Реформы в сфере занятости и внешней трудовой миграции в Узбекистане

Скачать статью 1

Каримова Дилдора Мирсабитовна,

доктор экономических наук,

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, руководитель проекта

 

e-mail: dmkarimova@mail.ru

 

Аннотация:

Одним из критериев оценки эффективности проводимой в стране социально-экономической политики определено развитие социальной сферы и обеспечение занятости населения. За период 2017-2020 годы рынок труда Узбекистана претерпел некоторые изменения. Под руководством Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева созданы правовые и институциональные механизмы государственного регулирования занятости и внешней трудовой миграции. Наблюдалась прямая связь между экономическим ростом, занятостью и сокращением бедности. Этому способствовали трансформации экономического роста в занятость, созданные возможности для более качественного трудоустройства, а также стимулирование безопасной, организованной трудовой миграции. Особое внимание со стороны государства уделялось обучению и трудоустройству уязвимых слоев населения – безработных женщин и молодежь, людей с инвалидностью. Инклюзивное трудоустройство стало одним из важных элементов социальной защиты в условиях пандемии коронавируса.

 

Ключевые слова:

занятость, трудовая миграция за рубеж, сокращение бедности, инклюзивное трудоустройство, социальная защита населения, пандемия.

 

Инициированная Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёёвым Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. стала документом, определяющим приоритеты развития страны на среднесрочную перспективу. Одним из пяти приоритетов нашего общества и главным критерием оценки эффективности проводимой в стране социально-экономической политики определено развитие социальной сферы и обеспечение занятости населения.

Для достижения эффективных результатов в сфере занятости в рамках Стратегии проведена масштабная работа в сфере экономики и социальной политики государства. Процесс формирования политики занятости проходил в 4 этапа:

  1. Принятие законодательных актов и стратегических программных документов на уровне правительства и исполнительной власти на местах (территориальные программы создания рабочих мест).

  2. Разработка адресных списков создаваемых рабочих мест в разрезе районов и городов, с указанием ресурсов, необходимых для их создания, а также мер по реализации территориальных программ создания рабочих мест.

  3. Мониторинг реализации программ по обеспечению занятости населения в разрезе районов и городов республики, отраслей и конкретных предприятий.

  4. Пересмотр утверждаемых показателей программ занятости для территорий, которые в течение ряда лет не выполняют прогнозные показатели создания рабочих мест, корректируется процесс реализации других программ, от которых зависит создание значительного числа новых рабочих мест.

За период 2017-2020 годы рынок труда Узбекистана претерпел некоторые изменения, под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева созданы правовые и институциональные механизмы государственного регулирования занятости и внешней трудовой миграции.

При среднем темпе роста ВВП 5,2% занятость поддерживалась на уровне 67-69%. Влияние экономического роста на производительную занятость зависело не только машина от его темпов, но и от того, насколько эффективно он преобразуется в создание производительных рабочих мест. Проявлялась прямая связь между ростом, занятостью и бедностью. Несмотря на то, что на рынок труда оказывали давление и демографические факторы, уровень бедности удалось сократить с 12% до 11% в 2019 году. Для того чтобы добиться трансформации экономического роста в занятость, созданы возможности для более качественного трудоустройства.

 

                                    

 

В частности экономическая диверсификация и инвестиции, развитие предпринимательства, подготовка кадров, отвечающие текущим и перспективным потребностям рынка труда, а также активная политика содействия занятости в интересах наиболее уязвимых категорий населения. К таковым относятся программы и меры, способствующие переходу в формальную экономику, а также созданию возможностей трудоустройства и получения дохода в сельской экономике.

Необходимо отметить также, что эффективное использование демографического дивиденда республики – остаётся одной из основных задач нашего государства. Ежегодно в Узбекистане из образовательных учреждений выпускаются приблизительно 700−750 тысяч молодых людей, около 140 тысячи из них поступают в вузы. Примерно такое же количество молодёжи, имея профессию, получают работу. Экономика Узбекистана в среднем за год создаёт более 300 тысяч новых рабочих мест, остальные граждане ищут работу, в том числе и за границей.

