Обзор рынка электромобилей: мировые тенденции и перспективы развития
Актуальность выработки мер по ограничению антропогенного воздействия транспортных средств на климатическую систему и снижению рисков негативного его влияния на изменение климата, как на региональном, так и глобальном уровне, будет только возрастать. Разработка соответствующих мер важна и для Узбекистана, который ратифицировал Парижское соглашение об изменении климата, что предопределило приоритет реализации мер по декарбонизации экономики, в том числе за счет внедрения инновационных решений в развитии транспортного сектора.
В мировой практике, в качестве технологической альтернативы бензиновым транспортным средствам, оказывающих наибольшее влияние на выбросы СО2 и соответственно загрязнение воздуха, полным ходом обеспечивается технологический переход на новые источники энергии – переход на «электрификацию» транспорта. Результаты предпринимаемых мер по переходу на электромобили, активная реализация которых началась в последнее десятилетие, уже позволяют сделать вывод о достаточно успешном развитии нового рынка электромобилей.
Анализ мировых тенденций: рынок мировых продаж электромобилей за период 2012-2021гг. увеличился более чем в 50 раз, в результате чего рыночная доля этого сегмента в общей структуре рынка автомобильных продаж возросла с 0,2% до 8,3%. Только за последние пять лет суммарный объем продаж всех видов электромобилей возрос с 1,27 млн. шт. до 6,75 млн. шт.[1] - в 5,3 раза. (рис. 1.)
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), спрос на электромобили оказался более устойчивым относительно снижения спроса и предложения на автомобили в целом, наблюдаемого в 2020г.[2]
Причем спрос на электромобили с аккумуляторами опережал динамику спроса на гибридные электромобили. Анализ сложившихся пропорций в структуре продаж показал, что в последние три года доля электромобилей с аккумуляторами в среднем составляла уже – более 72% против 60% в период до 2015г. Этот фактор свидетельствует о том, что временной период переходного этапа[3] от обычных автомобилей к электромобилям значительно сокращается.
Примерно 90 % мировых продаж всех видов электромобилей приходится на Китай, Европу и США.
Китай, начиная с 2015 года, удерживает первую позицию в мировом рейтинге продаж электромобилей, на долю которого приходится – более половины (51%) от общего объема[4]. В 2021 году в Китае произошел прорыв, когда продажи электромобилей почти утроились – с 1,2 млн. шт. до 3,4 млн. шт., что стало ключевым фактором достигнутого мирового роста продаж. Вклад Китая в мировую динамику составил – 2/3 всего прироста продаж, что свидетельствует о его доминировании на мировом рынке электромобилей.
Рис.1. Динамика мировых продаж электромобилей, млн. шт. |
Рис.2. Структура мировых продаж электромобилей в разрезе ведущих стран и регионов, млн. шт. |
Источник: на основе данных Statista |
Источник: на основе данных IEA |
Европейский рынок, по итогам 2021 года, оставался вторым по величине рынком электромобилей, на долю которого пришлось 34% от мирового объема продаж. Доля США в среднем за последние пять лет составляла 13-14%, а в 2021г. этот показатель составил – 10,5% (рис. 2.). При этом, продажи электромобилей в США, впервые за последние годы, превысили отметку в полмиллиона и составили – более 720 тыс. шт. – это третья позиция в структуре мировых продаж. На долю других стран и регионов приходится – не более 4,5%.
Среди различных стран и регионов особенно выделяются показатели роста рынка электромобилей практически во всех европейских странах, что обусловлено их стремлением к достижению своих целей по снижению выбросов парниковых газов (ПГ) за счет перехода на электромобили.
Согласно рейтингу – в 2020 году большинству европейским странам удалось довести долю электромобилей за пределы значительно выше 10% в продажах новых легких транспортных средств. Причем, как и в прошлые годы, Норвегия оказалась заметным исключением в группе европейских стран – с достижением 75%-ой доли электромобилей[5].
В пятерку лидеров также вошли такие страны, как Исландия, Швеция, Нидерланды и Финляндия, в которых доля подключаемых к сети электромобилей в продажах новых автомобилей возросла в диапазоне - до 18-45% (табл. 1).
Во Франции и Германии этот показатель составил – 11,3% и 13,5%., что также демонстрирует высокую динамику развития этого сегмента рынка в этих странах.
В Китае доля электромобилей в продажах новых автомобилей составила – 6,2%, что несколько ниже среднеевропейского уровня. А в США значение этого показателя ещё ниже и составило – 2,3%.
