Как государственные инвестиции в образование влияют на снижение бедности
Девиз Группы Всемирного банка – «Наша цель – мир без бедности»[1]. Также ликвидация нищеты во всех ее формах является первой из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года. Среди факторов способствующих снижению бедности и обеспечению равенства – образованию уделяется особое внимание. Последнее, благоприятствуя накоплению человеческого капитала, может стать катализатором вывода семей или общин из порочного круга бедности. Образование, как подрастающего поколения, так и взрослых является мощной движущей силой развития и одним из самых сильных инструментов для сокращения бедности и улучшения показателей в области здравоохранения, гендерного равенства, мира и стабильности[2]. У более образованных людей больше шансов найти работу, они экономически более продуктивны и, следовательно, получают более высокие доходы[3]. Доказано что улучшение образования женщин влияет снижению детской смертности, поскольку женщины с формальным образованием чаще обращаются за медицинской помощью и лучше информированы о методах медицинского обслуживания для себя и своих детей.
Менее обеспеченные семьи не всегда имеют достаточные средства для удовлетворения основных потребностей членов семьи, включая образование. В этом контексте именно государственные расходы на образование являются с одной стороны поддержкой для этих семей, с другой ценной инвестицией для будущего экономического роста страны. Так как, человеческий капитал является наиважнейшим активом любой экономики, особенно экономики, основанной на знаниях. Согласно исследованиям, рост человеческого капитала на 1 % увеличивает темпы экономического роста на 0,4%[4].
Узбекистан и зарубежные страны. Не смотря на то, что образование всегда было одним из приоритетных сфер политики Республики Узбекистан с первых дней независимости, особо положительная тенденция во всех уровнях образования наблюдается за последние 5 лет. В частности, охват дошкольным образованием детей от 3 до 6 лет вырос на 38,2 п.п. (с 23,8% в 2016 г. до 62% в 2021 г.[5]), общеобразовательными школами на 0,9 п.п. (с 96,9% в 2016 г. до 97,8% в 2021 г.[6]), охват выпускников с высшим образованием на 29 п.п. (с 9% в 2016 г. до 38% в 2021 г.[7]). В 2020 году государственные расходы на образование составляли 4.92279005 от доли ВВП.
Мировой опыт. Южная Корея. В Южной Корее именно государственная политика сделала образование самой большой частью бюджета после обороны. Таким образом, он изменил социальную политику, сократил бедность и помог поднять уровень образования до рекордно высокого уровня[8].
Бюджетные расходы правительства Китай на образование составляли выше 4 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) в течение 8 лет (с 2011 по 2019 гг.). Были инициированы специальные планы набора, предоставляя возможность большему количеству студентов из сельских и бедных районов поступать в крупные университеты и колледжи, снижая баллы при поступлении и предоставляя дополнительные стипендии, чтобы увеличить долю сельских студентов в основных колледжах и университетах и позволить большему количеству сельских детей получить доступ к высококачественным ресурсам высшего образования.
В Бразилии государственные расходы на образование увеличились с 2,7 процента ВВП в 1980 году до 4,5 процента в 2000-х годах, при этом большая часть дополнительного финансирования направлялся на начальное образование. Улучшение образования привело к появлению более квалифицированных рабочих и, следовательно, к более высоким доходам. В результате, страна достигла значительных успехов в борьбе с бедностью благодаря развитию сферы образования. Повышение качества образования включало целей по улучшению и созданию национальной системы оценивания. Эта национальная система сегодня оценивает прогресс по школам, муниципалитетам, штатам и регионам Бразилии, включая оценку знаний учащихся по различным предметам с целью улучшения их результатов в соответствии с международными стандартами.
IV Данные и Методология. Оценка влияния государственных затрат на образование на уровень бедности населения был произведен на основе данных всемирного банка в разрезе 52 стран мира[9] с низким и средним доходом в период 1990-2020[10]. Данный анализ был выполнен с использованием модели фиксированных эффектов (Fixed Effects model) (Akbar et al., 2019).
С целью анализа влияния государственных затрат на образование на сокращение бедности, были использованы государственные расходы на образование (% от ВВП) в качестве главной независимой переменной и Коэффициент бедности (% от населения) как зависимая переменная. Более того, были использованы такие контрольные переменные, как Инфляция, потребительские цены (ежегодный %), Рост населения (ежегодный %), Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП), валовое накопление капитала (% от ВВП) и Рост ВВП на душу населения (годовой %).
