Индекс развития ИКТ по регионам Узбекистана
Развитие ИКТ способствует повышению экономического роста и благосостоянию населения. При этом ИКТ может воздействовать на данные сферы разными путями: внедрение цифровых технологий увеличивает возможности бизнеса и предпринимательства, цифровая инфраструктура расширяет доступ к новым знаниям и технологиям, а также позволяет создавать более гибкие возможности для населения в плане заработка и получения необходимых навыков. В связи с этим правительство уделяет особое внимание развитию современной инфраструктуры ИКТ и формированию цифровой экономики.
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) составили рейтинг регионов Узбекистана на основе индекса развития ИКТ. В ходе анализа были получены следующие ключевые результаты:
1. Среднее значение индекса по Узбекистану выросло с 6,04 в 2015 году до 6,96 в 2021 году.
2. В 2021 году в тройку лидеров вошли такие регионы как г.Ташкент (значение индекса – 9,28), Навоийская (7,41) и Бухарская (7,06) области.
3. За исследуемый период наибольший рост значения индекса отмечен в Хорезмской (+1,20), Кашкадарьинской (+1,18), Наманганской (+1,15) областях и в Республике Каракалпакстан (+1,12).
Индекс развития ИКТ для Узбекистана составлен на основе Индекса развития ИКТ (IDI)[1] Международного союза электросвязи (методология до 2017 года), который объединяет 11 показателей. Он используется для мониторинга и сравнения развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) между странами и с течением времени. Составной индекс позволяет определить уровень развития ИКТ сектора в стране в разрезе регионов и мониторить динамику как общего развития, так и компонентов индекса. В процессе адаптации индекса к статистической базе данных Узбекистана некоторые исходные индикаторы были заменены на другие из базы Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике[2].
Вставка 1.Индекс развития ИКТ (IDI) публиковался международным союзом электросвязи с 2009 по 2017 год и состоял из 11 показателей. В марте 2017 года внеочередное совещание Группы экспертов по показателям ИКТ в домохозяйствах (EGH) и Группы экспертов по показателям электросвязи (EGTI) утвердило пересмотренный набор из 14 показателей для включения в IDI. Однако после перехода от 11 к 14 показателям страны столкнулись с проблемами при сборе и представлении качественных данных. Например, для расчета IDI 2018 года отсутствовало 58% наблюдаемых значений. На сегодняшний день отсутствует единая методика расчёта модернизированного индекса ввиду не достижения консенсуса между группой экспертов по показателям ИКТ в домохозяйствах (EGH) и группой экспертов по показателям электросвязи/ИКТ (EGTI). |
Индекс состоит из трёх основных групп: доступ к ИКТ, использование ИКТ и навыки ИКТ (таблица 1). Веса групп и показателей строго соответствуют методологии расчёта IDI[3]. Сумма весов как по группам, так и по показателям равняется 1. Все показатели в рамках своей группы имеют равные веса, а веса групп в итоговом индексе распределяются следующим образом:
IDI = 0,4*Доступ к ИКТ + 0,4*Использование ИКТ + 0,2*Навыки ИКТ
Так как данные имеют разные единицы измерения, то для сравнения показателей необходимо проводить нормировку с целью приведения показателей в единую систему измерения. Согласно методологии расчёта IDI, нормировка основывается на ключевом значении (reference point) – который считается оптимальным для того или иного показателя. В случаях, когда заведомо оптимальное значение неизвестно, оно вычисляется по следующей формуле.
Ключевое значение = Среднее + 2*Стандартное отклонение
Данный подход объясняется тем, что в любом распределении около 95% значений будут находиться в пределах 2 стандартных отклонений от среднего[4].
Также для сглаживания контрастных отличий по некоторым показателям инфраструктуры, которые представлены в абсолютных величинах и сильно отличаются от региона к региону, используется логарифмирование переменных (к ним относятся «Численность работников в юридических лицах, работающих в сфере ИКТ», «Плотность населения / количество школ» и «Студенты, зачисленные на 100 мест в бакалавриат высших образовательных организаций по всем видам образования»).
Таблица 1. Структура Индекса развития ИКТ.
Показатели |
Оптимальное значение переменной |
Доступ к ИКТ (5 показателей) |
|
Количество базовых станций сотовой подвижной связи по регионам (требуется нормировка на население: условно, сколько человек на одну станцию) |
4,1 |
Количество абонентов сетей подвижной сотовой связи в разрезе регионов (на конец года, на 100 человек населения) |
143,5 |
Длина волоконно-оптических линий связи |
4,0 |
Доля предприятий и организаций, имеющих персональные компьютеры |
73,5 |
Доля предприятий и организаций, имеющих доступ к интернету |
36,6 |
Использование ИКТ (3 показателя) |
|
Количество абонентов, подключенных к сети Интернет в разрезе регионов (на конец года; на 100 человек населения) |
102,4 |
Численность работников в юридических лицах, работающих в сфере ИКТ |
3,9 |
Обеспеченность населения телефонными аппаратами в разрезе регионов |
16,1 |
Навыки ИКТ (3 показателя) |
|
Средняя продолжительность образования население старше 25 лет |
12,6 |
Плотность населения / количество школ |
3,0 |
Студенты, зачисленные на 100 мест в бакалавриат высших образовательных организаций по всем видам образования |
3,3 |
Источник: составлено автором.
