Направления экономических реформ в Китае: 1978 год – современность

Скачать статью

Часть III. Предпринимательство, борьба с бедностью, развитие ИКТ и политика постепенного реформирования 

Развитие предпринимательства

Перед началом реформирования экономики Китая частный сектор был крайне подавлен. Предпринимательство занимало незначительное место в развитии экономики.

1978-1992 годы. Первое поколение современных китайских предпринимателей появилось в результате возникновения и расцвета городских и сельских предприятий (ГСП). Это стало прямым следствием сельскохозяйственной реформы 1978 года. Как итог, к концу 1980-х годов на долю ГСП пришлось около 20% валового производства Китая [1]. 

1992-2000 годы. В этот период продолжилась политика поддержки развития предпринимательства и частного сектора. В поправке к Конституции 1999 года признавалось, что негосударственные предприятия являются важной частью социалистической рыночной экономики.

С 2000 года по настоящее время. В этот период создан Китайский центр координации и кооперации бизнеса. Он изучает состояние и потребности малого и среднего бизнеса (МСП), помогает ему в организации торговых ярмарок и выставок, проведении деловых переговоров, а также проводит обучение кадров, консультирование и информационное обслуживание. [2]

В 2002 году с принятием закона «О стимулировании развития малых и средних предприятий», были уравнены права МСП и крупных фирм. Это касалось доступа к финансированию, современной технике и оборудованию, рыночной информации.

В настоящее время правительство Китая осуществляет поддержку предпринимательства путем налоговых реформ. Так, в 2018 году снижена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) для производственного и других секторов [3].

В настоящее время на МСП приходится 90% общего количества предприятий страны, более 60% ВВП, порядка 80% занятых [4].

Политика борьбы с бедностью

С 1978 года Китай осуществляет меры по сокращению бедности в пять этапов.

Первый этап (1978-1985 годы) – реформы в сельской местности, а именно предоставление фермерам возможности самостоятельно выбирать и выращивать сельхозкультуры способствовали росту реального дохода на душу населения в сельской местности повысился на 169% [5].

На втором этапе (1986-1993 годы) – было отобрано 332 относительно слаборазвитых приграничных района [6] с высоким уровнем бедности, в которых были реализованы программы развития.

На третьем этапе (1994-2000 годы) – были реализованы масштабные программы по сокращению бедности. Количество слаборазвитых территорий было увеличено до 592 и присоединено к прибрежным городам, чтобы вывести их из отсталости [6].

На четвертом этапе (2001-2010 годы) – сохранилось 592 района, в которых уделялось внимание следующим трем направлениям: комплексная программа развития села, профессиональное обучение и внутренняя миграция трудовых ресурсов, промышленное развитие в провинциях для трудоустройства малообеспеченых семей. [5]

На пятом этапе (2011-2020 годы)целевые стратегии сокращения бедности включают следующие основные программы: повышение занятости за счет развития национальных ремесел и туризма, переселение бедных людей из трудных районов и создание для них рабочих мест и условий для саморазвития и ряд других.

Итогом всей проводимой политики по сокращению бедности стало сокращение уровня бедности с 90% в 1981 году до менее 4% к 2016 году [7].

Политика развития сферы ИКТ

Активное развитие науки и технологий в Китае, в том числе сферы ИКТ, началось с 1988 года, после принятия программы «Факел». Программа была направлена на внедрение технических ноу-хау в производстве.  Для реализации программы создавались промышленные зоны и технопарки [8].

В технопарки допускались далеко не все иностранные компании. Существовали жесткие критерии – наличие передовых разработок и возможности их внедрения, доля рынка и экспортоориентированность производства.

С 1992 года проводимая китайским правительством политика в отношении иностранных инвестиций стала ориентирована на поощрение технологического предпринимательства, что открыло доступ на внутренний рынок фирмам, которые внедряли передовые технологии.

В 1990-х годах начали создаваться дочерние предпринимательские структуры на базе университетов или государственных научно‐исследовательских институтов [9]. Эти проекты способствовали созданию и внедрению новых ИТ-продуктов.

В 2001 году Китай вступает в ВТО, и в 10м пятилетнем плане (2001-2005 годы) подчеркивается экономическое значение индустрии ИКТ [9].

В результате проводимой политики развития ИКТ в Китае были достигнуты прорывные результаты. Доступность персональных компьютеров выросла с 0,43 на 1000 человек в 1990 году до 27 на 1000 человек в 2002 году. Число подключенных к Интернету пользователей быстро возросло с 2 тыс. в 1993 году до 33,7 млн. пользователей в 2001 году [9].

