КИКШЕРИНГ — как новый вид передвижения перспективы для Узбекистана

 

Кикшеринг, как новый вид передвижения в Узбекистане

Кикшеринг (от англ. «kick» - «толчок ногой» и «шеринг» - «совместное использование») — краткосрочная аренда электросамокатов с использованием мобильного приложения. Самокаты располагаются на специальных парковках и для пользования ими в аренду достаточно скачать мобильное приложение и отсканировать QR-код на руле самоката. По окончании поездки самокат оставляется в специально предназначенной зоне, после чего аренда считается завершенной.

В апреле 2022 года в Ташкенте был запущен первый сервис онлайн-аренды самокатов.[1] За короткий промежуток времени рынок кикшеринга приобрел большую популярность, наибольший бум приходится на последние месяцы текущего года. Но, в то же время, внезапный наплыв электросамокатов, при отсутствии специальных парковочных мест и отсутствии определённых правил пользования, вызвал хаос для пешеходов, велосипедистов и автомобилей.

Преимущества кикшеринга:

  • Кикшеринг становится удобным средством передвижения, чтобы добраться из пункта А в пункт Б в кратчайшие сроки;

  • Финансовая выгода, так как электросамокаты более доступны по цене по сравнению с автомобилями.

  • Электросамокат является альтернативой личным автомобилям и общественному транспорту, их пользование снижает загруженность дорог;

  • Электросамокат считается экологичным транспортом, так как не выделяет прямых выбросов во время использования.

Недостатки:

  • Хаотичное передвижение пользователей электросомокатов на автомобильных дорогах создает стресс водителям и грозит жизни самих пользователей;

  • Молодые люди, которые любят гоняться друг с другом, а также передвигаться со вторым человеком на одном устройстве, создают риск для пешеходов на тротуарах, особенно для пожилых, детей и инвалидов;

  • Электросомокаты бессистемно бросаются на дорогах, блокируя доступ для движения остальных участников;

  • Доступ на аренду электросамокатов могут получить несовершеннолетние и люди в состоянии алкогольного опьянения.

  • Бесшумное передвижение устройств повышает возникновение ДТП с другими участниками дорожного движения (особенно с пешеходами).

Статистика инцидентов с участием электросамокатов

С момента появления широко доступного проката электронных самокатов в отделениях неотложной помощи растет количество травм, связанных с использованием электронных сомокатов.

  • 17 человек погибли в Италии за последние два года в результате инцидентов с электросамокатами. По данным полиции Рима, они регистрируют в среднем 15 аварий в месяц.[2]

  • Во Франции электросамокаты стали причиной гибели по меньшей мере 27 человек в 2022 году.[3] В самом Париже за 2022 год в результате инцидентов, связанных с электронными самокатами, погибли 3 человека, а 459 получили травмы.[4]

  • В Великобритании за 2021 год в результате столкновений погибли 10 водителей электросамокатов, еще 331 человек получили серьезные травмы.[5]

  • В Германии за 2022 году произошло в общей сложности 442 дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов (по сравнению с 282 в 2021 году).[6]

Международный опыт

Учитывая растущее число травм, связанных с использованием электросамокатов, государства начали предпринимать ряд мер, направленных на регулирование безответственного пользования устройствами.

  • В апреле текущего года в Париже прошел референдум на полный запрет электросамоктов, в котором 90% респондентов высказались за запрет этих транспортных средств.[7]

  • В 2022 году власти финской столицы Хельсинки запретили прокат электронных самокатов после полуночи по выходным.[8]

  • В Японии действует правило, согласно которому электросамокаты должны иметь номерной знак и боковые зеркала. Также им  запрещается езда по тротуару.[9]

  • В Англии для использования электросамокатов необходимо иметь водительское удостоверение категории Q.[10]

  • В Дании, Испании и Норвегии с 2022 года введено обязательное ношение шлемов в качестве минимального технического стандарта.[11]

  • В России с 2023 года пользователям электросамокатов запрещено перевозить груз и других пассажиров.[12]

Политика по смягчению последствий

Следует отметить, что понятие «электросамокат» не входит в действующие правила дорожного движения Республики Узбекистан. Для развития электросамокатов в качестве ценного средства городского передвижения, предлагается совершенствование законодательства и урегулировать их пользование путём:

  • введение понятия электросамокатов в правила дорожного движения и придать им статус транспорта (в России начиная с марта 2023 года введено понятие «средства индивидуальной мобильности», к которым относятся электросамокаты[13]);

  • применять технологию автоматического снижения скорости движения в определенных зонах (применяется во множество зарубежных стран[14]);

  • разработать механизм, предотвращающий одновременную езду двух человек на самокате, а также в нетрезвом состоянии;

  • введение возрастного ограничения на использование устройств и разработка механизма соблюдения данного ограничения (применять технологию Face-ID);

  • введение ограничений на ночной прокат электросамокатов (так как на данное время приходится большинство случаев в нетрезвом состоянии, а также снижается видимость на дорогах[15]);

  • создать специальные парковочные зоны.

Данные меры повысят безопасность пользования электросамокатами, предотвратят нежелательные последствия и помогут избежать возникновения негативного имиджа среди населения к данному экологическому и удобному виду транспорта.

 

Абдусатторжон Абдумуминов,
старший научный сотрудник ИМРИ

 

 


[1] https://www.spot.uz/ru/2022/04/29/yoto/

[2] https://www.theguardian.com/world/2022/jun/25/rome-to-impose-new-rules-to-curb-wild-west-e-scooter-incidents

[3] https://www.france24.com/en/europe/20230401-a-polarised-debate-paris-to-vote-on-banning-self-service-e-scooters

[4] https://www.theguardian.com/world/2023/apr/02/parisians-vote-on-banning-e-scooters-from-french-capital

[5] https://www.carwow.co.uk/news/6378/rise-in-e-scooter-crashes#gref

[6] https://www.thelocal.de/20230405/could-germany-ban-e-scooters-following-rise-in-accidents

[7] https://www.theguardian.com/world/2023/apr/02/parisians-vote-on-banning-e-scooters-from-french-capital

[8] https://www.euronews.com/next/2022/06/27/from-speed-limits-to-mandatory-helmets-how-european-countries-are-regulating-e-scooters

[9] https://epic-j.com/traffic-access/main-transport/other-transport/e-scooters/

[10] https://www.gov.uk/guidance/e-scooter-trials-guidance-for-users

[11] https://etsc.eu/several-countries-tighten-e-scooter-rules-as-german-study-finds-huge-underreporting-of-injuries/

[12] https://pddmaster.ru/novoe/pdd-0323-2.html

[13] https://telecomdaily.ru/news/2023/02/28/elektrosamokaty-stanovyatsya-transportom-v-zakone

[14] https://www.verdict.co.uk/voi-computer-vision/

[15] https://www.euronews.com/next/2022/06/27/from-speed-limits-to-mandatory-helmets-how-european-countries-are-regulating-e-scooters

1409