«Зелёные» приоритеты развития сельского хозяйства
По оценкам ИПМИ в 2020 году объем выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве Узбекистана оказался ниже прогнозного показателя на 1,5%.
В последние годы все более заметными становятся изменения в климате на Земле: в одних странах наблюдается аномальная жара, другие страны страдают от слишком суровых и снежных зим, непривычных для этого региона. Основной причиной изменения климата считаются выбросы парниковых газов. Эксперты отмечают, что в период между 2000 и 2020 годами наблюдался самый мощный рост выбросов парниковых газов за последние 100 лет. Если все страны не займутся проблемой охраны окружающей среды всерьёз, к 2100 году на планете температура может подняться на 3,7-4,8 °С. По оценкам климатологов, необратимые последствия для экологии наступят уже при потеплении более чем на 2°С.
На мировое сельское хозяйство приходится примерно 22% мировых выбросов парниковых газов. Из сельскохозяйственных выбросов парниковых газов около 80% происходит из сектора животноводства (включая транспортировку скота и кормов).
Рост численности населения в мире в перспективе будет способствовать росту спроса на продовольственную продукцию, что соответственно приведет к росту выбросов парниковых газов в сельскохозяйственном секторе. Поэтому уже сейчас важно принимать меры для наращивания производства углеродно-нейтральных сельскохозяйственных товаров.
Работа Узбекистана по развитию зеленой экономики была начата в начале 2020 года в преддверии пандемии COVID-19, после принятия "Стратегии перехода Республики Узбекистан к зеленой экономике на период 2019-2030 годов"[1] в октябре 2019 года. Эта стратегия предусматривает сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) (снижение удельного выброса парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 10 % от уровня 2010 года) в стране за счет повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии с доведением их доли до более 25 % от общего объема генерации электрической энергии, повышения эффективности использования ресурсов и урожайности сельскохозяйственных культур на 20-25 %, а также сокращения деградации земель.
Снижение выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве на 50% к 2030 году отражено еще в одном стратегическом документе - Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы[2].
До 2021 года Узбекистаном представлено три национальных сообщения по РКИК ООН[3], включая инвентаризацию выбросов ПГ. В соответствии с обновленными требованиями в рамках РКИК ООН Узбекистан, как страна, не являющаяся участником Приложения I к РКИК ООН[4], должен будет предоставлять кадастр ПГ каждые два года как часть двухгодичных отчетов по обновленным данным. Недавно вышел Первый двухгодичный отчет по обновленным данным Республики Узбекистан[5].
Сектор «Сельское хозяйство» является вторым (после энергетики) по объему выбросов парниковых газов в экономике Узбекистана. В 2017 году на сектор «Сельское хозяйство» приходилось 17,8% от общих выбросов парниковых газов в Узбекистане с объемом 33,3 млн. т. CO2 –экв.
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований для восполнения пробела по данным за последние годы провел самостоятельно оценку выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве Узбекистана по Методологии МГЭИК[6] «Руководящие принципы МГЭИК национальных инвентаризаций кадастров парниковых газов»[7].
Результаты показывают, что в 2020 году общие выбросы парниковых газов в сельском хозяйстве составили 36,1 млн тонн CO2 – экв. Этот показатель оказался ниже на 1,5% официального прогноза, представленного в Первом двухгодичном отчете по обновленным данным Республики Узбекистан, в объеме 36,6 млн тонн CO2 – экв. По сравнению с последней официальной оценкой за 2017 год, рост выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве составил 7,2%.
По оценкам ИПМИ, в перспективе, если методы ведения сельскохозяйственного производства останутся прежними, ожидается увеличение выбросов парниковых газов в секторе на 27,7% к 2030г. и на 83,2% к 2050г.
Таблица Эмиссии ПГ в сельском хозяйстве по категориям, тыс.тонн CO2 –экв.
