Направления экономических реформ в Китае: 1978 год – современность. Часть II. Инвестиции, политика «открытых дверей», развитие инфраструктуры и привлечение соотечественников
В первой части обзора были рассмотрены такие направления проведения политики реформирования Китая как либерализация цен, трансформация госпредприятий, проведение реформ в аграрном и индустриальном секторах.
Вторая часть посвящена опыту Китая в реализации инвестиционной политики, политики «открытых дверей». Также представлен опыт развития инфраструктуры и реализации политики привлечения соотечественников.
Инвестиционная политика
С начала 1980-х годов иностранные инвестиции стали одним из главных источников капитала для развития промышленных предприятий, ориентированных на экспорт китайской продукции за рубеж. В начальной стадии реформ трансфер технологий являлся одним из основных условий допуска иностранных инвесторов на китайский рынок. С помощью иностранных инвестиций совместные предприятия смогли обновить свое оборудование и технологии, повысить конкурентоспособность продукции.
На начальной стадии инвестиции вкладывались главным образом в легкую промышленность, недвижимость, рестораны и инфраструктуру.
Китайскую модель привлечения иностранных инвестиций отличает ярко выраженная политика приоритетных и ограничиваемых отраслей. К числу приоритетных отраслей для привлечения зарубежных капиталовложений были отнесены топливо и энергетика, транспорт, новая аграрная техника и новые технологии. Инвестиции, относящиеся к поощряемым категориям, освобождались от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС) по импорту оборудования. [1]
В начале 2010-х годов в инвестиционной политике Китая происходит переход от количества привлекаемых иностранных инвестиций к их качеству. Поощряются иностранные инвестиции в инвестиционные проекты, обладающие тремя характеристиками: наукоемкостью, высоким уровнем экономии ресурсов, экологической безопасностью.
В Государственной программе по развитию отраслей стратегического значения на 2011-2015 годах были выделены 7 приоритетных отраслей для инвестиций государственного и частного секторов: альтернативная энергетика; энергетическая эффективность и защита окружающей среды; биотехнологии; новые материалы; информационные технологии нового поколения; производство высокотехнологичного оборудования; производство транспортных средств на основе экологически чистой энергии.
Притоку в страну иностранного капитала способствовали следующие инструменты экономической политики:
-
поддержание низких цен на основные факторы производства (государственное субсидирование цен и тарифов на землепользование, водо- и энергоснабжение, трудовые ресурсы и капитал);
-
применение ускоренной амортизации основных фондов;
-
ограничение уровня кредитных ставок на фоне высоких показателей рентабельности производства и массы прибыли в КНР.
ВставкаТак, в 2000-2010 годах показатель доходности капитала колебался в пределах 10–17 %, в то время как процентная ставка по кредиту находилась в интервале от 5 до 7 %. Это способствовало удешевлению банковского кредита, делая его более доступным. |
Также для привлечения иностранных инвесторов, обеспечения трансфера передовых технологий в Китае были созданы специальные экономические зоны, инкубаторы поддержки высокотехнологичных отраслей, где широко применялись налоговые льготы [2].
Политика открытых дверей: либерализация внешней торговли, привлечение инвестиций
На начало реформ доходы простых китайцев были крайне низкими по сравнению с доходами в других азиатских странах. Китайское правительство начало проводить политику открытых дверей, в которой оно заняло позицию для достижения экономического роста за счет активного внедрения иностранного капитала и технологий при сохранении приверженности социализму [3].
Политика открытых дверей содержала в себе следующие механизмы:
-
Создание специальных экономических зон (СЭЗ). Такая политика представляла собой поэтапный охват отдельных территорий, которым предоставлялось право торговли с зарубежными странами и привлечения иностранных инвестиций. По мере поэтапного превращения отдельных провинций в специальные экономические зоны, характер предоставляемых прав постепенно менялся. Так, поэтапно было дано разрешение на свободное установление цен и право частной собственности.
-
Установление «дуального» обменного курса, а именно двух обменных курсов – планового и рыночного. При международных расчётах использовался плановый (официальный) курс, при расчётах внутри страны использовался рыночный курс.
Результатом такой политики стало то, что иностранные инвесторы постепенно убедились в устойчивости взятого курса либерализации. Иностранные инвестиции росли из года в год, и в 1992 году они увеличились за год в рекордные 2,7 раза.
В 1994 году была проведена реформа валютной системы, при которой двойной режим обменного курса был отменен, и введен единый и управляемый плавающий режим обменного курса юаня на основании рынка.
Политика открытости и экспортоориентированности, привлечения иностранных инвестиций на начальном этапе реформ позволила поднять уровень жизни китайского народа и аккумулировать достаточно средств для проведения более сложных реформ на дальнейших этапах.
Кроме того, в 1998 году доход на душу населения, хотя и составлявший всего около 770 долларов США, был в 14 раз выше, чем в 1980 году. Таким образом, можно сделать вывод о том, что первая цель Дэн Сяопина, которая заключалась в улучшении экономического положения людей, была достигнута.
Инвестиции в инфраструктуру
Финансирование инфраструктуры в Китае осуществлялось в большинстве своем не за счет средств централизованного государственного бюджета, а за счет государственного долга, дополнительных сборов с пользователей и целевых налоговых поступлений.
Например, инвестиции в национальную железную дорогу финансируются за счет коммерческих займов, «политических займов» от Китайского банка развития, а также специальной надбавки к тарифам на перевозку грузов (construction surcharge on freight tariff). Специальные надбавки устанавливаются, если перевозчик осуществляет транспортировку через строящуюся или находящуюся в ремонте территорию.
