Результативность реформ в развитии частного сектора: широкая приватизация, государственно-частное партнерство, защита прав собственности

Скачать статью

Федяшева Галия Чара-Батыровна

к.э.н., с.н.с., руководитель группы Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан

 

Аннотация:

Сегодня Узбекистан уверенно идет по пути создания рыночной социально ориентированной экономики, свободной предпринимательской деятельности и расширения частной собственности во всех секторах и сферах общества. Решая эти задачи, правительство проводит масштабные реформы по совершенствованию процессов приватизации и трансформации государственных предприятий, развитию частного сектора, обеспечению гарантий защиты прав предпринимателей.

 

Ключевые слова:

частная собственность, предпринимательство, приватизация, Узбекистан, реформы, международные рейтинги.

 

Новый этап развития Узбекистана определен принятой Президентом «Стратегией действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», разработанной на 2017 — 2021 годы, где одним из пяти приоритетных направлений развития республики является развитие и дальнейшая либерализация экономики, расширение функционирования рыночного механизма и участия частного сектора.

Для решения этой задач были приняты широкие меры по созданию прочной законодательной базы, обеспечивающей надежную защиту прав и законных интересов частных собственников, по внедрению современных интерактивных форм бесконтактного оказания государственных услуг, налажен системный диалог делового сообщества с государством, созданы надежные правовые гарантии для ускоренного развития малого предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения[1].

Проведена работа по созданию действенного механизма поддержки развития бизнеса, формирования принципиально новой системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства[2], создан Комитет по улучшению инвестиционного климата и проведению реформ. Правительство внесло изменения в Налоговый кодекс, таможенный режим, инспекцию, политику выделения земель и финансовую систему. Предпринимателям было разрешено напрямую экспортировать сельскохозяйственную продукцию[3]. Принят Закон о сокращении государственного участия в коммерческих организациях и введена новая классификация субъектов малого и среднего предпринимательства, исключающая отраслевые дифференциации.

Результаты реформ положительно оценены международными сообществами, и отражаются в повышении показателей нашей страны в международных рейтингах и индексах. В частности, за последние четыре года в «Индексе экономической свободы» Фонда наследия страна поднялась на 52 позиции, «Индексе эффективности логистики» ― на 19 позиций, «Индексе ведения бизнеса» Всемирного банка ― на 18 позиций.

Международное рейтинговое агентство «S&P Global Ratings» сохранило суверенный кредитный рейтинг Узбекистана на уровне «BB-», отметив продвижение в осуществлении комплексных реформ и модернизации экономики, успех в проведении институциональных реформ. В частности, индексы «Doing Business», «Восприятие коррупции», а также показатели страны в индексах управления Всемирного банка значительно улучшились, а приоритетными задачами правительства остаются реформа предприятий с государственной долей и увеличение объемов прямых инвестиций.

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» в 2019 году Узбекистан поднялся на 7 позиций, занял 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса и вошел в число лучших стран-реформаторов. К 2030 году страна должна добиться повышения позиции в рейтинге «Ведение бизнеса» Всемирного банка с 69-го до 20-го места.

Значение развития частного бизнеса в современных условиях достаточно велико. От темпов роста этого сектора экономики и его хозяйственной деятельности во многом зависит развитие всей экономики страны.

Частный сектор, особенно малые предприятия, существенно вырос за последнее десятилетие, особенно после 2016 года. Сейчас он составляет 50-60% ВВП по сравнению с примерно 45% ВВП в 2010 году. На долю малого бизнеса приходится все большая доля занятости - с примерно 65% в 2005 году до почти 80% сегодня. Около 60% малых предприятий работают в сфере услуг, а остальные заняты в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и строительстве. Розничная торговля и общественное питание составляют наибольшую долю малого бизнеса - около трети. Транспорт, связь и сельское хозяйство представляют собой растущую долю частных предприятий, практически все из которых являются небольшими.

Роль предпринимательской инициативы в полную меру проявила себя в период кризиса, вызванного пандемией коронавируса. На первом этапе серьезных испытаний для бизнеса малые частные предприятия эффективно использовали имеющиеся ресурсы и не допустили серьезного падения объемов промышленного производства. Этому способствовало внимание и поддержка предпринимательства правительством.

