Готовятся ли в Узбекистане специалисты для развития «зеленой» экономики?
Погодные условия последних дней еще раз доказали необходимость рационального использования ресурсов на основе перехода к «зеленой» экономике. Такой переход можно обеспечить только с трансформации мышления каждого члена общества к бережливому, экологическому, неравнодушному к окружающей среде, ответственному потреблению и энергоэффективному образу жизни во всех сферах экономики. Это одновременно благоприятствует достижению 13 цели устойчивого развития, в котором ставится задача к 2030 году обеспечить приобретение знаний и навыков, необходимых для содействия устойчивому развитию, всех учащихся в том числе посредством образования в интересах устойчивого развития и устойчивого образа жизни.
«Активного внедрение технологий «зеленой экономики» во все сферы, увеличение энергоэффективности экономики на 20 процентов для ускоренного развития национальной экономики и высоких темпов роста (Цель 24)» одна из целей Стратегии развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. Реализация этой цели обуславливает параллельную подготовку кадров для зеленой экономики. В международных исследованиях также отмечается важность развития человеческих ресурсов как основу для «озеленения» экономики (ОЭСР, 2011 г. [5]; Cedefop, 2012 г. [6]).
В данном контексте интересно: готовятся ли в системе подготовки кадров Узбекистана специалисты для развития зеленой экономики? Для получения ответа на этот вопрос в данном исследовании сформированы выводы по нижеперечисленным аспектам:
- решению каких экологических проблем будет способствовать переход к «зеленой» экономике и создание «зеленых» рабочих мест?
- какими предполагаемыми навыками должны обладать соискатели на «зеленые» рабочие места?
- сегодня какая доля подготавливаемых кадров соответствует зеленым профессиям и по каким специальностям они подготавливаются?
Полученные выводы будут служить ориентиром для разработчиков государственных программ развития и управленцев системы образования, предприятиям и специалистам по развитию рабочей силы, а также для родителей чьи дети стоят на этапе выбора профессии и самих подростков в помощь представить свою будущую профессию.
Основными среди экологических проблем решению которых способствует переход к «зеленой» экономике на основе изученной литератыры выявлены: нерациональное использование водных ресурсов, загрязнение воздуха, обезлесение, деградация земель и изменение климата.
Необходимыми навыками для перехода к «зеленой» экономике авторы отмечают: аналитические и технические навыки высокого уровня, связанные с проектированием, производством, управлением и мониторингом технологий [1,2], цифровые навыки [3], техническое и профессиональное образование и обучение (ТПОO) на всех уровнях [7], инженерно-технические, научные, навыки управления операциями, навыки мониторинга [8]. Также ими отмечаются два основных набора экологических навыков, а именно инженерные навыки для проектирования и производства технологий и управленческие навыки для внедрения и мониторинга экологических организационных практик [2]. Pavlova помимо общих «зеленых» навыков (когнитивных компетенций, анализа рисков; инновационных, межличностного общения, внутриличностных компетенций) отмечает предпринимательские навыки [9]. По мнению авторов в различных секторах промышленности востребованы десять наиболее распространенных экологических навыков, а именно: дизайнерские, лидерские качества, управленческие, энергетические, навыки городского планирования, ландшафтного дизайна, общения, обращения с отходами, навыки закупок и финансовые навыки [10].
Обобщая мнения авторов, для подтверждения гипотезы о необходимости компетенций и навыков высокого уровня соискателям профессий «зеленой» экономики проведена эмпирическая оценка на основе базовой регрессионной модели, учитывающей экологические факторы и навыки высокого уровня. Для учета гипотезы экологической кривой Кузнеца в модель включается ВВП на душу населения и его квадратный член [11] (в работе использован логарифмированный ВВП на душу населения) (табл. 1).