Строительство национальной автомагистрали финансируется за счет поступлений от налога на покупку автотранспортных средств и ряда государственных долговых займов, выпущенных в рамках активной фискальной политики.
Обновление системы электрификации сельской местности финансируется за счет государственных долгов. [4]
Вклад центрального и местного правительства в финансирование инфраструктуры по факту зависим от типа инфраструктуры:
-
железные дороги на 90% финансируется центральным правительством;
-
в автодорожной инфраструктуре 95% финансируется местными фондами;
-
водоснабжение на 80-90% инвестиций финансируются местными фондами;
-
в сфере электроснабжения 65% финансирует центральное правительство и 35% – местное. [5].
В то же время, крупные проекты (дорогостоящие, имеющие межрегиональное и национальное значение) финансируются центральным правительством, в то время как мелкие (городская и местная инфраструктура) – местными органами власти.
Привлечение соотечественников
Важным аспектом экономического развития Китая стала зарубежная китайская диаспора, которая формировалась веками и в 2010-х годах насчитывала примерно 35 млн. человек в 154 странах мира.
В 1980-х годах, когда Китай все еще был страной с нехваткой капитала, инвесторы из диаспоры были более настойчивы, чем их иностранные конкуренты в Китае, полагаясь на культурные и родовые связи для компенсации политического риска. Они также напрямую повлияли на дебаты о реформе: предприниматели из диаспоры участвовали в Народной политической консультативной конференции Китая и Всекитайском собрании народных представителей [6].
С 1984 года студентам было разрешено покидать Китай для обучения за границей за счет своих средств. Этот новый этап процесса либерализации стал отправной точкой бума обучения за рубежом.
С 1990-х годов правительство приняло новые меры для поощрения возвращения наиболее высококвалифицированных людей. Китай начал политику сближения с богатыми зарубежными китайцами. Правила выезда и въезда были смягчены для граждан, члены семьи которых находятся за границей, и для иностранцев с семьями в Китае. Также была введена специальная налоговая система для переводов и пожертвований в иностранной валюте. Что касается инвестиций, китайский эмигрант пользовался особыми привилегиями, такими как зарезервированные места в СЭЗ, дополнительное освобождение от налогов по сравнению с другими иностранными инвесторами, налоговые вычеты при инвестировании в бедные районы, а также освобождение от налогов на прибыль.
В 2018 году правительство Китая приняло очередные меры по стимулированию возвращения китайской диаспоры в страну. Иностранным гражданам с китайским происхождением предоставлена возможность подавать заявление на получение специальной многократной визы, предоставляющей период проживания до 5 лет (до этого – 3 года).
Как результат всех усилий, в 2015 году более 310 тысяч вернувшихся в страну китайцев (около 76% из общего числа) начали предпринимательскую деятельность. Основными направлениями деятельности были информационные технологии, услуги связи, медицина, страхование, гостиничный бизнес [7].
Доля инвестиций зарубежных китайцев в структуре прямых иностранных инвестиций за 1979-2010 годы превысила 60%.
Важным аспектом экономического роста КНР являются вернувшиеся высококвалифицированные специалисты и выпускники иностранных вузов или реэмигранты. К 2006 году 275 тыс. китайцев вернулись на родину после получения образования. Данная категория реэмигрантов вносит вклад за счет интеллектуальной деятельности (развитие науки, образования, технологий и т.д.). Большая их часть получила образование и опыт работы в университетах и научных центрах США, имея там доступ к инновациям.
Выводы для Узбекистана
Анализируя особенности проводимых реформ в Китае и Узбекистане, можно выявить много общего.
Так, наблюдается схожий вектор в реализации политики открытости, либерализации валютного рынка, привлечении прямых иностранных инвестиций. Особенно явно данный вектор стал наблюдаться в период после 2016 года.
Специальные экономические зоны, так же, как и в Китае, являются действенным инструментом привлечения зарубежных инвестиций.
Схожие векторы политики можно наблюдать и в сфере привлечения потенциала соотечественников. Данная деятельность в Узбекистане была поставлена на рельсы в 2018 году, после принятия соответствующей программы [8]. Ключевыми механизмами развития сотрудничества с соотечественниками в экономической сфере являются создание венчурных фондов, совместных предприятий, предоставление соотечественникам пустующих объектов государственной собственности для реализации различных проектов и другие.
Вместе с тем, есть еще ряд механизмов в этом направлении, которые можно было бы извлечь из китайского опыта. Например, большую отдачу могут дать такие меры поддержки, как резервирование мест в СЭЗ для соотечественников, поощрение инвестирования со стороны соотечественников в развитие экономически неблагополучных и отдаленных районов Узбекистана.
_______________________
Перечень источников:
-
Д. Жуджунь, М.М. Ковалев, В.В. Новик, Феномен экономического развития Китая. // 2008.
-
https://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2014/3/18_3_2014.pdf
-
Shigeo Kobayashi, Jia Baobo, Junya Sano, The "Three Reforms" in China: Progress and Outlook // Sakura Institute of Research, Inc. September 1999, No.45.
-
Liu, Zhi, Planning and Policy Coordination in China's Infrastructure Development // 2005.
-
Li, Z., Infrastructure and Urbanization in the People’s Republic of China // ADBI Working Paper 632. Tokyo: Asian Development Bank Institute. 2017
-
J. Lee, The Chinese diaspora’s role in the rise of China // 2016.
-
http://en.ccg.org.cn
-
Постановление Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2018 года № ПП-3982 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики Республики Узбекистан в сфере сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом».
2687