Для смягчения и ликвидации последствий пандемии государством были осуществлены комплексные меры в общей сложности на 82 триллиона сумов. В частности, создан Антикризисный фонд, из бюджета выделено более 16 триллионов сумов на меры по борьбе с коронавирусом, поддержке населения и бизнеса. Наряду с этим оказано практическое содействие государственным предприятиям и более 500 тысячам субъектов предпринимательства, а также почти 8 миллионам граждан в виде налоговых льгот, отсрочки погашения кредитов и финансовой помощи на общую сумму 66 триллионов сумов.

В целях широкой поддержки предпринимательства было предоставлено множество льгот и преференций. Субъектам предпринимательства выделено 100 триллионов сумов кредитов – почти в 4 раза больше, чем в 2016 году.

После проведения в 2016 году ряда политических реформ, таких как либерализация валютного рынка, создание новых специальных экономических зон, запуск программ привлечения инвестиций в различные приоритетные отрасли, а также более позитивное отношение к частным инвесторам, наблюдался рост вовлечения иностранного частного капитала в экономику Узбекистана. Число фирм с иностранным участием выросло с менее чем 5000 до 2015 года до более чем 7500 сегодня. Все больше ПИИ поступают из России, Турции, Южной Кореи, Китая, Германии и Канады. Растущую долю этих инвестиций привлекают энергетика и горнодобывающая промышленность, которые являются приоритетными секторами, а также торговля, строительство и туризм.

Реформы в сельском хозяйстве, передача земельных площадей частным кластерам и кооперациям позволили за один год повысить урожайность хлопка в среднем на 10 процентов. Создано около 500 кластеров и коопераций в плодоовощеводстве, зерноводстве и животноводстве. В результате, несмотря на негативное воздействие пандемии, было экспортировано фруктов и овощей на 1 миллиард долларов.

Процесс преобразования государственных предприятий и формирование частного сектора является одним из главных направлений реформ и важнейшим фактором формирования благоприятной среды для развития предпринимательства и частного бизнеса. Работы в этом направлении проводились в течение всех последних четырех лет.

Двигателями реформы стали решения правительства по обеспечению качественного изменения государственной политики в сфере развития частной собственности и предпринимательства на базе приватизированного государственного имущества, оказания действенной постприватизационной поддержки субъектам предпринимательства, а также повышения эффективности использования государственного имущества, создания благоприятных условий для развития частного предпринимательства, дальнейшего упрощения процедур и ускорения процесса реализации объектов государственной собственности, устранения бюрократических барьеров при их приватизации, организации на реализованных в частную собственность объектах производства конкурентоспособных товаров и услуг, ускорению реформирования предприятий с участием государства и приватизации государственных активов [4].

В рамках структурных преобразований в экономике ускоряется трансформация государственных компаний. В настоящее время большинство предприятий с участием государства остаются для него тяжелым бременем из-за своей финансовой нестабильности. Поэтому начата реализация программы реформирования всех госпредприятий.

Для повышения технических возможностей госпредприятий, знаний и навыков у их специалистов к реформированию крупных предприятий электроэнергетики, нефтегазовой и химической промышленности, машиностроения, а также коммерческих банков привлекаются специалисты Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, "McKinsey & Company", "Boston Consulting Group", "Rothschild & Co" и других всемирно известных компаний.[5]

Для принятия мер кардинального уменьшения участия государства в тех сферах, где развиваются частный сектор, и конкуренция была проведена инвентаризация около 3 тысяч предприятий с государственной долей.

В ближайшие годы предстоит провести трансформацию 32 крупных предприятий отраслей стратегического значения.

В нефтегазовой сфере организована деятельность с привлечением зарубежных экспертов по повышению эффективности управления государственными предприятиями и оптимизации расходы, достижению сокращения имеющейся задолженности.

Согласно послания Президента Олий Мажилису в декабре 2020 года на стратегических предприятиях реализуются новые инвестиционные проекты, которые позволят сделать эти предприятия полноценными участниками международного финансового рынка. Для этого подготовлены финансовые отчеты на основе международных стандартов, осуществлена переоценка запасов и внедрено современное корпоративное управление. В ближайшее время Навоийский горно-металлургический комбинат, АО "Узбекнефтегаз", "Узбекгидроэнерго", "Узавтосаноат" получат возможность выходить на международный финансовый рынок и привлекать средства без государственных гарантий.