Год |
Энтеральная ферментация |
Уборка, хранение, использование навоза |
Выращивание риса |
Выбросы от обрабатываемых почв |
Сжигание биомассы |
Итого |
1990 |
7311,9 |
1196,2 |
347,6 |
6254,6 |
29,0 |
15139,3 |
2000 |
8724,7 |
1407,1 |
312,1 |
5533,6 |
46,7 |
16024,2 |
2010 |
14306,1 |
2295,5 |
54,7 |
9229,4 |
0,0 |
25885,7 |
2015 |
18012,2 |
2870,3 |
165,7 |
10955,7 |
0,0 |
32003,9 |
2017 |
19446,3 |
3093,8 |
168,8 |
10943,4 |
0,0 |
33652,3 |
2018 |
20430,9 |
3293,8 |
133,2 |
11198,6 |
0,0 |
35056,5 |
2019 |
20859,2 |
3593,8 |
126,4 |
11228,6 |
0,0 |
35808,0 |
2020 |
21002,0 |
3893,8 |
139,2 |
11025,8 |
0,0 |
36060,8 |
Источник: 1990-2017гг. - Первый двухгодичный отчет по обновленным данным Республики Узбекистан; 2018-2020гг. – расчеты ИПМИ
Для преодоления тенденции роста выбросов парниковых газов как в сельском хозяйстве Узбекистана, так и в экономике в целом необходимо переходить на траекторию “озеленения” экономического развития.
Развитые страны, прежде всего США и ЕС, переводят сельское хозяйство на новую энергетическую базу, которая не предполагает вредных выбросов. К примеру, в Германии 1/5 всех мощностей солнечных электростанций (СЭС) работает на сельское хозяйство. В Великобритании намерены добиться нулевого баланса аграрного сектора к 2040 году. На основе новых экологических стандартов развитые страны будут регулировать импорт и экспорт сельскохозяйственной продукции, одновременно защищая местных производителей и решая экологические задачи.
Одним из решений для озеленения сельского хозяйства является технология двойного использования земель, когда солнечные электростанции располагают над полем (такие технологии уже применяются в ЕС). Тень от солнечных батарей позволяет сохранить влажность. Испарение влаги на таких участках составляет примерно четверть от объемов в открытом поле. Солнечные батареи помогают не только увеличить объемы урожая, но и накопить электроэнергию, которую можно использовать как в самом фермерском хозяйстве, так и продавать. Солнечные электростанции могут стать альтернативой парниковым установкам. Парники из пластика недолговечны. Укрывать сельскохозяйственные культуры не пленкой, а солнечными панелями, конечно, существенно дороже, но зато имеет больше смысла с точки зрения экологии. Солнечные парники прослужат несколько десятилетий.
Наиболее широко солнечные электростанции используются в сельском хозяйстве в Азии. Пальма первенства - у Китая. Такие установки стоят в третьей по величине в мире пустыне Гоби. Их общая протяженность достигает 20 квадратных километров. 1000 мегаватт вырабатывают солнечные батареи в этой пустыне. А под их тенью выращиваются и сельскохозяйственные культуры.
Конечно необходимо, в первую очередь, задуматься об экономических механизмах стимулирования применения и распространения данных технологий. Например, в Грузии в июне 2021 года были внесены поправки в Программу Минсельхоза «льготный кредит». К проекту льготного агрокредитования добавлена новая составляющая, благодаря которой стало возможным приобретение, монтаж и обустройство возобновляемых источников энергии. Агентство развития села будет софинансировать проценты по кредиту не более 36 месяцев в размере 11% годовых. С изменениями, внесенными в проект, появилась также возможность приобретать возобновляемые источники энергии через агролизинг.
Подобные механизмы необходимо применять и в Узбекистане. Таким образом, мы сможем также решить стоящую перед нами задачу по развитию альтернативной энергетики, общий потенциал Узбекистана по выработке которой составляет 117 984 млн. т.н.э.
Развитие альтернативной энергетики в отрасли в совокупности с мерами по предотвращению деградации земель, эффективному использованию водных ресурсов, распространению использования безопасных для окружающей среды агрохимикатов и топлива, расширению переработке отходов аграрного сектора позволит обеспечить переход сельского хозяйства на «зеленую» траекторию развития и место для Узбекистана на мировых рынках с «зеленой» продукцией без углеродного следа.
