический контроль над землей, которой они владели, и взимали высокую арендную плату, которая в среднем составляла 75% дохода, полученного от арендованной земли. Такая высокая арендная плата в сочетании с высокими процентными ставками, взимаемыми банками, ввергли многих мелких фермеров и крестьян в долги.

11 сентября 1952 года вступил в силу Закон № 178. В законе было множество положений, направленных на решение египетских земельных проблем:

- землевладельцам было запрещено владеть более чем 200 федданом (84 га). Однако отцам, имеющим более 2 детей, было разрешено владеть 300 федданами (126 га).

- лимит арендной платы за землю был установлен в 7 раз больше суммы земельного налога за земельный участок;

- срок действия всех договоров аренды земли составлял не менее 3 лет.

Правительство создало кооперативы для фермеров, имеющих менее 5 федданов (2,1 га). Члены этих кооперативов работали вместе, чтобы получить такие материалы, как удобрения, пестициды и семена, а также сотрудничали в транспортировке своей продукции на рынок.

Минимальная заработная плата для сельскохозяйственных рабочих была установлена в размере 18 пиастров в день.

Кроме того, закон предусматривал перераспределение любой земли, принадлежавшей владельцам сверх установленных им пределов:

 - каждый пострадавший владелец получал компенсацию за его избыток земли в государственных облигациях на сумму в 10 раз больше арендной платы за землю. Эти облигации выплачивались под 3% годовых и подлежали погашению через 30 лет.

- вся земля, купленная государством, подлежала продаже крестьянам, хотя никто не мог получить от правительства более 5 федданов (2,1 га). - крестьяне, купившие землю, должны платить правительству стоимость земли и 15% надбавку в течение 30 лет.

В 1958 году были пересмотрены 3 положения закона о земельной реформе:

- процентная ставка по облигациям, которые правительство использовало для выплаты компенсации владельцам захваченных земель, была снижена до 1,5 %.

- людям, купившим землю у государства, давали 40 лет (вместо 30) для полной выплаты.

- государственная надбавка, которую платили покупатели, была снижена до 10%.

В 1961 году правительство снова пересмотрело программу земельной реформы, снизив максимальный размер владения землей до 100 федданов (42 га).

В 1969 году возможный максимум достиг 50 федданов (21 га).

Результаты

Первоначально земельная реформа, по существу, устранила политическое влияние крупных землевладельцев. В рамках реформы 350 тыс. домохозяйств получили доступ к земельным ресурсам, в том числе дополнительным. Однако это привело к перераспределению только около 15% возделываемых земель Египта.

Распределение доходов домохозяйств также улучшилось за счет перераспределения земли, связанного с интенсивной трудовой занятостью, и более широкого доступа к образованию, которое рассматривается как важный актив (человеческий капитал). Сочетание более широкого доступа к земле и возможностей образования существенно снизило уровень бедности среди сельского населения в Египте с 56,1% в 1951 году до 23,8% в 1965 году[1].

Венгрия

До Второй мировой войны фермерские хозяйства Венгрии характеризовались крайней концентрацией земель в крупных поместьях. Около 0,1% помещиков владели 30% всех сельскохозяйственных земель, а безземельных крестьян было 1,8 миллиона.

После Второй мировой войны первая волна земельной реформы в Венгрии началась еще в марте 1945 года, когда все поместья площадью более 575 га были экспроприированы, а площадь других ферм была сокращена до 57 га путем конфискации. Вместе с землей был конфискован скот и производственные активы. В общей сложности было конфисковано около 3 млн га и роздано 725 тыс безземельным рабочим и мелким фермерам. Новые владения были ограничены 8,5 га.

В 1948 году началась вторая волна земельной реформы, когда 170 тыс. га арендованных земель были переданы от крупных фермеров сельскохозяйственным работникам, мелким фермерам и кооперативным хозяйствам за низкую арендную плату. Переход от индивидуального хозяйства к кооперативам и совхозам был длительным и постепенным процессом. В 1950 году кооперативы и совхозы контролировали 14% всей сельскохозяйственной земли. В 1966 году эта цифра возросла до 86%.

Однако в Венгрии социалистическая реформа так и не привела к полной ликвидации частной собственности на сельскохозяйственные земли. Многие отдельные фермеры вступили в кооперативы со своей землей, некоторые насильно, другие участвовали добровольно. Во многих случаях кооперативы покупали землю, когда их члены умирали или уходили из сельского хозяйства. Кроме того, 5% сельскохозяйственных земель остались в частных хозяйствах вне кооперативов и продолжали использоваться для индивидуального ведения сельского хозяйства. Также членам и работникам кооперативов разрешалось обрабатывать индивидуальные приусадебные участки площадью в среднем около 0,5 га на правах пользования от кооперативов или совхозов.

