Узбекистан-Казахстан: роль регионов в перспективах сотрудничества
В условиях глобализации мира одним из важнейших направлений экономических реформ Узбекистана становится повышение экспортного потенциала, активизация роли территорий в процесс интеграции Узбекистана в мирохозяйственные связи. Мировой опыт показывает, что экспортоориентированная модель экономического роста положительно отражается на обеспечении устойчивого развития, укреплении конкурентных позиций страны и ее регионов. В связи с этим на сегодняшний день актуальными вопросами становится укрепление конкурентных преимуществ регионов, выявление путей и возможностей для выхода территорий на новые международные рынки сбыта.
В связи с этим Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) провел исследование, направленное на оценку конкурентных преимуществ товаров и услуг, производимых в регионах Узбекистана и обладающих наибольшей привлекательностью на рынке Казахстана.
Конкурентные преимущества регионов Узбекистана в экспорте товаров и услуг в Казахстан
Максимальное использование природно-экономического потенциала, местных ресурсов и возможностей, наряду с реализацией мер по всесторонней поддержке и стимулированию экспорта товаропроизводителей, дает возможность укреплению конкурентных преимуществ страны и ее регионов на мировом рынке. В качестве примера ИПМИ провел оценку выявления конкурентных преимуществ регионов Узбекистана в экспорте товаров и услуг в Казахстан.
Оценка товарной структуры экспорта позволила выявить наиболее экспортируемые товары и конкурентные преимущества регионов страны. Казахстан является ведущим торговым партнером Узбекистана (в экспорте Узбекистана занимает 4-ое место среди стран мира после России, Китая, Турции). За 10 месяцев 2022 года в Казахстан экспортировано узбекских товаров и услуг объемом 1270,9 млн.долл США, т.е. 7,3% общего объема экспорта товаров и услуг Узбекистана (6,0% в 2020 г., 7,0% в 2021 г.).
Наиболее привлекательными для Казахстана являются автомобили (21,2%), овощи и фрукты (15,5%), энергогенераторные оборудования (11,2%), услуги (9,7%), строительные материалы (6,9%), электрические аппараты и приборы (4,4%), одежда (2,5%), текстильная пряжа, ткани, готовые изделия (2,0%), на долю которых приходится порядка 83,0% экспортируемой продукции.
Оценка пространственных факторов позволила сгруппировать товары и услуги, привлекательные на рынке Казахстана, по фактору территориальной диверсификации экспорта (таблица 1):
-
в первую группу товаров отнесены экспорт овощей и фруктов, текстильных изделий, одежды, строительных материалов, отличающиеся деконцентрацией (коэф. концентрации составляет от 0 до 0,3) и ярко выраженными конкурентными преимуществами (коэф. специализации выше единицы) в большинстве регионах (Бухарская, Кашкадарьинская, Джизакская, Наманганская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская области) страны. Это обусловлено наличием и эффективным использование богатого природно-ресурсного (сельскохозяйственное сырье, полезные ископаемые строительных материалов), относительно низкой капиталоёмкостью производства, а также предпринимательской активностью местного населения в данных направлениях.
-
во вторую группу с умеренным уровнем концентрации экспорта включены цветные металлы, пластмассы, чугун и сталь (коэф. концентрации составляет в диапазоне от 0,3 до 0,75). Фактор ресурсной обеспеченности, в частности месторождений полезных ископаемых углеродного сырья (Республике Каракалпакстан, Кашкадарьинская область), железных руд (Ташкентская, Самаркандская области), руд цветных металлов (Навоийская, Ташкентская области) предопределил промышленный и экспортный потенциал ряда регионов страны. Вместе с тем, капиталоёмкость производства и преимущественная роль крупного бизнеса отразились на умеренном уровне концентрации экспорта данных видов товаров.
-
в третью группу с низким уровнем территориальной диверсификации экспорта (коэф. концентрации составляет от 0,8 до 1,0) вошли электрические аппараты и приборы (г.Ташкент), автомобили (Андижанская, Самаркандская области), услуги (г.Ташкент), энергогенераторные оборудования (Андижанская область). Концентрация экспорта данных видов товаров связана со сложным технологическим процессом, потребностью в высококвалифицированных кадрах, инвестициях и инновациях. Вместе с тем, тенденции развития регионального экспорта в последние 5 лет свидетельствуют о завоевании местной технологичной продукции казахского рынка.
