Как уплата налогов влияет на развитие страны?

 

Одним из главных факторов, сдерживающих развитие экономики, является теневая экономика. По своему содержанию теневая экономика является результатом осознанного уклонения граждан страны от уплаты налогов, а значит и ослабления проводимой государством социальной-экономической политики. Так, теневая экономика оказывает на общество и государство такое негативное влияние как нарушение конкурентной среды, снижение качества и количества продукции, сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, а также замедление экономического роста.

Чтобы более наглядно показать негативное воздействие теневой экономики представьте общий стол на 10 человек, где качественная сервировка стоит 100 тыс сум с каждого участника. Но, при этом деньги дают только 5 из 10 человек. В этом случае стол будет накрыт на 500 тыс сум, но качество и количество продуктов на столе будет ниже, чем ожидалось. Получается, что отказ от оплаты половины группы приводит к получению продуктов низкого качества, что, естественно, негативно воспринимается оплатившими.

С налогами происходит подобная ситуация: если часть граждан отказывается платить налоги и продолжает получать услуги от государства, то от этого страдают те, кто постоянно оплачивает налоги и общее качество услуг будет ниже, чем должно быть. Поэтому оплата налогов является не правом, а обязанностью гражданина государства. Сокращение теневой экономики невозможно представить без добровольного соглашения граждан выходить из тени и оплачивать налоги.

Вставка 1. Международный опыт.

На сегодняшний день в мире уровень теневой экономики различается от страны к стране. Например, в Японии доля теневой экономики достаточно низкая – 8,1%. Для сравнения, в США данный показатель составляет 8%, в Сингапуре – 8,6%, в Австрии – 9%, в Великобритании – 9,6%, в Германии – 10,2%, Канаде – 11%, в Китае – 14,5%, в Корее – 18,4%, в Португалии – 18,5%, в Италии – 19,5%, в Испании – 21,7% и в Бразилии – 36,5%.

Так, например, в Японии подоходный налог должны уплачивать все физические лица – как граждане данного государства, так и лица, приравненные по своему статусу к резидентам. Налоги в Японии играют очень важную роль в качестве дисциплинирующего фактора для граждан.

Плательщики очень ответственно относятся к своим обязанностям по их уплате, понимая, что это обеспечивает их личный вклад в экономическое и социальное развитие государства. Кроме того, в Японии существует достаточно прозрачная система распределения поступлений в бюджет, поэтому граждане могут напрямую увидеть реальные результаты использования государством средств, которые аккумулированы от населения.

В Узбекистане на сегодняшний день доля теневой экономики по различным оценкам варьируется от 40% до 60%. Так, по данным Агентства стратегического развития[1] в 2022 году доля теневой экономики в различных отраслях экономики страны составляла от 48% до 62%. При этом, в октябре 2023 года УзлиДеп объявила[2], что доля теневой экономики в Узбекистане равняется 40%. При этом основными драйверами развития теневой экономики в стране являлись такие сферы, как вторичный рынок жилья и автотранспорта, неформальная торговля, оказание услуг и другие.

Также стоит отметить, что в 2022 году численность экономически активного населения в Узбекистане равнялось почти 15 млн человек. Из них около 9 млн было занято в неформальном секторе. По расчётам ИМРИ, при условии, что заработная плата в неформальном секторе приравнивается к формальной, государственный бюджет недополучил в 2022 году 32,9 трлн сумов в виде налоговых поступлений.

Вставка 2. Доля теневой экономики в странах СНГ.

Согласно данным МВФ, наиболее высокая доля теневой экономике среди стран СНГ в 2019 году отмечалась в Украине – почти 45%, Беларуси – 44,5% и Таджикистане – 43%. Доля теневого сектора в Казахстане, России и Кыргызстане находилась в районе 38%.

С целью сокращения уровня теневой экономики в стране был принят ряд мер, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и активизацию применения цифровых решений.

Принятые меры включали снижение ставки налога на имущество юридических лиц с 5% в 2017 году до 1,5% в 2022 году, а также сокращение действующих видов налогов с 13 до 9 и налоговых проверок с 13 до 3.

В результате проводимых реформ выросла предпринимательская активность населения – численность зарегистрированных субъектов предпринимательства выросла с 229,6 тыс. в 2017 году до 555,9 тыс. в 2022 году – рост в 2,4 раза.

Создание условий для развития электронной коммерции как драйвера стимулирования участников рынка к официальной регистрации в качестве предпринимателя позволило увеличить долю данного сектора в ВВП с 0,004% в 2017 году до 1,2% в 2022 году.

