Оценка последствий землетрясения в Турции и глобальное сотрудничество во время климатических катастроф

 

Введение

Все мировое сообщество потрясено известием о случившемся катастрофическом землетрясении 6 февраля, которое принесло масштабные разрушения и жертвы на юге Турции. В настоящее время количество жертв исчисляется тысячами. Число пострадавших постоянно растет. Нанесен значительный ущерб районам, которые больше всего подверглись разрушениям. Многие страны направляют гуманитарную и иную помощь для ликвидации последствий стихийного бедствия. Более 40 стран мира на сегодняшний день предложили помощь Турции.

 

1. Экономический потенциал районов, пострадавших от катастрофы

Десять провинций, наиболее пострадавших от землетрясений формируют около 9,3% ВВП страны (2021 г.). Общая доля этих провинций в экспорте Турции составила 8,5%, в импорте – 6,7% в 2022 году[1]. Данный регион является важным промышленным и торговым центром страны.

Например, Кахраманмараш ежегодно производил 359 тыс. тонн пряжи и 138 млн метров тканого полотна, 122 тыс. тонн трикотажного полотна и 22,7 млн единиц одежды, обеспечивая тем самым 27% всего производства пряжи и 8% производства тканых материалов в Турции[2].

Газиантеп являлся крупным торговым центром страны, доля которого от общего экспорта составила 4,5% (11,2 млрд долл. США) в 2022 г. за счет продукции цементной, текстильной, деревообрабатывающей, металлургической и машиностроительной промышленности[3].

В Адыямане добывалось более 10 млн баррелей нефти в год, что составляло почти 70% от общего объема добычи сырой нефти в Турции[4].

Помимо провинций, расположенных вблизи эпицентра землетрясения, существенный экономический ущерб ожидается и в других регионах страны. 

 

2. Оценка влияния последствий для Узбекистана

Внешняя торговля. В 2022 г. товарооборот между Узбекистаном и Турцией достиг 3,2 млрд долл. США, из которых экспорт составил 1,5 млрд долл., а импорт1,7 млрд долл. США. Доля Турции во внешней торговле Узбекистана достигла 6,4%, страна является четвертым крупнейшим внешнеторговым партнером Узбекистана.

В период с 2017 по 2022 год товарооборот между Узбекистаном и Турцией вырос в 2,2 раза, экспорт – в 1,7 раза, импорт – в 2,8 раза[5].

Экспорт Узбекистана в Турцию в основном состоит из сырья, такого как медь, хлопчатобумажная пряжа, цинк и пластмассы (таблица 1). Негативное влияние стихийного бедствия на экспорт этих товаров маловероятно. Более того, масштабные проекты по восстановлению регионов, пострадавших от землетрясения, могут увеличить спрос на импорт меди, цинка, пластмасс, алюминия, а также продуктов питания из Узбекистана.

Текущая ситуация может оказать негативное влияние на экспорт хлопчатобумажной пряжи в Турцию, так как Кахраманмараш, который является одним из центров текстильной промышленности, сильно пострадал от землетрясения. Повреждения зданий и инфраструктуры могут привести к дефициту, увеличению затрат и задержке поставок некоторых видов продукции. Сложившаяся ситуация создаст перебои в производственном процессе, что приведет к снижению спроса на сырье, такое как хлопок и пряжа.

Таблица 1.

Структура экспорта Узбекистана в Турцию в 2022 году (ТОП-10)

Наименования товарных групп

Объем экспорта (млн. долл. США)

ВСЕГО

1457,48

Медь

564,94

Хлопчатобумажная пряжа

523,30

Цинк

160,32

Пластмасса и изделия из нее

90,83

Минеральное топливо и нефтепродукты

23,14

Фрукты

13,62

Электрическое оборудование

13,44

Овощи

11,02

Удобрения

10,97

Текстильные изделия

6,80

Источник: База международной торговли UN COMTRADE

 

Узбекистан в основном импортирует машины и оборудование, а также пластмассы, химическую продукцию, пигменты и фармацевтическую продукцию из Турции (таблица 2). Учитывая важность импорта тканей и красящих пигментов для текстильной промышленности Узбекистана, текущая ситуация может негативно повлиять на текстильное производство в Узбекистане из-за нехватки красящих пигментов и тканей, импортируемых из Турции. Это может привести к повышению цен на соответствующую текстильную продукцию, а также может негативно повлиять на поставки сырья и готовой продукции.

