«Эра онлайн-образования: мировой опыт развития онлайн-образования в вузах и ситуация в Узбекистане»

 

Введение

Развитие информационных технологий влияет, как и на профессиональные, так и на личные аспекты жизни в современном мире. В так называемой «электронной революции» наблюдалось развитие электронной почты, коммерции, правительства, а теперь и электронного образования. Тема дистанционного образования вызывает большой интерес у исследователей, преподавателей, администраторов, политиков, издателей и предприятий.

Стоит отметить, что быстрый переход к дистанционному обучению во время пандемии COVID-19 стал причиной увеличения спроса на услуги онлайн-образования. Более того, растущая тенденция к адаптивному обучению, которое включает в себя технологию искусственного интеллекта для индивидуального подхода к обучению.

По мере развития информационных и коммуникационных технологий, онлайн-образование стало более доступным в технологическом и экономическом плане. Развитие электронного обучения в высших учебных заведениях способствует расширению возможностей трудоустройства и повышению доходов, и сокращению бедности[1]. Дистанционное образование является успешным, так как все учебные материалы хранятся в электронной базе данных, откуда можно легко получить доступ или вносить изменения, обновляя страницу. Также, онлайн образование способствует повышению производительности за счет сокращения классной комнаты. То есть, студенты могут применять новые концепции в течение обычного рабочего дня, вместо того, чтобы тратить время и ресурсы на посещение уроков. Более того, в процессе дистанционного обучения работники будут тратить меньше времени на изучение учебных материалов и больше времени на их использование в своих профессиональных обязанностях.

Стимулы для университетов предлагать онлайн-программы включают финансовые ограничения и вознаграждения (например, сокращение инфраструктуры для классных комнат, офисов, столовых, общежитий и библиотек), увеличение числа нетрадиционных студентов, которые работают полный рабочий день, а также передовые технологии, облегчающие внедрение (Palvia et al., 2018).

Мировые тенденции

Электронное обучение в вузах стремительно набирает обороты в зарубежных странах. Услуги по онлайн образованию ВУЗы предоставляют как посредством своих собственных цифровых инструментов, так и через специальные цифровые платформы онлайн обучения (например, Coursera и edX). Одними из лидирующих стран во внедрении онлайн образования в учебном процессе в высших учебных заведениях являются США и Великобритания.

США

В Соединённых Штатах Америки активно развивается дистанционное образование. Наблюдается, что всё больше американских студентов отдают предпочтение местным онлайн-программам для получения степени по таким причинам, как гибкость расписания, меньше затрат и, также, возможность легко добраться до кампуса при необходимости. Более того, американские студенты больше склоняются к дистанционному обучению в государственном университете.

В США наблюдается тенденция развития дистанционного образования больше среди женщин, чем мужчин[2]. Более того, средний возраст онлайн-студента равняется 32 годам, что демонстрирует возможность продолжения учёбы, будучи являясь родителем или уже профессионалом в определённой области. Также, около 22% магистров в США учатся онлайн, по сравнению с 11% студентов бакалавра. Прогнозируется, что выручка от онлайн-образования достигнет 74,8 млрд долларов США в 2023 году. В глобальном сравнении большая часть доходов будет получена в США. Большинство академических менеджеров (75%) в США признают, что результаты обучения на онлайн-курсах такие же или лучше, чем на курсах в классе.

Определённые топ-Вузы такие, как John Hopkins University, University of California (Los Angeles), New York university, Boston University и другие предлагают обучение в дистанционном режиме, при этом в дипломе не указывается была ли определённая степень получена в онлайн или традиционном режиме во избежание опасений, что работодатели не примут обладателей онлайн-дипломов. 

Великобритания

За последние годы обучение в режиме онлайн набрало большую популярность в Великобритании: 21% британцев используют какое-либо онлайн-обучение. Ожидается, что доля рынка электронного обучения в Великобритании вырастет на 11,57 млрд долларов США с 2021 по 2026 год.