На торги выставляются государственные доли в таких предприятиях, как "Ферганаазот" и Дехканабадский завод калийных удобрений, "Coca-Cola Ichimligi", санаториях "Бельдерсай" и "Чарвак", отелях "Ичан калъа" и "Hyatt Regency", бизнес-комплексе "Пойтахт", а также 83 крупных предприятиях алкогольной, масложировой промышленности и других отраслей.

Готовятся к приватизации крупные банки, такие как "Саноаткурилишбанк", "Асака банк", "Ипотека банк", "Алока банк", "Турон банк" и "Кишлок курилиш банк". Предполагается реализовать стратегическим инвесторам полностью государственную долю как минимум одного из этих банков. В целом число предприятий с государственным участи в ближайшие два года сократится не менее чем в 3 раза.

В стране прилагаются усилия для широкого развития предпринимательства, создания с этой целью новых возможностей и благоприятных условий. Главной задачей государственных органов является обеспечение прав частной собственности, особенно ее неприкосновенности.

Инициирован и реализуется целый ряд программ по финансовой поддержке различных слоев населения, в том числе предпринимательских инициатив молодежи, малоимущих и уязвимых граждан, а также малых предприятий. В ходе выполнения программы «Каждая семья – предприниматель» начинающим свой бизнес семьям только в 2019 году были выделены кредиты в общей сложности на 5,9 триллиона сумов. Для продолжения работы по финансовой поддержке предпринимательства в рамках данной программы в текущем году намечается выделить 6 триллионов сумов льготных кредитов. Правительством в партнерстве с Всемирным банком будет выделено 100 миллионов долларов на расширение Программы развития сельского предпринимательства.

Согласно принятому Налоговому кодексу с 2020 года внедрен целый ряд нововведений. В частности, количество видов налогов сокращено с 13 до 9. Введены облегченные механизмы уплаты налогов с возможностью отсрочки или рассрочки. Впервые внедрен порядок возврата предпринимателям части налога на добавленную стоимость при реализации продукции. Прежде данный порядок применялся только при ее экспорте. За счет этого в распоряжении предпринимателей останется 3,4 триллиона сумов, или в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году[6].

Претерпела серьезные изменения система, которая часто осложняет предпринимательскую деятельность, – порядок лицензирования и выдачи разрешений. Дело в том, что среди почти 280 лицензий и разрешений есть такие, которые не оказывают влияния на повышение эффективности деятельности бизнеса, что вызывало справедливые нарекания предпринимателей. Сегодня основания для выдачи лицензий и разрешений сокращены более, чем в 2 раза, упрощаются процедуры получения 115 видов подобных документов.

Осуществлялась помощь предпринимателям, столкнувшимся в условиях пандемии с нехваткой оборотных средств. Были предоставлены льготы предпринимателям, работающим в сфере туризма, транспорта и общественного питания, продлен срок уплаты налогов на землю и имущество, данные льготы и преференции решено оставить до конца текущего года.

В результате объявленного четыре года назад моратория на проверки хозяйствующих субъектов число предпринимателей увеличилось вдвое и достигло сегодня 400 тысяч. Такая положительная практика продлевается еще на год.

Таким образом, в республике достигнуты высокие результаты в становлении открытой рыночной экономики, широкого развития сферы частной собственности, обеспечивается последовательный рост предпринимательства посредством существенного упрощения процедур ведения бизнеса, усиления защиты частной собственности и гарантий прав собственников, коренного совершенствования системы организации работ по поддержке предпринимательских инициатив, а также расширения доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам и производственной инфраструктуре.

 


[1] Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года N УП-4848 "О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата"

[2] Указ Президента Республики Узбекистан от 19.06.2017 г. N УП-5087 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательской деятельности»

[3] Указ Президента Республики Узбекистан от 25.05.2017 г. N УП-5057 «О мерах по дальнейшему стимулированию экспорта и обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках»

[4] Указ Президента Республики Узбекистан от 18.04.2017 г.№ УП-5016 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции»; Указ Президента Республики Узбекистан от 17.01.2017 г. № уп-4933 «О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях»; Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 октября 2020 года «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов».

[5] Сегодня Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил в Международном конгресс-центре в Ташкенте с ежегодным посланием к Олий Мажлису страны, в котором подводятся итоги уходящего года и обозначаются задачи на наступающий 2021г. ТАШКЕНТ, 29 декабря 2020 г. /УЗИНФОРМ/.

[6] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. ТАШКЕНТ, 24.01.2020г. /УЗИНФОРМ/.

 

3552