Табл. 1. Доля подключаемых электромобилей в продажах новых
легковых автомобилей в 2020 году, разрезе стран в процентах к продажам.
Наименование стран |
2020 год |
Наименование стран |
2020 год |
Норвегия |
74,8 |
Германия |
13,5 |
Исландия |
45,0 |
Люксембург |
11,4 |
Швеция |
32,2 |
Франция |
11,3 |
Нидерланды |
24,9 |
Великобритания |
10,7 |
Финляндия |
18,1 |
Австрия |
9,5 |
Дания |
16,4 |
Ирландия |
7,4 |
Швейцария |
14,3 |
Китай |
6,2 |
Португалия |
13,5 |
США |
2,3 |
Источник: по данных Statista, EV volumes
Вместе с тем, при сравнении размеров рынка в абсолютном исчислении, то Китай и США являются крупнейшими потребителями электромобилей, объемы продаж которых на внутренних рынках несопоставимо выше, чем в европейских странах.
Рис 3. Объемы продаж электрических легковых автомобилей в 2020г., в абсолютном значении, тыс. шт |
Источник: по данным Statista, EV volumes |
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ)[6] продажи аккумуляторных электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) в 2020 году составили 1,25 млн. шт. При сравнении, количество проданных электромобилей в Китае превысило показатели продаж, например, в Германии – более чем в 3 раза (395 тыс. шт.), Франции и Норвегии вместе взятых – в 4,2 раза (291 тыс. шт.) (рис. 3.).
Эти соотношения свидетельствуют о значительном превышении размеров китайского рынка электромобилей в абсолютном исчислении при сравнении с другими странами. Китай, на протяжении последних лет, устойчиво занимает первое место среди стран с крупнейшими рынками, что обусловлено проводимой политикой поддержки и успешной реализацией стратегии собственного производства электромобилей.
Второе место принадлежит Германии, а США удерживает третье место. Несмотря на то, что, например, Норвегия демонстрирует самую высокую долю электромобилей в продажах новых легковых автомобилей, оцениваемую в 75%, ёмкость рынка электромобилей в этой стране в абсолютных единицах, как и во многих других европейских странах, несравнимо ниже, чем в Китае, Германии и США.
Например, в США количество проданных электромобилей возросло до 328,0 тыс. шт., что в 3,1 раза больше, чем в Норвегии и в 1,8 раза превышает уровень продаж во Франции. Среди европейских стран, наиболее высокая динамика развития рынка электромобилей характерна для Германии, в которой в 2020г. было продано более 394 тыс. шт. – это в 2,1 раза больше, чем во Франции и Великобритании и в 3,7 раза, чем в Норвегии. Но, при сравнении с Китаем, практически ни одна страна мира не может сравниться с размером китайского рынка электромобилей.
В соответствии с мировыми тенденциями наметился более активный процесс продвижения электромобилей в странах Центрально-азиатского региона, хотя динамика развития этого рынка значительно ниже среднемировой. Стоит отметить, что Узбекистан и Казахстан в целях недопущения технологического отставания и достижения целевых ориентиров «зелёного» развития, продвигают приоритет развития рынка электромобилей (EV).
В Узбекистане, являющегося одним из ведущих в регионе производителей собственных автомобилей, наблюдается рост импорта электромобилей. Особенно высокая динамика роста была зафиксирована в последние два года. В 2021г. количество импортируемых электромобилей возросло более чем в 6 раз – с 131 штук до 809 штук. [7] В результате доля электромобилей в общем объеме импорта автомобилей возросла – с 0,07% в 2018г. до 3% в 2021г. (рис.4)
В 2021г. электромобили импортировались в Узбекистан из 11 зарубежных стран – Китая, Турции, США, Германии и др. Основная доля импортируемых электромобилей приходится на Китай – около 90%, поставки китайских электромобилей возросли – до 809 штук. (рис. 5).
Рис. 4. Доля импортируемых электромобилей в общем импорте автомобилей Узбекистана, 2018-2021гг. |
Рис. 5. Доля электромобилей в общих продажах автомобилей Узбекистана, 2018-2021гг. |
Источник: по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике |
Источник: оценки ИПМИ на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике |
Как показал анализ, в результате роста объемов импорта доля электромобилей в общих продажах новых автомобилей в Узбекистане увеличилась за последние три года - с 0,006% в 2018г. до 0,35% в 2021г. (рис.6). Достигнутые значения свидетельствуют, с одной стороны, о быстрых изменениях, происходящих на рынке продаж автомобилей. С другой стороны, при сравнении с показателями продаж электромобилей с другими зарубежными странами – о больших резервах дальнейшего развития рынка электромобилей.
