Узбекистан-Казахстан: роль регионов в перспективах сотрудничества

 

В условиях глобализации мира одним из важнейших направлений экономических реформ Узбекистана становится повышение экспортного потенциала, активизация роли территорий в процесс интеграции Узбекистана в мирохозяйственные связи. Мировой опыт показывает, что экспортоориентированная модель экономического роста положительно отражается на обеспечении устойчивого развития,  укреплении конкурентных позиций страны и ее регионов. В связи с этим на сегодняшний день актуальными вопросами становится укрепление конкурентных преимуществ регионов, выявление путей и возможностей для выхода территорий на новые международные рынки сбыта.

В связи с этим Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) провел исследование, направленное на оценку конкурентных преимуществ товаров и услуг, производимых в регионах Узбекистана и обладающих наибольшей привлекательностью на рынке Казахстана.

Конкурентные преимущества регионов Узбекистана в экспорте товаров и услуг в Казахстан

Максимальное использование природно-экономического потенциала, местных ресурсов и возможностей, наряду с реализацией мер по всесторонней поддержке и стимулированию экспорта товаропроизводителей, дает возможность укреплению конкурентных преимуществ страны и ее регионов на мировом рынке. В качестве примера ИПМИ провел оценку выявления конкурентных преимуществ регионов Узбекистана в экспорте товаров и услуг в Казахстан.

Оценка товарной структуры экспорта позволила выявить наиболее экспортируемые товары и конкурентные преимущества регионов страны. Казахстан является ведущим торговым партнером Узбекистана (в экспорте Узбекистана занимает 4-ое место среди стран мира после России, Китая, Турции). За 10 месяцев 2022 года в Казахстан экспортировано узбекских товаров и услуг объемом 1270,9 млн.долл США, т.е. 7,3% общего объема экспорта товаров и услуг Узбекистана (6,0% в 2020 г., 7,0% в 2021 г.).

Наиболее привлекательными для Казахстана являются автомобили (21,2%), овощи и фрукты (15,5%), энергогенераторные оборудования (11,2%), услуги (9,7%), строительные материалы (6,9%), электрические аппараты и приборы (4,4%), одежда (2,5%), текстильная пряжа, ткани, готовые изделия (2,0%), на долю которых приходится порядка 83,0% экспортируемой продукции.

Оценка пространственных факторов позволила сгруппировать товары и услуги, привлекательные на рынке Казахстана, по фактору территориальной диверсификации экспорта (таблица 1):

  • в первую группу товаров отнесены экспорт овощей и фруктов, текстильных изделий, одежды, строительных материалов, отличающиеся деконцентрацией (коэф. концентрации составляет от 0 до 0,3) и ярко выраженными конкурентными преимуществами (коэф. специализации выше единицы) в большинстве регионах (Бухарская, Кашкадарьинская, Джизакская, Наманганская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская области) страны. Это обусловлено наличием и эффективным использование богатого природно-ресурсного (сельскохозяйственное сырье, полезные ископаемые строительных материалов), относительно низкой капиталоёмкостью производства, а также предпринимательской активностью местного населения в данных направлениях.

  • во вторую группу с умеренным уровнем концентрации экспорта включены цветные металлы, пластмассы, чугун и сталь (коэф. концентрации составляет в диапазоне от 0,3 до 0,75). Фактор ресурсной обеспеченности, в частности месторождений полезных ископаемых углеродного сырья (Республике Каракалпакстан, Кашкадарьинская область), железных руд (Ташкентская, Самаркандская области), руд цветных металлов (Навоийская, Ташкентская области) предопределил промышленный и экспортный потенциал ряда регионов страны. Вместе с тем, капиталоёмкость производства и преимущественная роль крупного бизнеса отразились на умеренном уровне концентрации экспорта данных видов товаров.

  • в третью группу с низким уровнем территориальной диверсификации экспорта (коэф. концентрации составляет от 0,8 до 1,0) вошли электрические аппараты и приборы (г.Ташкент), автомобили (Андижанская, Самаркандская области), услуги (г.Ташкент), энергогенераторные оборудования (Андижанская область). Концентрация экспорта данных видов товаров связана со сложным технологическим процессом, потребностью в высококвалифицированных кадрах, инвестициях и инновациях. Вместе с тем, тенденции развития регионального экспорта в последние 5 лет свидетельствуют о завоевании местной технологичной продукции казахского рынка.