Таблица 1
Описательная статистика использованных в исследовании переменных
Наименование переменных |
Количество наблюдений |
Средняя |
Стандартная ошибка |
Минимум |
Максимум |
|
Логарифмированный CO2 на единицу ВВП по ППС (ln_co2_gdp) |
224 |
-1.573 |
.561 |
-2.813 |
.27 |
|
Индекс «зеленого» роста (ggi) |
215 |
48.362 |
14.083 |
16.96 |
78.72 |
|
«Зеленая» занятость (greenemployment) |
218 |
37.915 |
25.298 |
1 |
100 |
|
Логарифмированный ВВП на душу населения (ln_gdp_pc) |
237 |
9.681 |
1.086 |
6.594 |
11.666 |
|
Темпы роста ВВП (gdp_groth) |
239 |
-.793 |
5.65 |
-33.5 |
8.36 |
|
Темпы роста численности населения (population) |
239 |
1.103 |
1.046 |
-1.68 |
3.93 |
|
Уровень IQ населения страны (iq) |
208 |
93.332 |
8.905 |
60 |
108 |
|
Доля населения с продвинутым уровнем IT навыков (ad_ict_scills) |
83 |
6.548 |
5.039 |
.01 |
27.69 |
|
Доля занятых с высшим образованием (ad_labor_force) |
158 |
77.034 |
8.007 |
29.63 |
92.32 |
В модели оценивающей влияния факторов на снижение эмиссии СО2 использованы данные 73 стран за два года (146 наблюдений) (табл.2).
Таблица 2
Оценка факторов, влияющих на снижение эмиссии СО2
ln_co2_gdp |
Coef. |
St.Err. |
t-value |
p-value |
[95% Conf |
Interval] |
Sig |
||||
ggi |
-.026 |
.004 |
-6.42 |
.000 |
-.034 |
-.018 |
*** |
||||
ln_gdp_pc |
.125 |
.063 |
1.98 |
.048 |
.001 |
.248 |
** |
||||
population |
-.25 |
.049 |
-5.06 |
.000 |
-.346 |
-.153 |
*** |
||||
ad_labor_force |
-.012 |
.005 |
-2.17 |
.03 |
-.022 |
-.001 |
** |
||||
Constant |
-.352 |
.518 |
-0.68 |
.497 |
-1.367 |
.664 |
|
||||
Mean dependent var |
-1.583 |
SD dependent var |
0.522 |
|
|||||||
Overall r-squared |
0.275 |
Number of obs |
146 |
|
|||||||
Chi-square |
53.474 |
Prob > chi2 |
0.000 |
|
|||||||
R-squared within |
0.284 |
R-squared between |
1.000 |
|
|||||||
*** p<.01, ** p<.05, * p<.1 |
В таблице 2 отражены результаты подтверждающие высокую зависимость снижения эмиссии СО2 от политики государства в области экологической устойчивости. При увеличении показателя государства в Индексе зеленого роста (GGI) на один пункт эмиссия СО2 снижается на 0,026%. Рост ВВП на душу населения на 1% увеличивает эмиссию СО2 на 0,125%. Увеличении рабочей силы с высшим образованием (% от общей численности трудоспособного населения с высшим образованием) на 1% благоприятствует снижению эмиссии СО2 на уровне 0,012%. Результаты, отражающие уменьшение эмиссии СО2 на уровне 0,25% с ростом численности населения на 1% объясняется тем, что на страны с высоким уровнем дохода (где темпы роста численности населения низкие) приходятся 86% глобальных выбросов СО2 [19].
C использованием этой же базовой модели проведена эмпирическая оценка влияния доли населения с продвинутым уровнем IT навыков и уровнем IQ на рост зеленой занятости. Оценка влияния этих факторов на рост «зеленой» занятости проведена на основе данных 39 стран за 2 года (78 наблюдений) (табл.3).