Трудовая миграция как экспорт рабочей силы влияет на экономический потенциал республики. По данным Центробанка республики, несмотря на пандемию и ограничение передвижения в условиях карантина, уровень денежных переводов в 2020 году остался на уровне показателя 2019 года – 6 миллиард доллар или 10% ВВП.  Переводы из России упали, но выросли из Турции, США, Республики Корея, Израиля и ещё ряда стран. Согласно опросам, раньше 30−35% переводов поступало в Узбекистан в наличной форме. В условиях пандемии ограничение транспортного сообщения создало условия для того, чтобы те наличные деньги перешли в форму денежных переводов. В итоге в статистике денежных переводов не наблюдалось резкого снижения. Поэтому денежные переводы не оказали снижающего эффекта на экономику, но возвращение 500 тысяч мигрантов в республику оказало давление на рынок труда и систему социальной защиты. Сегодня за рубежом остались около 1,7 млн. трудовых мигрантов, это около 5% населения страны.

Денежные переводы являются дополнительным источником доходов для семей, особенно в сельской местности, так как почти в каждой пятой семье есть трудовой мигрант. По оценкам учёных уровень бедности мог бы быть выше  на 2,6–7,2 процентных пункта при отсутствии миграции и денежных переводов[1]. Учитывая также, что численность населения трудоспособного возраста в Узбекистане будет расти на 200.000–300.000 человек в год (нетто) в течение следующих двух десятилетий, вполне вероятно, что количество мигрантов за рубежом может увеличиваться до 50.000 в год[2].  

Трудовая миграция будет способствовать росту благосостояния населения при условии правильной и эффективной организации миграционных процессов. Для этого правительством Узбекистана реализуются действенные меры по стимулированию безопасной, организованной трудовой миграции[3]. С 2021 года легальные мигранты приравнены к самозанятым, введён порядок обязательного профессионального обучения выезжающих на работу за рубеж. Открыты центры обучения языку принимающих стран, в целях максимального соответствия соискателей работы за рубежом требованиям работодателя. Около 10 тысячам граждан, которые в настоящее оказались за рубежом в тяжёлом финансовом положении, выделена единовременная материальная помощь. Мигранты, вернувшиеся из-за рубежа могут рассчитывать на субсидию в 2,2 млн сумов, оплату первых трех месяцев аренды помещений и сооружений со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Занятость в условиях пандемии коронавируса. Сегодня в мире нет сферы, на которую негативно не повлияла бы коронавирусная пандемия. Президент страны Шавкат Мирзиёев охарактеризовал кризис COVID-19 в Узбекистане как возможность для разработки более сильных механизмов реформ. «В целях смягчения негативных последствий пандемии в стране кардинально усиливается система социальной защиты и здравоохранения, оказывается адресная помощь населению, отраслям экономики и бизнесу. Для этого созданы специальные фонды», заявил глава государства на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций. 

В условиях пандемии коронавируса в 2020 году Узбекистан один из немногих стран, которому удалось сохранить экономический рост (ВВП - 101,6%). Правительство приняло очередной пакет мер, направленных на ускорение восстановления экономики в 2020-2021 годах - в частности, по поддержке ключевых секторов экономики. При этом безработица за этот год возросла лишь с 9% до 10,5%. Поддержка государства сферы занятости населения в условиях карантина не только упредила массовое падение уровня жизни людей, но и ослабило психологический шок от влияния пандемии на здоровье и материальное положение многих людей.

