Цифровизация сельского хозяйства – требование времени: мировой опыт
Цифровизация сельского хозяйства – требование времени: мировой опыт
Этот год начался в Узбекистане со значительного роста цен на ряд агропродовольственной продукции, вызванного сильными заморозками. Возникли перебои в топливно-энергетическом комплексе, системе логистики и транспортировки продукции. В результате низких температур сельскохозяйственная продукция, хранившаяся на фермерских рынках на открытых площадках, была заморожена. Вследствие этого объем предложения уменьшился.
Больше всего холода оказали влияние на цены на лук репчатый. Согласно данным Агентства статистики РУз, за две недели цены на желтый лук возросли 16,7-66,7% в зависимости от его качества. По данным Минсельхоза, в целях удешевления внутреннего рынка, удовлетворения потребительского спроса населения и обеспечения продовольственной безопасности установлено временное ограничение на вывоз репчатого лука сроком на 4 месяца.
Высокие цены на лук для Узбекистана это редкость и вряд ли в конце 2023 года они останутся на столь же высоком уровне. Однако, не стоит забывать, что последствия изменения климата с каждым годом будут ощущаться все острее и скорее всего холодные зимы и очень жаркие лета станут наблюдаться все чаще. Все это сделает более волатильным сельскохозяйственное производство и рынки сельскохозяйственной продукции. Поэтому уже сейчас необходимо задуматься как снизить риски на всех звеньях производственной и сбытовой цепи в отрасли и сбалансировать производство продукции в зависимости от коньюнктуры мирового рынка..
Одним из решений является цифровизация отрасли, подразумевающая сбор достоверной сельскохозяйственной и продовольственной статистики из регионов, а также организацию открытого доступа в интересах разных категорий пользователей (фермеров, полисимейкеров, ученых и др.). Цифровые технологии влияют на всю продовольственную систему, каждого субъекта этой системы и приносят значительные преимущества в сельском хозяйстве за счет снижения затрат на получение точной информации.
Рассмотрим опыт отдельных стран по созданию электронных сельскохозяйственных платформ.
Азербайджан
Электронная сельскохозяйственная информационная система (EKTIS) представляет собой инструмент оперативного управления, который имеет модули, охватывающие бизнес-процессы, связанные с государственной поддержкой сельхозпроизводителей. Разработка EKTIS началась в 2015 году (при финансировании ЕС) и основана на принципах и механизмах, применяемых странами ЕС (Информационная система по субсидиям и политике на основе интегрированной системы управления и контроля). В 2017 году для Портала электронных услуг (Заказчик) создан и интегрирован в портал электронного правительства прикладной модуль по правилам субсидирования сельскохозяйственного производства. Система состоит из 7 подмодулей, включая систему идентификации земельных участков, реестр фермерских хозяйств и поддержку процесса получения субсидий. В 2020 году ЭКТИС была интегрирована с информационными ресурсами пяти государственных органов, что означает возможность обмена информацией в режиме реального времени между информационными ресурсами и системами этих государственных органов.
В системе EKTIS зарегистрировано около 500 тыс. фермеров по всему Азербайджану. EKTIS также предоставляет возможности для проведения анализа и моделирования, которые будут полезны для принятия решений и заложат основу для будущего развития отрасли.
Турция
Министерство сельского и лесного хозяйства предлагает 27 электронных услуг через E-government Gate, таких как система регистрации фермеров, служба идентификации скота (которая позволяет искать скот по номеру ушной бирки) и служба консолидации земель и др.
Система данных по учету фермерских хозяйств (Farm Accountancy Data Network (FADN)) была впервые запущена в Турции в 2007 году в рамках проекта ЕС под названием «Создание экспериментальной системы учета турецких фермерских хозяйств». На первом этапе система была внедрена в 9 пилотных провинциях с 350 фермами. На этом этапе также были разработаны необходимые законодательные нормы, и с момента их вступления в силу система работала в соответствии с этой правовой базой.
Второй проект FADN под названием «Расширение пилотного проекта FADN и обеспечение устойчивости» начался в 2011 году, когда количество провинций увеличилось до 12. Этот этап был направлен на расширение использования данных и повышение качества данных. Однако качество данных, полученных в результате статистической выборки, оставалось ограниченным. Использование данных FADN по-прежнему ограничивалось презентациями экспертов проекта.
Количество охваченных FADN провинций было увеличено до 54 в 2014 году и только к 2018 году Farm Accountancy Data Network была расширена на все 81 провинции и интегрирована в систему сельскохозяйственного производства и регистрации.
Молдова
В республике был запущен ряд информационных систем:
- Цифровой сельскохозяйственный реестр для обеспечения доступа к оперативным данным о деятельности экономических агентов в агропромышленном секторе и облегчения предоставления им государственных услуг, включая онлайн, согласно принципу «единого окна»;
- Государственный регистр животных;
- Система идентификации и отслеживания животных, являющаяся неотъемлемой частью процесса отслеживания продуктов животного происхождения;
- AGROMAIA, используемая для мониторинга и сбора операционной информации о сельскохозяйственных и сборочных работах;
-Регистр сельскохозяйственного оборудования, используемый для управления информацией о техническом потенциале экономических агентов в агропромышленном секторе;
- Управление сельскохозяйственными субсидиями, для автоматизации процессов управления субсидиями с возможностью создания различных отчетов и контроля циркуляции документов;
- Регистр вина (данные о винных участках/винодельнях);
-Управление выпуском фитосанитарных сертификатов (управление экспортом и реэкспортом растениеводческой продукции, база данных производителей и экспортеров).
Содание подобных платформ конечно достаточно трудоемко и требует определенного финансирования, но полученные преимущества от их функционирования с лихвой перекрывают все затраты. Они являются единственным достоверным источником микроэкономических данных, на основе данных которого возможно проводить анализ основных тенденций сельского хозяйства, оценить эффект различных мер агропродовольственной политики, рассчитать корреляции между различными процессами в отрасли и спрогнозировать развитие аграрного сектора на перспективу.