Забота о пожилых - долг каждого

 

Во многих культурах принято считать, что дети несут моральную обязанность заботиться о своих пожилых родителях. Это основано на идее, что родители заботились о своих детях во время их взросления, поэтому дети обязаны отвечать взаимностью на любовь и заботу, которые они получили в детстве.

Например, в Китае Закон о правах пожилых людей гласит, что взрослые дети должны регулярно посещать и поддерживать связь со своими пожилыми родителями. В случае не выполнения своих обязанностей детьми, родители имеют право подать в суд на них за халатность. Аналогичный закон действует и в Южной Корее, предусматривающий уголовную ответственность совершеннолетних детей, пренебрегающих престарелыми родителями. В Индии Закон о содержании и благосостоянии родителей и пожилых граждан возлагает на взрослых детей юридическое обязательство обеспечивать основные потребности своих пожилых родителей, и невыполнение этого требования может привести к уголовному преследованию.

Для всех пожилых людей основополагающим фактором их жизни является быть нужным близким и находиться в окружении семьи и друзей.

Пожилые люди, являясь ценными членами общества, должны иметь возможность с уверенностью смотреть в будущее, реализовывать свой потенциал и играть полноценную роль в обществе, в котором они живут.

В последняя время процесс старения населения превращается в глобальную проблему, охватывая все больше стран мира. Особенно данная тенденция наблюдается в развитых странах. По данным ООН сегодня каждому 10-му человеку в мире 65 лет или больше. К 2050 году в таком возрасте будет каждый 6-й житель планеты (16% от мирового населения)[1]. Тот факт, что люди живут дольше и лучше, является одним из величайших достижений нашего времени. Средний по миру показатель ожидаемой продолжительности жизни вырос с 64 лет в 1990 году до 72,8 лет в 2019-м. В 2021 году на фоне пандемии COVID-19 уровень опустился до 71 года. В 2022 году показатель снова стал повышаться, достигнув до 71,7. В 2023 году значение показателя ожидается на уровне 73,4. Однако к 2050 году эксперты прогнозируют увеличение показателя до 77,2 лет.

По мере старения люди адаптируются к меняющимся обстоятельствам, среде и потребностям. Общество также должно адаптироваться, чтобы поддерживать людей всех возрастов и заботиться о тех, кто в этом нуждается.

Процесс старения и увеличения числа пожилых людей является проблемой общества, его установок и норм, а не пожилых людей.

По мере старения меняется потребление и интересы людей. Этому свидетельствует и гипотеза жизненного цикла (LCH), которая описывает привычки людей. Теория утверждает, что люди стремятся сгладить потребление на протяжении всей своей жизни, занимая финансовые ресурсы, когда их доход низок, и откладывая, когда их доход высок. LCH предполагает, что люди планируют свои расходы на протяжении всей жизни, принимая во внимание будущие доходы. Соответственно, они берут в долг, когда они молоды, предполагая, что будущий доход позволит им погасить его. Затем они делают сбережения в среднем возрасте, чтобы сохранить свой уровень потребления после выхода на пенсию.

Таким образом, график индивидуальных расходов во времени показывает горбообразную картину, в которой накопление богатства низкое в молодости и пожилом возрасте и высокое в среднем возрасте.

Рисунок 1

График индивидуальных расходов во времени

От накопленного капитала зависит как человек будет жить в старости. Также немаловажным фактором является то, как человек будет воспитывать своего ребенка. От того, насколько добросовестно родители исполняли свои обязанности, зависит и отношение детей к ним в старости. Но это не всегда совпадает. Поэтому семейные традиции, религиозные взгляды играют здесь не последнюю роль.

Дети рассматриваются как источник безбедного существования пожилых. Качество данного источника зависит от многих факторов, среди которых огромную роль играет образование и воспитание. Каждый родитель в течение всей жизни делает инвестиции в развитие человеческого капитала своего ребенка. 

В данном исследовании эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований сделали попытку выяснить какое участие принимают родители в образовании детей и выборе их будущей профессии, и как в последующем это позволит им обеспечить беззаботную старость. Для этих целей был проведен социологический опрос среди родителей имеющих детей в возрасте от 10 до 22 лет.  

В опросе приняли участие 2100 чел. (N=2100). Среди опрошенных 72% женщины и 28% мужчины. По уровню образования – 4,6имеют ученую степень, 36,1% - высшее образование, 21,2% - среднее и 38,2% - средне специальное образование. 

