Диверсификация экспорта промышленной продукции узбекистана в условиях влияния глобальных рисков
Узбекистан наращивает свой промышленный и экспортный потенциал. Увеличиваются объемы экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и их доля в общем экспорте страны. Снижается зависимость от экспорта энергоносителей и хлопка. Качественно поменялась структура экспорта промышленной продукции в сторону увеличения экспорта готовой продукции. Тем не менее, потенциал наращивания производства и экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью все еще не задействован в полной мере.
С другой стороны, имеют место различные внешние шоки, которые непосредственным образом влияют на экономику Узбекистана. Постоянно возникают различные новые вызовы глобальной экономики: пандемия мирового масштаба и длительный глобальный локдаун, экономические санкции в отношении ключевых торговых партнеров Узбекистана и ряд других. Кроме того, появляется большое количество новых игроков рынка, новых конкурентов в мировом пространстве, рост экономик которых показывает впечатляющие результаты.
В этих условиях возникает вопрос – насколько устойчива экономика страны и насколько диверсифицированы резервы ее развития. Одним из источников обеспечения устойчивости экономики в условиях нестабильности и глобальных шоков является повышение уровня диверсификации экспорта, переориентация экспорта от сырья к товарам более высокой степени переработки, востребованных на мировом рынке. Чрезмерная концентрация на отдельных позициях товаров в экспорте создает риски для экономики страны в условиях высокой волатильности цен на мировом рынке. Как отметил В.М. Полтерович, «при быстром росте мирового рынка окажется целесообразным сделать больший акцент на диверсификации экспорта» [1].
В связи с этим, прежде всего, необходимо оценить изменения в экспорте промышленной продукции. Это позволит определить, что представляет собой в настоящее время экспортная корзина страны, как изменилась за последние годы ее структура, какая была динамика изменения и т.д.
Диверсификация в общем смысле означает расширение разнообразия. Применительно к экспорту продукции диверсификация предполагает процесс, который приводит к увеличению количества и номенклатуры экспортируемых товаров, а также достижению сбалансированной структуры экспорта.
Для оценки уровня диверсификации экспорта промышленной продукции Узбекистана был использован подход Херфиндаля-Хиршмана. Этот подход используется для оценки экономической концентрации. В частности, он применяется для оценки уровня концентрации рынков, степени монополизации и т.д. Впервые индекс был разработан американским экономистом, профессором Гарвардского университета, Альбертом Хиршманом в 1945 году для оценки уровня концентрации рынков внешней торговли [2].
Показателем, с помощью которого оценивается уровень концентрации, является индекс Херфендаля-Хиршмана, представляющий собой сумму квадратов долей каждого элемента в общей совокупности:
Чем больше значение данного индекса, тем выше уровень концентрации. Индекс принимает значение от 0 до 1 (при беспроцентном расчете долей).
Диверсификация является процессом, обратным концентрации. Исходя из этой логики, для оценки уровня диверсификации был использован индекс, обратный индексу концентрации Херфендаля-Хиршмана:
или:
Диапазон индекса составляет от 1 до 100 (при беспроцентном расчете долей), где 1 теоретически означает абсолютную концентрацию на одном товаре. Иными словами, увеличение значения индекса в заданный промежуток времени означает рост уровня диверсификации.
Таким образом, с использованием полученной формулы на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике был рассчитан индекс диверсификации промышленного экспорта (здесь и далее без учета продовольственных товаров) за период 2010-2021 годов. При этом использовались данные по экспорту продукции по 2-значным кодам ТНВЭД. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика индекса диверсификации экспорта промышленной продукции Узбекистана
Как показали результаты расчетов, был достигнут заметный прогресс в диверсификации экспорта промышленной продукции Узбекистана. Так, значение индекса за период 2010-2021 годов увеличилось с 4,82 до 5,76. Этому способствовал уход от направленности на экспорт энергоносителей, хлопка и других сырьевых товаров. Так, в 2010 году доля минерального топлива в экспорте промышленной продукции составляла порядка 30%, а доля хлопка – 20%, т.е. половина экспорта промышленной продукции приходилась на два ключевых товара, что свидетельствует о высокой степени концентрации экспорта. В 2016 году на долю этих товаров приходилось уже 36%, а по итогам 2021 года – 22% (на минеральное топливо – 7%, на хлопок – 15% соответственно).
Кроме того, в этот период проводилась политика переориентации производства и экспорта на продукты более высокой степени переработки. В результате, экспорт готовой текстильной продукции и одежды увеличился в 6 раз, составив 1,5% в экспорте промышленной продукции. Заметно возрос объем экспорта электрических машин и оборудования – на 73%. Аналогичные изменения происходили в экспорте ряда других промышленных товаров с более высокой добавленной стоимостью.
