«Зелёные» приоритеты развития сельского хозяйства

 

По оценкам ИПМИ в 2020 году объем выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве Узбекистана оказался ниже прогнозного показателя на 1,5%.

В последние годы все более заметными становятся изменения в климате на Земле: в одних странах наблюдается аномальная жара, другие страны страдают от слишком суровых и снежных зим, непривычных для этого региона. Основной причиной изменения климата считаются выбросы парниковых газов. Эксперты отмечают, что в период между 2000 и 2020 годами наблюдался самый мощный рост выбросов парниковых газов за последние 100 лет. Если все страны не займутся проблемой охраны окружающей среды всерьёз, к 2100 году на планете температура может подняться на 3,7-4,8 °С. По оценкам климатологов, необратимые последствия для экологии наступят уже при потеплении более чем на 2°С.

На мировое сельское хозяйство приходится примерно 22% мировых выбросов парниковых газов. Из сельскохозяйственных выбросов парниковых газов около 80% происходит из сектора животноводства (включая транспортировку скота и кормов).

Рост численности населения в мире в перспективе будет способствовать росту спроса на продовольственную продукцию, что соответственно приведет к росту выбросов парниковых газов в сельскохозяйственном секторе. Поэтому уже сейчас важно принимать меры для наращивания производства углеродно-нейтральных сельскохозяйственных товаров.

Работа Узбекистана по развитию зеленой экономики была начата в начале 2020 года в преддверии пандемии COVID-19, после принятия "Стратегии перехода Республики Узбекистан к зеленой экономике на период 2019-2030 годов"[1] в октябре 2019 года. Эта стратегия предусматривает сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) (снижение удельного выброса парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 10 % от уровня 2010 года) в стране за счет повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии с доведением их доли до более 25 % от общего объема генерации электрической энергии, повышения эффективности использования ресурсов и урожайности сельскохозяйственных культур на 20-25 %, а также сокращения деградации земель.

Снижение выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве на 50% к 2030 году отражено еще в одном стратегическом документе - Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы[2].

До 2021 года Узбекистаном представлено три национальных сообщения по РКИК ООН[3], включая инвентаризацию выбросов ПГ. В соответствии с обновленными требованиями в рамках РКИК ООН Узбекистан, как страна, не являющаяся участником Приложения I к РКИК ООН[4], должен будет предоставлять кадастр ПГ каждые два года как часть двухгодичных отчетов по обновленным данным. Недавно вышел Первый двухгодичный отчет по обновленным данным Республики Узбекистан[5].

Сектор «Сельское хозяйство» является вторым (после энергетики) по объему выбросов парниковых газов в экономике Узбекистана. В 2017 году на сектор «Сельское хозяйство» приходилось 17,8% от общих выбросов парниковых газов в Узбекистане с объемом 33,3 млн. т. CO2 –экв.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований для восполнения пробела по данным за последние годы провел самостоятельно оценку выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве Узбекистана по Методологии МГЭИК[6] «Руководящие принципы МГЭИК национальных инвентаризаций кадастров парниковых газов»[7].

Результаты показывают, что в 2020 году общие выбросы парниковых газов в сельском хозяйстве составили 36,1 млн тонн CO2 – экв. Этот показатель оказался ниже на 1,5% официального прогноза, представленного в Первом двухгодичном отчете по обновленным данным Республики Узбекистан, в объеме 36,6 млн тонн CO2 – экв. По сравнению с последней официальной оценкой за 2017 год, рост выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве составил 7,2%.

По оценкам ИПМИ, в перспективе, если методы ведения сельскохозяйственного производства останутся прежними, ожидается увеличение выбросов парниковых газов в секторе на 27,7% к 2030г. и на 83,2% к 2050г.

 

Таблица Эмиссии ПГ в сельском хозяйстве по категориям, тыс.тонн CO2 –экв.