В настоящее время по данным Министерства занятости и трудовых отношений, общие трудовые ресурсы в стране (мужчины 16-59 лет и женщины 15-54 лет) — 19 миллионов человек. Из них 5,6 миллиона заняты неофициально, а ещё около двух миллионов трудятся за рубежом[4]. Предпринятые меры и инструменты были направлены на смягчение экономических последствий COVID-19, содействие устойчивому и быстрому восстановлению рынка труда, а также выработку последующих усилий по обеспечению продуктивной занятости и достойного труда в Узбекистане в посткризисный период.

Императивами по реагированию на кризис и помощи государства стали:

  1. Защита работников: защита прав работников и ограничение распространения вируса на рабочем месте;

  2. Поддержка рабочих мест и доходов: поддержка предприятий, стимулирование спроса на рабочую силу и расширение социальной поддержки населения.

  3. Создание новых возможностей: выделение грантов, субсидий, обучение и обеспечение временной занятости на общественных работах.

  4. Укрепление социального диалога: повышение доверия общества, поддержка мер по преодолению кризиса.

Для роста занятости и доходов населения активизированы все действующие ранее инструменты, а также введены новые практики активных программ на рынке труда, разработанные с учётом особенностей распространения COVID-19.

На постоянные рабочие места по направлениям Центров содействия занятости Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан было трудоустроено 198,9 тыс. граждан. 206 компаний получили субсидии на общую сумму 6,1 млрд сумов на обучение своих сотрудников в период пандемии с целью сохранения рабочих мест. 37 тыс. безработных получили пособия по новому порядку[5].

Расширены типы общественных работ с 8 до 20. Введены такие типы работ как: строительство и ремонт базовой инфраструктуры; уход за уязвимыми слоями населения (ветеранами и пожилыми), дезинфекционные работы, санитарная обработка и благоустройство. Для этих целей из средств Антикризисного фонда в Фонд общественных работ по временной занятости было дополнительно выделено 250 млрд. сум (25 млн.долл.США).

Для оказания поддержки занятости сельского населения выделяются льготные кредиты и субсидии на развитие дехканских хозяйств и приусадебных участков. Разработан механизм субсидирования малообеспеченных семей на развитие приусадебных участков и создания сельскохозяйственных кооперативов.

Лицам, желающим зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, были предоставлены возможности обучения и субсидии в размере 2,2 млн сум для покрытия расходов на регистрацию в качестве предпринимателя и страхового полиса для стартового кредита.

 В целях оперативного реагирования на обращения безработных трудовых мигрантов, оказавшихся в трудной ситуации за границей из-за пандемии, были созданы механизмы обратной связи: сайты «birgamiz.com» и «anketa.migration.uz», колл-центр и телеграмм-канал.

Оказаны услуги по обеспечению занятости 158,9 тыс. граждан, не сумевших выехать для осуществления трудовой деятельности за рубежом, из них 87 тысяч были привлечены к оплачиваемым общественным работам[6].

Только в 2020 году в Республике Узбекистан трудоустроено почти 850 тысяч человек. При участии центров содействия занятости на постоянную работу по направлениям устроились более 200 тысяч безработных. К январю 2021 года запущены  13 филиалов Моно центра “Ишга марҳамат” в каждом регионе страны и улучшены перспективы трудоустройства незанятого населения.

Экономическая активность и занятость женщин и молодёжи. В последние годы в Узбекистане создана вертикальная система реализации государственной политики по вопросам женщин и молодёжи вплоть до уровня маҳаллей. Для решения вопросов молодёжи в каждом районе введена отдельная должность заместителя хокима со штатом до 3 специалистов, в каждой области – заместителя хокима со штатом численностью 4 специалиста, территориальным управлениям Агентства по делам молодёжи выделены 3 и 11 штатных единиц соответственно.

Для решения вопросов женщин на уровне махалли введена отдельная должность заместителя председателя махалли, на районном уровне – заместителя начальника отдела по делам махалли и семьи, за которым закреплены 2 специалиста, на областном уровне выделены до 8 штатных единиц.

