Узбекистан занял первое место в Топ 10 стран с наибольшим прогрессом в обеспечении продовольственной безопасности в 2019-2022гг.
Глобальный индекс продовольственной безопасности был разработан и составляется ежегодно Economist Intelligence Unit. 20 сентября 2022 года вышло одиннадцатое издание индекса. GFSI рассматривает вопросы доступности, наличия, качества и безопасности продуктов питания, а также природных ресурсов и устойчивости в 113 странах.
Узбекистан в GFSI 2022г. занял 73-е место из 113 стран, среди 23 стран региона Азия/страны Тихого Океана – 16 место, набрав 57,5 баллов из максимально возможных 100 баллов. Это позволило Узбекистану перейти из категории стран со слабой продовольственной безопасностью в категорию стран с умеренной продовольственной безопасностью по данным разработчиков Индекса
Рассмотрим подробней изменения позиций Узбекистана в рейтинге GFSI в 2019-2022гг.
Таблица 1. Топ 10 странс наибольшим прогрессом в GFSI в 2019-2022гг. |
||||
2022 |
|
2019 |
2022 |
|
позиция |
|
Балл |
Балл |
Δ |
73 |
Узбекистан |
51,4 |
57,5 |
+6,1 |
=41 |
Саудовская Аравия |
65,0 |
69,9 |
+4,9 |
29 |
Болгария |
68,2 |
73,0 |
+4,8 |
88 |
Руанда |
47,0 |
50,6 |
+3,6 |
58 |
Гватемала |
59,7 |
62,8 |
+3,1 |
=108 |
Мадагаскар |
37,6 |
40,6 |
+3,0 |
54 |
Аргентина |
62,3 |
64,8 |
+2,5 |
18 |
Коста Рика |
74,9 |
77,4 |
+2,5 |
71 |
Украина |
55,5 |
57,9 |
+2,4 |
4 |
Франция |
77,9 |
80,2 |
+2,3 |
Источник: Составлено автором на основе https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index |
Первое, что стоит отметить, то, что по расчетам авторов рейтинга Узбекистан занял первое место в Топ 10 стран с наибольшим прогрессом в обеспечении продовольственной безопасности в 2019-2022гг., улучшив свой показатель за этот период на 6,1 баллов, что позволило стране подняться с 85 места на 73 место в общем рейтинге (таблица 1).
В числе основных достижений Узбекистана за анализируемый период в данном рейтинге стоит выделить следующие:
По категории «Экономическая доступность» Узбекистан поднялся на 18 позиций. Это обусловлено улучшением оценок по следующим показателям:
-
Изменение средней стоимости продуктов питания – Узбекистан повысил свое место на 9 позиций, улучшив годовой продовольственный ИПЦ с 20,1% в 2018г. до 14,3% в 2021г.;
-
Сельскохозяйственная торговля - Узбекистан по оценке данного показателя повысил свое место на 51 позицию. Это стало возможным благодаря снижению среднего сельскохозяйственного импортного тарифа с 19,1% в 2015г. до 11,4% в 2020г., а также улучшению показателей свободы торговли.
По категории «Качество и безопасность» за анализируемый период Узбекистан улучшил свою позицию на 3 позиции. Этот рост обеспечен улучшением следующих показателей:
-
Качество белка – Узбекистан повысил свое место на 10 позиций, повысив наличие высококачественного белка в рационе питания населения с 62,5гр в 2011-2013гг. до 71,4гр. в 2016-2018гг.;
-
Диетическое разнообразие - Узбекистан повысил свое место на 6 позиций. Это стало возможным благодаря снижению потребления сахара населением. Доля потребления сахара снизилась с 7,1% в 2018г. до 6,1% в 2019г.;
-
Безопасность пищевых продуктов - по данному показателю Узбекистан поднялся на 3 позиции. Этот прогресс был достигнут благодаря улучшению показателя Механизмы безопасности пищевых продуктов.
