Реформы в Индии: ключевые факторы экономического роста

 

Экспертами ИПМИ проанализирован опыт реализации социально-экономических реформ в Индии.

С 2017 года Узбекистан начал реализацию новой политики реформирования страны, приковав к себе внимание общественности всего мира. За прошедший непродолжительный период республике удалось достичь определенных позитивных изменений. Дальнейшее углубление реформ, решение давних и вновь возникших проблем требует тщательного изучения опыта реформ в других странах в разные периоды истории, определения тех факторов, которые привели эти страны к успеху в той или иной области деятельности.

Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проведено исследование по оценке ключевых реформ в Индии – одного из лидеров развивающегося мира. Проанализировав экономические реформы, осуществленные за 1950-2020 гг., эксперты оценили в каких направлениях и за счет каких мер и факторов Индии удалось занять одну из лидирующих позиций на мировой арене.

В соответствии с полученными результатами было определено, что ключевыми факторами успехов реформ в Индии были:

- активная поддержка государством приоритетных отраслей с использованием экономических мер стимулирования развития;

- прозрачно обозначенная позиция правительства по приоритетам развития, которая периодически пересматривалась в соответствии с изменениями в складывающейся ситуации в мире и внутри страны.

Главной особенностью политики реформ в Индии являлась на протяжении всего периода постоянная приверженность к стимулированию научных исследований, внедрению новых технологий, расширению и диверсификации экспорта, разделению сфер государственного контроля и частного сектора, мониторингу и адаптации опыта других стран, вовлечению населения и диаспор в решение социально-экономических проблем и проведению реформ.

В результате проводимых реформ наибольших успехов Индия добилась в развитии ИТ индустрии и промышленном развитии, поддержке науки. Также имеются определенные успехи в сфере сельского хозяйства, образования, сферы услуг, инвестиционной политике и политике борьбы с бедностью.

Так, развитие ИТ индустрии и промышленного сектора было обеспечено за счет формирования официально принятой промышленной политики, предполагающей постепенную смену приоритетов и механизмов поддержки: от полностью контролируемой государством промышленности в 1960-1970 годах до практически полной отмены государственного вмешательства к 2000-м годам, от ориентации на удовлетворение внутреннего спроса до стимулирования экспорта и встраивания в мировые цепочки добавленной стоимости. Важную роль сыграла активная поддержка научных исследований на всех уровнях управления: от создания общегосударственных институтов стимулирования науки, до отраслевых фондов и создания научно-исследовательских подразделений на предприятиях. Кроме того, определенную роль сыграли и реформы системы образования, включая внедрение «формулы трех языков», а также единого вступительного экзамена для поступающих на технические и естественно—научные специальности, итоги которого принимаются любым вузом соответствующей направленности.

В сфере сельского хозяйства успех реформ достигнут за счет грамотной системы государственной поддержки (субсидирование закупок семян, ссуды и кредиты, развитие ирригации) и стимулирования научных исследований по получению высокоурожайных сортов сельхозкультур и эффективному ведению хозяйства. Благодаря тому, что фермеры и правительственные чиновники сосредоточили свое внимание на продуктивности фермерских хозяйств и передаче знаний, общее производство продовольственного зерна в Индии резко возросло. Средняя урожайность пшеницы в Индии выросла 0,8 тонны с 1 га в 1948 году до 4,7 тонны с 1 га в 1975 году с той же земли.

Особую роль в развитии страны сыграла инвестиционная политика, которая кроме регулирования притока иностранного капитала в страну уделяла особое внимание стимулированию приобретения индийскими компаниями активов в других странам мира: в развитых странах – для изучения современных технологий и подходов к управлению, в развивающихся странах – для расширения экспорта индийской продукции.

Ключевую проблему своей экономики – проблему бедности, наряду с традиционной государственной адресной поддержкой, Индия решила за счет вовлечения населения и диаспор в решение социально-экономических проблем и проведению реформ: создание групп взаимопомощи, развитие микрокредитования, стимулирования создания микропредприятий и мелкого предпринимательства.

Об эффективности предпринятых мер реформирования экономики Индии и достигнутом прогрессе свидетельствует ряд показателей.

Если в период становления Индии (1950-1970-е годы) рост ВВП в год составлял в среднем 3,5% с наблюдавшимся спадом экономики в отдельные годы, то в период 1980-х годов уже ВВП достиг среднегодового роста в 5,6%, а в период последних 20 лет (2000-2010-е годов) рост ВВП составлял в среднем 6,5% в год (рисунок 1).

Почти с нуля созданы новые сектора экономики, включая автомобилестроение (рост в секторе между 1990 и 2010 годами был десятикратным) и информационные технологии.

ВВП на душу населения только с 1960 года вырос в 21 раз[1], а доля населения, живущего за чертой бедности, сократилась с 85% до 21,9%.

Рис. 1. Темпы прироста ВВП Индии, в %

Источник: Всемирный банк.

Проведенное исследование показало, что для успеха реформ важно определить приоритеты развития, достижение которых следует обеспечивать экономическими методами, создавая заинтересованность частного бизнеса, инвесторов и населения в активном участи в процессах реформирования и достижения целей развития страны. Следующим этапом может быть адаптация опыта использования конкретных механизмов в Индии для дальнейшего совершенствования политики реформирования в Узбекистане, обеспечения стабильного их развития.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, в свою очередь, продолжит данное исследование, посредством проведения глубокого анализа опыта реформирования в других странах и факторов, обеспечивших их успех.

*Детальный анализ опыта реформирования в Индии может быть предоставлен по запросу в ИПМИ.

Каримов Музафар, руководитель проекта ИПМИ

Султанова Диляра, старший научный сотрудник ИПМИ

Назарова Умида, старший научный сотрудник ИПМИ

Раимов Алишер, старший научный сотрудник ИПМИ


[1] https://www.business-standard.com/article/current-affairs/india-70-are-we-really-ahead-of-china-pakistan-find-out-117081400521_1.html

3621