Перспективы Узбекистана для выхода на рынок фриланса
Сегодня одной из важнейших задач государства является обеспечение достойной жизни своим гражданам. Важнейшим фактором в достижении поставленной задачи по улучшению уровня жизни и увеличению доли среднего класса является всеобщая занятость населения, что позволяет уменьшить социальную нагрузку на государственный бюджет и снизить уровень бедности среди граждан трудоспособного возраста.
На современном этапе развития экономики проблемы занятости можно решить через новую, прогрессивную форму занятости – дистанционную работу. Данный вид современной занятости имеет много названий: интернет-работа, удаленная работа, или фриланс (от англ. freelance – «свободный художник», внештатный сотрудник, свободный профессионал).
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) оценили возможности выхода Узбекистана на рынок фриланса.
По результатам исследования был рассчитан Индекс готовности Узбекистана к вхождению на рынок фриланса за 2015-2021 годы. Были получены следующие основные результаты:
1. За исследуемый период значение Индекса увеличилось с 43,9 до 59,0.
2. Наибольший вклад в рост Индекса оказали показатели развития инфраструктуры – увеличение с 38,0 до 64,2.
3. Наибольший рост отмечен по таким показателям как пропускная способность международного сети передачи данных – рост в 74,7 раза и количество пользователей (физических лиц) систем дистанционного банковского обслуживания – в 20,2 раз.
4. На готовность Узбекистана к вхождению на рынок фриланса оказали также воздействие такие показатели как охват высшим образованием (рост в 3,8 раза), количество интернет пользователей (рост в 2,4 раза), стоимость тарифов на интернет-услуги (внешнего канала) для провайдеров (снижение в 86,4 раза).
Согласно отчету фриланс платформы Upwork, на сегодняшний день существенная доля спроса на фрилансеров (порядка 50%) все еще формируется компаниями с небольшим и средним оборотом капитала. Однако почти 33% мировых компаний из списка Fortune 500 (в списке такие компании как Amazon, Apple, Microsoft, Facebook, PepsiCo и др.) обращаются на биржи фрилансеров, чтобы передать свою работу на аутсорсинг.
В 2021 году первостепенными причинами привлечения фрилансеров становятся уже не только снижение издержек и потребность в работе на отдельных проектах, но и доступ к широкой экспертизе.
Говоря о перспективах развития глобального рынка фриланса, по мнению компании Upwork будут сохраняться высокие темпы роста рынка благодаря стремлению компаний снижать операционные издержки и обеспечивать гибкость бизнеса. По прогнозам рынок глобального фриланса вырастет до $13,84 трлн к 2025 году.
Таким образом, в 2021-ом году тренд на фрилансеров и облачные команды укрепился и твердо встал на ноги. В последующем фриланс будет набирать обороты, а также станет повсеместным и будет только крепнуть. Процент фрилансеров будет стремительно расти, и компаниями будущего станут те, в которых штатные сотрудники занимаются важными стратегическими задачами, а все остальное отдается на аутсорс.
Активное развитие мирового рынка фриланса свидетельствует о необходимости вхождения в него Узбекистана. Чем дольше данный вопрос не будет реализован, тем больше возможностей будет упущено нашей страной. Учитывая данную ситуацию, правительством страны уже приняты меры по активизации и развитию фриланс деятельности в Узбекистане.
Правовой статус самозанятых граждан (фрилансеров) в Узбекистане легализован и упорядочен не так давно. Для легализации фрилансеров в Узбекистане государственными нормативными актами[1] было предусмотрено введение временных трудовых удостоверений для самозанятых граждан. Введение трудовых удостоверений было нацелено на легализацию работы той части граждан, которая работает в теневой экономике без официального оформления.
Для того, чтобы стимулировать фрилансеров оформлять удостоверения, период работы в сфере самозанятости будет включаться в трудовой стаж и в будущем даст фрилансерам право на получение пенсионного обеспечения.
В июне 2020 года Президентом было подписано постановление «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости»[2]. В рамках данного постановления был расширен список профессий для самозанятых: с 24 до 67. Самозанятые представители этих профессий освобождены от уплаты подоходного налога.
Также, на сегодняшний день фрилансеры получают право:
- принимать оплату в иностранной валюте на счета в банках без внесения соответствующей информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций;
- оказывать услуги иностранцам без заключения контракта на основе публичной оферты или счетов-фактур (инвойс), в том числе в электронном виде.