Одной из главных тенденций на рынке дистанционного обучения в Великобритании является Микрообучение, в котором все темы состоят из видео, аудио, текстов или инфографики. Микрообучение предлагает краткий и актуальный контент и помогает заполнить пробелы в знаниях учащихся. Студенты находят точное содержание интересным и увлекательным, а информация доставляется в течение короткого промежутка времени. Такие преимущества микрообучения будут способствовать развитию дистанционного образования в Великобритании.

Стоит отметить, что дистанционный режим обучения является частью предлагаемых курсов в лучших высших учебных заведениях Великобритании таких, как University of Manchester, University of Edinburgh, University of Birmingham, King’s college London и других.

Платформы онлайн обучения

На сегодняшний день существуют определённые онлайн-платформы, как Coursera и edX, предоставляющие онлайн-курсы в партнерстве с более чем 200 ведущими мировыми университетами и компаниями, включая Йельский университет, Калифорнийский университет, Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет, Бостонский университет, Пенсильванский университет, Стэндфордский университет и другие. Данные платформы предлагают бесплатные индивидуальные курсы, а также программы бакалавра и магистратуры, которые сокращают барьеры на пути к высшему образованию. В первой четверти 2021 года число пользователей платформами Coursero и edX по миру насчитывалось 82 миллионов и 40 миллионов соответственно. Данные онлайн-платформы позволяют получить степень, будучи, находясь в городе проживания. Также, учащиеся данных платформ имеют возможность проходить ту же учебную программу, что и студенты в кампусе.

Онлайн образование в Узбекистане

Электронное образование в вузах постепенно распространяется и в Узбекистане.

Вспышка пандемии заставила высшие учебные заведения перейти с офлайн на онлайн-форму обучения, тем самым, открыв путь для создания условий и возможностей улучшения инфраструктуры для дистанционного обучения. Если раньше в Узбекистане не было развито дистанционное образование, то после карантинных мер онлайн обучение быстро начало совершенствоваться в стране. И даже после снятия карантинных ограничений, определённые учебные заведения сохранили режим онлайн в образовании. Как пример можно привести форму обучения в МВУТ, где многие лекции проходят в дистанционной форме, в то время как все семинары проводятся в традиционном режиме. В целом, видно, что университет внедрил гибридную систему преподавания.

Особо важно отметить, что в Октябре прошлого года Кабмин Узбекистана утвердил положение о введении дистанционной формы обучения в вузах. Начиная с 2023/2024 учебного года, государственным и частным высшим учебным заведениям разрешена подготовка кадров в дистанционном режиме обучения. Таким образом, внедрение системы онлайн в образовательном процессе в высших учебных заведениях Узбекистана произойдёт постепенно.

Стоит отметить, что в Октябре 2022 года был подписан меморандум сотрудничества между Coursera и Узбекистаном в сфере IT-образования. Данная платформа выделит около 1,2 миллионов бесплатных курсов по кодингу, которые будут доступны с 2023 года. Более миллиона узбекистанцев получат возможность обучаться таким направлениям как Frontend, Python и английский язык для IT[3]

Стоит заметить, что в Узбекистане велико гендерное неравенство на рынке труда, особенно среди молодежи. На рынке труда участвуют[4] 73,1% мужчин, тогда как у женщин этот показатель составляет 39,9%. Также, семьи вкладывают меньше средств в образование девочек, чем мальчиков[5]. По данным Всемирного банка, доля мужчин со степенью бакалавра[6] в населении старше 25 лет составляет 20,8%, а у женщин этот показатель равен 13,3%. Согласно анализу[7] ООН, в 2020 году, 54,6% людей в возрасте 19-30 лет не учатся в высших учебных заведениях или работают после среднего образования. Одно из исследований[8] показало, что женщины считают онлайн-обучение более доступным, чем традиционное образование, ссылаясь на мобильность, безопасность и семейные обязательства в качестве своих главных решающих факторов.