Экспериментальное реформирование

Отличительной особенностью политики реформирования Китая является градуализм. Он предполагает проведение любых изменений и реформ поэтапно и постепенно, в порядке эксперимента. Так, сначала они проводились в отдельных провинциях, постепенно расширяя охват регионов. И только после того, как тот или иной механизм оправдывал себя и показывал свою эффективность в отдельно взятых регионах страны, он переносился на национальный уровень. Это помогло Китаю избежать случайных больших потерь на пути развития. [10]

У такого подхода есть ряд преимуществ:

  1. Постепенное проведение реформ позволяет смягчить политическое сопротивление реформам.

  2. Экспериментальные реформы, ограниченные отдельными регионами или секторами, позволяли собрать информацию о последствиях, которые невозможно было проанализировать заранее.

  3. Экспериментальный характер реформ давал возможность разработки и тестирования административных процедур и дополнительных политик.

  4.  Такой подход позволял сохранить имидж страны, поскольку, если какие-либо меры не срабатывали, от них можно было отказаться как от эксперимента.

Выводы для Узбекистана

Сопоставляя характер реформ, проводимых в Китае и Узбекистане, можно выявить схожие приоритеты, цели и механизмы их достижения.

Так, приоритетным направлением государственной политики в Узбекистане в настоящее время является поддержка развития предпринимательства и малого бизнеса. Внедряются различные механизмы поддержки женского и молодежного предпринимательства: гендерное финансирование, специальные программы обучения и другое. Поэтапно упрощаются процедуры ведения бизнеса. Также проводится политика поддержки предпринимательства путем снижения налоговой нагрузки. Так, за несколько последних лет снижены ставки по различным налогам, кроме того, сокращается количество налогов.

Вопрос бедности также встал на повестку дня в течение последних нескольких лет. Кроме того, в Узбекистане, как и в Китае, реформы, направленные на ликвидацию бедности, носят многовекторный характер, что предполагает проведение комплексной экономической и социальной политики. Ряд схожих механизмов применяется в реализации политики сокращения бедности в Китае и Узбекистане – осуществление адресной социальной поддержки, содействие занятости населения, организация программ профессионального обучения, создание единой иформационной базы нуждающихся семей и другие.

Эффективным механизмом в деле с ликвидацией бедности могут стать «программы индустриализации сельских районов» по принципу «одна ведущая отрасль для каждого села» по примеру китайского опыта. Такие программы могут осуществляться в тех районах, в которых имеется промышленный потенциал. Успешной реализации таких программ в Китае способствовали такие меры поддержки, как субсидирование программ государством и привлечение предпринимателей из других, более успешных районов.

Интересным представляется опыт Китая в применении подхода градуализма, иными словами, постепенного, экспериментального реформирования. Важно перенять особенности этого подхода при осуществлении реформ в различных направлениях. Осуществление реформ в пилотном, экспериментальном формате, при котором они будут ограничиваться отдельными регионами или отраслями, позволят собрать информацию о последствиях, которые нельзя предвидеть заранее. В последующем, при доказанном успехе, на основе полученного опыта и анализа ошибок, реформы могут быть расширены на другие регионы и отрасли и проводиться с меньшими потерями. Такой подход позволит постепенно накапливать реформаторский капитал.

_______________________

Перечень источников:

  1. Huaqun Li, History and Development of Entrepreneurship in China // Regional Economic Models, Inc. 2013.

  2. Средний и малый бизнес Китая - история формирования // https://www.prostobiz.ua

  3. Госсовет КНР утвердил план снижения налогов для бизнеса // 29.03.2018, https://www.kommersant.ru/

  4. Number of SMEs in China 2012-2020 // Business Data Platform, Mar 11, 2021, https://www.statista.com/

  5. В.Г. Ишмуратова, Борьба с бедностью в КНР: исторический опыт, проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики, № 3 (51), 2014.

  6. Jayati Ghosh, Poverty reduction in China and India: Policy implications of recent trends // DESA Working Paper No. 92, January 2010/

  7. Shaohua Chen, Martin Ravallion, Reconciling the Conflicting Narratives on Poverty in China // National Bureau of Economic Research, Cambridge, November 2020.

  8. Королева А., «Мировая фабрика» стремится задавать тон в новых разработках // Журнал «Эксперт», 2013, https://expert.ru/

  9. M.J. Greeven, The evolution of high-technology in China after 1978: Towards technological entrepreneurship // Erasmus Research Institute of Management, 2004.

  10.  Bert Hofman, Reflections on Forty Years of China’s Reforms // Speech at the Fudan University’s Fanhai School of International Finance, World Bank, January 2018.

1675