Таблица 1
Группировка товаров и услуг, наиболее привлекательных для Казахстана,
по фактору деконцентрации экспорта
Наименование товаров и услуг |
Вклад товара, % |
Террито-риальная концентрация |
Регионы, обладающие конкурентными преимуществами (RCAR≥1,000) |
Деконцентрация экспорта товаров |
|||
Овощи и фрукты |
15,5 |
0,077 |
Республика Каракалпакстан, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Наманганская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская |
Текстильная пряжа, ткани, готовые изделия |
2,0 |
0,150 |
Бухарская, Кашкадарьинская, Наманганская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская |
Одежда |
2,5 |
0,234 |
Наманганская, Ташкентская, Хорезмская, Андижанская |
Строительные материалы |
6,9 |
0,281 |
Джизакская, Навоийская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская |
Умеренный уровень концентрации экспорта товаров |
|||
Цветные металлы |
2,5 |
0,580 |
Навоийская, Ташкентская, г.Ташкент |
Пластмассы |
2,7 |
0,656 |
Республика Каракалпакстан, Кашкадарьинская |
Чугун и сталь |
4,3 |
0,718 |
Самаркандская, Ташкентская |
Концентрация экспорта товаров и услуг |
|||
Электрические аппараты и приборы |
4,4 |
0,822 |
г.Ташкент |
Автомобили |
21,2 |
0,877 |
Андижанская, Самаркандская |
Услуги |
9,7 |
0,941 |
г.Ташкент |
Энергогенераторные оборудования |
11,2 |
0,993 |
Андижанская |
Возможности укрепления конкурентных преимуществ регионального экспорта Узбекистана с Казахстаном.
Условия возрастающей конкуренции на мировых рынках создают необходимость дальнейшего расширения экспортного потенциала регионов с учетом определенных пространственных факторов. В связи с этим для Узбекистана стоит вопрос экспортоориентированности регионов, основанной на диверсификации экспорта готовых товаров.
В чем же позитивная сторона диверсификации? Как показывает мировая и отечественная практика, при диверсифицированном экспорте экономика страны и ее регионов более устойчива к внутренним и внешним воздействиям (конъюнктура рынка, волантильность валюты, предпочтения страны-партнера, санкции и пр.). В этом плане, с учетом природно-экономического потенциала территорий, драйверов экономического роста, для регионов Узбекистана выявлены определенные возмож≥ности и перспективы выхода местной продукции на казахский рынок.
По группе товаров, наиболее привлекательных на рынке Казахстана, перспектива территориальной диверсификации (деконцентрация) экспорта заключается:
-
во-первых, в расширении потенциальных преимуществ регионального экспорта средне- и высокотехнологичных товаров. В этом направлении имеются возможности экспорта автомобилей, в том числе электромобилей (Андижанская, Самаркандская, Джизакская, Хорезмская области), энергогенераторного оборудования (Самаркандская область), электрических аппаратов и приборов (Джизакская, Сырдарьинская области).
-
во-вторых, переход на экспорт текстильной продукции и одежды высоких переделов за счет формирования совершенствованной цепочки добавленной стоимости на базе кластерных образований (Джизакская, Кашкадарьинская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская области), освоения выпуска искусственных волокон, синтетических тканей (лавсан, акрил) и готовой продукции из них на базе переработки нефтегазового сырья (Республика Каракалпакстан, Андижанская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская, Ташкентская области).
Вместе с тем с учетом наращивания производственных мощностей высокотехнологичных товаров, как драйвера инновационного развития и регионального экономического роста следует проработать вопросы освоения рынка Казахстана за счет экспорта органических химических веществ (Бухарская, Ташкентская области), медицинской и фармацевтической продукции (Самаркандская, Андижанская области, г.Ташкент), контрольно-измерительных приборов и аппаратов (Республика Каракалпакстан, Андижанская, Бухарская, Сырдарьинская области)
Таким образом ускорение процесса диверсификации товаров будет осуществляться за счет глубокой переработки местного сырья и ресурсов, расширения импортозамещения вспомогательных материалов и продукции. Для регионов целесообразным является стимулирование привлечение иностранных инвестиций в перспективные средне- и высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью, в том числе IT-технологии, микробиологию, селекционирование и пр.
Элнора-Хан Якубова,
заместитель руководителя проекта ИПМИ
Рахимжон Очилов,
ведущий научный сотрудник ИПМИ
Мирзабек Жамолов,
старший научный сотрудник ИПМИ
1648