Причины высокой рождаемости и её влияние на социальную сферу
В то время, когда процесс старения населения охватывает все больше стран, становясь глобальной проблемой, то демографическая ситуация в Узбекистане переживает процесс омоложения. Резкий рост рождаемости за последние пять лет свидетельствует о том, что наша страна стоит на пороге демографического дивиденда.
К началу 2022 года численность населения Республики Узбекистан составила 35,3 млн. человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 712 тыс. человек (2,1%). Такой прирост населения в основном связан с относительно низким уровнем смертности и высокими показателями рождаемости. Так, в 2021 году число рождений составило 905 тыс. детей. В разрезе регионов относительно высокая рождаемость наблюдается в Самаркандской (110 тыс. детей), Ферганской (99 тыс. детей), Кашкадарьинской (97 тыс. детей) и Андижанской (85 тыс. детей) областях.
Всплекс числа рождений наблюдался в Республике Узбекистан в течение последних пяти лет. Резкий рост рождаемости в основном наблюдается у женщин в возрасте от 25 до 39 лет. Фертильность среди женщин возраста от 15 до 24 лет остается практически неизменной. Процент рождений у женщин 40 лет и старше составляет менее 1%. Такая ситуация наблюдается как в городской, так и в сельской местности.
Рождение первенцев в среднем составило около 280 тыс. в год, а в 2019 году зафиксирован рост до 352,7 тыс. В последующие годы число рождений первых детей вернулось к 280-290 тыс. в год. Рост количества рождений вторых детей имеет плавную динамику на уровне 280 тыс. в год.
Основной прирост рождаемости приходится на третьего и последующих детей. Так, в 2016 году родилось 204,9 тыс., а в 2021 году — 325,2 тыс. третьих детей. Прирост рождаемости данной категории детей, в свою очередь, приходится на женщин в возрасте от 25 до 39 лет.
Суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на одну женщину) увеличился с 2,46 ребенка в 2016 году до 3,17 ребенка в 2021 году. Этот показатель составил на селе 3,40, а в городе 2,95.
Количество детей, рожденных в неформальных семьях, уменьшилось с 2016 по 2020 годы, соответственно с 60,2 тыс. до 55,7 тыс.
Согласно демографическим прогнозам, до 2030 года число рождений сохранится на таком же уровне (в среднем 900-950 тыс.), а численность населения превысит 41 млн. человек. Ожидается, что к 2030 году в результате изменения возрастной структуры населения численность молодежи до 18 лет и взрослых трудоспособного возраста увеличится до 2,4 млн. и 1,4 млн. человек соответственно.
Половозрастная пирамида населения
Демографический дивиденд. К началу 2022 года показатель детского давления на трудоспособное населения в мире составил 41 детей, 25 - в развитых странах, 42 - в развивающихся странах и 68 -в менее развитых странах. По прогнозам, начало платы демографического «налога» в мире ожидается к 2045 году (35 детей). В некоторых регионах уже начали платить демографический «налог», например, в странах Европы с 1995 года (31 ребенок), в Северной Америке - с 2015 г. (32 ребенка), в России – с 2000 г. (29 детей). При этом, в Азии (32 ребенка) и Латинской Америке (33 ребенка) ожидается начало платы налога с 2040 г.
Прогнозы свидетельствуют, что риск платы демографического налога в Узбекистане до 2030 года не ожидается. Согласно расчетам, демографическая нагрузка в Узбекистане в 2000 г. составила 92,2 человека (детская - 78,1, пожилая - 14,2). К 2013 г. давление снизилось до минимального уровня 62,0 чел., а в 2022 г. ожидается повышение до 75,8 чел. К 2030 году в республике ожидается умеренный рост (84,2 человека) (среди детей - 59,7, пожилых - 24,4).
Рост населения в первую очередь оказывает давление на системы здравоохранения и образования. Эффективное использование демографического дивиденда требует инвестиций в развитие человеческого капитала.
Здравоохранение. К началу 2021 года в республике насчитывалось 1232 больничных учреждения, т.е. на 10 000 населения приходилось 47 больниц. Также функционируют 6032 амбулаторно-поликлинических учреждений, которые в одну смену принимают 683 тыс. посетителей, что составляет 197 чел. на 10 000 населения. Численность медицинского персонала в данных учреждениях составляет 93 тыс. человек, т.е. на каждые 10 000 населения приходится 27 медперсонала или на одного врача - 370 пациентов. Также для беременных и рожениц имеется 17,3 тыс. мест, на каждые 10 000 женщин детородного возраста приходится 19 мест. По состоянию на 2021 год, среди женщин детородного возраста доля женщин, прервавших беременность, составила 8,9%. К 2030 году для сохранения и улучшения здоровья граждан с учетом роста населения необходимо увеличить количество амбулаторно-поликлинических учреждений до 7041.
Рисунок 1
Медицинские учреждения и персонал (2021 г.)
Источник: рассчитано ИПМИ на основе данных Госкомстата.