По итогам проведенного анализа можно отметить, что индекс развития ИКТ Узбекистана (среднее значение по стране) в период с 2015 года по 2021 год вырос с 6,04 до 6,96. При этом в 2021 году в число наиболее лидирующих регионов (ТОП-3) вошли г. Ташкент (значение индекса – 9,28), Навоийская (7,41) и Бухарская (7,06) области. Наименьшее значение индекса отмечено в таких регионах как Андижанская (6,36), Джизакская (5,99) и Сурхандарьинская (5,78) области.
Наибольшее увеличение значения индекса в период с 2015 года по 2021 год отмечено в Хорезмской (+1,20), Кашкадарьинской (+1,18), Наманганской (+1,15) областях и в Республике Каракалпакстан (+1,12). При этом стоит отметить, что Кашкадарьинская область имеет наибольшее увеличение своей позиции в рейтинге – с 14 места на 11 место (рост на 3 позиции).
Несмотря на увеличение значения индекса в Сырдарьинской области, его рост оказался ниже, чем у Ташкентской и Наманганской областей, в результате чего в 2021 году относительно 2015 года область потеряла 2 позиции в рейтинге.
Примечательно, что за рассматриваемый период во всех регионах Узбекистана кроме города Ташкента наблюдается рост абсолютного показателя индекса. Незначительное падение индекса в Ташкенте может объясняться первоначально высокими показателями по сравнению с остальными регионами. При этом, в 2021 году Ташкент сохранил ощутимое превосходство по результатам рейтинга (таблица 2).
Таблица 2. Значение Индекса развития ИКТ для Узбекистана
Регионы |
2015 |
2021 |
Изменение позиции |
Республика Узбекистан |
6,04 |
6,96 |
0,92 |
г.Ташкент |
9.34 |
9.28 |
-0.06 |
Навоийская область |
6.49 |
7.41 |
0.91 |
Бухарская область |
6.13 |
7.06 |
0.93 |
Республика Каракалпакстан |
5.86 |
6.97 |
1.12 |
Хорезмская область |
5.72 |
6.92 |
1.20 |
Ферганская область |
5.88 |
6.90 |
1.02 |
Самаркандская область |
5.74 |
6.73 |
0.99 |
Наманганская область |
5.47 |
6.62 |
1.15 |
Ташкентская область |
5.56 |
6.60 |
1.04 |
Сырдарьинская область |
5.68 |
6.55 |
0.87 |
Кашкадарьинская область |
5.25 |
6.43 |
1.18 |
Андижанская область |
5.45 |
6.36 |
0.91 |
Джизакская область |
5.30 |
5.99 |
0.68 |
Сурхандарьинская область |
5.29 |
5.78 |
0.49 |
Примечание: максимальное значение индекса равняется 10.
Источник: составлено автором.
Одной из причин снижения значения индекса для г. Ташкента является то, что в 2019 году он достиг максимума, после чего снижался на фоне уменьшения значений таких групп как доступ к ИКТ и навыки ИКТ. Доступ к ИКТ уменьшился за счёт показателей использования ИКТ и интернета на предприятиях, а снижение показателя навыков связано с количеством поступивших в бакалавриат на 100 человек населения.
Подводя итоги, можно утверждать, что индекс развития ИКТ для Узбекистана позволяет проводить внутристрановую оценку развития сектора в разрезе регионов и за счёт единого индикатора вести мониторинг динамики развития. Тем не менее, данный индекс не может применяться для сравнения с городами других стран по следующим причинам:
1) Набор показателей используемые для Узбекистана на основе базы данных Государственного Комитета по статистике Республики Узбекистан могут отличаться от статистических данных других стран.
2) Ключевые значения для нормировки учитывают действующую выборку и отражают картину в Узбекистане.
По этим же причинам, глобальный рейтинг IDI Узбекистана может отличаться от данных расчётов.
В свою очередь, эксперты ИПМИ продолжат работу по модернизации и обновлению IDI индекса с целью его совершенствования и повышения эффективности.
Необходимые расчёты могут быть представлены по запросу в ИПМИ
Антон Костюченко,
Руководитель проекта ИПМИ
Одилжон Назаров,
Старший научный сотрудник ИПМИ
[1] https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/IDI/default.aspx
[2] https://stat.uz/uz/rasmiy-statistika/raqamli-iqtisodiyot
[3] https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/mis2017/methodology.aspx
[4] https://s4be.cochrane.org/blog/2018/09/26/a-beginners-guide-to-standard-deviation-and-standard-error/
2568