Выявление отраслей промышленности наиболее привлекательных для инвестирования с точки зрения сравнительных преимуществ

 

Актуальность

В настоящее время актуальным становится вопрос – в какие отрасли необходимо направлять инвестиции, чтобы с одной стороны, получать наибольшую выгоду, и с другой – достигать стратегических целей развития Узбекистана.

Чтобы быть потенциально привлекательными для инвесторов, помимо наличия благоприятной деловой среды и инвестиционного климата, отрасли должны обладать определенными сравнительными преимуществами.

Для того, чтобы определить наиболее привлекательные отрасли и дать некий ориентир для инвестирования, определены сравнительные преимущества отраслей обрабатывающей промышленности, а также факторы, которые предопределяют эти преимущества.

Две группы отраслей

В результате исследования были выявлены две группы отраслей (таблица 1):

Первая группа представляет собой набор отраслей, имеющих сравнительные преимущества в международной торговле, и в которых можно получить немедленную отдачу от инвестиций.

Вторая группа представляет собой отрасли, которые имеют потенциал развития, но будут иметь отдачу от инвестиций при определенных условиях.

Это следует из полученных соотношений доли добавленной стоимости (ДС) в валовом выпуске (ВП), рассчитанной по внутренним и мировым ценам. Для расчетов были отобраны ключевые продукты по каждой рассматриваемой отрасли. Для первой группы значение доли ДС в ВП продукта, рассчитанной по мировым ценам выше значения того же показателя, рассчитанного по внутренним ценам (на конечный продукт отрасли и на материальные ресурсы для его производства). Для второй группы отраслей – наоборот (см. методику оценки в приложении).

Таблица 1. Группы отраслей и ключевые продукты-представители, по которым проводились оценки

I группа

II группа

Текстильная промышленность (хлопковое волокно,

пряжа хлопчатобумажная,

ткани хлопчатобумажные)

Производство одежды

(одежда верхняя трикотажная или вязанная,

нательное белье трикотажное)

Производство продуктов питания

(молоко и молочные продукты,

консервы плодоовощные,

крупы)

Производство электрического оборудования

(электрощиты распределительные,

трансформаторы)

Химическая промышленность (азотные удобрения (карбамид, аммиачная селитра) и калийные удобрения)

Черная металлургия

(прокат готовый)

Производство строительных материалов

(цемент,

сборные железобетонные конструкции)

 

Факторы, обуславливающие сравнительные преимущества отраслей

Для первой группы отраслей, как было показано выше, доля ДС в ВП, рассчитанная по внутренним ценам, ниже, чем тот же показатель по мировым ценам (см. пример по текстильной отрасли, рисунок 1).

Рисунок 1. Пример соотношения значений доли ДС в ВП
в текстильной отрасли

Пряжа хлопчатобумажная

Ткани хлопчатобумажные

Источник: Расчеты на основе данных АО «Узтекстильпром»; Госкомстата РУз; Евростата.

Примечание: Аналогичные оценки были проведены по всем продуктам, перечисленным в таблице 1.

Какие факторы обуславливают сравнительные преимущества первой группы отраслей?

Стоимость рабочей силы

Расходы на оплату труда являются одним из элементов добавленной стоимости. Соответственно, вышеуказанное соотношение отчасти обусловлено тем, что стоимость рабочей силы в Узбекистане существенно ниже, чем в других странах. Из этого следует, что затраты на оплату труда в этих отраслях также ниже, чем в странах-конкурентах. А учитывая тот факт, что многие из отраслей данной группы являются трудоемкими, на данную статью затрат стоит обратить особое внимание.

Например, в текстильной отрасли и производстве одежды уровень зарплаты заметно ниже, чем в других странах, производящих аналогичную продукцию (рисунки 2 и 3).  

Рисунок 2. Среднемесячная номинальная зарплата
в производстве текстильных изделий (долл. США, за 2020 год)

Рисунок 3. Среднемесячная номинальная зарплата
в производстве одежды (долл. США, за 2020 год)

Источник: расчеты по данным UNIDO.

Потенциальные рынки

Потенциальная привлекательность внутреннего рынка обусловлена ежегодным ростом населения и постоянно растущим спросом на потребительские товары – пищевые продукты, текстильные изделия и одежду. Внутренний спрос на электрическое оборудование также будет увеличиваться, что обусловлено продолжающимся развитием энергетической системы в регионах страны, а также перспективами развития возобновляемой энергетики.