Таблица 2.

Структура импорта Узбекистана из Турции в 2022 году (ТОП-10)

Наименования товарных групп

Объем импорта (млн. долл. США)

ВСЕГО

1668,69

Машины и оборудование

598,64

Электрическое оборудование

119,85

Пластмасса и изделия из нее

107,82

Фармацевтические продукты

93,51

Изделия из железа и стали

79,35

Мебель и модульные здания

57,85

Краски и красильные вещества

55,78

Химическая продукция

53,97

Прочие промышленные товары

45,48

Искусственные волокна

25,96

Источник: База международной торговли UN COMTRADE

 

Инвестиции. За последние 3 года объем турецких инвестиций в различные отрасли экономики Узбекистана удвоился и по итогам 2021 г. составил 1,2 млрд. долл. На сегодняшний день в Узбекистане функционирует более 1900 предприятий, созданных совместно с турецкими инвесторами. Только в 2021 году было создано 407 компаний с турецким капиталом.[6]

Однако после стихийного бедствия, Турции придется перенаправить ресурсы и внимание на восстановление и реабилитацию, что может привести к задержке текущих инвестиционных проектов в Узбекистане.

Трудовые мигранты и денежные переводы. Денежные переводы трудовых мигрантов из Турции в Узбекистан за 2017-2021 гг. в среднем составляли 196,9 млн. долл ежегодно. При этом доля Турции в объеме денежных переводов в Узбекистан в 2021 году значительно увеличилась и составила 2,9% (по данным Центробанка РУз). Увеличение государственных расходов и резкий рост инфляции на фоне землетрясения в Турции могут повлиять на доходы трудовых мигрантов и сократить отток денежных переводов из этой страны.

ВВП. Оценка влияния землетрясения в Турции на экономику Узбекистана состоит из трех сценариев, основанных на предположениях, предложенных The Thomson Reuters Trust Principles[7] 8 февраля 2023 г. Согласно первому сценарию, предполагается, что рост ВВП Турции в 2023 году сократится на 0,6 п.п. от ожидаемых 5%, в то время как во втором и третьем сценарии рассматривается сокращение роста ВВП на 1 п.п. и 2 п.п., соответственно.

По первому сценарию, согласно расчетам, сокращение роста ВВП Турции на 0,6 п.п. приведет к снижению роста ВВП Узбекистана на 0,03 п.п. в 2023 году. При этом условии прогнозируется, что чистый экспорт Узбекистана сократится на 0,103%. Аналогичным образом, экспорт и импорт товаров и услуг могут снизиться на 0,098% и 0,021%, соответственно.

Согласно оценкам второго сценария, рост ВВП Узбекистана может снизиться на 0,05 п.п., а чистый экспорт сократится на 0,172%. Это также отразится на экспорте и импорте товаров и услуг со снижением на 0,164% и 0,035%.

Результаты оценок по третьему сценарию (наиболее пессимистичный), показывают, что сокращение роста ВВП Турции на 2 п.п. в 2023 году приведет к снижению роста ВВП Узбекистана на 0,1 п.п. Экспорт и импорт товаров и услуг также имеют тенденцию к более значительному снижению - примерно на 0,33% и 0,07%.

Примечание:

Для оценки влияния катастрофы в Турции на экономику Узбекистана был использован аналитический инструмент «Финансовое программирование и политика (FPP)». Для анализа были использованы обновленные данные по предыдущим и прогнозируемым макроэкономическим параметрам Турции.

 

3. Исторический ракурс: негативное влияние землетрясений и взаимопомощь стран

Разрушительные землетрясения, к сожалению, являются нередким явлением. Всем известны такие масштабные землетрясения, как в Ташкенте в 1966 году, Армении в 1988 году, в Японии в 2011 году и многие другие. Эти природные катаклизмы наносят непомерный урон людям, обществу, инфраструктуре и экономике. Подобного рода катастрофы несут в себе масштабные последствия, как социальные, так и экономические. Так, по оценкам FIW – Research Centre International Economics[8], типичное землетрясение снижает ВВП на душу населения на 1,6% на горизонте последующих восьми лет, с существенной неоднородностью по категориям стран.