Также, образование на основе компьютерного обучения является эффективным решением для лиц с ограниченными физическими возможностями. Это обусловлено такими причинами как активное участие в онлайн-классах за счёт нулевого давления со стороны однокурсников и меньшей конкуренции. Более того, лицам с инвалидностью необходимо наличие специально оборудованных помещений и обученного персонала для удовлетворения потребностей людей с ограниченными физическими возможностями. Также, за счёт ИТ-систем страдающие дислексией, например, способны менять стиль или размер шрифта для эффективной обработки информации.

Активная политика развития дистанционного образования в Узбекистане ставит перед собой главной целью повышение охвата населения высшим образованием. Так, уровень охвата высшим образованием в стране составляет 38%. При этом имеются диспропорции по гендерному признаку, а также ограниченный доступ к системе высшего образования со стороны лиц с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, развитие в стране системы дистанционного образование может послужить инструментом для повышения участия женщин и лиц с ограниченными физическими возможностями на рынке труда путём предоставления им высшего образования, в частности, в онлайн режиме.

Рекомендации

Ранее было отмечено, что впервые в Узбекистане внедрили дистанционный режим обучения с нового учебного года. Тем не менее, небольшое количество высших учебных заведений смогут реализовать преподавание в онлайн форме, так как дистанционное образование потребует определённых затрат и времени для создания необходимой инфраструктуры. Под термином инфраструктуры в данном контексте подразумеваются следующие пункты:

-ИТ-отдел с ролью поддержки, ориентированной на клиента

-Эффективная и хорошо поддерживаемая кампусная сеть

-Эффективная поддержка серверов

-Онлайн-регистрация студентов, система выставления счетов и оплаты

-Услуги книжного интернет-магазина

-Услуги онлайн-библиотеки

Более того, рекомендуется внедрить гибридную форму обучения, которая представляет собой смесь традиционной и дистанционной формы обучения. Лекции можно проводить в онлайн режиме, так как они не требуют взаимодействия и активного участия от студентов, в то время как семинары можно будет проводить в традиционной форме преподавания. Следует заметить, что данная практика гибридной формы обучения уже успешно действует в МВУТ и Вебстерском университете в Ташкенте. Таким образом, интеграция гибридной формы обучения в высших учебных заведениях будет способствовать развитию сферы образования в Узбекистане. Некоторые исследования об онлайн-образовании в вузах также показали, что смешанное обучение является сбалансированной стратегией, так как определённые курсы сложно проводить в полноценном дистанционном режиме[9]. Стоит отметить, что данное внедрение следует начать с вузов, имеющих необходимые условия для данной практики.

В целях расширения охвата высшим образованием женщин и обеспечения гендерного равенства, следует предоставлять льготы женщинам при поступлении в дистанционное образование.

Также, можно предложить проведение второстепенных или дополнительных предметов в онлайн-режиме, а основные в традиционной форме обучения. Такой подход будет способствовать более эффективному тайм-менеджменту студентов.

В условиях неудовлетворительного качества образования в Узбекистане, страна сталкивается с определёнными барьерами при внедрении дистанционного образования в высших учебных заведениях. Стоит отметить, что онлайн обучение способствует улучшению качества преподавания в учебных заведениях[10]. Также дистанционное образование может стать эффективным инструментом для повышения самостоятельности и ответственности студентов в своем будущем.

Подведя итоги, можно сказать, что введение электронного образования, в частности гибридного режима образования несомненно станет положительным прорывом для Узбекистана в сфере образования.

 

Амриддинова Шарифабону,
старший научный сотрудник

 

Источники литературы

  1. Palvia et. al, (2018). Online education: worldwide status, challenges, trends, and implications. Journal of global information technology management. Available from https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1097198X.2018.1542262 [Accessed 2 March 2023].

  2. Virtual campus for public health (no date). Two research on the status of online education. Available from https://www.campusvirtualsp.org/en/two-research-status-online-education-united-states  [Accessed 3 March 2023].

  3. Statista (no date). Online education-United States. Statista. Available from https://www.statista.com/outlook/dmo/eservices/online-education/united-states [Accessed 4 March 2023].

  4. Study portals (2022). Where to study a distance learning degree from the United States in 2023? Study portals. Available from https://www.mastersportal.com/articles/393/where-to-study-a-distance-learning-degree-from-the-united-states-in-2023.html [Accessed 3 March 2023].