Как результат принятых мер, Узбекистан улучшил свои позиции в Индексе экономической свободы Фонда наследия (Heritage Foundation), в частности по субиндексу «налоговое бремя» индекс вырос с 90,7 в 2017 году до 92,8 в 2023 году (более высокий показатель – лучше), а по субиндексу «фискальное здоровье» – с 99,8 до 85,3 (более низкий показатель – лучше).

При этом стоит отметить, что оплата налогов полезна не только для государства, но и для самих граждан. Такая ситуация складывается по нескольким причинам:

  • Налоги финансируют различные общественные программы и услуги, такие как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, безопасность и инфраструктура. Налоги также позволяют удерживать низкую стоимость социально-значимых услуг, субсидируя некоторые сферы экономики. Например, стоимость обучения на платно-контрактной основе по всем направления обучения в государственных высших образовательных учреждениях Узбекистана в 2023/2024 учебном году не изменилась[3]. На фоне увеличения расходов на образование, сохранение стоимости контрактов означает рост расходов государственного бюджета.

  • Оплата налогов также финансирует инфраструктурные проекты, научные исследования, инновации и другие мероприятия, способствующие экономическому росту. Это создает рабочие места, улучшает бизнес-климат и способствует развитию экономики в целом.

  • Налоги финансируют правоохранительные органы, армию и другие институты, обеспечивающие безопасность и защиту граждан. Они помогают поддерживать порядок, предотвращать преступность и защищать права и свободы граждан.

  • Налоги финансируют социальные программы, такие как пенсии, пособия по безработице и помощь малоимущим. Это помогает обеспечить социальную защиту и поддержку для тех, кто находится в более уязвимом положении.

  • В целом, оплата налогов является необходимой составляющей функционирования государства и обеспечивает множество преимуществ для граждан в виде доступа к общественным благам, справедливого распределения доходов, экономического роста, защиты прав и безопасности, а также социальной поддержки.

С целью дальнейшего сокращения доли теневого сектора в экономики Узбекистана необходимо принять следующие меры:

1. Одним из стимулирующим фактором населения и бизнеса к добровольной уплате налогов является обеспечение прозрачной среды, в которой люди будут уверены, что их взносы используются разумно, а налоговая система является честной и справедливой:

- необходимо четко информировать население о том, как налоговые поступления используются для финансирования государственных услуг, инфраструктуры, социальных программ и развития местных сообществ;

- создать онлайн инструменты или платформу, позволяющие гражданам взаимодействовать с бюджетом, изучать распределение средств и влияние различных бюджетных решений, регулярно получать подробные отчеты о государственных расходах;

- проведение образовательных кампаний, направленных на информирование населения о важности налогов, их вкладе в благосостояние общества и последствиях уклонения от уплаты налогов.

2. Другим направлением является общественные образовательные кампании, которые играют важнейшую роль в привлечении населения и бизнеса к пониманию важности уплаты налогов в благосостоянии общества. Для этого надо разработать четкие, понятные и доступные сообщения, объясняющие преимущества налогов для поддержки государственных услуг, инфраструктуры и социальных программ. При этом целесообразно приводить конкретные примеры государственных услуг и проектов, финансируемых за счет налоговых поступлений (школы, больницы, дороги и другие общественные объекты).

Положительный эффект можно достичь за счет использования различных каналов коммуникации, включая социальные сети, телевидение, радио, газеты и общественные мероприятия с целью охвата различных слоев населения.

3. Сокращение количества нелегальных торговых сделок, в частности в сфере купли-продажи автомобилей и недвижимости нотариальными конторами:

- проверка интеграции автоматизированной единой информационной системы «Нотариус» с актуальной базой данных налогоплательщиков и наличия декларации об общем годовом доходе продавца и получателя в процессе составления договоров;

- в случае расхождения между доходом и налоговыми платежами необходимо в обязательном порядке потребовать от налоговой инспекции представления декларации об общем годовом доходе (справка о соблюдении налогового законодательства).;

- применение налоговой амнистии к налогоплательщикам в случае выявления просроченных и неуплаченных налогов (возможность уплаты налогов по льготной ставке и в рассрочку на 6 месяцев).

 

 


[1] https://www.spot.uz/ru/2022/02/01/shade-economy
[2] https://uznews.uz/posts/68363
[3] https://www.gazeta.uz/ru/2023/09/05/universities/
1918