V Результаты оценки
Таблица 1
Оценка степени влияния факторов на уровень бедности
VARIABLES |
Fixed Effects |
Затраты |
-0.027***
|
Население |
2.17
|
Рост ВВП |
-0.0041***
|
Инфляция |
0.004***
|
ВНК |
-0.013***
|
Торговля |
-0.0036***
|
Constant |
19.48
|
Observations |
644 |
R-squared |
0.21 |
Number of Countries |
52 |
Источник: Разработано автором на основе данных Всемирного Банка
(https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators)
В этом исследовании были проведены 2 регрессионных анализа: Модель с фиксированными эффектами (Fixed Effects model) и модель со случайными эффектами (Random Effects model). Далее был проведён Хаусман тест, чтобы выявить какой метод подходит для данного анализа. Данный тест показал, что модель с фиксированными эффектами более надёжен для данного анализа, так как P-value = 0,01, что меньше альфы (0,05). Более того, был проведён VIF тест на мультиколлинеарности, где было выявлено, что среднее значение VIF ниже 5ти и составляет 1.37, что говорит нам, что независимые переменные не имеют тесной корреляции друг с другом. Из этого следует вывод, что предположение о мультиколлинеарности не нарушен.
Полученные результаты регрессии модели с фиксированными эффектами свидетельствуют о том что, увеличение государственных затрат на образование на 1% способствует снижению бедности почти на 0,03%. Результаты нашего исследования согласуются с существующей литературой (Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018), в которой исследовалась связь между государственными расходами на образование и уровнем бедности и было обнаружено, что увеличение расходов на образование способствует снижению бедности. Это подразумевает, что чем больше правительство инвестирует в образовательный сектор, тем больший эффект он оказывает на сокращение бедности. Далее было рассмотрено отношение между бедностью и валовым накоплением капитала, что является показателем внутренних инвестиций. Было выявлено, что рост ВНК способствует сокращению бедности. Влияние ВНК на бедность происходит через ВВП, где увеличение ВНК приводит к росту ВВП и, следовательно, стимулирует сокращение бедности. Также, государственные инвестиции являются ключевым фактором, положительно влияющим на производительность труда в экономике. Кроме того, государственные инвестиции оказывают стимулирующее влияние на экономический рост, обеспечивая инфраструктуру для развития экономической деятельности. В итоге, валовое накопление капитала косвенно влияет на бедность, в основном, через внутренний валовый продукт (Saleem and Zaheer, 2018). Более того, в данном исследовании было выявлено, что увеличение роста ВВП снижает бедность. По мере роста экономики растут и возможности для трудоустройства и роста доходов. Более сильные рынки труда и более высокий уровень доходов, как правило, помогают семьям, живущим в бедности, преодолеть порог бедности (Adams, 2003). Также, было рассмотрено отношение между бедностью и торговлей, где было найдено, что увеличение торговли приводит к сокращению бедности. Торговля, как правило, увеличивает доходы, что позитивно влияет на экономический рост, который в свою очередь уменьшает бедность. Также, торговля снижает стоимость того, что страна покупает, и повышает цену того, что она продаёт, что, в результате, стимулирует сокращение бедности (Brooks, 2003). Также, торговые реформы могут принести пользу бедным, которые заняты в экспортных секторах, давая им возможность для трудоустройства и, следовательно, для увеличения их доходов, что, в конечном итоге, способствует сокращению бедности (World Bank Group, 2018). Кроме того, была выявлена положительная связь между бедностью и инфляцией, где при увеличении инфляции может увеличиться уровень бедности. Высокая инфляция, как правило, усугубляет неравенство или бедность, потому что она сильнее бьет по доходам и сбережениям более бедных или средних домохозяйств, чем богатых домохозяйств. Домохозяйства, недавно вырвавшиеся из бедности, могут оказаться в ней обратно из-за роста инфляции (Gill and Nagle, 2022).
По таблице можно заметить, что переменная для населения оказалась статистически незначимой.
Также, данные результаты согласуются с несколькими исследовательскими работами (Ahlburg, 1996; Akbar et al., 2019; Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018; Kelbore, 2015; Klasen and Lawson, 2007; Le Goff and Singh, 2014).