Рис. 6. Географическая структура импорта электромобилей Узбекистана, 2021г |
Источник: по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан |
В Казахстане количество зарегистрированных электромобилей в 2020 году составило – 550 шт. Показатель доли электромобилей в общем количестве зарегистрированных автомобилей не превысил – 0,013%. При сравнении размеров рынка электромобилей в абсолютном исчислении, то в Узбекистане в 2021г. количество электромобилей[8] уже на 40-45% превышал аналогичный показатель в Казахстане, хотя еще в 2019г. складывалась прямо противоположная ситуация.
Рис. 7. Выбросы в транспортном секторе стран Центральной Азии (Мт СО2)[9] |
C точки зрения выбросов в транспортном секторе, то Узбекистан добился высоких показателей по их снижению благодаря таким факторам, как масштабный переход автотранспорта на более экологичное газомоторное топливо, а также продвижение на рынок электромобилей[10]. По объемам выбросов в транспортном секторе, Узбекистан занимает третье место после Казахстана и Туркменистана (рис.7). Вместе с тем, по показателям интенсивности общих выбросов СО2 на единицу ВВП, Узбекистан, как и большинство стран СНГ, входит в категорию стран с высоким их уровнем.
В мировой масштабе технологический переход транспортных средств на новые источники энергии способствовали замедлению темпов роста общих выбросов при сжигании топлива, однако в целом за 2010-2020гг. объемы мировых выбросов возросли – на 9-10%. В этой связи, главной климатической целью мирового развития является – достижение нулевых выбросов, в том числе за счет технологической трансформации транспортного сектора. Сведение к 2050 г. показателя глобальных выбросов до ноля согласуется с усилиями по недопущению повышения средней температуры планеты 1,5-2°C.
Узбекистан, в соответствии с мировыми тенденциями, также вносит свой вклад и в борьбу с глобальным изменением климата. На Конференции ООН по изменению климата (COP26) Узбекистан расширил свои обязательства к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 35% (ранее 10%) по сравнению с уровнем, зафиксированным в 2010 году.
На Международном Форуме по сокращению бедности в Узбекистане (2022), республика присоединилась к инициативе Глобального обязательства по сокращению выбросов метана (Global Methane Pledge) с целью сокращения глобальных выбросов метана к 2030 году не менее чем на 30 % по сравнению с уровнем 2020 года. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности Узбекистана договорились о разработке национальной программы по выбросам метана.
Перспективы развития рынка электромобилей: после десятилетия стремительного роста продаж общий парк электромобилей насчитывает – более 10 млн., что составляет – 1% от мирового автомобильного парка. В 2020 году в мире было зарегистрировано рекордное количество новых электромобилей – более 3 млн. с прогнозируемой тенденций дальнейшего роста.[11]
По прогнозам Международного энергетического агентства, к концу десятилетия - к 2030 году количество электромобилей возрастет, как минимум - до 145 млн. А в случае поддержки отрасли сто стороны правительств, число электромобилей к 2030 году в мире может достичь и 230 млн.
Согласно экологическому плану EU Green Deal[12], Европа должна полностью перейти на «чистые» автомобили уже к 2035г. Европейские страны будут придерживаться ещё более жестких экологических норм для автотранспорта – вплоть до полного запрета автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Например, правительство Германии нацелено к 2030г. довести спрос на электромобили до 15 млн., что потребует ввода до 1 млн. зарядных станций[13].
Целевые ориентиры по обеспечению нулевого уровня выбросов от использования транспортных средств за счет полного запрета на использование автомобилей с ДВС, варьируются в диапазоне временного периода – уже в 2025 году (Норвегия) до 2030-2040гг. (Германия).
Совершенно предсказуемо выстраивают амбициозные планы – Китай и Индия, в которых срок запрета на покупку автомобилей с ДВС и сохранения возможности приобретения только гибридных автомобилей или электромобилей установлен – до 2030 года. По прогнозным оценкам, в Китае электромобили составят 40% автомобильного рынка к 2030г. В США доля электрических и гибридных электромобилей возрастет до 50% к 2030г.
В целом, уже к концу десятилетия доля электромобилей на рынке автомобильных продаж по всему миру может достигнуть 30-40%, а к 2040 году – не менее 50%.
