Влияние государственных переворотов на экономику стран
Насильственный государственный переворот или же революционная смена власти оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие экономики. Данные последствия могут иметь как краткосрочный, так и долгосрочный эффект.
Доцент и экономист Стокгольмского института переходной экономики Эрик Мейерссон в своем исследовании[1] пришел к следующим выводам:
- в демократических странах успешные попытки насильственного захвата власти обычно ассоциируются с сокращением темпов роста на душу населения в следующее десятилетие на 1−1,3% в год;
- перевороты приводят к приостановлению перспективных экономических реформ, особенно в финансовом секторе;
- в демократических странах существует долгосрочная корреляция успешных переворотов с падением инвестиций, сокращением уровня образования и более высокой детской смертностью.
Также Мейерссон говорит, что одно из заблуждений, связанных с переворотами, состоит в том, что они происходят после затяжных периодов экономической деградации. Это утверждение часто относится к захвату власти в авторитарных странах, но никак не в демократических. В них мятежи обычно следуют за периодами значительного экономического роста. Так было в Чили в 1973 году и в Турции в 1980-м.
Исследователь Мелиса Жад в своем исследовании «Рост и политические изменения: продолжительность перехода имеет решающее значение»[2] пришла к некоторым схожим выводам:
- ВВП на душу населения, как правило, сокращается на 7-11% в год, когда произошла революция.
- в случае затяжного переворота, спад оказывается более глубоким, вплоть до 21%, и длится дольше.
- изменения политической системы происходят рывками, в результате чего инвесторы, работодатели и потребители предпочитают не рисковать своими средствами, а ждать, чем же этот процесс закончится, что приводит к падению инвестиционной активности в стране.
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) провел анализ изменения экономической ситуации в странах, подвергшихся процессам революции и государственного переворота (Арабская весна, Цветная революция и др.). На основе анализа были получены следующие результаты:
- революции и силовые смены власти приводят к значительному экономическому замедлению;
- отдельные положительные достижения в экономике после революционных процессов являются лишь частью политики новой власти и соответствуют определенным задачам, но при этом не способствуют улучшению экономической ситуации в стране;
- наибольшему эффекту снижения подвержены такие экономические показатели как темпы прироста ВВП и ВВП на душу населения;
- неустойчивая внутренняя ситуация приводит к уменьшению притока прямых иностранных инвестиции, а также внутреннему инвестиционному потенциалу страны;
- частым явлением в государственной политике в постреволюционный период является сокращение расходов из бюджета, в частности на социальную политику.
Анализ был проведен по таким макроэкономическим показателям как Долг центрального правительства (всего, в % от ВВП), Расходы правительства (в % от ВВП), Чистый приток прямых иностранных инвестиций (в % от ВВП), Годовой рост ВВП (в %), Годовой рост ВВП на душу населения (в %), Валовое накопление капитала (в % от ВВП), Валовые сбережения (в % от ВВП), Годовая инфляция по потребительским ценам (в %), Годовая инфляция по дефлятору ВВП (в %).
Экономические последствия Арабской весны: (см. таблицу 1 приложения)
- Во всех странах наблюдается сильный рост инфляции как в среднесрочном (2011-2015 гг.), так и долгосрочном (2011-2020 гг.) периоде по отношению к среднему значению за 2000-2010 гг. В частности, среднее значение инфляции по потребительским ценам увеличилась от 0,3 п.п. до 15,9 п.п., а инфляция по дефлятору ВВП выросла от 0,6 п.п. до 21,4 п.п.
- Во всех странах темпы прироста ВВП снизились по сравнению с до революционным периодом (см. диаграмму 1). В некоторых странах данный показатель даже достиг отрицательного значения. При этом наименьшее снижение темпов прироста ВВП в среднесрочный период составило 0,5 п.п., а в долгосрочный - 1,4 п.п. Наибольшее снижение в среднесрочный период равнялось 17,4 п.п., а в долгосрочный - 11,9 п.п.
Темпы прироста ВВП на душу населения также подверглись негативным изменениям и сократились от 0,8 п.п. до 11,7 п.п. в среднесрочный период и от 1,6 п.п. до 9,8 п.п. в долгосрочный период.