По результатам опроса было выявлено, что 28,7% респондентов проживают вместе с пожилыми родителями. На вопрос: кто больше всего влияет на воспитание ваших детей, родители ответили следующим образом: 41,6% - мать, 27,4% - отец, 9,3% - дедушки и бабушки, 8,1% - сестры и братья, 7,3% - учителя, 3,7% - чужие люди и 2,5% - другие родственники. 

Большинство (80,2%) принявших участие в опросе респондентов видят в своих детях «знаменитого высококвалифицированного специалиста в определенной профессии». 7,9% респондентов ответили, что быть финансово обеспеченным и иметь недвижимость остается второй мечтой родителей.

Ответы на этот вопрос не различаются в зависимости от национальности и уровня образования родителей, а также пола ребенка.

Большинство родителей, 95,8% обсуждали будущую профессию своих детей с супругами, и в 88,3% случаях их мнения совпадают. 7,2% респондентов ответили, что их мнения-желания о будущей профессии их ребенка в корне различаются с супругом.

Ответы респондентов показали, что родители также обращают внимание на мнение своих детей при планировании их будущего. 97,9% родителей обсуждали эту тему со своими детьми, 86,3% - одобрили выбор своего ребенка, 11,1% - одобрили частично, 1,3% - не удовлетворены выбором своего ребенка.

По ответам респондентов было выявлено, что молодежь интересуется медицинскими профессиями (15,5%), за ними следуют учителя – 9,7%, IT-специальности – 9.3 %, экономисты (по отраслям) - 8,2%, предприниматели 7,7%. Среди опрошенных 2,5% детей еще не приняли решения о будущей профессии. Как и ожидалось, большинство девочек выбирают профессию врача (16,3%) и учителя (13,8%). В тоже время юноши выбирают IT-специальности (18,7%), затем врачи (13,7%), экономисты (13,2%) и предприниматели (11,2%).

В семейной среде дети, безусловно, в первую очередь полагаются на своих родителей. Это нашло отражение и в проведенном опросе. Так, в 26,8 случаях профессия была выбрана по совету родителей, а 55,5% детей выбрали ее сами.

Конечно, любой родитель всегда старается поддержать своих детей. Каким бы ни было решение ребенка о карьере, 81,6% родителей сказали, что примут это решение охотно, 12,7% отметили, что при отрицательной реакции на это решение попросят изменить ее, объясняя все за и против.

Исходя из сложившегося образа жизни и интересов детей, у них проявляются следующие способности: языковые - 24,5%, управленческие - 14,6%, педагогические – 13,3%, математические - 10,0%, литературные - 8,1%, спортивные – 7,6%, художественные – 6,6%, технические – 6,0%, биологические - 5,1% и музыкальные – 4,3%.

По мнению респондентов (51,4%) для того, чтобы дети заботились о них в будущем, необходимо чтобы они имели хорошую профессию, получили образование и были материально обеспечены. 35,7% респондентов считают, что нужно обучать таким понятиям, как манеры, нравственность, доброта. 11,8% считают необходимым приучать к духовным ценностям. 1,1% - придерживаются мнения, что дети не обязаны их обеспечивать.

По мнению родителей, наиболее важным фактором в выборе профессии является интерес к профессии – 59,5%, профессиональные способности – 18,0%, возможность профессионального роста – 8,2%, материальная поддержка (интерес) – 3,3%.

В результате опроса выяснилось, что поддержка родителями: участия детей в кружках (51,0% опрошенных), в учебе (37%) – оказала существенное влияние на выбор профессии ребенка.

55,7% родителей воспитывают своих детей, требуя послушания и оказывая помощь в случае необходимости, 36,2% - полностью контролируют, а 6,4% - дают полную свободу своим детям.

55,6% респондентов отметили, что полностью удовлетворены образованием своих детей, 31,9% - частично удовлетворены, 12,1% - не удовлетворены.

По результатам опроса было выявлено, что 78,5% детей посещают внешкольные занятия.

Более 20% опрощенных родителей отметили, что общаются с учителями своих детей в месяц один раз, а 16,4% совсем не общаются.

По мнению 33,5% родителей, заработанные в будущем деньги дети должны тратить на свою семью, 18,8% - на открытие собственного дела, 17,8% - на родителей, 10,8% - на путешествия, 8,8% - на покупку дома, 8,9% - на здоровье, а также почти 1,3% родителей ответили, что не знают.