Таблица 3
Оценка факторов, влияющих на рост зеленой занятости
greenemployment |
Coef. |
St.Err. |
t-value |
p-value |
[95% Conf |
Interval] |
Sig |
||||
iq |
.968 |
.394 |
2.46 |
.014 |
.197 |
1.74 |
** |
||||
gdp_groth |
1.188 |
.515 |
2.31 |
.021 |
.179 |
2.198 |
** |
||||
ad_ict_scills |
1.517 |
.578 |
2.62 |
.009 |
.384 |
2.65 |
*** |
||||
population |
-10.289 |
2.816 |
-3.65 |
0 |
-15.808 |
-4.77 |
*** |
||||
Constant |
-46.69 |
37.952 |
-1.23 |
.219 |
-121.074 |
27.695 |
|
||||
Mean dependent var |
44.714 |
SD dependent var |
23.685 |
|
|||||||
Overall r-squared |
0.279 |
Number of obs |
78 |
|
|||||||
Chi-square |
28.225 |
Prob > chi2 |
0.000 |
|
|||||||
R-squared within |
0.289 |
R-squared between |
1.000 |
|
|||||||
*** p<.01, ** p<.05, * p<.1 |
Согласно результатам оценки, увеличение доли населения с высоким уровнем IT навыков наиболее чем другие факторы способствует росту «зеленой» занятости (рост на 1% доли населения с высоким уровнем IT навыков создаст условия для создания на 1,5% больше зеленых рабочих мест). Данный результат подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу и совпадает с мнением большинства авторов, которые утверждают о том, что «Профессии зеленой экономики требуют от соискателей компетенций и навыков высокого уровня». Рост уровня IQ населения страны на 1% способствует увеличению зеленой занятости на 0,98%[1]. Экономический рост тоже создает благоприятные условия для увеличения зеленой занятости. При этом полученный результат, где выявлена обратная взаимосвязь между ростом населения и увеличением зеленой занятости, указывает на то, что в странах с высокими темпами роста численности населения государственная политика больше направлена на создание трудоемких рабочих мест для обеспечения занятости.
По итогам двух оценок выявлена большая значимость подготовки кадров с высшим образованием и высоким уровнем IT навыков на решение экологических проблем (снижение эмиссии СО2 и увеличение зеленой занятости). В Узбекистане, согласно данных всемирного банка [17], показатель доли занятого населения от общей численности трудоспособного населения с высшим образованием за 2020 год составляет 73%. Во втором же случае, согласно данных, государственного комитета по статистике Республики Узбекистан за 2021 год (Национальный ЦУР 4.4.1) [18] только 1,2% населения владеют высоким уровнем IT навыков.
Для получения ответа на вопрос «На сколько система подготовки кадров Узбекистана готова к зеленой трансформации?» проведен контент анализ параметров подготовки кадров (специальностей магистратуры) вузов Республики Узбекистан за 2019-2022 и 2022/2023 учебные годы. Предполагаемые профессии зеленой экономики классифицированы в соответствии с классификацией всемирного фонда дикой природы [14] Результаты анализа отражены в приложении.
На основе результатов контент-анализа параметров подготовки кадров (специальностей магистратуры) вузов Республики Узбекистан за 2019/2020 и 2022/2023 учебные годы сформированы следующие выводы:
-
В вузах Республики (включая региональные филиалы) в настоящее время начато осуществление подготовки кадров по наиболее необходимым для перехода зеленой экономике специальностям как: биотехнолог; инженер по возобновляемым источникам энергии, альтернативной (солнечной и ветровой) энергетике; инженер по эффективному использованию водных, земельных ресурсов; специалист по биоэкономике, оценке климатических рисков и т.д;
-
Также осуществляется подготовка кадров по проектированию, эксплуатации, строительству энергоэффективных сооружений; проектированию, эксплуатации и производству энергоэффективных технологий включая искусственного интеллекта;
-
Из общего количества подготовливающихся в 2022/2023 учебном году кадров более 30% соотвествует зеленой экономике (для сравнения в 2019/2020 учебном году 5%).
