Влияние роста уровня образования на заработную плату
ИПМИ продолжило исследование по оценке роста заработной платы населения в зависимости от уровня образования.
С увеличением дифференциации между заработными платами высоко- и низкоквалифицированных рабочих мест, повышаются и требования к квалификации, навыкам, а также к минимальным уровням образования занятых. С непрерывным ростом требований к уровню квалификации кадров концепция «образования длиною в жизнь» все больше становится популярной во всем мире. Получают ли компенсацию обладатели дипломов более высоких уровней образования за затраченное время и энергию после вступления на рынок труда в Узбекистане? Для получения научно обоснованных ответов на эти вопросы эксперты ИПМИ провели эмпирическую оценку влияния уровней формального образования на заработную плату в разрезе уровней образования и отраслей экономики.
Согласно полученным результатам исследования отдача от степени доктора наук (DSc) в Узбекистане превышает 61%, PhD или кандидата наук - 41%. Также относительная экономическая ценность диплома с отличием бакалавриата на рынке труда выше на 8,5% по сравнению с обычными выпускниками. Эти оценки позволяют подтвердить «окупаемость» более высоких и качественных уровней образования, следовательно, затраченного на его получение время и силы.
Для оценки экономической отдачи от наиболее высоких ступеней образования в Узбекистане специалисты ИПМИ провели онлайн опрос среди населения старше 18 лет на тему “Отдача от образования”. Опрос проведен среди случайных респондентов активно пользующихся социальными сетями. Было получено 1152 онлайн ответов (61% мужчин и 39% женщин) из регионов Республики Узбекистан. В исследовании оценены результаты 906 анкет (не учтены ответы респондентов: не работающих по собственному желанию, временно безработных, занятых уходом за ребенком, учащихся в бакалавриате, магистратуре, очно базовой докторантуре и докторантуре а также исключены некорректные и одинаковые ответы).
По уровню образования из 906 респондентов 3,3% DSc (или доктора наук), 18,2% PhD (или кандидаты наук), 33,1% магистры, 33,3% бакалавры, 15,3% выпускники ВУЗов до разделения бакалавриата и магистратуры, 7,0% выпускники средних профессиональных учреждений 3,0% со средним и 0,4% с базовым средним (9 классов) образованием.
Анализ окупаемости образования проведен на основе широко известного «минцерского уравнения заработков: первая – для продолжительности обучения, вторая – для уровней образования:
LnWi=a0+αGi+rSi+βiexpi+βiexpi2+εi (1)
Во второй версии уравнения число лет обучения заменяется на уровни образования.где: W – величина заработков; G – пол; S – число лет обучения; exp – потенциальный опыт; ε – случайная ошибка. Коэффициент r измеряет отдачу от образования, показывая на сколько процентов возрастают в среднем заработки индивидов при увеличении продолжительности их обучения на один год»[1]. α – коэффициент отдачи от образования для выбранного пола; β - коэффициент отдачи от потенциального опыта работы.
LnWi=a0+αGi+p1L1i+…+p1LNi+β1expi+β2expi2+εi (2)
Переменная потенциального опыта работы в двух уравнениях опущена[3]. В качестве уровней образования выбраны степень DSc (Doctor of science) или доктора наук и PhD (Doctor of Philosophy) или кандидаты наук. Оценка проведена в программном пакете Stata методом наименьших квадратов.где: L1, …, LN – фиктивные переменные для N уровней образования. Коэффициенты ρ перед ними измеряют премии за разные уровни образования, показывая, на сколько процентов заработки работников с образованием того или иного уровня превосходят в среднем заработки работников референтной группы»[2].
По результатам оценки (табл.1) в Узбекистане каждый формальный дополнительный год обучения способствует увеличению заработной платы работника в среднем на 10%, что соответствует оценке ООН по вопросам образования, науки и культуры: «По всему миру, в 139 странах, норма доходности на каждый дополнительный год обучения составляет 10 %»[4]
Занятые в экономике со степенью DSc или доктора наук в среднем получают на 61% больше заработную плату, со степенью PhD или кандидаты наук - 41% выше сотрудников с предыдущим уровнем образования.