По данным ВОЗ, на 10 000 человек в мире приходится примерно 16 врачей и 38 медсестер (включая акушерок в большинстве стран).
Справочно: в странах Европейского региона в среднем на 10 000 населения приходится 34 врача, в Америке - 24, в Западно-Тихоокеанском регионе - 19, в Восточном Средиземноморье - 10, в Юго-Восточной Азии - 8, в Узбекистане - 27.
Если в странах Европы и Америки на 10 000 населения приходится более 80 (81 и 83) медсестер, то в Узбекистане - 107 медсестер. В республике количество врачей и медсестер не отличается от показателя развитых странах. Самые низкие показатели обеспеченности медицинскими сестрами в регионах наблюдаются в Сурхандарьинской (15,0), Джизакской (16) и Кашкадарьинской (18) областях.
По ожидаемым прогнозам, в республике среднегодовая численность населения увеличится на 720,0 тыс. человек, и даже при таком росте нагрузка на врачей и медсестер не будет большой. По как показывают расчеты, к 2030 году обеспеченность врачами составит 29,4 на 10 000 населения, а медицинскими сестрами - 117,8.
К примеру, высшие учебные заведения ежегодно выпускают на рынок труда более 4,0 тыс. специалистов, а колледжи готовят более 55,0 тыс. медработников. В среднем ежегодно увольняется около 40,0 тыс. сотрудников, а нанимается более 60,0 тыс. Реальный прирост численности занятых в сфере здравоохранения составляет более 20,0 тыс. человек. Принятые меры по увеличению охвата высшим образованием и расширению квот, смогут обеспечить рост числа врачей с высшим образованием, что, в свою очередь, повысит обеспеченность населения врачами и медработниками.
Система образования. К началу 2022 года количество детей в возрасте от 3 до 6 лет составило 2855,2 тыс. человек, по ожидаемым прогнозам, к 2026 году их численность составит 3567,3 тыс., к 2030 году - 3631,9 тыс. человек.
В целях сохранения имеющихся показателей охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием, а также достижения показателей, аналогичных быстроразвивающимся странам мира (около 80%) в перспективе, необходимо во всех регионах республики создать новые места в дошкольных образовательных учреждениях для 1400 тыс. детей и подготовить квалифицированных специалистов-воспитателей.
Для обеспечения всеобщего охвата из бюджета должно быть выделено дополнительно 38,5 трлн. сумов. Анализ в региональном разрезе показал, что Самаркандская, Ташкентская, Кашкадарьинская и Сурхандарьинская области будут иметь высокие темпы роста числа детей в будущем, но в настоящее время уровень охвата их дошкольным образованием является низким. За счет полного охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием к 2030 году может быть создано 28,0 тыс. новых рабочих мест.
В 2021/2022 учебном году общеобразовательные школы окончили в общей сложности - 441,3 тыс. учащихся, в 2022/2023 учебном году в 1-й класс поступило 701,9 тыс. детей, а в 2022/2023 учебном году будет дополнительно принято 260,6 тыс. учащихся, для зачисления которых потребуются новые места.
Источник: Расчеты ИПМИ[1]
В 2021/2022 учебном году общая проектная мощность школ составила 5111,1 тыс. мест. Согласно прогнозным расчетам, количество детей в возрасте 7-17 лет составит 7642,7 тыс. к 2026 году и 8660,8 тыс. к 2030 году.
К 2029/2030 учебному году разница между поступившими в 1 класс и выпускниками в среднем составит 162,8 тыс. учащихся, для которых необходимо будет привлечь не менее 4,5 тыс. новых преподавателей.
В 2021/2022 учебном году общее количество учащихся составило 6304,6 тыс., а количество преподавателей – 529,1 тыс., т.е. на одного преподавателя приходилось 11,9 учащихся. В развитых странах этот показатель не превышает 10 учащихся.
Ежегодно высшие учебные заведения выпускают на рынок труда в среднем 30 тыс. педагогов с высшим образованием. К 2030 г. в результате доведения уровня охвата высшим образованием до 50% и увеличения количества квот для женщин, высшие учебные заведения смогут ежегодно готовить в среднем 35-40 тыс. педагогических кадров. В результате, на одного учителя будет приходится 10 учеников. Исходя из этих расчетов, в ближайшем будущем ожидается, что учителя будут востребованы и дефицита в них не ожидается.
Источник : рассчитано ИПМИ на основе данных Госкомстата.
* Распределение по регионам рассчитано на основе территориальной доли населения.
** Без учета нераспределенных данных по регионам.
*** Уровень охвата в Ташкенте принято 90%.
Сегодня в республике действуют 178 высших учебных заведения. В 2021/2022 учебном году количество студентов, принятых в высшие учебные заведения, составило 235,9 тыс. чел. При этом общее количество студентов достигло 808,4 тыс. чел., а уровень охвата высшим образованием выпускников среднего звена до 38%.