Согласно опубликованному Всемирной метеорологической организацией (ВМО) Атласу смертности и экономических потерь в результате экстремальных метеорологических, климатических и гидрологических явлений (1970-2019 гг.), в последние 50 лет произошло резкое увеличение экономических потерь, вызванных погодными бедствиями.

В периоды стихийных бедствий размываются границы между «своим» и «чужим», и на первый план выходит концепция «человек против стихии». Это побуждает людей объединиться, чтобы преодолеть тяжелые последствия разрушительных катастроф.

Ярким примером такого взаимодействия можно привести международную помощь, оказанную Японии в 2011 году для преодоления последствий землетрясения. В результате этой катастрофы погибло или пропало без вести около 20 000 человек. Из-за огромного ущерба, событие стало самым дорогостоящим землетрясением в мировой истории и оценивается в 210 млрд долларов США.

В страну в зону бедствия были направлены аварийно-спасательные команды из 23 стран, в том числе из Австралии, Китая, Индии, Новой Зеландии, Южной Кореи, США и др.[9] Япония также получила предложения о помощи от 163 стран и 43 международных организаций.[10] Страна получила предметы первой необходимости и пожертвования на общую сумму более 17,5 млрд. иен (без учёта неправительственных организаций или частных лиц).[11] 

 

4. Воздействие изменения климата на увеличение стихийных бедствий

Землетрясения входят в группу явлений повышенного риска для многих стран мира. Однако, стоит отметить, что ожидается увеличение количества бедствий, связанных с гидрометеорологическими угрозами (учащение засух, наводнений, аномальной жары), в результате изменения климата.

По словам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), в будущем Землю ожидает только увеличение числа катастрофических природных явлений. Эксперты подчеркивают, что потери и ущерб, вызванные изменением климата в ближайшее десятилетие увеличатся во всех регионах. Выявлено 127 различных негативных воздействий изменения климата (некоторые уже необратимы) с наихудшими последствиями для развивающихся стран.

Повышение температуры приведет к усилению экстремальных погодных условий: учащение засух, наводнений, аномальной жары.

В складывающихся сложных условиях глобальных климатических изменений важно взаимодействие не только на уровне индивидуумов и общества, которого коснулось бедствие, но особенно важны совместные усилия и оперативное взаимодействие между странами, в том числе в рамках страновых объединений, содружеств и т.д.

В условиях сложившейся непростой ситуации в Турции сотрудничество в масштабах тюркоязычного мира должно и может стать хорошей альтернативой в решении нынешних проблем не только торгово-экономического плана, но и в борьбе с последствиями природных катаклизмов. В ситуации с последствиями землетрясения в Турции необходимо объединить усилия по оказанию помощи в рамках Организации тюркских государств (ОТГ).

 

5. Потенциал стран ОТГ по мониторингу и борьбе с природными катаклизмами

В странах ОТГ имеется значительный научный и практический потенциал по мониторингу и анализу природных явлений, а также по своевременному реагированию на них.

Предпосылкой этому стало то, что за свою историю эти страны неоднократно сталкивались с различными разрушительными природными явлениями. Особое внимание хотелось бы уделить странам Центральной Азии. В данных странах основным фактором природного риска является землетрясение. Страны региона активно развивают институты по изучению и предупреждению сейсмической активности, а также налаживают взаимодействие в двухстороннем и многостороннем формате по противодействию и устранению последствий землетрясений.

Страна

Институты по изучению и предупреждению сейсмической активности

Узбекистан

Институт сейсмологии Академии наук

Азербайджан

Республиканский Центр Сейсмологической Службы при Национальной Академии Наук

Казахстан

Институт сейсмологии

Туркменистан

Институт сейсмологии и физики атмосферы Академии наук

 

Также на территории стран Центральной Азии действуют Азиатский Центр Снижения Рисков Стихийных Бедствий (создан в 1998 году) и Центр по чрезвычайным ситуациям и снижению риска стихийных бедствий (создан в 2013 году).