Результаты исследования еще раз подтвердили междисциплинарный характер профессий зеленой экономики. Исходя из этого для наиболее быстрого достижения целей Стратегии развития и устойчивого развития посредством активизации процессов перехода к зеленой экономике целесообразно:
- в учебную нагрузку направлений бакалавриата и специальностей магистратуры в независимости от направления и специальности образования добавить часы по формированию навыков стратегического, экологического, ресурсо и энерго сберегающего мышления и умения работать с информационными технологиями (включая поиск, сбор, анализ, обработка данных);
- разработать концепцию «образование длиною в жизнь», в которой программы повышения квалификации, переподготовки и других видов образования взрослых будут включать навыки необходимые для развития зеленой экономики, в том числе компетенции работать с современными технологиями (IT навыки).
Вахабова Дилфуза, ИПМИ,
руководитель группы, PhD,
Анвархонов Абдулатифхон, ИПМИ,
старший научный сотрудник
Источники и использованная литература
-
Francesco Vona, Giovanni Marin, Davide Consoli, David Popp Working Paper 21116 http://www.nber.org/papers/w21116
-
Francesco Vona, Giovanni Marin, Davide Consoli, David Popp Environmental Regulation and Green Skills: An Empirical Exploration/ Journal of the Association of Environmental and Resource Economists, May 2018, 713-753 pp. DOI: 10.1086/698859
-
Cedefop, The green employment and skills transformation: insights from a European Green Deal skills forecast scenario, Publications Office of the European Union, 2022, https://data.europa.eu/doi/10.2801/112540
-
Maclean, R., Jangannathan, S., & Panth, B. (2017). Education and skills for inclusive growth, green jobs and the greening of economies in Asia: case study summaries of India, Indonesia, Sri Lanka and Viet Nam. Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects, vol. 27. Singapore: Asian Development Bank/SpringerOpen. Retrieved 21 February 2018 from https://www.adb.org/sites/default/files/publication/385041/education-skills-greenjobs.pdf
-
OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) (2011). Towards green growth: A summary for policy makers. Paris: OECD. Retrieved 21 February 2018 from https://www.oecd.org/greengrowth/48012345.pdf
-
Cedefop (2012). Green skills and environmental awareness in vocational education and training. Synthesis report. Research paper #24. Luxemburg: Office of the European Union. Retrieved 21 February 2018 from www.cedefop.europa.eu/files/5524_en.pdf
-
Pavlova, M. Fostering inclusive, sustainable economic growth and “green” skills development in learning cities through partnerships nternational Review of Education/ May 2018 DOI: 10.1007/s11159-018-9718-x https://www.researchgate.net/publication/325109665_Fostering_inclusive_sustainable_economic_growth_and_green_skills_development_in_
learning_cities_through_partnerships -
Lai Chee Sern, Adib Farhan Zaime1 and Lee Ming Foong Published under licence by IOP Publishing Ltd Journal of Physics: Conference Series, Volume 1019, 1st International Conference on Green and Sustainable Computing (ICoGeS) 2017 25–27 November 2017, Kuching, Sarawak, Malaysia
-
Pavlova, M. (2014). Greening of skills in Asia: Agenda for green growth and challenges of skill gaps. Continuous education for sustainable development, Pushkin Leningrad State University (LSU)
-
Lai Chee Sern et al. 2018 Green skills for green industry: a review of literature/ Journal of Physics: Conference Series, Volume 1019(1):012030 DOI: 10.1088/1742-6596/1019/1/012030
-
Rauf hon Salahodjaev, Does Intelligence Improve Environmental Sustainability? An Empirical Test/ Sustainable Development-2015 Published online in Wiley Online Library (wileyonlinelibrary.com) DOI: 10.1002/sd.1604
