Искусственный интеллект (ИИ) как ключевое направление в развитии финтех рынка

 

Объем рынка ИИ в финтехе оценивается в $42,8 млрд в 2023 году и, как ожидается, достигнет $49,4 млрд к 2028 году[1] и $61,3 млрд к 2031 году[2]. Согласно отчету, FinTech Five by Five[3], 65% финтех-компаний считают, что технология ИИ повлияет на сектор в ближайшие годы. Компании, которые игнорируют огромные возможности, предоставляемые искусственным интеллектом в финансовой индустрии, могут лишить свою компанию значительного роста в будущем.

ИИ и машинное обучение принесли пользу банкам и финтеху, поскольку они могут обрабатывать огромные объемы информации о клиентах. Эти данные и информация затем сравниваются для получения результатов о своевременном предоставлении услуг/продуктов, которые хотят клиенты, что, по сути, помогает в развитии отношений с клиентами.

Банки и страховые компании внедряют решения на основе машинного обучения для веб- и мобильных приложений. Это еще больше усилило целевой маркетинг в режиме реального времени, предсказывая склонность клиентов к продуктам на основе поведенческих данных в режиме реального времени.

ИИ также активно используется для создания чат-ботов, способных оказывать базовые услуги в автоматическом режиме. К примеру, в приложении Тинькофф есть чат-бот, который ответит на простые вопросы: например, сколько баллов начислено или как перевести деньги другу. Если вопрос сложный и чат-бот не справится, он переключит клиента на сотрудника оператора. Ожидается, что глобальная экономия от чат-ботов достигнет $7 млрд. в 2023 году[4], финансовые учреждения имеют все основания продолжать использовать виртуальных помощников и искусственный интеллект для взаимодействия с клиентами.

В феврале 2021 года Президентом Республики Узбекистан принято Постановление «О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта».

Документом утверждена Программа мер по изучению и внедрению данных технологий в 2021–2022 гг., основными направлениями которой являются[5]:

- разработка Стратегии развития ИИ;

- выработка нормативно-правовой базы;

- широкое применение технологий ИИ;

- создание отечественной экосистемы инновационных разработок в области ИИ;

- создание условий для разработчиков программного обеспечения с применением технологий ИИ в доступе к цифровым данным;

- формирование инвестиционной привлекательности научных работ и разработок в области ИИ;

- обеспечение доступа отечественных предприятий и специалистов к информационным ресурсам и компетенциям в области ИИ;

- развитие международного сотрудничества в области ИИ и технологий его применения.

В перечне утвержденных пилотных проектов по внедрению технологий ИИ на 2021-2022 годы отдельное внимание уделяется финансовому сектору[6]:

• в банковской сфере для повышения эффективности мониторинга за деятельностью коммерческих банков и упрощения выполнения ими регуляторных требований (SubTech и RegTech), а также для анализа качества оказания банковских услуг, удаленной биометрической идентификации (Face-ID) пользователей и оценки кредитных рисков;

• в финансовой сфере для анализа и повышения эффективности бюджетных расходов, пенсионных, социальных и страховых выплат, а также пособий;

• в налоговой сфере для анализа налоговых поступлений юрлиц, выявления отклонений налоговых отчислений;

• в сфере электронного правительства для удаленной биометрической идентификации пользователей при оказании электронных государственных и финансовых услуг (Face-ID).

В целом Узбекистан имеет большие возможности для развития новых видов цифровых услуг на среднесрочный период с использованием ИИ:

- Поддержка клиентов на местном языке. Чат-боты и виртуальные помощники, управляемые искусственным интеллектом, могут быть обучены узбекскому языку для обеспечения эффективной поддержки клиентов. Это может быть особенно полезно для Узбекистана, который переходит на цифровое банковское обслуживание.

- Кредитование малого и среднего бизнеса. ИИ может анализировать широкий спектр данных для оценки кредитоспособности МСП, способствуя выдаче кредитов, которые могут стимулировать экономический рост.

- Финансирование сельского хозяйства. Сельское хозяйство является важным сектором экономики Узбекистана. ИИ может помочь в предоставлении индивидуальных финансовых продуктов для фермеров. Например, использование данных спутниковых снимков и погодных условий для оценки урожайности и предоставления страховых или кредитных продуктов.

- Соответствие нормативным требованиям. По мере развития финансового сектора в Узбекистане соблюдение нормативных требований будет приобретать все большее значение. ИИ может помочь автоматизировать задачи по обеспечению соответствия и гарантировать соблюдение финансовыми учреждениями нормативных требований.

- Использование ИИ в других сферах финансового сектора (страхование, пенсионные фонды, рынок ценных бумаг и другие) - это позволит повысить их эффективность и снизить возможные риски (управление рисками).

 

Антон Костюченко,
руководитель проекта ИМРИ

Одилжон Назаров,
ведущий научный сотрудник ИМРИ

 


[1] https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/ai-in-fintech-market#:~:text=The%20AI%20in%20Fintech%20Market%20size%20is%20estimated%20at%20USD,people%20interact%20with%20financial%20services

[2] https://anywhere.epam.com/business/ai-in-fintech

[3] https://www.tribepayments.com/tribe-blog/67-of-fintechs-believe-that-ai-will-have-the-biggest-impact-on-sector-in-the-next-five-years

[4] https://financesonline.com/chatbot-statistics/

[5] https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/v_uzbekistane_vnedryat_tehnologii_iskusstvennogo_intellekta

[6] https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/v_uzbekistane_vnedryat_tehnologii_iskusstvennogo_intellekta

1485