При этом очень важным вопросом на сегодняшний день является то на сколько Узбекистан способен успешно войти на мировой рынок фриланса. Для оценки потенциала страны была использована адаптированная методика Всемирного банка[3]. Данная методика отличается от первоисточника тем, что в ней используются современные показатели, а также индикаторы адаптированы к данными из национальной статистической базы Узбекистана.
Таким образом, Индекс готовности к вхождению на рынок фриланса по Узбекистану был рассчитан за 2015-2021 годы (см. таблицу 1)
Таблица 1. Индекс готовности Узбекистана
к вхождению на рынок фриланса*
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Рабочая сила |
34,2 |
39,8 |
47,1 |
53,3 |
58,4 |
56,7 |
60,6 |
Городское население |
43,4 |
46,8 |
49,9 |
41,5 |
44,0 |
53,9 |
70,5 |
Доля малообеспеченного населения в Республике Узбекистан |
66,9 |
58,7 |
52,1 |
43,9 |
37,4 |
45,6 |
45,6 |
Безработица, всего |
39,8 |
39,8 |
47,3 |
47,8 |
48,0 |
62,9 |
64,4 |
Безработица среди молодежи |
39,8 |
39,2 |
48,8 |
48,0 |
47,3 |
63,5 |
63,5 |
Общее количество интернет пользователей |
36,1 |
39,5 |
44,1 |
53,5 |
57,0 |
57,9 |
61,8 |
Коэффициент охвата средним школьным образованием (5-9 классы) |
48,5 |
52,2 |
46,0 |
35,1 |
43,3 |
62,4 |
62,5 |
Коэффициент охвата средним специальным образованием (колледжи и лицеи) |
61,1 |
61,5 |
57,1 |
49,8 |
42,3 |
39,1 |
39,1 |
Коэффициент охвата высшим образованием |
41,5 |
41,9 |
43,5 |
46,4 |
50,6 |
57,3 |
68,8 |
Итог по блоку 1 «Наличие и качество талантов» |
45,7 |
46,6 |
48,4 |
46,6 |
47,6 |
55,5 |
59,7 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (сум) |
40,2 |
41,8 |
42,6 |
46,6 |
53,2 |
58,8 |
66,8 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (долл. США) |
65,0 |
63,0 |
45,4 |
39,4 |
43,4 |
44,7 |
49,2 |
Стоимость тарифов на интернет-услуги (внешнего канала) для провайдеров (долл. США) |
31,6 |
42,0 |
48,8 |
55,1 |
57,1 |
57,6 |
57,9 |
Итог по блоку 2 «Расходы» |
45,6 |
48,9 |
45,6 |
47,0 |
51,2 |
53,7 |
57,9 |
Обеспеченность населения Интернетом (на 100 человек) |
37,8 |
40,6 |
43,9 |
48,4 |
54,9 |
62,2 |
62,2 |
Обеспеченность населения персональными компьютерами (количество товаров на 100 домохозяйств) |
38,7 |
42,1 |
43,7 |
47,1 |
52,1 |
60,7 |
65,6 |
Обеспеченность населения мобильными телефонами (количество товаров на 100 домохозяйств) |
36,8 |
41,4 |
45,7 |
47,7 |
55,5 |
57,3 |
65,6 |
Пропускная способность международного сети передачи данных (Гбит/с) |
39,0 |
39,2 |
39,8 |
58,0 |
58,0 |
58,0 |
58,0 |
Число абонентов фиксированного широкополосного доступа (на 100 человек) |
32,8 |
41,7 |
46,7 |
53,7 |
57,4 |
58,8 |
58,8 |
Количество базовых станций мобильной связи |
40,5 |
42,0 |
44,2 |
48,2 |
50,1 |
55,6 |
69,4 |
Количество абонентов мобильной связи |
39,8 |
41,4 |
44,0 |
48,5 |
51,1 |
56,8 |
68,4 |
Потребление электроэнергии на душу населения (тысч. кВт. Ч) |
37,8 |
37,8 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
62,2 |
62,2 |
Установленная мощность электростанций (МВт) |
36,9 |
43,3 |
45,3 |
44,0 |
56,7 |
61,9 |
61,9 |
Количество банковских пластиковых карт в обращении (шт.) |
39,2 |
46,5 |
45,8 |
42,3 |
48,8 |
60,8 |
66,6 |
Количество пользователей (физических лиц) систем дистанционного банковского обслуживания (чел.) |
39,2 |
40,6 |
44,1 |
49,1 |
51,8 |
58,2 |
67,0 |
Итог по блоку 3 «Инфраструктура» |
38,0 |
41,5 |
44,8 |
48,8 |
53,3 |
59,3 |
64,2 |
Индекс силы юридических прав |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
Наемные работники, всего |
34,1 |
40,5 |
46,3 |
52,4 |
58,9 |
58,9 |
58,9 |
Компьютерные, коммуникационные и прочие услуги (% от экспорта коммерческих услуг) |
55,1 |
56,7 |
47,3 |
37,9 |
35,2 |
58,8 |
58,8 |
Объем оказанных услуг связи и информатизации (% от общего объема оказанных услуг) |
54,4 |
52,3 |
60,9 |
59,8 |
33,2 |
47,9 |
41,4 |
Экспорт товаров ИКТ (% от общего объема экспорта товаров) |
39,2 |
36,9 |
47,7 |
49,3 |
52,9 |
64,5 |
59,5 |
Экспорт услуг ИКТ (% от общего объема экспорта услуг) |
44,2 |
41,3 |
51,3 |
44,8 |
42,4 |
68,7 |
57,4 |
Итог по блоку 4 «Создание благоприятных условий» |
46,2 |
46,3 |
50,6 |
49,0 |
45,4 |
58,1 |
54,3 |
Сводный индекс |
43,9 |
45,8 |
47,4 |
47,9 |
49,4 |
56,7 |
59,0 |
Примечание:* данные в таблицы приведены в преобразованном виде.