В целях социальной поддержки населения начато ведение списка семей, нуждающихся в материальной помощи и поддержке, известного также как «железная тетрадь». Аналогичным образом в разрезе каждой махалли, района, города и области формируются «молодёжная тетрадь» и «женская тетрадь». Эти списки ведутся отдельно от «железной тетради». В них включаются молодые люди и женщины, нуждающиеся в социальной, правовой и психологической поддержке, а также стремящиеся приобрести новые знания и профессии. В результате с ними налаживается планомерная, адресная работа.

При работе с "тетрадями" эффективно используются возможности негосударственных некоммерческих организаций. Им предоставлены займы под 4 процента годовых на реализацию комплексных программ бизнес-курсов и микрофинансовых услуг.

На сегодня, среди женщин уровень безработицы составляет 14,1 %, среди молодёжи – 17 %. По результатам опросов 1640 женщин, включённых в «женскую тетрадь», определен портрет безработной женщины[7]. Продолжительность периода незанятости больше у безработных  с общим средним и средним специальным, профессиональным образованием (96%) и женщин с 2 и более детьми (90%). Большинство безработных не обладают востребованными навыками.  

С этой целью вводится совершенно новая система, а из Фонда реконструкции и развития выделено 100 миллионов долларов на формирование профессиональных навыков у молодёжи и женщин через негосударственные центры профобучения. Из них 10 миллионов долларов выделяются на профессиональное обучение молодых людей и женщин, 90 миллионов долларов - на льготные кредиты для тех, кто прошёл курсы повышения квалификации и получил сертификат. В рамках социального контракта молодые люди и женщины, желающие пройти учебные курсы негосударственных центров профобучения, смогут получить субсидии в размере до 1 миллиона сумов для покрытия затрат на обучение.

Принята Концепция развития государственной молодёжной политики в Узбекистане до 2025-го года и «дорожная карта» по её реализации в 2021-2022 годах, в которой предусматривается выделение грантовых средств на инновационные, практичные и перспективные молодёжные стартап-проекты, профессиональное обучение безработной молодёжи в рамках программы «Молодёжь: 1+1», а также внедрение традиции наставничества по новой системе.

На базе китайского опыта, 18,2 тыс., в том числе 6,7 тыс. женщин и 7,6 тыс. безработных среди молодёжи, члены малообеспеченных и бедных семей были прикреплены к 389 кооперативам, созданным на 8,6 тыс. га земли в стране, и им выделено 41,7 млрд. сумов субсидий в качестве доли в уставном фонде кооперативов.

На освоение приусадебных участков 11,7 тыс. женщин и 7,3 тыс. молодёжи, получили субсидии в размере 73,5 млрд. сумов на строительство теплицы с лёгкой конструкцией, приобретение семян и саженцев, а также приобретение оросительной техники.

Меры государства в сфере занятости и трудовой миграции оказывают содействие в достижении целей устойчивого развития ООН в области борьбы с бедностью, расширения охвата социальной защитой, а также полной и производительной занятости и достойному труду для женщин и мужчин, в том числе молодых людей и лиц с ограниченными возможностями.

Стимулирование занятости лиц с инвалидностью. Диапазон программ реагирования на кризис, запущенных правительством Узбекистана, включает предоставление грантов и субсидий для поддержки предпринимательства; поддержку уязвимых категорий трудовой силы, включая женщин, молодёжь и граждан с ограниченными возможностями.

В стране реализуется ряд практических мер по государственной поддержке нуждающихся в социальной защите слоёв населения, в том числе семей с низким уровнем дохода, желающих заниматься трудовой деятельностью. Семьи, проживающие в тяжёлых социально-бытовых условиях, обеспечиваются доступным жильём, им оказывается безвозмездная помощь в получении медицинских услуг, закупке бытовой техники и домашних животных, а также предусмотрена система льготного налогообложения и кредитования производителей изделий и инвентаря для лиц с инвалидностью и организаций, обеспечивающих их занятость.