Год

Энтеральная ферментация

Уборка, хранение, использование навоза

Выращивание риса

Выбросы от обрабатываемых почв

Сжигание биомассы

Итого

1990

7311,9

1196,2

347,6

6254,6

29,0

15139,3

2000

8724,7

1407,1

312,1

5533,6

46,7

16024,2

2010

14306,1

2295,5

54,7

9229,4

0,0

25885,7

2015

18012,2

2870,3

165,7

10955,7

0,0

32003,9

2017

19446,3

3093,8

168,8

10943,4

0,0

33652,3

2018

20430,9

3293,8

133,2

11198,6

0,0

35056,5

2019

20859,2

3593,8

126,4

11228,6

0,0

35808,0

2020

21002,0

3893,8

139,2

11025,8

0,0

36060,8

Источник: 1990-2017гг. - Первый двухгодичный отчет по обновленным данным Республики Узбекистан; 2018-2020гг. – расчеты ИПМИ

 

Для преодоления тенденции роста выбросов парниковых газов как в сельском хозяйстве Узбекистана, так и в экономике в целом необходимо переходить на траекторию “озеленения” экономического развития.

Развитые страны, прежде всего США и ЕС, переводят сельское хозяйство на новую энергетическую базу, которая не предполагает вредных выбросов. К примеру, в Германии 1/5 всех мощностей солнечных электростанций (СЭС) работает на сельское хозяйство. В Великобритании намерены добиться нулевого баланса аграрного сектора к 2040 году. На основе новых экологических стандартов развитые страны будут регулировать импорт и экспорт сельскохозяйственной продукции, одновременно защищая местных производителей и решая экологические задачи.

Одним из решений для озеленения сельского хозяйства является технология двойного использования земель, когда солнечные электростанции располагают над полем (такие технологии уже применяются в ЕС). Тень от солнечных батарей позволяет сохранить влажность. Испарение влаги на таких участках составляет примерно четверть от объемов в открытом поле. Солнечные батареи помогают не только увеличить объемы урожая, но и накопить электроэнергию, которую можно использовать как в самом фермерском хозяйстве, так и продавать. Солнечные электростанции могут стать альтернативой парниковым установкам. Парники из пластика недолговечны. Укрывать сельскохозяйственные культуры не пленкой, а солнечными панелями, конечно, существенно дороже, но зато имеет больше смысла с точки зрения экологии. Солнечные парники прослужат несколько десятилетий.

Наиболее широко солнечные электростанции используются в сельском хозяйстве в Азии. Пальма первенства - у Китая. Такие установки стоят в третьей по величине в мире пустыне Гоби. Их общая протяженность достигает 20 квадратных километров. 1000 мегаватт вырабатывают солнечные батареи в этой пустыне. А под их тенью выращиваются и сельскохозяйственные культуры.

Конечно необходимо, в первую очередь, задуматься об экономических механизмах стимулирования применения и распространения данных технологий. Например, в Грузии в июне 2021 года были внесены поправки в Программу Минсельхоза «льготный кредит». К проекту льготного агрокредитования добавлена новая составляющая, благодаря которой стало возможным приобретение, монтаж и обустройство возобновляемых источников энергии. Агентство развития села будет софинансировать проценты по кредиту не более 36 месяцев в размере 11% годовых. С изменениями, внесенными в проект, появилась также возможность приобретать возобновляемые источники энергии через агролизинг.

Подобные механизмы необходимо применять и в Узбекистане. Таким образом, мы сможем также решить стоящую перед нами задачу по развитию альтернативной энергетики, общий потенциал Узбекистана по выработке которой составляет 117 984 млн. т.н.э.

Развитие альтернативной энергетики в отрасли в совокупности с мерами по предотвращению деградации земель, эффективному использованию водных ресурсов, распространению использования безопасных для окружающей среды агрохимикатов и топлива, расширению переработке отходов аграрного сектора позволит обеспечить переход сельского хозяйства на «зеленую» траекторию развития и место для Узбекистана на мировых рынках с «зеленой» продукцией без углеродного следа.