Источник: расчеты автора.
В результате принятых в стране мер Индекс готовности Узбекистана к вхождению на рынок фриланса повысился с 43,9 до 59,0. Наибольшее влияние на это оказали улучшения по показателям блока 3. Так средний показатель по блоку «Инфраструктура» вырос с 38,0 до 64,2. Наибольший рост отмечен по таким показателям как пропускная способность международного сети передачи данных – рост в 74,7 раза (16,1 Гбит/с в 2015 году и 1200 Гбит/с в 2021 году), количество пользователей (физических лиц) систем дистанционного банковского обслуживания – в 20,2 раз (979,5 тыс. чел. в 2015 году и 19705,2 тыс. чел. в 2021 году), количество базовых станций мобильной связи – 2,8 раза (16,3 тыс. шт в 2015 году и 45,9 тыс. шт в 2021 году), число абонентов фиксированного широкополосного доступа – в 2,4 раза (5,8 абонентов на 100 человек в 2015 году и 14,4 абонентов в 2021 году), обеспеченность населения интернетом – в 2,2 раза (26,6 подключений на 100 человек в 2015 году и 58,4 подключения в 2021 году) и другие.
Также значительный рост наблюдается в других блоках по таким показателям как коэффициент охвата высшим образованием – рост в 3,8 раза (8,3% от численности населения 18-22 лет в 2015 году и 31,3% в 2021 году), общее количество интернет пользователей в стране увеличилось в 2,4 раза (10,2 млн. чел. в 2015 году и 24,7 млн. чел. в 2021 году), стоимость тарифов на интернет-услуги (внешнего канала) для провайдеров снизилась в 86,4 раза (259,3 долл. США в 2015 году и 3,0 долл. США в 2021 году), экспорт товаров ИКТ – рост в 2,4 раза (0,07% доля в общем объеме экспорта товаров в 2015 году и 0,16% в 2021 году).
Остальные показатели либо остались без изменения, либо их улучшение составляло менее 2 раз. Также, стоит отметить, что по 4 показателям отмечено снижение значения: коэффициент охвата средним специальным образованием – снижение в 14,4 раза (91,0% от численности населения 16-18 лет в 2015 году и 6,3% в 2021 году; данное снижение объясняется возобновлением обучения в 10-11 классах школы), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в долл. США – в 1,5 раза (454,5 долл. США в 2015 году и 302,0 долл. США в 2021 году; изменение объясняется более быстрым ростом обменного курса по отношению к среднемесячной заработной плате в национальной валюте) и в 1,1 раз сократилась доля объема оказанных услуг связи и информатизации в общем объеме оказанных услуг (6,6% в 2015 году и 6,0% в 2021 году).
Антон Костюченко,
Руководитель проекта ИПМИ
[1] Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.03.2019 г. №ПП-4227 «О государственном заказе по обеспечению занятости населения и организации новых рабочих мест в 2019 году»;
[2]Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.07.2019 г. №ПКМ-566 «О введении временного трудового удостоверения для самозанятых граждан».
[3]Постановление Президента Республики Узбекистан от 08.06.2020 г. №ПП-4742 «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости»
[4] Костюченко А. ИПМИ провел оценку готовности Узбекистана к вхождению на фриланс-рынок // Сайт IFMR. URL: https://ifmr.uz/archives/news/freelance
1667