В Узбекистане в качестве лиц с инвалидностью зарегистрировано более 630 тысяч человек. Согласно данным Министерства занятости и трудовых отношений, более 160 тысяч из них являются трудоспособными. Согласно исследованиям ООН, проведённым в 2019 году, в Узбекистане официально трудоустроены 7,1 % лиц с инвалидностью в возрасте 16-59 лет. Занятость женщин с инвалидностью составила 4,4 %, а мужчин – 8,9 %.

По данным Министерства занятости и трудовых отношений 9200 чёлочек с инвалидностью, признанных трудоспособным, имеют высшее образование и 25275 имеют среднее специальное образование.

 Указом Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 июня 2018 г. «Об организационных мерах по стимулированию обеспечения занятости социально уязвимых слоёв населения» отдельным категориям субъектов предпринимательства предоставлены ряд льгот и преференций.

Коммерческим банкам рекомендовано выделять кредиты отдельным категориям субъектов предпринимательства сроком до 18 месяцев с трёхмесячным льготным периодом для пополнения оборотного капитала и на 3 года с шестимесячным льготным периодом на приобретение оборудования и расходных материалов.

Фонд оплаты труда всех работников предприятий общественных объединений лиц с инвалидностью, у которых не менее 50 процентов штатного персонала состоит из лиц с инвалидностью, облагается единым социальным платежом по ставке 4,7 процента с распределением суммы единого социального платежа.

Статья 25 закона «О социальной защищённости инвалидов» обязывает государственные учреждения и частные предприятия, где трудоустроены не менее 20 человек, бронировать не менее 3% рабочих мест для людей с инвалидностью[8]. Такая квота также предусмотрена в статье 43 нового закона «О правах лиц с инвалидностью», вступившей в силу в 2021 году[9].

Статья 337 Налогового кодекса предусматривает для юридических лиц уменьшение налоговой ставки на 1% на каждый процент трудоустроенных лиц с инвалидностью свыше нормы в 3% квоты[10].

Министерство занятости и трудовых отношений выделяет работодателям субсидий на создание доступной физической среды для трудоустраиваемых людей с инвалидностью, а также выделение субсидии на заработную плату людей с инвалидностью, принятых сверх 3-процентной квоты в течение 12 месяцев.

В целях профессиональной подготовки людей с инвалидностью в 2021—2025 годах в учебных центрах получат профессиональное обучение и переподготовку 1000 людей с инвалидностью.

В целях поддержки инклюзивного трудоустройства ведется работа по имплементации национального законодательства в сфере трудоустройства людей с инвалидностью посредством мониторинга за резервированием минимального количества рабочих мест, проведения широкой информационной кампании о льготах и преференциях инклюзивного трудоустройства совместно с общественными объединениями людей с инвалидностью.

* * *

Таким образом, обеспечение занятости является сквозным приоритетом проводимой социально-экономической политики Узбекистана. Основными результатами реформ в сфере занятости и трудовой миграции определены:

- за период 2017-2020 годы под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева созданы правовые и институциональные механизмы государственного регулирования занятости и внешней трудовой миграции;

- усилилось влияние экономического роста на производительную занятость, наблюдалась прямая связь между экономическим ростом, занятостью, трудовой миграцией и снижением бедности;

- в целях смягчения негативных последствий пандемии в стране кардинально усилилась система социальной защиты и адресной помощи населению, особенно в части трудоустройства нуждающихся слоёв населения;

- повышение эффективности использования демографического дивиденда республики потребовало проведения политики занятости с акцентом на подготовку и повышение квалификации кадров;

- трудовая миграция как экспорт рабочей силы повлияла не только на экономический потенциал республики, но и способствовала росту благосостояния населения по мере реализации действенных мер по стимулированию безопасной, организованной трудовой миграции;

- в целях сокращения женской и молодёжной безработицы создана вертикальная система реализации государственной политики по вопросам женщин и молодёжи вплоть до уровня махаллей;

- в целях поддержки инклюзивного трудоустройства в республике реализуются меры по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью и стимулированию обеспечения их занятости;

- политика занятости населения оказывает содействие в достижении целей устойчивого развития ООН в области борьбы с бедностью, расширения охвата социальной защитой, а также полной и производительной занятости и достойному труду для женщин и мужчин, в том числе молодых людей и лиц с ограниченными возможностями.