Процесс земельной реформы в Венгрии уникален среди стран Центральной и Восточной Европы и начался с принятия Закона о компенсации в 1991 году. Согласно закону, венгерские граждане, чья собственность была экспроприирована после июня 1949 года, имеют право на компенсацию.

Закон о компенсации распространялся не только на сельскохозяйственные земли, но и на все активы, национализированные у граждан в период с 1949 года по начало переходного периода в 1990 году. Таким образом, Венгрия приняла решение о компенсации вместо физической реституции, а частным владельцам, у которых земля была экспроприирована без компенсации в период с 1945 по 1949 год, ничего не было компенсировано. Помимо компенсаций бывшим землевладельцам, земля распределялась нынешним группам пользователей, таким как безземельные члены кооперативов и рабочие (служащие) кооперативов и совхозов.

Инструментом компенсации были купоны или ваучеры. В качестве компенсационных талонов использовалась «золотая крона», традиционная австро-венгерская единица качества земли. Ваучеры можно было использовать для приобретения государственного имущества, такого как квартиры, акции государственных предприятий, а также сельскохозяйственные земли, и ваучеры можно было свободно продавать на рынке. Однако право на покупку сельскохозяйственной земли было ограничено первоначальным получателем ваучера.

Согласно Закону о переходе к кооперативам, принятому в 1992 году, кооперативные хозяйства должны были выделить в качестве компенсации землю, приобретенную кооперативами после июня 1949 года. Затем земля продавалась с аукциона отдельными участками и приобреталась в качестве оплаты ваучерами. В аукционах участвовали бывшие землевладельцы, желавшие вернуть себе сельскохозяйственные земли. Ваучеры, полученные бывшими владельцами, основывались на оценочной стоимости утраченного имущества. За недвижимость стоимостью до 200 тыс. форинтов (около 10 га средней сельскохозяйственной земли) компенсация выплачивалась в размере 100%, а затем с отступающей шкалой компенсации.

Помимо компенсаций бывшим помещикам, земля была «продана» безземельным членам кооперативов и служащим. Членам кооператива было выделено 30 золотых крон, а работникам - 20, что соответствует соответственно 1,5 га и 1 га сельскохозяйственных земель среднего качества. Эта земля была роздана без аукциона и «оплачена» чеками золотой кроны.

Венгрия отличается от большинства других стран, поскольку только физическим лицам разрешено владеть сельскохозяйственными землями. Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения ограничено 300 га.

Результаты

Всего компенсационная программа охватила 5,6 млн га.

Через компенсационные аукционы в частную собственность было передано 2,7 млн га. Кроме того, 1,5 миллиона новых владельцев (т.е. безземельных членов и работников кооперативов) получили 3 млн. га за счет продажи государственной земли по ваучерам/распределению. Оставшаяся колхозная земля была роздана членам колхозов.

В Венгрии результатом земельной реформы стала сильно фрагментированная структура собственности, часто с относительно небольшими участками, разделенными на длинные и тонкие полосы. Фермеры, приобретающие землю по своим ваучерам на аукционах, часто получали 2-3 га земли, разделенных на несколько узких участков в разных местах. Средний размер агрохолдингов составлял 1,1 га. Около 10% всех сельскохозяйственных участков имеют более одного владельца (т.е. принадлежат совладельцам).

Фермерские структуры в Венгрии были более смешанные, чем в большинстве стран, с наличием как мелких натуральных семейных ферм, средних и крупных коммерческих семейных фермерских хозяйств; и крупных корпоративных ферм, полностью работающих на арендованной земле. Аренда земли являлась обычным явлением, и 59% с/х земли в Венгрии в 2005 г. было арендовано.

После того, как сельскохозяйственные земли были переданы частным владельцам в ходе земельной реформы в первой половине 1990-х годов, многие владельцы или их наследники покинули сельские районы и жили в городах и не занимались сельским хозяйством. Земельный рынок в Венгрии был слаб, и земля мелких агрохолдингов часто сдавалась в аренду или была просто заброшена. Цены на землю были низкие из-за слабого спроса, и отсутствующие землевладельцы часто оставляли землю заброшенной, ожидая повышения цен на землю.

 


[1] https://www.fao.org/3/j0415t/j0415t05.htm

572