Oпыт Германии в сфере реформирования железнодорожного сектора
Oпыт Германии в сфере реформирования железнодорожного сектора
До 1994 года железные дороги Германии были под управлением двух организаций: Deutsche Bundesbahn в Западной Германии и Deutsche Reichsbahn в Восточной Германии.[1]В 1994 году началась реформа железнодорожного сектора, в ходе которой был открыт свободный доступ к инфраструктуре для всех операторов. Пригородные перевозки перешли в ведение местных властей, которые получали для этих целей необходимые объемы субсидий от правительства.
В правительственном обосновании к законопроекту о реорганизации железных дорог от 26 марта 1993 г. были указаны две ключевые причины реформы[2]:
низкая производительность железных дорог и неготовность мощностей в условиях ожидаемого роста объема грузов
слабая финансовая устойчивость управляющей компании на фоне накопленных долгов и снижении доли в пассажирских и грузовых перевозках.
В начале 1990-х годов убытки Deutsche Bundesbahn составлял около 25,5 млрд. евро, хотя федеральное правительство Германии ежегодно выплачивало около 7 млрд. евро за обязательства по оказанию государственных услуг. Более того, с середины 1950-х годов Deutsche Bundesbahn потерял значительную часть своей доли рынка: с 1960 по 1990 год она сократилась с 36% в пассажирских перевозках до 6,1% и с 56% в грузовых перевозках до 20,5%[3].
Ключевые моменты реформ содержали в себе следующее[4]:
- Приватизация Deutsche Bundesbahn и Deutsche Reichsbahn и объединение их в Deutsche Bahn AG.
- Разделение инфраструктуры и эксплуатационных компаний для увеличения конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.
- Привлечение частных инвесторов для развития инфраструктуры и создания новых услуг.
В 1999 году начался второй этап реформы – пять подразделений Deutsche Bahn AG трансформировались в отдельные корпорации, которые отвечали за различные виды деятельности. Ими стали DB Netz AG (инфраструктура), DB Station & Service AG (станции и сервис), DB Dienstleistungen GmbH (связь, техническое обслуживание, безопасность на станциях и в поездах), DB Personenverkehr GmbH (пассажирские перевозки) и Stinnes AG (грузовые перевозки).
Реформа привела к улучшению качества услуг и повышению эффективности, а также снижению стоимости перевозок. В частности, за период с 1994 по 2012 гг. объём грузовых перевозок вырос на 58%, а объём пассажирских перевозок – на 36%. Рост пассажирских перевозок произошёл больше за счётвнутренних перевозок (+56%), поток на поезда дальнего следования увеличился на 7%.[5] В целом же железнодорожная реформа в Германии считается успешной и стала примером для других стран, которые также проводят реформы в железнодорожной отрасли.
Отличительной чертой сегодняшнего железнодорожного регулирования является то, что частные операторы привлечены в вагонные и локомотивные составляющие. Только инфраструктура находится под управлением государства, которое обеспечивает равный доступ всех участников рынка к инфраструктуре.
Тем не менее, на сегодняшний день инфраструктура железных дорог Германии нуждается в срочной модернизации. За годы государственного управления, на модернизацию объектов железнодорожной инфраструктуры было выделено недостаточно средств. В результате, по сравнению с 1994 годом протяженность железнодорожной сети сократилась примерно на 20%[6].
DeutscheBahn и правительство предпринимают ряд шагов для решения проблем. Например, в марте 2023 года кабинет министров ФРГ обязался инвестировать в компанию 45 млрд евро в течение четырех лет. Оживление и модернизация железнодорожной сети теперь является ключевым элементом планов по достижению климатической нейтральности к 2045 году[7].