 

Использованная литература

  1. Закон Республики Узбекистан от 20.10.2020 г. № ЗРУ–642 «О занятости населения»

  2. Закон Республики Узбекистан от 11 июля 2008 г. № ЗРУ-162 «О социальной защищённости инвалидов в Республике Узбекистан» (новая редакция)

  3. Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 30.12.2019 г. (новая редакция)

  4. Закон Республики Узбекистан от 15.10.2020 г. ЗРУ-641 «О правах лиц с инвалидностью»

  5. Указ Президента Республики Узбекистан от 17.01.2019 г. №УП-5635 «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «год активных инвестиций и социального развития»

  6.  Указ Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью»

  7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.09.2020 г. №ПП-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции».

  8. Постановление Президента Республики Узбекистан от 11 июня 2018 г. «Об организационных мерах по стимулированию обеспечения занятости социально уязвимых слоёв населения»

  9. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 января 2021 г. № 23 «Об утверждении концепции развития государственной молодёжной политики в Узбекистане до 2025 года»

  10. Положение о порядке установления и резервирования минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утверждённое постановлением Кабинета Министров от 5 декабря 2017 года № 965.

  11. Материалы онлайн конференцию на тему «Стимулирование продуктивной занятости и достойного труда в Узбекистане в период пандемии COVID-19». Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Международная организация труда (МОТ). 23 сентября 2020 года.

  12. Проект «Разработка экономических и социальных механизмов обеспечения занятости женщин». Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» при Министерстве по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан». 2021 г.

  13. Уильям Зейтц. International Migration and Household Well-Being: Evidence from Uzbekistan. Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики № 8910. 2019.

  14. Маттиас Люке, Вольдемар Вальтер. Демографический переход и доступ к рабочим местам в Узбекистане: какова роль трудовой миграции после пандемии Covid-19? Берлин/Ташкент, декабрь 2020 г. https://www.german-economic-team.com/usbekistan

  15. Uzbekistan. COVID-19 Socioeconomic Effects, Policy Responses and Outcomes. April 2021. Рабочий документ Азиатского банка развития.

 

 


[1] Уильям Зейтц. International Migration and Household Well-Being: Evidence from Uzbekistan. Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики № 8910. 2019.

[2] Маттиас Люке, Вольдемар Вальтер. Демографический переход и доступ к рабочим местам в Узбекистане: какова роль трудовой миграции после пандемии Covid-19? Берлин/Ташкент, декабрь 2020 г. https://www.german-economic-team.com/usbekistan

[3] Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.09.2020 г. №ПП-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции».

[4] Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/labor-market

[5] Закон от 20.10.2020 г. № ЗРУ–642 «О занятости населения»

[6] Материалы онлайн конференцию на тему «Стимулирование продуктивной занятости и достойного труда в Узбекистане в период пандемии COVID-19». Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Международная организация труда (МОТ). 23 сентября 2020 года.

[7] Проект «Разработка экономических и социальных механизмов обеспечения занятости женщин». Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» при Министерстве по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан». 2021 г.

[8] Закон Республики Узбекистан от 11 июля 2008 г. № ЗРУ-162  «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (новая редакция)

[9] Закон Республики Узбекистан от 15.10.2020 г. ЗРУ-641 «О правах лиц с инвалидностью»

[10] Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 30.12.2019 г. (новая редакция)

 

5965