Сбережения по умолчанию и другие побудительные условия к сберегательному поведению населения: результаты эмпирических исследований
Исследователи ИПМИ выполнили обзор работ по влиянию решений, выполняемых по умолчанию (РВУ) в сфере финансовых услуг, на поведение людей, связанное с принятиями решения об открытии банковского депозита с целью сбережения части своего дохода.
В то время как большинство взрослых в Узбекистане имеют доступ к официальным финансовым услугам, только 17 процентов граждан имеют накопительные банковские счета (депозиты). При этом, например, в Турции этот показатель достигает 58%, в Индии - 61%, в Иране - 69%, в Малайзии - 103%, в Китае - 157%[1]. Следовательно, свободные средства населения как один из основных источников сбережений, инвестиций и экономического роста, используется в республике в довольно малой степени.
Основные причины – слабая осведомленность основной массы населения о возможностях современных информационных технологий в банковской сфере; боязнь потери сберегаемой суммы в условиях низкого уровня доходов; недостаточная финансовая грамотность и сложившиеся стереотипы (склонность ценить немедленные вознаграждения сегодня по сравнению с большими выгодами в будущем). Все это заставляет людей откладывать переход на новые механизмы сбережений, включая автоматические взносы.
Исследования, выполненные авторитетными учеными свидетельствуют о значительном потенциале внедрения инструментов РВУ в финансовой сфере[2]. В частности, люди, которые были скептически настроены к новым инструментам и принимали участие в этих экспериментах, в последующем меняли своё поведение в сфере финансовых решений, предпочитая использовать современные финансовые инструменты, действующие по умолчанию.
Тем не менее, исследователи все еще не до конца понимают, почему работают РВУ, особенно в отношении сбережений населения. При этом, о РВУ и сбережениях гораздо меньше известно в странах с низким уровнем дохода, где проживает большая часть населения мира, и где экономические выгоды от увеличения сбережений могут быть выше. Отсутствие необходимой финансовой инфраструктуры исторически ограничивало актуальность сберегательных продуктов по умолчанию в странах с низким уровнем дохода. Однако, недавнее расширение доступа к финансовым услугам, обусловленное бурным развитием цифровой экономики, потенциально может предоставить миллиардам людей, не имеющих официального банковского счета, финансовую инфраструктуру, которая могла бы поддерживать использование инструментов РВУ.
В связи с этим, ИПМИ планирует провести соответствующий эксперимент по широкой выборке участников с целью отработки наиболее перспективных инструментов сбережений по умолчанию и созданию дополнительных стимулов вовлечения доходов населения в развитие национальной экономики. По результатам эксперимента будут подготовлены и направлены в правительство предложения[3] по внедрению новых финансовых инструментов, создающих для населения максимально удобные и выгодные условия формирования ими личных фондов будущего развития, что особенно важно в условиях нестабильности мировой экономики и ожидаемых кризисных явлений.
В 2020 году группа исследователей из Казахстана провела на небольшой выборке работников госучреждений (несколько десятков человек) исследование, целью которого стала оценка роли инструментов РВУ и финансовых стимулов в принятии решений о сбережениях. Ниже приводится описание условий и этапов проведения эксперимента, а также достигнутые при этом результаты.
Все работники, участвующие в эксперименте, группируются по критериям относительного размера вкладов и поощрительных бонусов для тех из них, которые стараются сохранить накапливаемые суммы.
На первом этапе все сотрудники делятся на две группы.
Включенным в первую группу случайным образом назначают одну из трех ставок взносов по умолчанию:
1. 5% взнос: для сотрудников от их ежемесячной заработной платы устанавливается взнос по умолчанию в размере 5 процентов, который автоматически зачисляется на их сберегательный счет.
2. 10% взнос: на тех же условиях.
3. 15% взнос: на тех же условиях.
Вторая группа – сотрудники, которые получают зарплату в полном объеме, т.е. взнос в сберегательный депозит для них равен 0 процентов.
В соответствии с правилами эксперимента, сотрудники могут в любое время изменить ставку своего взноса на любое значение от 0 до 15 процентов от своей ежемесячной зарплаты.
На втором этапе, исследователи дополнительно формировали случайную выборку участников эксперимента с целью их поощрения с учетом следующего правила:
1. Поощрение в виде дополнительно бонуса в 50%: в эту категорию включались сотрудники, которые регулярно вносили взносы на свой сберегательный счет в течение 3 месяцев, не снимая никаких средств с депозита. Исследователи поощряют их в размере 50 процентов от той суммы, которую они накопили.
2. Поощрение в размере 25%: на тех же условиях.
3. Отсутствие поощрений тех сотрудников, у которых не было сбережений.
Хотя сотрудники могли в любое время снимать деньги в электронном виде, любое снятие средств, произведенное в течение первоначального трехмесячного периода действия обязательств, лишило бы работника права на соответствующие стимулирующие выплаты и исключило бы соответствующие накопленные сбережения у их работодателя.
Через 10 дней после начала эксперимента, исследователи анонсировали три дополнительных вида поощрения, направленных на то, чтобы побудить сотрудников увеличивать свой вклад по сравнению с введенными ранее отчислениями в 5%, 10% и 15%:
• Финансовые консультации: отбираемым случайным образом участникам эксперимента предлагаются индивидуальные консультации с предоставлением дополнительной информации об их учетной записи. В ходе консультаций консультанты оценивают выплаты по различным ставкам взносов и предлагают сотрудникам возможность изменить свою ставку взносов. Эта мера направлена на снижение времени и административных затрат сотрудника при разработке своего финансового плана. Исследователи также производили рандомизацию сроков предоставления консультаций (либо немедленно, либо с задержкой в одну неделю), чтобы изменить способность сотрудника откладывать разработку финансового плана.