По категории «Устойчивость и адаптация», разработчики рейтинга улучшили оценку по Узбекистану, добавив ему 11,8 баллов, что позволило Узбекистану подняться в рейтинге по данной категории на 36 позиций в 2019-2022гг. Изменение оценки обусловлено улучшением двух показателей:
-
Политическая приверженность к адаптации – Узбекистан повысил свое место на 23 позиции. Этому способствовало увеличение потоков климатического финансирования с 4,27 долл. США на душу населения в 2016г. до 66,4 долл. США на душу населения в 2019г., а также развитие устойчивого сельского хозяйства.
-
Управление рисками бедствий - Узбекистан повысил свое место на 37 позиций. Это стало возможным благодаря переходу от нулевого задействования в 2018г. к стопроцентному задействованию в 2021г. органов местного самоуправления в принятии и реализации местных стратегий снижения риска бедствий в соответствии с национальными стратегиями снижения риска бедствий.
Для обеспечения продовольственной безопасности на национальном уровне и улучшения позиций Узбекистана в рейтинге в дальнейшем необходимо в первую очередь обратить внимание на наиболее “болевые” точки – показатели, по которым у Узбекистана наиболее низкие оценки:
Доля населения за чертой бедности (% населения с доходом менее 3,20 долл. США в день по ППС 2011 г.). Разработчики брали данные с базы Всемирного Банка, где последняя оценка по Узбекистану проводилась за 2003г. Это подчеркивает, что необходимо утвердить национальную систему оценки бедности и проводить оценку ежегодно.
Изменение средней стоимости продуктов питания Сохранение высоких мировых продовольственных цен будет оказывать давление на цены на продовольственные товары на внутреннем рынке Узбекистана и в дальнейшем. В первую очередь это относится к импортируемому продовольствию. В целях развития и улучшения состояния продовольственной безопасности, обеспечения населения продуктами питания рекомендуется дальнейшее наращивание предложения продовольствия на внутреннем рынке, как за счет роста собственного производства по возможным продовольственным позициям, так и наращивания импорта по адекватным ценам. Необходимо также постепенно преодолеть зависимость поставок отдельных товаров (пшеницы, мяса, растительного масла) от одной страны - традиционного поставщика, т.е обеспечить диверсификацию поставок и проработать наиболее оптимальные маршруты для импорта.
Национальные рекомендации по питанию. Для улучшения оценки по этому показателю необходима разработка и публикация Национальных рекомендаций по питанию, а также проведение образовательных кампаний по распространению информации о сбалансированном и питательном питании (через телевидение/радио/интернет) на регулярной основе.
Маркировка пищевой ценности Для улучшения оценки по этому показателю необходимо ускорить внедрение обязательного маркирования пищевых продуктов знаками, указывающими безопасность или вред для здоровья человека количество соли, сахара и жиров, содержащихся в их составе. В настоящее время ввод обязательной маркировки предусмотрен с 1 января 2025г. согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан, от 10.11.2020 г. № ПП-4887 «О дополнительных мерах по обеспечению здорового питания населения».
Засуха Узбекистан расположен в зоне засушливых и полузасушливых земель, подверженных частым засухам. Для смягчения рисков засухи необходимо повышение эффективности использования водных ресурсов путем очистки, ремонта и обслуживания ирригационно-дренажных систем, широкое внедрение засухоустойчивых сортов сельскохозяйственных культур и активное внедрение водосберегающих технологий орошения земель.
Риск по воде для сельскохозяйственного производства – качество. В Узбекистане большое внимание уделяется дефициту оросительной воды и качеству питьевой воды, но при этом вопросы качества оросительной воды практически не обсуждаются. Однако, качество воды для полива— ключевой фактор при организации системы орошения. Оно непосредственно влияет на темпы роста зеленых насаждений, урожайность, а также само функционирование системы полива. В дальнейшем рекомендуется развивать систему контроля качества оросительной воды для определения уровня загрязнений и последующей обработки воды с целью устранения негативных влияний для роста растений.
Дарья Ильина,
руководитель Проекта ИПМИ
Алексей Ким,
старший научный сотрудник ИПМИ
2752