Справочно: Согласно методологии в расчетах охвачены прямые парниковые газы (ПГ) – СН4 (метан) и N2O (закись азота), и рассмотрены их эмиссии от 4 источников:

- энтеральной ферментации домашнего скота;

- выбросы от системы управления навозом;

- выращивания риса;

- обрабатываемых сельскохозяйственных почв в результате внесения азотных удобрений и навоза, разложения растительных остатков и др.

Руководящие принципы МГЭИК содержат рекомендации по методам оценки на 3 уровнях детализации: от Уровня 1 (метод по умолчанию) до Уровня 3 (наиболее подробный метод). Все категории инвентаризации были оценены с использованием методологии Уровня 1 Руководства МГЭИК, коэффициентов эмиссии по умолчанию Руководства и данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

Оценки выбросов СН4, N2O были конвертированы в единицы СО2-эквивалента с использованием их потенциалов глобального потепления (ПГП), значения которых представлены в Пятом оценочном докладе МГЭИК об изменении климата: СН4 – 28, N2O – 265.

Оценка выбросов СН4 при энтеральной ферментации проводилась для следующих видов животных: крупный рогатый скот (в том числе молочный), овцы, козы, лошади, ослы, верблюды. Для каждого типа животных использовался коэффициент выбросов метана по умолчанию:

- молочный крупный рогатый скот - 56 кг / голову * год;

- немолочный крупный рогатый скот - 44 кг / голову * год;

- овцы и козы - 5 кг / голову * год;

- верблюды - 46 кг / голову * год;

- лошади - 18 кг / голова * год;

- мулы и ослы - 10 кг / голову * год;

- свиньи - 1 кг / голову * год.

Расчеты выбросов CH4 и N2O в результате обращения с навозом проводились для следующих категорий домашнего скота: крупный рогатый скот, в том числе молочный, овцы, козы, лошади, верблюды, ослы, свиньи и птица. Для оценки выбросов CH4 использовались коэффициенты выбросов метана по умолчанию с учетом климатических зон страны.

Оценка выбросов N2O в категории «Управление навозом» была рассчитана следующим образом: общее количество азота (N), выделенное всеми видами/категориями животных в каждом типе системы управления навозом, умножалось на коэффициент выбросов для каждого типа системы хранения. После этого произведен подсчет выбросов всеми системами и перевод азота (N) в закись азота (N2O) с использованием переводного коэффициента 44/28.

Оценка выбросов метана от выращивания риса проведена с учетом водного режима, а также внесения органических и минеральных удобрений. Все земли, занятые под рис, относятся к прерывающемуся типу затопления с несколькими аэрациями. Коэффициенты выбросов метана для расчета взяты по умолчанию:

  • Масштабирующий множитель – 0,2;

  • Поправочный коэффициент – 2;

  • Интегрированный за вегетационный период коэффициент – 20 г/м2.

Эмиссия N2O из сельскохозяйственных почв включает в себя 3 компонента:

  1. прямую эмиссию N2O из сельскохозяйственных почв (включая парниковые хозяйства и исключая выпас скота);

  2. прямую эмиссию N2O, связанную с животноводством;

  3. косвенную эмиссию N2O от использования азотосодержащих веществ в сельском хозяйстве.

Для расчета эмиссий закиси азота использованы следующие данные:

- общий объем использования в стране минеральных удобрений;

- поголовье скота и птицы с разбивкой по категориям: молочный и немолочный крупный рогатый скот, свиньи, овцы и птица;

- производство бобовых и сои (сухой вес);

- продукция растениеводства (в сухом весе).

Для расчета также были использованы коэффициенты по умолчанию.

 


[1] Постановление Президента Республики Узбекистан от 04.10.2019 г. № ПП-4477 «Об утверждении Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов»

[2] Указ Президента Республики Узбекистан от 23.10.2019 г. № УП-5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы»

[3] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml

[4] Страны Приложения I (члены Организации экономического сотрудничества и развития и страны с переходной экономикой), принявшие на себя особые обязательства по ограничению выбросов

[5] https://unfccc.int/sites/default/files/resource/FBURUzru.pdf

[6] Межправительственная группа экспертов по изменению климата

[7] https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2019rf/index.html

 

2888