Искусственный интеллект (ИИ) как ключевое направление в развитии финтех рынка
Искусственный интеллект (ИИ) как ключевое направление в развитии финтех рынка
Объем рынка ИИ в финтехе оценивается в $42,8 млрд в 2023 году и, как ожидается, достигнет $49,4 млрд к 2028 году[1] и $61,3 млрд к 2031 году[2]. Согласно отчету, FinTech Five by Five[3], 65% финтех-компаний считают, что технология ИИ повлияет на сектор в ближайшие годы. Компании, которые игнорируют огромные возможности, предоставляемые искусственным интеллектом в финансовой индустрии, могут лишить свою компанию значительного роста в будущем.
ИИ и машинное обучение принесли пользу банкам и финтеху, поскольку они могут обрабатывать огромные объемы информации о клиентах. Эти данные и информация затем сравниваются для получения результатов о своевременном предоставлении услуг/продуктов, которые хотят клиенты, что, по сути, помогает в развитии отношений с клиентами.
Банки и страховые компании внедряют решения на основе машинного обучения для веб- и мобильных приложений. Это еще больше усилило целевой маркетинг в режиме реального времени, предсказывая склонность клиентов к продуктам на основе поведенческих данных в режиме реального времени.
ИИ также активно используется для создания чат-ботов, способных оказывать базовые услуги в автоматическом режиме. К примеру, в приложении Тинькофф есть чат-бот, который ответит на простые вопросы: например, сколько баллов начислено или как перевести деньги другу. Если вопрос сложный и чат-бот не справится, он переключит клиента на сотрудника оператора. Ожидается, что глобальная экономия от чат-ботов достигнет $7 млрд. в 2023 году[4], финансовые учреждения имеют все основания продолжать использовать виртуальных помощников и искусственный интеллект для взаимодействия с клиентами.
В феврале 2021 года Президентом Республики Узбекистан принято Постановление «О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта».
Документом утверждена Программа мер по изучению и внедрению данных технологий в 2021–2022 гг., основными направлениями которой являются[5]:
- разработка Стратегии развития ИИ;
- выработка нормативно-правовой базы;
- широкое применение технологий ИИ;
- создание отечественной экосистемы инновационных разработок в области ИИ;
- создание условий для разработчиков программного обеспечения с применением технологий ИИ в доступе к цифровым данным;
- формирование инвестиционной привлекательности научных работ и разработок в области ИИ;
- обеспечение доступа отечественных предприятий и специалистов к информационным ресурсам и компетенциям в области ИИ;
- развитие международного сотрудничества в области ИИ и технологий его применения.
В перечне утвержденных пилотных проектов по внедрению технологий ИИ на 2021-2022 годы отдельное внимание уделяется финансовому сектору[6]:
• в банковской сфере для повышения эффективности мониторинга за деятельностью коммерческих банков и упрощения выполнения ими регуляторных требований (SubTech и RegTech), а также для анализа качества оказания банковских услуг, удаленной биометрической идентификации (Face-ID) пользователей и оценки кредитных рисков;
• в финансовой сфере для анализа и повышения эффективности бюджетных расходов, пенсионных, социальных и страховых выплат, а также пособий;
• в налоговой сфере для анализа налоговых поступлений юрлиц, выявления отклонений налоговых отчислений;
• в сфере электронного правительства для удаленной биометрической идентификации пользователей при оказании электронных государственных и финансовых услуг (Face-ID).
В целом Узбекистан имеет большие возможности для развития новых видов цифровых услуг на среднесрочный период с использованием ИИ:
- Поддержка клиентов на местном языке. Чат-боты и виртуальные помощники, управляемые искусственным интеллектом, могут быть обучены узбекскому языку для обеспечения эффективной поддержки клиентов. Это может быть особенно полезно для Узбекистана, который переходит на цифровое банковское обслуживание.
- Кредитование малого и среднего бизнеса. ИИ может анализировать широкий спектр данных для оценки кредитоспособности МСП, способствуя выдаче кредитов, которые могут стимулировать экономический рост.
- Финансирование сельского хозяйства. Сельское хозяйство является важным сектором экономики Узбекистана. ИИ может помочь в предоставлении индивидуальных финансовых продуктов для фермеров. Например, использование данных спутниковых снимков и погодных условий для оценки урожайности и предоставления страховых или кредитных продуктов.
- Соответствие нормативным требованиям. По мере развития финансового сектора в Узбекистане соблюдение нормативных требований будет приобретать все большее значение. ИИ может помочь автоматизировать задачи по обеспечению соответствия и гарантировать соблюдение финансовыми учреждениями нормативных требований.
- Использование ИИ в других сферах финансового сектора (страхование, пенсионные фонды, рынок ценных бумаг и другие) - это позволит повысить их эффективность и снизить возможные риски (управление рисками).