Также экспертами ИПМИ был проведен опрос среди 3 медицинских сестер и 3 санитарок (фокус группа), работающих в домах для престарелых «Саховат». По их мнению, чтобы дети в старости обеспечивали и заботились о своих родителей, а не сдавали в дома для престарелых, в первую очередь, нужно давать им свою любовь, заботу и внимание. Во-вторых, уделять большое внимание их учебе и прилагать все усилия, чтобы они стали профессионалами в выбранной профессии. В-третьих, нужно обучать финансовой грамотности и копить деньги. В-четвертых, воспитывать культуру общения, которая очень важна.

Стоит отметить, на сегодняшний день в республике функционируют 28 стационарных учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов. Численность проживающих в данных учреждениях составляет 7323 чел., что на 832 чел. больше по сравнению с 2020 годом. Основной причиной этого является, по-мнению участников фокус группы, нарастающая тенденция безответственности детей перед пожилыми родителями. К примеру, на сегодняшний день очень много желающих устроить своих пожилых родителей в дома для престарелых (по-мнению директоров домов для престарелых «Сахавот» в г.Ташкент и г.Ахангаран (Ташкентская область). В тоже время доля пожилых людей постепенно растет. Так, в 2021 году 10,8% населения являлись пожилыми, тогда как их доля в 2020 году составляла 10,5%.

          Результаты опроса позволили провести эконометрический анализ, по выявлению факторов, влияющих на общение с детьми о выборе профессии и их будущем. Инструментом для расчетов была выбрана модель пробит, которая оценивает вероятности какого-либо происшествия с помощью бинарных данных. По результатам расчетов выявлено, что вероятность совпадение мнении о будущей профессии ребенка с мнением родителей увеличивает вероятность общения с ребенком о его будущем на 64%. Совпадение мнений супругов о будущей профессии их ребенка увеличивается вероятность общения на 52%.  Общение родителей с учителем увеличивает общение с ребенком о его будущем на 47%. 0 Результаты расчетов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты проведенных расчетов модели

Факторы

Коэффициент

P/v

Совпадение мнении о будущей профессии ребенка

0,644

0,005

Совпадение мнений супругов о будущей профессии их ребенка

0,522

0,001

Общение родителей с учителем

0,14

0,006

Сons

0,827

Количество наблюдений

1636

Источник: расчеты аврота

Следует отметить, что в Конституции Республики Узбекистан в ст. 66 прописано: «Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях». Также, согласно Семейному кодексу Республики Узбекистан, ст. 109 гласит: «трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Нахождение родителей на содержании в государственных или негосударственных учреждениях не освобождает трудоспособных совершеннолетних детей от заботы о них и оказания им материальной помощи». Согласно этому, каждый гражданин Республики Узбекистан обязан заботится и уделять время своим пожилым родителям. Родители тоже в свою очередь при воспитании детей обязаны давать им любовь, заботиться и участвовать в образовательных процессах своего ребенка.

По результатам проведенного исследования целесообразно принятие следующих мер и внедрение их в воспитательный процесс:

  1. С раннего возраста прививать в ребенке уважение к старшему поколению.

  2. Применить административную ответственность родителям, не уделяющим внимание образованию своего ребенка (не посещение родительских собраний, халатное отношение к учебе ребенка).

  3.  Организация современных "чайхана" для временного нахождения пожилых людей (подобие частных детских садов), чьи дети работают и не могут обеспечить должное внимание днем.

  4. Привлечение желающих пожилых людей в общественные дела, организация в махаллях встреч пожилых людей с молодежью, где они могут рассказать о своем жизненном опыте и давать советы.

  5. Организация в высших учебных заведениях дней заботы о пожилых, где будут организованы встречи с пенсионерами, работающими в данных учебных заведениях.

  6. Организация при существующих частных детских садах, специализированных групп для пожилых людей, где они смогут общаться и заботиться друг о друге. Это позволит пожилым людям ощущать свою необходимость и получать заботу от детей, а дети в свою очередь будет учиться уважению и заботе о пожилых.

 

Ахмедова Мухаббат,
руководитель группы ИПМИ

Шоазизов Анвархужа,
ведущий научный сотрудник ИПМИ

 


[1]https://www.un.org/en/development/desa/population/publications/pdf/policy/WPP2015/WPP2015_Report.pdf

2107