Диаграмма 1. Темпы прироста ВВП в странах арабского мира (%)
Источник: рассчитано на основе базы данных Всемирного банка.
- Потоки прямых иностранных инвестиций в регион начали снижаться еще в кризис в 2008-2009 гг. Арабская весна оказала на них еще большее отрицательное воздействие. Средняя доля ПИИ от ВВП за 2011-2015 гг. по отношению к 2000-2010 гг. уменьшилась от 0,8 п.п. до 4,9 п.п., а за 2011-2020 гг. от 0,2 п.п. до 5,5 п.п.
- Снижению подвергся также внутренний инвестиционный потенциал стран региона. Об этом говорит снижение доли от ВВП таких показателей как валовое накопление капитала и валовые сбережения. Наименьшее снижение доли валового накопления капитала в среднесрочный и в долгосрочный периоды отмечалось на уровне 0,1 п.п. и 1,1 п.п. соответственно, а наибольшее снижение – на 3,9 п.п. и 3,5 п.п. соответственно.
Валовые сбережения, в свою очередь, в 2011-2015 гг. и в 2011-2020 гг. имели наименьшее понижение на 4,3 п.п. и 3,9 п.п. соответственно, а наибольшее на уровне 8,6 п.п. и 12,1 п.п. соответственно.
- Государственная политика претерпела изменения в сторону увеличения долга центрального правительства и сокращения государственных расходов, а значит сокращения финансирования на социальные вопросы.
Опыт отрицательного воздействия революций на экономику страны имеют также бывшие страны СССР. Так, происходящие на их территориях так называемые «цветные революции» поспособствовали как замедлению экономического роста, так и его снижению.
Экономические последствия Цветной революции (см. таблицу 2 приложения):
- Наибольшему отрицательному влиянию подверглась экономика Украины. Произошедший на ее территории в 2014 году евромайдан в последствии привел к тому, что все рассматриваемые показатели (за исключением доли расходов правительства от ВВП) как в среднесрочный период (2014-2015 гг.), так и в долгосрочный (2014-2020 гг.) период показали, как небольшое, так и значительное ухудшение: от 4,9 п.п. до 35,1 п.п.
- наименьшему краткосрочному воздействию подверглась экономика Грузии: увеличились потребительская инфляция и инфляция дефлятора ВВП (рост на 3,2 п.п. и 3,3 п.п. соответственно). При этом долгосрочный эффект оказался значительно больше и привел к ухудшению внутренних инвестиционных возможностей и снижению темпо прироста ВВП на душу населения.
- Экономика Молдовы сумела сгладить некоторое воздействие революции в долгосрочном периоде по сравнению со среднесрочным. Так, если в среднесрочном периоде наблюдался рост инфляции по дефлятору ВВП, то в долгосрочном периоде данный показатель показал значения уже ниже чем до революции.
- Армения та страна, в которой цветная революция произошла значительно позже остальных стран (2018 г.). В связи с этим оценить ее долгосрочное воздействие еще только предстоит. Однако за последние три года в экономике страны произошли уже такие изменения как замедление темпов прироста ВВП (-2,2 п.п.) и прироста ВВП на душу населения (-2,1 п.п.), снизились доля чистого притока ПИИ от ВВП (-2,4 п.п.) и внутренний инвестиционный потенциал (уменьшение доли валового накопления капитала от ВВП на 5,1 п.п. и доли валовых сбережений от ВВП на 1,7 п.п.), а также сократилась доля расходов правительства от ВВП на 1,5 п.п.
Дополнительный опыт таких стран как Центральная Африканская Республика (ЦАР), Мали и Гондурас (см. таблицу 3 приложения) отображают закономерность того, что революции и силовые смены власти приводят к значительному экономическому замедлению. Особенно сильно это отображается по снижению темпов прироста ВВП и ВВП на душу населения вплоть до почти 14 п.п. Также снижаются как внешние инвестиции, в связи с неустойчивой внутренней ситуацией, так и внутренний инвестиционный потенциал. Очень часто государственная политика правительства начинает сокращать свои расходы из бюджета, что приводит к возможному уменьшению выплат на пенсии, пособия, заработную плату и прочие субсидии.