• Ежемесячные телефонные опросы: исследователи случайным образом выбирали половину выборки, чтобы получать краткие ежемесячные опросы о финансовом поведении и понимании учетной записи. Эти опросы способны устранять невнимательность участников эксперимента, напоминая сотрудникам о программе.
• SMS-напоминания: исследователи случайным образом выбирали подгруппу сотрудников, участвующих в исследовании, для отправки им текстовых сообщений, примерно в середине исследования. Предназначенные для повышения осведомленности и значимости, текстовые сообщения напоминали сотрудникам об их текущей ставке взносов и предоставляли номер телефона, по которому можно позвонить, если они захотят его изменить.
По окончании трехмесячного периода эксперимента, когда все финансовые стимулы завершили свои действия, исследователи опросили каждого сотрудника и выяснили, хотели бы они, чтобы часть их будущей зарплаты автоматически зачислялась на их сберегательный счет.
Результаты были сопоставлены с опросами, проведенными за два месяца до запуска исследования.
Отказ сотрудников от участия в сберегательной программе с высокой вероятностью свидетельствует об их упрощенном взгляде на сбережения.
Анализ результатов, полученных при реализации подобного исследования в Казахстане показал, что этот инструмент сбережения оказывает большое влияние на сберегательное поведение сотрудников: более половины участников эксперимента (52 процента) никогда не меняли ставку своих взносов после ее автоматического назначения по умолчанию. Через два месяца после запуска эксперимента сотрудники, случайным образом включенные в группу с 5% ставкой взносов по умолчанию, имели на 40 процентных пунктов больше шансов внести вклад на сберегательный счет, чем сотрудники, не выполнившие обязательства. Этот эффект был примерно эквивалентен предложению работодателя компенсировать половину вклада работника.
За шестимесячный период исследования те, кто входил в группу взносов по умолчанию в размере 5%, сэкономили в среднем дополнительно примерно 10% от средней месячной заработной платы.
Участники эксперимента решительно отреагировали на соответствующие стимулы, предоставленные исследователями: среди сотрудников, которым первоначально была назначена ставка взноса по умолчанию в размере 0 процентов, коэффициент участия составлял 1 процент для сотрудников, которым не предлагались поощрительные бонусы. Коэффициент участия тех сотрудников, которые получали бонусы в размере 25% и 50% был на 26 и 56 процентных пунктов выше, чем у остальных, не получавших такие бонусы.
Сотрудники, которые не выполнили свои обязательства, продолжали экономить. По окончании трехмесячного периода исследования сотрудники, не выполнившие обязательства по 5% ставке взноса, имели на 10 процентных пунктов больше шансов принять решение продолжать вносить часть своей зарплаты в сбережения, чем те, кто не выполнил обязательства. Это было на 25% больше по сравнению с базовым показателем в 40%.
Инструменты сбережения по умолчанию способствовали увеличению сбережений за счет упрощения процедур сбережения и избегания проволочек. Финансовые консультации побудили некоторых сотрудников - участников эксперимента переключить часть своих доходов на пополнение сбережений, особенно после того, как организаторы раскрыли основные сценарии внесения взносов в процессе консультаций. Это говорит о том, что сложности, связанные с оценкой различных сценариев сбережений для простого населения были существенным препятствием при открытии ими сберегательных депозитов. Более того, предвзятость к сложившимся стереотипам (т.е. склонность ценить немедленные вознаграждения сегодня по сравнению с большими выгодами в будущем), заставляет людей откладывать переход на новые механизмы сбережений, включая автоматические взносы. Исследование показало, что сотрудники с сложившимися стереотипами относительно сбережений меняли свою позицию после получения необходимых финансовых консультаций и включались в группу с ненулевой ставкой отчислений доходов по умолчанию.
Планы развития эксперимент. Учитывая важность фактора сбережений для повышения уровня инвестиционной активности и устойчивости роста национальной экономики ИПМИ планирует провести соответствующий эксперимент по широкой выборке участников с целью отработки наиболее перспективных инструментов сбережений по умолчанию и созданию дополнительных стимулов вовлечения доходов населения в развитие национальной экономики[4]. В связи с этим Институт приглашает принять в нем участие заинтересованные лица и организации (как государственные, так и частные компании), представителей банковского сектора в качестве участников эксперимента, исследователей, потенциальных спонсоров. По результатам эксперимента будут подготовлены и направлены в правительство предложения по внедрению новых финансовых инструментов, создающих для населения максимально удобные и выгодные условия формирования ими личных фондов будущего развития, что особенно важно в условиях нестабильности мировой экономики и ожидаемых кризисных явлений.
[1] Оценки МВФ …г.
[2] Blumenstock, J., Callen, M., & Ghani, T. (2018). Why do defaults affect behavior? Experimental evidence from Afghanistan. American Economic Review, 108(10), 2868-2901.
[3] Предложения будут в себя включать дизайн регулярных автоматических вкладов на специальный сберегательный счет (для преодоления психологических барьеров на решения о сбережениях), шаблоны регулярных напоминания в виде текстовых сообщений (оперативное информирование клиентов о состоянии вклада и потенциальных возможностях инструмента), материалы по финансовому обучению (усиление стимулов работников к сбережениям), предложения к банковской системе по внедрению этих новых финансовых инструментов.
[4] Включая начисление дополнительного дохода от сберегаемой сумме по ставке, величина которой будет определяться в процессе эксперимента с учетом ожидаемой инфляции