VI Выводы и предложения По результатам проведенного эмпирического анализа выявлено, что затраты на систему образования способствуют сокращению бедности населения в мире. Ранее в литературном обзоре было упомянуто, что доля государственных затрат на образование к ВВП составила 4,92% в Узбекистане в 2020 году, в то время, как среднее значение доли расходов на образование в данном исследовании составило 4,11. В целях улучшения адресности мер по сокращению бедности Узбекистану следует направить инвестиции на отдельно взятые программы в образовании такие, как выделение субсидий на зарплату учителей для проведения дополнительных занятий с детьми, отстающих в образовании от своих сверстников[11].
Таким образом, образование всегда являлось неотъемлемой частью успешного будущего. Исходя из результатов анализа, выделение достаточного количества бюджета в сфере образования несомненно может послужить инструментом сокращения бедности в стране. Следуя мировой тенденции, где особое внимание уделяется сфере образования при распределении государственных затрат, Узбекистан может значительно снизить уровень бедности и достичь высоких показателей в долгосрочной перспективе.
VII Источники и литература
-
Abuasi, N. (2020). How education in South Korea slashed poverty. The Borgen Project. Available from https://borgenproject.org/education-in-south-korea/ [Accessed 10 August 2022].
-
Ahlburg D. (1996). Population growth and poverty. SpringerLink. Available from https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-662-03239-8_7 [Accessed 22 August 2022].
-
Akbar, M. et al. (2019). Public spending, education and poverty: a cross-country analysis. Journal of multidisciplinary approaches in science 4, 1, 12-20.
-
Anderson, E. et al. (2018). Does government spending affect poverty? A Meta regression analysis. World development, 103, 60-71.
-
Brooks, D. (2003). Trade and poverty: what are the connections? Asian Development Bank. Available from https://www.adb.org/publications/trade-and-poverty-what-are-connections [Accessed 16 October 2022].
-
CGTN (2020). China focuses on education to combat poverty. CGTN. Available from https://news.cgtn.com/news/2020-05-21/China-focuses-on-education-to-combat-poverty-QDDbyBspG0/index.html [Accessed 11 August 2022].
-
Child Fund, no date. Poverty and education. ChildFund. Available from https://www.childfund.org/poverty-and-education/ [Accessed 16 October 2022].
-
Cision (2021). CGTN: education in China’s fight against poverty: leaving no one behind. Cision. Available from https://www.newswire.ca/news-releases/cgtn-education-in-china-s-fight-against-poverty-leaving-no-one-behind-803686449.html [Accessed 12 August 2022].
-
GCDRC (no date). Measuring poverty. Available from https://gsdrc.org/topic-guides/poverty-and-inequality/measuring-and-analysing-poverty-and-inequality/measuring-poverty/#ravallion-chen-2013 [Accessed 12 September 2022].
-
Hidalgo-Hidalgo, M. and Iturbe-Ormaetxe, I. (2018). Long-run effects of public expenditure on poverty. SpringerLink. Available from https://link.springer.com/article/10.1007/s10888-017-9360-z [Accessed 29 September 2022].
-
Heckman, J. and Carneiro, P. (2003). Human capital policy. National bureau of economic research. Available from https://www.nber.org/papers/w9495 [Accessed 30 September 2022].
-
Karam, A. (no date). Education as the pathway towards gender equality. United Nations. Available from https://www.un.org/en/chronicle/article/education-pathway-towards-gender-equality [Accessed 20 September 2022].
-
Kelbore, Z. G. (2015). Trade openness, structural transformation, and poverty reduction: Empirical evidence from Africa. MPRA. Available from https://mpra.ub.uni-muenchen.de/65537/1/MPRA_paper_65537.pdf [Accessed 25 August 2022].
-
Klasen, S. and Lawson, D. (2007). The impact of population growth on economic growth and poverty reduction in Uganda. Econstor. Available from https://www.econstor.eu/handle/10419/31966 [Accessed 20 August 2022].
-
Le Goff, M. and Singh, R. J. (2014). Does trade reduce poverty? A view from Africa. ScienceDirect. Available from https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2214851514000024 [Accessed 19 August 2022].
-
Njong, A. M. (2010). The effects of educational attainment on poverty reduction in Cameroon. Journal of education administration and policy studies, 2 (1), 001-008.
-
Sabry, S. (2016). How did Brazil reduce poverty and inequality? Mada. Available from https://www.madamasr.com/en/2016/01/21/opinion/economy/how-did-brazil-reduce-poverty-and-inequality/ [Accessed 16 August 2022].