Приложения
Таблица 1. Изменения экономических показателей стран Арабской весны.
Примечание: красным цветом выделены отрицательные тенденции
|
Средний прирост за 2000-2010 гг. |
Средний прирост за 2011-2015 гг. |
Средний прирост за 2011-2020 гг. |
Разница
|
Разница
|
Марокко |
|||||
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
51,9 |
55,6 |
55,6 |
3,8 |
3,8 |
Расходы правительства (% от ВВП) |
25,6 |
27,9 |
26,5 |
2,3 |
0,9 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
2,8 |
3,0 |
2,7 |
0,1 |
-0,2 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
4,7 |
4,0 |
2,5 |
-0,7 |
-2,2 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
3,4 |
2,6 |
1,0 |
-0,9 |
-2,4 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
31,3 |
33,8 |
32,8 |
2,5 |
1,5 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
31,5 |
27,1 |
27,6 |
-4,3 |
-3,9 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
1,8 |
1,2 |
1,1 |
-0,6 |
-0,7 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
1,4 |
0,7 |
0,9 |
-0,7 |
-0,5 |
Тунис |
|||||
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
50,0 |
42,5 |
42,5 |
-7,5 |
-7,5 |
Расходы правительства (% от ВВП) |
26,1 |
33,3 |
33,3 |
7,3 |
7,3 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
3,7 |
2,1 |
2,0 |
-1,6 |
-1,7 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
4,3 |
1,6 |
0,6 |
-2,7 |
-3,7 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
3,3 |
0,6 |
-0,4 |
-2,7 |
-3,8 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
24,3 |
24,1 |
23,2 |
-0,1 |
-1,1 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
21,1 |
15,1 |
13,6 |
-5,9 |
-7,5 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
3,1 |
4,4 |
5,1 |
1,4 |
2,0 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
4,0 |
4,6 |
5,3 |
0,6 |
1,3 |
Ливан |
|||||
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
29,1 |
25,7 |
26,5 |
-3,4 |
-2,7 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
11,1 |
6,2 |
5,5 |
-4,9 |
-5,5 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
5,4 |
2,1 |
-1,8 |
-3,3 |
-7,2 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
2,8 |
-3,5 |
-5,0 |
-6,2 |
-7,8 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
22,9 |
25,3 |
20,9 |
2,4 |
-2,0 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
4,3 |
-0,7 |
-0,8 |
-5,0 |
-5,1 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
2,6 |
2,9 |
11,2 |
0,3 |
8,6 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
2,1 |
3,3 |
11,5 |
1,2 |
9,4 |
Сирия |
|||||
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
0,4 |
1,3 |
1,3 |
0,8 |
0,8 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
4,8 |
-12,7 |
-7,2 |
-17,4 |
-11,9 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
2,0 |
-9,7 |
-4,9 |
-11,7 |
-7,0 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
16,3 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
4,9 |
20,7 |
20,7 |
15,9 |
15,9 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
7,0 |
28,4 |
27,7 |
21,4 |
20,7 |
Алжир |
|||||
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
1,4 |
0,6 |
0,7 |
-0,8 |
-0,7 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
3,9 |
3,3 |
1,8 |
-0,5 |
-2,1 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
2,4 |
1,3 |
-0,2 |
-1,1 |
-2,5 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
33,3 |
43,4 |
45,3 |
10,1 |
12,0 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
53,0 |
44,3 |
40,8 |
-8,6 |
-12,1 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
3,3 |
4,9 |
4,5 |
1,6 |
1,2 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
8,9 |
3,8 |
2,8 |
-5,1 |
-6,1 |
Ливия |
|||||
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
2,2 |
0,6 |
0,4 |
-1,7 |
-1,9 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
4,6 |
2,9 |
2,5 |
-1,6 |
-2,1 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
3,0 |
2,2 |
1,4 |
-0,8 |
-1,6 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
17,1 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
54,4 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
0,0 |
8,1 |
8,1 |
8,1 |
8,1 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
13,1 |
-3,2 |
-1,6 |
-16,4 |
-14,8 |
Египет |
|||||
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
85,8 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
28,9 |
30,6 |
30,6 |
1,7 |
1,7 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
3,7 |
1,2 |
2,0 |
-2,5 |
-1,8 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
5,0 |
2,7 |
3,6 |
-2,3 |
-1,4 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
3,1 |
0,4 |
1,5 |
-2,6 |
-1,6 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
18,9 |
15,1 |
15,4 |
-3,9 |
-3,5 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
20,1 |
13,0 |
12,5 |
-7,1 |
-7,6 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
7,9 |
9,4 |
11,9 |
1,5 |
4,0 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
7,9 |
12,2 |
13,1 |
4,3 |
5,2 |
Йемен |
|||||
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
1,7 |
-0,5 |
-0,8 |
-2,2 |
-2,5 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
4,5 |
-6,7 |
-5,9 |
-11,2 |
-10,4 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
1,5 |
-9,2 |
-8,3 |
-10,7 |
-9,8 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
10,7 |
12,1 |
12,1 |
1,4 |
1,4 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
12,6 |
17,4 |
15,0 |
4,8 |
2,5 |
Таблица 2. Изменения экономических показателей стран Цветных революций.