Для 50 процентного обеспечения охвата выпускников среднего образования высшим, к имеющимся мощностям вузов, требуется исходя из следующих параметров ввести новые студенческие места: к 2026 году общее количество выпускников среднего образования ожидается - 619,0 тыс. человек, а к 2030 году – 615,5 тыс. человек.
К 2030 году предполагается постепенный ввод дополнительных 646,8 тыс. студенческих мест. Для этого текущую мощность вузов необходимо в течении 8 лет увеличить в 1,5-1,8 раза.
Результаты выборочного обследования. Для выявления причин высокой рождаемости эксперты ИПМИ провели опрос среди населения. Опрос проводился среди 200 женщин в возрасте 25-45 лет, имеющих 3 и более детей, проживающих в г. Ташкент и Ташкентской области (N=200), в сентябре и октябре 2022 года.
Опросник охватил ряд вопросов и по ним были получены следующие результаты:
ожидание приемлемого числа детей у населения составляет 3-4 ребенка (82,9% у матерей, 81,0% у супругов).
основными причинами принятия решения о рождении ребенка были: улучшение здоровья (43,8%), улучшение семейного положения (47,9%);
36,2% семей хотели иметь еще одного ребенка, мальчика – 19,0% и девочку – 14,3% семей. В 33,4% семьях ребенок родился незапланированно;
87,9% женщин, участвовавших в опросе, используют противозачаточные средства, 12,1% - заявили, что вообще ими не пользуются;
использование контрацептивов: спираль - 63,8%, различные препараты - 17,1%, другие методы - 30,5%. Также 29,4% женщин отметили, что противозачаточные средства использует супруг.
В целом, по результатам опроса, основными причинами высокой рождаемости оказались:
увеличение доходов населения;
формирование у населения положительного отношения к многодетности;
недостаточная медицинская культура.
Экспертами ИПМИ был проведен эмпирический анализ по выявлению факторов, влияющих на рождаемость в Узбекистане. Анализ сформирован на основе данных Государственного комитета статистики за период 2010-2021 гг. в разрезе регионов. Влияние социально-экономических факторов на рождаемость оценивалось с помощью модели случайных эффектов (random effect model). Результаты модели представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эконометрический анализ факторов, влияющих на рождаемость в Республике Узбекистан
Факторы |
Коэффициент |
P/v |
Реальный доход на душу населения |
1,84 |
0,000 |
Безработица среди женщин |
1,39 |
0,000 |
Доля бедного населения в общей численности населения |
0,21 |
0,000 |
Охват дошкольным образованием |
-0,02 |
0,064 |
Охват женщин с высшим образованием |
-0,04 |
0,000 |
Продолжительность жизни |
0,19 |
0,084 |
Сons |
-23,2 |
0,002 |
R2 |
0,59 |
|
Количество наблюдений |
168 |
Так, по результатам эконометрического анализа, к увеличению рождаемости приводят следующие факторы: реальные доходы на душу населения (6,3%), безработица среди женщин (4%), увеличение доли бедных (1,2%) и продолжительность жизни (0,19%).
Увеличение охвата дошкольным образованием (-0,02%) и охвата женщин высшим образованием (-0,04%) способствует снижению уровня рождаемости.
Стоит отметить, что влияние таких факторов, как численность трудовых мигрантов, средняя заработная плата, общий объем инвестиций в экономику, ВРП на душу населения, использование противозачаточных средств, количество абортов и общий уровень безработицы оказались статистически не значимыми.
Предложения. Относительно высокие темпы роста населения создают широкие возможности для развития экономики страны. В свою очередь, учитывая высокий демографический потенциал республики, целесообразно реализовать следующие меры:
-
Во избежание фискальной нагрузки в условиях увеличивающегося государственного долга важно наладить системную работу с частными участниками рынка образования и здравоохранения максимально устранив все ограничения, с облегчением выдачи лицензий и других документов.
-
Членам областных Кенгашов народных депутатов целесообразно учитывать прогнозы демографического развития при распределении бюджетных средств и среднесрочного планирования социальной инфраструктуры области.
-
Учитывая демографические прогнозы, международные и местные участники рынка образования и здравоохранения, а также поставщики соответствующих технологий могут быть уверены в среднесрочном спросе на образовательные и медицинские услуги в принятии решений по инвестициям в Узбекистане.
-
Результаты прогнозов свидетельствуют о важности проведения синхронизированных и поэтапных реформ, направленных на повышение эффективного использования энергетических, водных и земельных ресурсов.
Проект по вопросам развития человеческого капитала и социального расслоения
[1]Согласно Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по созданию современных школ» от 26.11.2019 г. № ПП-4537, предусмотрено в среднем 15,3 млн.сумов расходов на 1 ученическое место.
без персонала и логистики, в ценах 2020 года
Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.04.2019 № ПФ-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года».
Список ВУЗов приведен в Стратегии.
Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2020-2022 годах» № ПП-4565 от 10.01.2020 года средняя стоимость расходов на 1 ученическое место составляет 15,0 млн сумов.
Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2020-2022 годах» № ПП-4565 от 10.01.2020 г.
4806