Основное предназначение Азиатского Центра снижения рисков стихийных бедствий состоит в расширении возможностей для восстановления после стихийных бедствий в странах-членах, построении безопасного общества и создание возможностей для устойчивого развития общества.

17 мая 2013 года в городе Алматы главы Министерств по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан и Кыргызской Республики подписали Межправительственное Соглашение о создании Центра по чрезвычайным ситуациям и снижению риска стихийных бедствий. Основная цель создания Центра обеспечение эффективных механизмов смягчения рисков чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий, совместного реагирования путем согласованных Сторонами мероприятий, стимулирования регионального и международного сотрудничества.

Стоит отдельно отметить взаимодействие стран Центральной Азии в сфере предотвращения стихийных бедствий и устранения их последствий. Так, страны ЦА (за исключением Туркменистана) 17 июля 1998 года (г. Чолпон-Ата, Республика Кыргызстан) подписали Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Количество соглашений с участием стран Центральной Азии:

в рамках СНГ – 7

в рамках ШОС – 2

Двусторонние межгосударственные соглашения:

Казахстан и Кыргызстан – 2

Казахстан и Таджикистан – 1

Кыргызстан и Таджикистан – 1

Таджикистан и Узбекистан – 1

Туркменистан и Узбекистан – 1

 

Источник: Межгосударственные Соглашения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с участием стран Центральной Азии (https://cesdrr.org/uploads/eptisa/eptisa/010%20-%20Соглашения%20в%20области%20ЧС%20стран%20ЦА.pdf)

 

Таким образом, страны ОТГ имеют значительный научный потенциал в сфере мониторинга и оценке землетрясений, подготовке к последствиям землетрясения посредством сотрудничества в сфере архитектурного строительства, сейсмологической устойчивости городов, созданию безопасных мест в случае землетрясений и другие.

 

6. Первоочередные меры по оказанию помощи Турции со стороны стран ОТГ

Первоочередная помощь должна быть направлена на реализацию мер срочного характера. Главным приоритетом здесь является спасение людей и оказание им необходимой первичной помощи. Важным условием здесь также является незамедлительная мобилизация доступных ресурсов стран для оказания помощи пострадавшей стране. Эти меры помощи должны включать следующие действия:

  • Направление специализированных спасательных бригад и специальной техники в зону бедствия для помощи в разборе завалов и спасении людей. Опыт тренировок специальных групп стран Центральной Азии и Азербайджана в сценарных условиях землетрясений выше 7 баллов позволит грамотно разбирать конструкции и оказывать необходимую помощь пострадавшим.

  • Направление медицинских бригад и сотрудников психологической помощи, а также необходимых медикаментов и донорской крови. Здесь важным моментом является общая языковая среда стран ОТГ, что значительно снизит языковой барьер при оказании медицинской и психологической помощи пострадавшим.

  • Направление волонтерских групп, сформированных из числа молодежи и других добровольцев из стран ОТГ. Действенным механизмом может стать объявление о формировании срочных волонтерских групп среди вузов стран ОТГ. У такой молодежи сформируется соответствующий опыт, появится потенциал, который будет крайне полезен и необходим в будущем.

  • Организация палаточных лагерей и походных кухонь, где люди будут иметь возможность погреться, принять горячее питание, получить медицинскую помощь, сделать экстренный звонок родственникам и получать другую помощь при необходимости.

  • Оказание финансовой помощи. В данном направлении решением может стать создание фонда поддержки пострадавших в Турции в текущий период. Средства такого фонда могут формироваться за счет добровольного сбора средств, в том числе за счет пожертвований среди населения стран ОТГ. Также целесообразно создание специального фонда поддержки в будущем стран-членов ОТГ в период масштабных стихийных бедствий.

  • Отправка предметов первой необходимости, включая одеяла и спальные принадлежности, теплую одежду, гигиенические принадлежности, палатки, аварийные фонари, обогреватели, а также питьевую воду и продукты питания.

  • Содействие эвакуации пострадавшего населения и предоставление временного жилья на территории стран ОТГ.

 

7. Дальнейшие меры взаимодействия стран ОТГ

После того, как будут закончены спасательные мероприятия предстоит приложить еще немало усилий по восстановлению объектов и экономики районов, разрушенных от землетрясения. Как показывает история, экономика пострадавших регионов может восстанавливаться в течение нескольких лет и даже десятилетий.