Примечание: красным цветом выделены отрицательные тенденции
Страна |
Периоды |
Изменения |
|||
Грузия |
Средний прирост за 2000-2003 гг. |
Средний прирост за 2004-2005 гг. |
Средний прирост за 2004-2010 гг. |
Разница
|
Разница
|
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
63,8 |
39,5 |
32,3 |
-24,4 |
-31,5 |
Расходы правительства (% от ВВП) |
15,3 |
20,8 |
25,3 |
5,5 |
10,1 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
5,2 |
8,3 |
10,9 |
3,1 |
5,7 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
5,8 |
7,7 |
6,1 |
1,9 |
0,3 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
7,1 |
8,4 |
6,7 |
1,2 |
-0,4 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
28,6 |
32,2 |
27,1 |
3,5 |
-1,5 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
16,1 |
20,0 |
11,0 |
3,9 |
-5,1 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
3,8 |
7,0 |
7,3 |
3,2 |
3,5 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
4,9 |
8,2 |
8,0 |
3,3 |
3,1 |
Молдова |
Средний прирост за 2000-2008 гг. |
Средний прирост за 2009-2010 гг. |
Средний прирост за 2009-2015 гг. |
Разница
|
Разница
|
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
44,6 |
24,8 |
21,7 |
-19,8 |
-22,9 |
Расходы правительства (% от ВВП) |
28,4 |
33,6 |
29,6 |
5,2 |
1,2 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
7,7 |
4,5 |
3,6 |
-3,3 |
-4,1 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
5,9 |
0,5 |
2,9 |
-5,4 |
-3,0 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
6,2 |
0,7 |
3,0 |
-5,5 |
-3,1 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
28,8 |
23,5 |
24,3 |
-5,3 |
-4,5 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
21,6 |
15,5 |
17,1 |
-6,1 |
-4,5 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
13,4 |
3,7 |
5,6 |
-9,7 |
-7,8 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
13,3 |
17,7 |
10,1 |
4,4 |
-3,2 |
Украина |
Средний прирост за 2000-2013 гг. |
Средний прирост за 2014-2015 гг. |
Средний прирост за 2014-2020 гг. |
Разница
|
Разница
|
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
33,5 |
67,0 |
68,6 |
33,5 |
35,1 |
Расходы правительства (% от ВВП) |
34,5 |
40,5 |
35,7 |
5,9 |
1,2 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
3,8 |
0,1 |
2,5 |
-3,7 |
-1,3 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
3,1 |
-9,9 |
-1,8 |
-13,1 |
-4,9 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
4,3 |
-5,3 |
-0,1 |
-9,6 |
-4,4 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
20,8 |
14,7 |
16,0 |
-6,2 |
-4,8 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
17,6 |
15,7 |
15,1 |
-1,9 |
-2,5 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
10,8 |
30,4 |
15,8 |
19,6 |
5,1 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
15,1 |
27,4 |
18,2 |
12,3 |
3,1 |
Армения |
Средний прирост за 2010-2017 гг. |
Средний прирост за 2018-2020 гг. |
Разница
|
|
|
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
|
|
Расходы правительства (% от ВВП) |
23,4 |
21,9 |
-1,5 |
|
|
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
3,8 |
1,4 |
-2,4 |
|
|
Рост ВВП (годовой, в %) |
4,0 |
1,8 |
-2,2 |
|
|
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
3,7 |
1,6 |
-2,1 |
|
|
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
24,5 |
19,4 |
-5,1 |
|
|
Валовые сбережения (% от ВВП) |
15,0 |
13,3 |
-1,7 |
|
|
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
3,8 |
1,7 |
-2,1 |
|
|
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
3,3 |
2,0 |
-1,4 |
|
|
Таблица 3. Изменения экономических показателей в ряде других стран.