-
http://www.globalcarbonatlas.org/en/CO2-emissions
-
https://greengrowthindex.gggi.org/?page_id=2547#download-reports-popup
-
https://wwf.ru/resources/ekoprofessii/
-
https://lex.uz/docs/-4380357#-4382700
-
https://lex.uz/uz/docs/6070845
-
https://data.worldbank.org/indicator/SL.TLF.ADVN.ZS
-
http://nsdg.stat.uz/uz/databanks
-
https://ourworldindata.org/co2-by-income-region
Приложение
Параметры подготовки кадров для зеленой экономики (на примере специальностей магистратуры вузов Республики Узбекистан за 2019/2020 и 2022/2023 учебных годов) [15, 16]
№ |
Предполагаемые профессии в зеленой экономике |
Параметры приема в специальности аналогичных профессий |
|
в 2019-2020 учебном году |
в 2022-2023 учебном году |
||
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР |
|||
1 |
Системный биотехнолог |
14 |
125 |
2 |
Биоформаколог |
0 |
74 |
3 |
Заповедный биолог |
31 |
76 |
4 |
Заповедный менеджер |
0 |
20 |
5 |
Юрист по международному природоохранному праву |
0 |
21 |
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОДОВОЛЬСТВИЕ |
|||
6 |
Сельскохозяйственный эколог |
44 |
260 |
7 |
Фермер органической сельхозпродукции, производитель зеленых товаров |
72 |
360 |
8 |
Специалист, инженер по эффективному использованию водных ресурсов |
24 |
88 |
9 |
Персональный консультант по этичному потреблению |
0 |
35 |
СТРОИТЕЛЬСТВО И ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО |
|||
10 |
Архитектор энергонулевых домов |
0 |
34 |
11 |
Экоаналитик в строительстве |
0 |
44 |
12 |
Урбанист-эколог |
0 |
29 |
13 |
Парковый эколог |
0 |
17 |
14 |
Экоархитектор |
0 |
24 |
КЛИМАТ И ЭНЕРГЕТИКА |
|||
15 |
Специалист, инженер по возобновляемым источникам энергии, альтернативной (солнечной и ветровой) энергетике |
16 |
141 |
16 |
Специалист по эффективному использованию энергетических ресурсов |
19 |
260 |
17 |
Специалист, инженер по эффективному использованию водных ресурсов |
47 |
185 |
18 |
Специалист по уменьшению экологического следа, архитектор возобновления экосистем |
0 |
68 |
19 |
Метеоэнергетик |
0 |
22 |
20 |
Специалист по охране окружающей среды, Экопроповедники |
4 |
121 |
21 |
Специалист по страхованию климатических рисков |
6 |
32 |
ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ |
|||
22 |
Специалист, инженер по проектированию и эксплуатации энергоэффективных электрических машин, оборудований, электроники, радиотехнических устройств и оборудований |
29 |
435 |
23 |
Специалист, инженер по проектированию, созданию, производству искусственного интеллекта, нанотехнологий для энергоэффективных технологий |
3 |
78 |
24 |
Специалист по внедрению раздельного сбора отходов |
0 |
37 |
25 |
Экоаудитор, специалист по стандартизации экологичеких оборудований и технологий |
0 |
71 |
26 |
Инженер по электромобилям |
24 |
22 |
27 |
Специалист по здоровой одежде |
0 |
74 |
28 |
Эко-диетолог |
21 |
28 |
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ТУРИЗМ |
|||
29 |
Специалист в сфере экологического туризма |
0 |
81 |
30 |
Экопроповедник |
6 |
320 |
УСЛУГИ |
|||
31 |
Профессиональные консультанты в области устойчивого развития |
9 |
62 |
32 |
Эколог-логист (Специалисты по снижению экологического следа транспортных средств) |
15 |
33 |
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И МЕТАЛЛУРГИЯ |
|||
33 |
Оператор оборудования для спг |
10 |
44 |
34 |
Всего специальностей |
7 695 |
10 688 |
35 |
Доля подготавливающихся кадров для зеленой экономики, % |
5 |
31 |
Источник: составлено автором на основе данных Параметров приема в магистратуру государственных высших учебных заведений в 2019/2020 и 2022/2023 учебном годах на основе государственного заказа
[1] В работе Салаходжаева Р. (2015) получены результаты влияния IQ страны на экологическую устойчивость станы на уровене от 1,2 до 0,43
1804