  5. Technavio (2022). E-learning market in the UK growth, size, trends, Analysis report by type, application, region and segment forecast 2022-2026. Available from https://www.technavio.com/report/e-learning-market-in-uk-industry-analysis [Accessed 4 March 2023].

  6. Oxford learning college (no date). Online education & E-learning statistics UK. Available from https://www.oxfordcollege.ac/news/online-education-statistics/ [Accessed 5 March 2023].

  7. ViewSonic (2020). Five disadvantages of technology in the classroom (and how to overcome them). Available from https://www.viewsonic.com/library/education/5-disadvantages-of-technology-in-the-classroom-and-how-to-overcome-them/  [Accessed 5 March 2023].

  8. World economic forum (2022). 3 ways online learning can narrow the higher education workforce gender gap. Available from https://www.weforum.org/agenda/2022/07/online-learning-workforce-gender-gap/ [Accessed 5 March 2023].

  9. Meyer, J. and Barefield, A. (no date). Infrastructure and administrative support for online programs. Available from https://ojdla.com/archive/fall133/meyer_barfield133.pdf [Accessed 6 March 2023].

 

Интернет источники

  1. https://finance.yahoo.com/news/e-learning-market-size-uk-103000059.html?guccounter=1&guce_referrer=aHR0cHM6Ly93d3cuZ29vZ2xlLmNvbS8&guce_referrer_sig=AQAAAH-CN1cu_cwrmGbBjCFwDnfnCSCJM-oo0_rnsSFYwfGf8dNfJaprEtFsl5Z7z9VMcRzjbCOdvjaXICdxIUpQjhijtqkPTrFdQeRkewcWlbS-X6DnhUvtXm9zE9ou6pT5R2tOgLNmb6gFH50OeHDlL8bcqnCDnqmMMGhRVImXl-YC

  2. https://lex.uz/pdfs/6221502

  3. https://stat.uz/ru/

  4. https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/b6a2e805-3c88-4145-bee7-14824ded31c8/Report_Women+and+Online+Learning+in+Emerging+Markets.pdf?MOD=AJPERES&CVID=o7uQanh

  5. https://www.businessinsider.com/guides/learning/what-is-coursera

  6. https://www.thinkimpact.com/coursera-users/#:~:text=The%20average%20rating%20of%20courses,sign%20up%20for%20another%20course

  7. https://kapital.uz/coursera-besplatnie-kursi/

  8. https://www.online-bachelor-degrees.com/online-learning-benefits-disabled-student/

  9. https://elearningindustry.com/5-benefits-of-elearning-for-disabled-students

 

 


[1] https://archives.palarch.nl/index.php/jae/article/download/7372/6992/14424

[2] https://www.statista.com/statistics/956145/share-students-studying-online-gender-education-level/

[3] https://kapital.uz/coursera-besplatnie-kursi/

[4] https://data.worldbank.org/indicator/SL.TLF.CACT.FE.NE.ZS

[5] https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/b6a2e805-3c88-4145-bee7-14824ded31c8/Report_Women+and+Online+Learning+in+Emerging+Markets.pdf?MOD=AJPERES&CVID=o7uQanh

[6] https://data.worldbank.org/indicator/SE.TER.CUAT.BA.FE.ZS

[7] https://www.sdgindex.org/reports/sustainable-development-report-2020/

[8] https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/b6a2e805-3c88-4145-bee7-14824ded31c8/Report_Women+and+Online+Learning+in+Emerging+Markets.pdf?MOD=AJPERES&CVID=o7uQanh

[9] https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2090447923000205

[10] https://www.researchgate.net/publication/349168500_THE_USEFULNESS_OF_ONLINE_LEARNING_ON_QUALITY_OF_EDUCATION_DURING_COVID-19_PANDEMIC_EVIDENCE_FROM_THE_DEPARTMENT_OF_ELEMENTARY_SCHOOL_TEACHER_EDUCATION_AT_UNIVERSITAS_NEGERI_JAKARTA_INDONESIA

1292