Справочно: Согласно методологии в расчетах охвачены прямые парниковые газы (ПГ) – СН4 (метан) и N2O (закись азота), и рассмотрены их эмиссии от 4 источников:
- энтеральной ферментации домашнего скота;
- выбросы от системы управления навозом;
- выращивания риса;
- обрабатываемых сельскохозяйственных почв в результате внесения азотных удобрений и навоза, разложения растительных остатков и др.
Руководящие принципы МГЭИК содержат рекомендации по методам оценки на 3 уровнях детализации: от Уровня 1 (метод по умолчанию) до Уровня 3 (наиболее подробный метод). Все категории инвентаризации были оценены с использованием методологии Уровня 1 Руководства МГЭИК, коэффициентов эмиссии по умолчанию Руководства и данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
Оценки выбросов СН4, N2O были конвертированы в единицы СО2-эквивалента с использованием их потенциалов глобального потепления (ПГП), значения которых представлены в Пятом оценочном докладе МГЭИК об изменении климата: СН4 – 28, N2O – 265.
Оценка выбросов СН4 при энтеральной ферментации проводилась для следующих видов животных: крупный рогатый скот (в том числе молочный), овцы, козы, лошади, ослы, верблюды. Для каждого типа животных использовался коэффициент выбросов метана по умолчанию:
- молочный крупный рогатый скот - 56 кг / голову * год;
- немолочный крупный рогатый скот - 44 кг / голову * год;
- овцы и козы - 5 кг / голову * год;
- верблюды - 46 кг / голову * год;
- лошади - 18 кг / голова * год;
- мулы и ослы - 10 кг / голову * год;
- свиньи - 1 кг / голову * год.
Расчеты выбросов CH4 и N2O в результате обращения с навозом проводились для следующих категорий домашнего скота: крупный рогатый скот, в том числе молочный, овцы, козы, лошади, верблюды, ослы, свиньи и птица. Для оценки выбросов CH4 использовались коэффициенты выбросов метана по умолчанию с учетом климатических зон страны.
Оценка выбросов N2O в категории «Управление навозом» была рассчитана следующим образом: общее количество азота (N), выделенное всеми видами/категориями животных в каждом типе системы управления навозом, умножалось на коэффициент выбросов для каждого типа системы хранения. После этого произведен подсчет выбросов всеми системами и перевод азота (N) в закись азота (N2O) с использованием переводного коэффициента 44/28.
Оценка выбросов метана от выращивания риса проведена с учетом водного режима, а также внесения органических и минеральных удобрений. Все земли, занятые под рис, относятся к прерывающемуся типу затопления с несколькими аэрациями. Коэффициенты выбросов метана для расчета взяты по умолчанию:
-
Масштабирующий множитель – 0,2;
-
Поправочный коэффициент – 2;
-
Интегрированный за вегетационный период коэффициент – 20 г/м2.
Эмиссия N2O из сельскохозяйственных почв включает в себя 3 компонента:
-
прямую эмиссию N2O из сельскохозяйственных почв (включая парниковые хозяйства и исключая выпас скота);
-
прямую эмиссию N2O, связанную с животноводством;
-
косвенную эмиссию N2O от использования азотосодержащих веществ в сельском хозяйстве.
Для расчета эмиссий закиси азота использованы следующие данные:
- общий объем использования в стране минеральных удобрений;
- поголовье скота и птицы с разбивкой по категориям: молочный и немолочный крупный рогатый скот, свиньи, овцы и птица;
- производство бобовых и сои (сухой вес);
- продукция растениеводства (в сухом весе).
Для расчета также были использованы коэффициенты по умолчанию.
[1] Постановление Президента Республики Узбекистан от 04.10.2019 г. № ПП-4477 «Об утверждении Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов»
[2] Указ Президента Республики Узбекистан от 23.10.2019 г. № УП-5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы»
[3] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml
[4] Страны Приложения I (члены Организации экономического сотрудничества и развития и страны с переходной экономикой), принявшие на себя особые обязательства по ограничению выбросов
[5] https://unfccc.int/sites/default/files/resource/FBURUzru.pdf
[6] Межправительственная группа экспертов по изменению климата
[7] https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2019rf/index.html