-
Saleem, M. and Zaheer, R. (2018). A study on influence of domestic investment on the economic growth during 1980-2016. Journal of Global Economics, 6 (3). Available from https://www.hilarispublisher.com/open-access/a-study-on-influence-of-domestic-investment-on-the-economic-growth-during-19802016-2375-4389-1000302.pdf [accessed 16 october 2022].
-
The World Bank, no date. The role of trade in ending poverty. The World Bank Group. Available from https://www.worldbank.org/en/topic/trade/publication/the-role-of-trade-in-ending-poverty [Accessed 16 October 2022].
-
The World Bank, no date. Trade and poverty reduction: new evidence of impacts in developing countries. World Bank Group. Available from https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wto_wbjointpublication_e.pdf [Accessed 16october 2022].
-
UNICEF, no date. Girls’ education: gender equality in education benefits every child. UNICEF. Available from https://www.unicef.org/education/girls-education#:~:text=Girls%20who%20receive%20an%20education,strengthens%20economies%20and%20reduces%20inequality. [Accessed 20 September 2022].
-
United Nations, no date. Poverty eradication. Department of economic and social affairs. Available from https://www.un.org/development/desa/socialperspectiveondevelopment/issues.html#:~:text=Poverty%20entails%20more%20than%20the,of%20participation%20in%20decision%2Dmaking [Accessed 16 October 2022].
-
United Nations, no date. Ending poverty. Peace, dignity and equality on a healthy planet. https://www.un.org/en/global-issues/ending-poverty [Accessed 16 October 2022].
-
Государственный комитет республики Узбекистан по статистике (2022). Available from https://stat.uz/ru/ [Accessed 18 August 2022].
-
Президент Республики Узбекистан (2022). Всем выпускникам школ. Available from https://president.uz/ru/lists/view/5216 [Accessed 17 August 2022].
VIII Аппендикс
Переменные |
Названия в таблице регрессии |
Измерения |
Источник |
|
|
|
|
Коэффициент бедности на уровне 1,90 доллара в день |
Бедность |
(% от населения) |
World Bank,World Development Indicators |
Государственные расходы на образование |
Затраты |
(% от ВВП) |
World Bank,World Development Indicators |
Инфляция, потребительские цены |
Инфляция |
(ежегодный %) |
World Bank,World Development Indicators |
Рост населения |
Население |
(ежегодный %) |
World Bank,World Development Indicators |
Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП) |
Торговля |
(% от ВВП) |
World Bank,World Development Indicators |
Валовое накопление капитала |
ВНК |
(% от ВВП) |
World Bank,World Development Indicators |
Рост ВВП на душу населения (годовой %) |
Рост ВВП |
(годовой %) |
World Bank,World Development Indicators |
VIF тест на мультиколлинеарность
Переменная |
VIF |
1/VIF |
Расходы |
1.02 |
0.982566 |
Население |
1.12 |
0.896188 |
Рост ВВП на душу населения |
1.13 |
0.885330 |
ВНК |
1.10 |
0.910190 |
Инфляция |
1.05 |
0.954421 |
Торговля |
1.01 |
0.988802 |
Mean VIF |
1.07 |
|
Hausman test
|
Coef. |
Chi-square test value |
16.811 |
P-value |
.01 |
Таблица 5
Список стран, включенных в базу данных исследования
|
|
[1] https://www.worldbank.org/en/topic/poverty/overview
[2] https://www.worldbank.org/en/topic/education/overview
[3] Van der Berg, Seervas Poverty and education/ International Institute for Educational Planning UNESCO International Academy of Education 2008
[4]Hanushek А. et al. Education and economic growth: it’s not just going to school, but learning something while there that matters// Spring 2008 / Education next
[5] Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
[6] Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
[7] https://president.uz/ru/lists/view/5216
[8] https://borgenproject.org/education-in-south-korea/
[9] Список стран, включенных в базу данных исследования, представлен в таблице 5 Приложения.
[10] Поскольку процент малоимущих по Республике Узбекистан в базе данных Всемирного банка приведен только за 4 года (1998, 2000, 2002, 2003 гг.), данные по Республике Узбекистан в исследование не включены.
[11] Данный метод также предлагается Нобелевскими лауреатами Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло, Майклом Кремером. В результате одного из их исследований более пяти миллионов индийских детей воспользовались эффективными программами коррекционного обучения в школах.
1929