По оценкам Bloomberg Economics, государственные расходы Турции после землетрясения могут составить 5,5% ВВП в течение двух лет. В период восстановления так же, как и в случае первоочередных мер, не меньшее значение будет иметь объединение усилий между странами ОТГ.

Помощь второго плана должна заключаться во взаимодействии стран ОТГ в восстановлении экономики Турции. Приоритетом в данном случае является скорейшее восстановление инфраструктурных и других объектов и зданий, функционирования экономики в целом. Возможные меры содействия по восстановлению могут включать следующие действия:

  • Направление групп сейсмологов для оценки состояния устоявших зданий с целью выявления пригодности для дальнейшей эксплуатации. Здания могут быть снесены либо укреплены.

  • Участие стран ОТГ в восстановлении и строительстве жилых домов, социальных объектов (поликлиники, больницы, школы и др.), объектов инфраструктуры.

  • Отправка некоторых стройматериалов и строительной техники для восстановления и строительства объектов.

  • Направление дополнительной целевой гуманитарной помощи для восстановления жизнедеятельности пострадавшего населения в пост-стихийный период.

  • Выпуск крупными холдингами и производственными компаниями стран ОТГ благотворительных партий продукции (с лейблами, призывающими приобрести продукцию в помощь Турции) и направление вырученных средств на помощь пострадавшим и на восстановление экономики.

  • Организация благотворительных концертов и иных мероприятий, как в отдельных странах-членах ОТГ, так и совместных, и сбор средств в помощь пострадавшим от землетрясения.

  • Направление групп экспертов из археологов, реставраторов, историков и др. с целью оценки состояния объектов культурного наследия и разработке планов их восстановления.

Включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО крепость Газиантеп (на фото) также пострадала в результате землетрясения в Турции. Она построена в качестве наблюдательного пункта в II-III веках нашей эры.

Фото: Mehmet Akif Parlak / Anadolu Agency

 

Кроме того, странам ОТГ важно укреплять потенциал взаимодействия в экономической сфере для обеспечения устойчивости в периоды природных катаклизмов. В этой сфере необходимы укрепление торговых связей, расширение экспортных рынков внутри организации и за ее пределами, укрепление внутреннего спроса, поощрение взаимных инвестиций и др. Эти действия позволят не только повысить устойчивость экономики каждой страны в отдельности, но и укрепить потенциал для оказания взаимной помощи и поддержки друг другу в сложные периоды.

 

8. Долгосрочные меры регулярного взаимодействия по реагированию на стихийные бедствия и устранению их последствий

Немаловажным моментом является извлечение уроков и опыта совместного реагирования из данной катастрофы. В этот сложный для Турции период взаимодействие между странами ОТГ необходимо построить таким образом, чтобы это стало прецедентом для объединения усилий при потенциальных, будущих стихиях, учитывая изменения климата.

И уже сейчас необходимо активизировать совместную деятельность по так называемым превентивным действиям, направленным на подготовку базы для быстрого реагирования и минимизации потерь при будущих стихийных бедствиях.

Меры превентивного характера должны быть направлены на следующие действия:

  • Налаживание тесного взаимодействия спасательных служб стран ОТГ, обмен опытом, выделение правительствами стран достаточного объема средств на поддержание их на должном уровне.

  • Проведение совместных учебных тренировок. Данные мероприятия должны проводиться на регулярной основе, с моделированием всех возможных сценариев стихийных бедствий.

Главным уроком Спитакского землетрясения (в Армении, в 1988 году) стало создание спасательных служб. Примером взаимодействия с другими странами стала прошедшая в Гюмри 1-2 декабря 2008 года международная учебная тренировка на тему «Осуществление спасательных работ во время землетрясения», в которой приняли участие представители стран Организации Черноморского экономического сотрудничества и были разыграны почти все возможные во время сильного землетрясения сценарии.

Источник: https://ria.ru/20081207/156672140.html

 

  • Обмен опытом и моделирование сейсмоустойчивости группы городов стран ОТГ на основе кейса разрушенных и уцелевших зданий в провинции Турции.

  • Проведение совместных усилий для отработки тактики взаимопомощи и ускорения процессов принятия необходимых решений в будущем.