Примечание: красным цветом выделены отрицательные тенденции
Страна |
Периоды |
Изменения |
|||
Центральная Африканская Республика |
Средний прирост за 2000-2012 гг. |
Средний прирост за 2013-2015 гг. |
Средний прирост за 2013-2020 гг. |
Разница
|
Разница
|
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
12,4 |
8,8 |
9,1 |
-3,6 |
-3,3 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
1,9 |
0,2 |
0,5 |
-1,8 |
-1,5 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
3,2 |
-10,7 |
-1,9 |
-13,8 |
-5,0 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
1,4 |
-11,1 |
-3,0 |
-12,5 |
-4,4 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
10,9 |
17,1 |
21,4 |
6,2 |
10,5 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
3,3 |
7,8 |
4,9 |
4,5 |
1,6 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
2,7 |
5,7 |
4,0 |
3,0 |
1,3 |
Мали |
Средний прирост за 2000-2011 гг. |
Средний прирост за 2012-2015 гг. |
Средний прирост за 2012-2020 гг. |
Разница
|
Разница
|
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
12,3 |
12,6 |
12,6 |
0,3 |
0,2 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
2,9 |
2,2 |
2,6 |
-0,7 |
-0,4 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
5,2 |
3,7 |
3,8 |
-1,5 |
-1,4 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
1,9 |
0,7 |
0,8 |
-1,2 |
-1,1 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
21,0 |
19,4 |
20,3 |
-1,6 |
-0,6 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
13,8 |
16,0 |
15,8 |
2,2 |
2,0 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
2,5 |
1,8 |
0,7 |
-0,7 |
-1,8 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
4,1 |
2,4 |
1,8 |
-1,7 |
-2,2 |
Гондурас |
Средний прирост за 2000-2009 гг. |
Средний прирост за 2010-2015 гг. |
Средний прирост за 2010-2020 гг. |
Разница
|
Разница
|
Долг центрального правительства, всего (% от ВВП) |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
Расходы правительства (% от ВВП) |
21,2 |
23,1 |
23,1 |
2,0 |
2,0 |
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) |
5,7 |
6,1 |
5,6 |
0,4 |
-0,1 |
Рост ВВП (годовой, в %) |
4,5 |
3,6 |
2,5 |
-1,0 |
-2,0 |
Рост ВВП на душу населения (годовой, в %) |
2,0 |
1,7 |
0,7 |
-0,4 |
-1,3 |
Валовое накопление капитала (% ВВП) |
28,0 |
23,6 |
23,4 |
-4,4 |
-4,5 |
Валовые сбережения (% от ВВП) |
21,1 |
16,7 |
18,7 |
-4,4 |
-2,4 |
Инфляция, потребительские цены (годовая, в %) |
8,2 |
5,2 |
4,5 |
-3,1 |
-3,7 |
Инфляция, дефлятор ВВП (годовая, в %) |
6,8 |
5,2 |
4,6 |
-1,6 |
-2,3 |
[1] Meyersson, E. (2016). Political man on horseback: coups and development. Stockholm Institute for Transition Economics (SITE), 5. URL: https://www.hhs.se/contentassets/5f04e6ceade84bf882ec6bf118022f7c/meyersson_coups_development.pdf (дата обращения 10.02.2023г.)
[2] Melise Jaud (2013). Growth and political change: Transition duration is critical. VoxEU & CEPR. URL: https://voxeu.org/article/growth-effects-democratisation-new-evidence (дата обращения 10.02.2023г.)
1019