Таблица 1

Группировка товаров и услуг, наиболее привлекательных для Казахстана,
по фактору деконцентрации экспорта

Наименование товаров и услуг

Вклад товара, %

Террито-риальная концентрация

Регионы, обладающие конкурентными преимуществами (RCAR≥1,000)

Деконцентрация экспорта товаров

Овощи и фрукты

15,5

0,077

Республика Каракалпакстан, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Наманганская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская

Текстильная пряжа, ткани, готовые изделия

2,0

0,150

Бухарская, Кашкадарьинская, Наманганская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская

Одежда

2,5

0,234

Наманганская, Ташкентская, Хорезмская, Андижанская

Строительные материалы

6,9

0,281

Джизакская, Навоийская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская

Умеренный уровень концентрации экспорта товаров

Цветные металлы

2,5

0,580

Навоийская, Ташкентская, г.Ташкент

Пластмассы

2,7

0,656

Республика Каракалпакстан, Кашкадарьинская

Чугун и сталь

4,3

0,718

Самаркандская, Ташкентская

Концентрация экспорта товаров и услуг

Электрические аппараты и приборы

4,4

0,822

г.Ташкент

Автомобили

21,2

0,877

Андижанская, Самаркандская

Услуги

9,7

0,941

г.Ташкент

Энергогенераторные оборудования

11,2

0,993

Андижанская

 

Возможности укрепления конкурентных преимуществ регионального экспорта Узбекистана с Казахстаном.

Условия возрастающей конкуренции на мировых рынках создают необходимость дальнейшего расширения экспортного потенциала регионов с учетом определенных пространственных факторов. В связи с этим для Узбекистана стоит вопрос экспортоориентированности регионов, основанной на диверсификации экспорта готовых товаров.

В чем же позитивная сторона диверсификации? Как показывает мировая и отечественная практика, при диверсифицированном экспорте экономика страны и ее регионов более устойчива к внутренним и внешним воздействиям (конъюнктура рынка, волантильность валюты, предпочтения страны-партнера, санкции и пр.). В этом плане, с учетом природно-экономического потенциала территорий, драйверов экономического роста, для регионов Узбекистана выявлены определенные возмож≥ности и перспективы выхода местной продукции на казахский рынок.

По группе товаров, наиболее привлекательных на рынке Казахстана, перспектива территориальной диверсификации (деконцентрация) экспорта заключается:

  • во-первых, в расширении потенциальных преимуществ регионального экспорта средне- и высокотехнологичных товаров. В этом направлении имеются возможности экспорта автомобилей, в том числе электромобилей (Андижанская, Самаркандская, Джизакская, Хорезмская области), энергогенераторного оборудования (Самаркандская область), электрических аппаратов и приборов (Джизакская, Сырдарьинская области).

  • во-вторых, переход на экспорт текстильной продукции и одежды высоких переделов за счет формирования совершенствованной цепочки добавленной стоимости на базе кластерных образований (Джизакская, Кашкадарьинская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская области), освоения выпуска искусственных волокон, синтетических тканей (лавсан, акрил) и готовой продукции из них на базе переработки нефтегазового сырья (Республика Каракалпакстан, Андижанская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская, Ташкентская области).

Вместе с тем с учетом наращивания производственных мощностей высокотехнологичных товаров, как драйвера инновационного развития и регионального экономического роста следует проработать вопросы освоения рынка Казахстана за счет экспорта органических химических веществ (Бухарская, Ташкентская области), медицинской и фармацевтической продукции (Самаркандская, Андижанская области, г.Ташкент), контрольно-измерительных приборов и аппаратов (Республика Каракалпакстан, Андижанская, Бухарская, Сырдарьинская области)

Таким образом ускорение процесса диверсификации товаров будет осуществляться за счет глубокой переработки местного сырья и ресурсов, расширения импортозамещения вспомогательных материалов и продукции. Для регионов целесообразным является стимулирование привлечение иностранных инвестиций в перспективные средне- и высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью, в том числе IT-технологии, микробиологию, селекционирование и пр.

 

Элнора-Хан Якубова,
заместитель руководителя проекта
ИПМИ

Рахимжон Очилов,
ведущий научный сотрудник
ИПМИ

Мирзабек Жамолов,
старший научный сотрудник ИПМИ

1648