  • Анализ городов на предмет наличия безопасных зон в случае землетрясения. Города в сейсмических регионах должны иметь специальные квадраты безопасности, в которых отсутствуют здания и конструкции, в расчёте на количестве жителей (примечание: это может быть прямо на дороге, как практикуется в Перу).

  • Совместные действия по повышению уровня информированности населения о том, как действовать во время землетрясения. В случае, если население будет владеть соответствующими знаниями, число жертв будет значительно меньше.

  • Проведение совместных исследований в области разработки износостойких строительных материалов и сейсмостойкого проектирования.

  • Формирование резервов необходимых ресурсов на случай природных катаклизмов как внутри страны, так и в других странах-членах, исходя из наихудшего сценария.

  • Создание совместными усилиями надежных систем мониторинга и предупреждения стихийных бедствий. В развитых странах подобные системы хорошо работают, но в Центральной Азии их только предстоит создать. Необходимо перенять опыт этих стран.

  • Повышение уровня общественной информированности и вовлечение местного населения в процесс картирования местных угроз, проведение практических учений и распространение информации. Меры по росту общественной информированности способствуют изменению поведения, что в свою очередь ведет к появлению культуры снижения риска. Речь идет о распространении информации в обществе, образовании, радиовещании и телевидении, использовании печатных СМИ, а также о создании информационных центров и сетей при участии населения. В этом процессе важную роль играет устойчивая программа обмена информацией и знаниями между местными жителями и специалистами.

  • Обучение детей. Существует много возможностей использования учебных программ для внедрения предметов, затрагивающих природные угрозы, условия уязвимости и риска населению. Учителя могут использовать свое воображение и внедрять снижение риска стихийных бедствий даже в программу начального обучения, если этот предмет отсутствует в национальной программе, поскольку внедрение подобного предмета в национальную учебную программу является продолжительным и дорогостоящим процессом ввиду необходимости разрабатывать новые учебники и обучать учителей. Сегодня большинство стран Центральной Азии еще не разработало национальный подход к этому вопросу, но, с другой стороны, имеются инициативы, разработанные такими организациями, как Общество Красного Креста, «Корпус милосердия», КАРЕ Интернэшнл, ОКСФАМ, ПРООН, ЮНИСЕФ.

 

Зульфия Костюченко,
руководитель проекта ИПМИ

Антон Костюченко,
руководитель проекта ИПМИ

Абдусаттор Абдумуминов,
старший научный сотрудник ИПМИ

Одилжон Назаров,
старший научный сотрудник ИПМИ

Икболжон Касимов,
руководитель проекта ИПМИ

Мухаббат Ахмедова,
руководитель группы ИПМИ

Саидакмалхон Ашрафхонов,
старший научный сотрудник ИПМИ

 


[1] Расчет на основе данных Института статистики Турции
[2] https://ktmfair.com/EN/page/3/kahramanmaras
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Газиантеп_(ил)#Экономика_и_образование
[4] https://www.adiyamanli.org/Adiyaman/economy.htm
[5] База международной торговли UN COMTRADE.
[6] Акрамжон Неъматов: "Турция является важным торгово-экономическим и инвестиционным партнером Узбекистана" // Национальное информационное агентство Узбекистана. URL: https://uza.uz/ru/posts/akramzhon-nematov-turciya-yavlyaetsya-vazhnym-torgovo-ekonomicheskim-i-investicionnym-partnerom-uzbekistana_363905
[7] https://www.reuters.com/world/middle-east/earthquakes-disrupt-turkeys-growth-stretch-budget-erdogan-heads-elections-2023-02-08/
[8] Владимир Хейфец, Наталья Петрова. Экономика землетрясений: сколько они стоят государствам // NEWS.RU. URL: https://news.ru/economics/ekonomika-zemletryasenij-skolko-oni-stoyat-gosudarstvam/
[9] https://www.britannica.com/event/Japan-earthquake-and-tsunami-of-2011/Relief-and-rebuilding-efforts
[10] https://www.mofa.go.jp/j_info/visit/incidents/pdfs/offer_assistance.pdf
[11] https://www.jica.go.jp/english/publications/j-world/pdf/special01_2-8.pdf
2320