Респонденты обладающие диплом с отличием (выпускники бакалавриата или вуза до перехода в Болонскую систему) на рынке труда получают на 8,5% выше заработную плату чем их соотечественники без диплома с отличием.
В разрезе отраслей экономики среди опрошенных наибольшая средняя заработная плата приходится на занятых в сфере компьютерных технологий. Они получают зарплату от 28% до 37% (в зависимости от уровня и продолжительности образования) больше других отраслей. Экономисты на 24-37%, финансисты на 29-30% и занятые профессиональной и научно-технической деятельностью (юридические, консалтинговые, бухгалтерские и другие профессиональные услуги) на 27-38% больше средней заработной платы по республике. Занятые в государственном управлении и обороне получают на 25-31% больше за свой труд. Представители промышленной сферы на 22-24% и строительства на 25% больше.
В целом по экономике заработная плата мужчин от 23 до 28% выше чем у женщин. При этом каждый дополнительный год обучения у женщин приносит на 11% больше дохода, а у мужчин на 8,7%. Если семейные мужчины зарабатывают на 16% больше мужчин без семьи, то женщины после создания семьи зарабатывают на 27% меньше чем до замужества. У жителей столицы заработная плата на 23-24% (у мужчин на 30%, у женщин 16,3%) больше чем у жителей других регионов.
Анализ разрыва в заработках между респондентами с разным уровнем образования позволяет ориентироваться учащимся и их семьям в принятии решений об инвестировании в человеческий капитал члена семьи.
На следующем этапе исследования эксперты ИПМИ планируют разработать калькулятор для подсчета размера инвестиций необходимого для достижения определенной профессии с набором необходимых навыков, компетенций и наивысшей квалификации.
Таблица 1.
Влияние уровней образования на заработную плату
Наименование переменных |
Уравнение№1 |
Уравнение№2 |
||
Зависимая переменная -логарифмированная заработная плата |
Вероятность P>/t/ |
Зависимая переменная -логарифмированная заработная плата |
Вероятность P>/t/ |
|
Средняя продолжительность образования |
|
|
0.1015 |
0 |
DSc (или доктор наук) |
0.6072 |
0 |
|
|
PhD (или кандидат наук) |
0.4092 |
0 |
|
|
Экономистқ |
0.3663 |
0 |
0.2390 |
0.01 |
Финансисты |
0.2892 |
0 |
0.2983 |
0 |
Занятые в государственном управленим и обороне |
0.3076 |
0 |
0.2458 |
0 |
Строители |
0.2499 |
0.4 |
|
|
Занятые в промышленности |
0.2437 |
0.08 |
0.2176 |
0.04 |
Занятые в научной и профессиональной деятельности |
0.3814 |
0 |
0.2713 |
0 |
Занятые в сфере компьютерных технологий |
0.2836 |
0.02 |
0.4505 |
0.01 |
Занятые в здравоохранение |
-0.2336 |
0.01 |
-0.265 |
0 |
Женщины |
-0.2774 |
0 |
-0.2324 |
0 |
Занятые на рынке труда г. Ташкента |
0.2388 |
0 |
0.2306 |
0 |
Обладатели диплома с отличием |
0.0853 |
0.02 |
|
|
Количество наблюдений |
906 |
|
906 |
0 |
R-squared |
0.269 |
|
0.317 |
0 |
Источник: Расчеты автора на основе результатов опроса «Отдача от образования» проведенного ИПМИ
Д.Вахабова
ведущий научный сотрудник ИПМИ
[1] Капелюшников И.Р. Отдача от образования в России: ниже некуда? Вопросы экономики. 2021. №8 С-42
[2] Капелюшников И.Р. Отдача от образования в России: ниже некуда? Вопросы экономики. 2021. №8 С-43
[3] В связи со статистической не значимостью (p>0.5)
[4] Всемирный доклад по мониторингу образования «Образование в интересах людей планеты: постраение устойчивого будущего для всех» ООН по вопросам образования, науки и культуры/ ЮНЕСКО, 2017, С-64 https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245752_rus
3366