Заключение: результаты анализа мировых тенденций и перспектив развития рынка электромобилей свидетельствуют о происходящих технологических сдвигах в транспортном секторе. В целях недопущения технологического разрыва в развитии транспортного сектора и успешного встраивания Узбекистана в процессы «зелёного» перехода на альтернативные источники энергии требуется усилить совместную работу автопроизводителей и государства в рамках новых государственных программ, которые на текущий момент уже реализуются в Китае, Европе и США.
В Узбекистане в этом направлении сделано уже многое – разработан проект постановления о поддержке приобретения импортных электромобилей, начата работа по разработке концепции по производству собственных электромобилей, обозначен целевой ориентир по доведению доли электромобилей в объеме рынка продаж автомобилей – не менее чем до 15%. В процессе разработки концепции и дальнейшего формирования благоприятный среды для продвижения электромобилей требуется учесть условия и факторы развития соответствующих рынков с учетом зарубежного опыта.
Основными факторами достигнутых темпов развития рынка электромобилей выступали активные меры господдержки, принимаемые на национальном уровне, особенно в странах, демонстрирующих наибольшую приверженность к переходу на альтернативную энергетику. Анализ этих мер, несмотря на их разнообразие, позволил обозначить ключевые из них, в том числе:
- меры по стимулированию приобретения электромобилей: отмена НДС и пошлин; программы потребительских кредитов; экологические бонусы; отмена налога на выбросы углекислого газа; денежные субсидии и отмена платы за номерные знаки; стимулирование спроса посредством контрактов на государственные закупки; кредиты корпоративного среднего потребления топлива –двойные кредиты при применении автомобилей с новой энергией;
- меры по созданию удобных условий эксплуатации электромобилей: отмена транспортного налога (дорожного); отмена платы за парковку и т.д.;
- меры по созданию инфраструктуры: расширения зарядной инфраструктуры, быстрой зарядки; создание частных точек зарядки; дополнение технических стандартов при строительстве и реконструкции жилых и общественных зданий; встраивание в существующую городскую среду и внегородскую дорожную инфраструктуру, обеспечение доступа к электросетям; стимулирование НИОКР в области новых технологий зарядки и др.
Как показывает мировой опыт, в результате действия совокупности мер по стимулированию потребителей и производителей электромобилей, постоянному совершенствованию технологий – может привести к удешевлению электромобилей, повышению их конкурентоспособности и привлекательности на рынке.
Список литературы
-
База данных мировых продаж электромобилей - EV-volumes.
-
МЭА (2022), Электромобили преодолевают проблемы с поставками, увеличив мировые продажи более чем в два раза.
-
EU Green Deal, European commission.
Обзор подготовлен Бикеевой Э.Р., Султановой Д.А.
[1] Этот объем включает все виды автомобилей (легковые автомобили, легкие грузовики т легкие коммерческие автомобили), подключаемых к сети (с аккумуляторами, подключаемых гибридных электромобилей)
[2] В этот период наблюдалась наиболее высокая динамика продаж электромобилей - в 2,1 раза, в результате чего их доля в общих продажах увеличилась с 4,2% до 8,3% практически за один год. Напротив, по итогам 2020 года, продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания снизились – на 6%
[3] Использование гибридных автомобилей – это и есть переходный период от обычных автомобилей к электромобилям
[4] За исключением кризисного 2020г., связанного с пандемией: Европа потеснила Китай, на которую пришлось - 45% продаж электромобилей против показателя китайской доли – 39%
[5] С подзарядкой от электросети
[6] http://en.caam.org.cn/Index/show/catid/34/id/140.html
[7] База данных статистики международной торговли. URL: https://comtrade.un.org/data/
[8] В расчет по Узбекистану принят показатель всего объема импортируемых электромобилей в количестве 809 шт.
[9] База данных по выбросам для глобальных атмосферных исследований. Европейская комиссия https://data.jrc.ec.europa.eu/dataset/2f134209-21d9-4b42-871c-58c3bdcfb549#dataaccess
[10] хотя фактор пандемических ограничений, введенных, в том числе в транспортном секторе, также оказывал влияние на показатели выбросов, во всех странах Центральной Азии
[11] https://www.ev-volumes.com/
[12] Европейский зеленый курс. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_3541
[13] https://thedriven.io/2021/11/25/germanys-stunning-new-ev-targets-under-traffic-light-coalition-of-sdp-greens-and-business/
1593