Кроме того, у Узбекистана имеются хорошие перспективы по завоеванию внешних рынков. Об этом свидетельствуют ежегодно возрастающий рост внешнего спроса на узбекские промышленные товары. Так, экспорт текстильной продукции и одежды увеличился почти в два раза за последние пять лет. При этом экспорт готовой одежды увеличился в три раза. Аналогичным образом увеличивается внешний спрос на электрическое оборудование и запчасти, произведенные в Узбекистане – в 2,1 раза.

Доступное сырье

Для производства текстильной продукции и одежды Узбекистан обладает достаточным потенциалом по производству хлопка.

В производстве пищевой продукции, в частности плодоовощных консервов Узбекистан также обладает сырьевым потенциалом. Политика, направленная на расширение площадей под выращивание плодоовощных культур, делает это сырье еще более доступным. Немаловажным фактором являются благоприятные агроклиматические условия для выращивания плодоовощных культур. В стране круглый год производится большое разнообразие фруктов и овощей. Климат Узбекистана позволяет получать два урожая овощей в году в большинстве областей, а в некоторых южных регионах по три урожая в год.

Для производства компонентов электрического оборудования в Узбекистане имеется обширная, доступная база медного сырья. За последние 5 лет объем производства меди в стране увеличился почти в 1,5 раза. Большая часть этого ресурса экспортируется в виде сырья, что говорит о большом незадействованном потенциале. Кроме того, стоимость меди на мировом рынке постоянно растет (за последние три года более чем на 40%, по данным Всемирного банка). Это делает положение Узбекистана, имеющего собственные запасы, еще более выгодным.

По второй группе отраслей доля ДС в ВП, рассчитанная по внутренним ценам, выше, чем тот же показатель по мировым ценам (см. пример по химической отрасли, рисунок 4).

Рисунок 4. Пример соотношения значений доли ДС в ВП в химической отрасли

Карбамид

Нитрат аммония

Источник: АО «Узкимесаноат»; Госкомстата РУз; Евростата; U.S. Geological Survey, Mineral Commodity Summaries, January 2022; World Bank Commodity Price Data, August 03, 2021.

Проведенный анализ позволил выявить то, что аналогичные соотношения характерны преимущественно для энергоемких отраслей: химической, черной металлургии, производства стройматериалов. Соответственно, более высокая доля добавленной стоимости во внутренних ценах по сравнению с долей добавленной стоимости во внешних ценах обусловлена сравнительно низкими затратами на энергоресурсы (при одинаковом уровне удельных затрат ресурсов, т.е. уровне развития технологий).

Иными словами, текущее преимущество данных отраслей обусловлено сравнительно низкими ценами на энергоресурсы. Однако это преимущество основано на нерыночных факторах, в данном случае – за счет искусственного сдерживания и субсидирования цен на энергоносители.

Зная, какие меры политики планируется применить в будущем, можно предположить, как изменится конкурентоспособность конкретной товарной группы. В частности, в условиях либерализации и поэтапного перехода Узбекистана на рыночные рельсы эти отрасли с большой долей вероятности окажутся неконкурентоспособными. Уже в ближайшей перспективе, при сохранении текущего уровня технологичности, они могут утратить свои конкурентные преимущества.

Таким образом, когда Узбекистан перейдет на новую систему ценообразования на ресурсы, инвестиции в данные отрасли будут приносить отдачу при условии совершенствования технологической политики и значительного снижения расхода ресурсов на единицу производимой продукции.

Таким образом, инвестиции в эти отрасли должны быть направлены преимущественно в модернизацию существующих производств, обновление оборудования с целью снижения высоких удельных производственных затрат, учитывая потенциальный рост на ресурсы в будущем.

Приложение

Алгоритм расчета показателей

1) Первым шагом является расчет объема производства (валового выпуска) продукта в стоимостном выражении (в мировых / внутренних ценах):

 

Qw/d=Qn* Pnw/d

где:

Qn  – объем производства продукта в натуральном выражении;

Pnw/d  – цена единицы продукта (в мировых / внутренних ценах).

 

2) Далее рассчитывается объем потребления ресурса i (сырье, электроэнергия и т.д.) на производство продукта n:

Ci= UCi* Qn

где:

UCi – удельное потребление ресурса i на единицу продукта n.

 

3) Рассчитываются совокупные материальные затраты (в мировых / внутренних ценах) на производство продукта n:

Mw/d= ∑(Ci* Piw/d)

где:

Piw/d  –  цена за единицу ресурса (в мировых / внутренних ценах).

4) Следующим шагом является расчет объема добавленной стоимости (в мировых / внутренних ценах):

VAw/d= Qw/d- Mw/d

 

5) Последним шагом является расчет доли добавленной стоимости в валовом выпуске (по внутренним / мировым ценам):

Sw/d=VAw/dQw/d

 

 

Зульфия Костюченко
Руководитель проекта ИПМИ

1628