Все эти изменения привели к тому, что качественно поменялась структура экспорта промышленной продукции. Так, если в 2010 году на долю сырьевых товаров и комплектующих приходилось более половины экспорта промышленности, то в 2021 году их доля составила 17,5%.
Заметное снижение индекса в пандемийный 2020 год было обусловлено объективными жесткими торговыми и логистическими ограничениями, падением внешнего спроса и спадом экономической активности в мире.
Также была проведена оценка уровня диверсификации экспорта отдельных групп промышленных товаров. При этом были отобраны товарные группы, которые являются ключевыми в производстве и экспорте промышленной продукции Узбекистана. Результаты оценок представлены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика индекса диверсификации экспорта отдельных товарных групп Узбекистана
Наименование товарных групп |
2010 |
2016 |
2020 |
2021 |
Характеристика изменения за 2010-2021 гг. |
Продукция химико-фармацевтической промышленности |
1,56 |
2,00 |
2,63 |
2,76 |
Рост |
Черные и цветные металлы и изделия из них |
2,34 |
2,59 |
2,51 |
1,92 |
Снижение |
Текстильные изделия и одежда |
1,21 |
1,68 |
2,58 |
2,34 |
Рост |
Кожевенно-обувная продукция |
1,67 |
1,26 |
2,17 |
2,44 |
Рост |
Продукция машиностроения |
2,04 |
3,70 |
2,71 |
2,59 |
Рост |
Таким образом, по всем товарным группам промышленной продукции, за исключением черной и цветной металлургии, за анализируемый период наблюдался рост уровня диверсификации экспорта. К примеру, если в объеме экспорта продукции химико-фармацевтической промышленности в 2010 году доминировала доля экспорта минеральных удобрений, составляя 78,5%, то к 2021 году она существенно снизилась и составила 43%. В то же время увеличилась доля фармацевтической продукции в экспорте данной группы, составив порядка 3%, а также ряда других товаров химической промышленности. Однако, удобрения все еще продолжают занимать весомую долю в экспорте данной группы товаров, что обусловлено возрастающим спросом на них на мировом рынке и благоприятной ценовой конъюнктурой.
Рост уровня диверсификации экспорта группы текстильных изделий и одежды обусловлен значительным снижением объемов экспорта хлопка и сокращением его доли в экспорте и увеличением доли продукции с более высоким уровнем переработки. Так, доля трикотажных полотен в экспорте данной товарной группы увеличилась с 1,4% в 2010 году до 7,8% в 2021 году, а объемы экспорта возросли в 7,8 раза. Аналогичным образом увеличилась доля готовой продукции, а именно, предметов одежды и прочих готовых изделий – с 6% до 25%.
Значительного прогресса достигла кожевенно-обувная отрасль Узбекистана в экспорте продукции. Если в 2010 году на долю необработанного сырья приходилось 75% экспорта товарной группы, то в 2021 году – уже 43%. Соответственно, доля экспорта изделий из кожи увеличилась с 0,3% до 10%, обуви и деталей к ней – с 14% до 46%. Конечно, экспорт сырья все еще продолжает доминировать, что свидетельствует о наличии существенного не задействованного потенциала переработки.
Экспорт продукции машиностроения характеризуется снижением доли экспорта средств наземного транспорта – с 68% до 54% и наращиванием экспорта других видов продукции. Так, доля экспорта электрических машин и оборудования увеличилась с 13% до 23% за рассматриваемый период, механического оборудования и аналогичных устройств – с 8% до 18%.
Следует отметить, что данный подход можно применить также и к оценке уровня диверсификации географии экспорта. Это позволит увидеть еще более наглядную картину того, какие изменения происходят во внешнеторговой деятельности страны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что узбекская промышленность достигла весомых результатов в расширении и диверсификации экспорта. В то же время имеется значительный потенциал и резервы для дальнейших улучшений. Задействовать эти резервы можно путем активной интеграции в объективно меняющихся внешних условиях. Ведь глобальные шоки порождают не только риски, но и открывают возможности для развития.
В текущих глобальных геополитических условиях открываются новые возможности расширения торгового сотрудничества и промышленной кооперации со странами – торговыми партнерами Узбекистана. Большие перспективы расширения географии экспорта и диверсификации экспорта промышленной продукции представляет сотрудничество с близлежащими странами Центральной Азии. Кроме того, необходимо налаживать новые кооперационные и торговые связи с другими странами. Продуманное использование открывающихся возможностей и своевременное реагирование на возникающие изменения являются залогом успеха в дальнейшей диверсификации экспорта.
З. Костюченко,
Руководитель проекта ИПМИ
Список использованных источников
1. Полтерович В.М., Механизм глобального экономического кризиса и проблемы технологической модернизации / Москва: ЦЭМИ РАН и РЭШ, 2009.
2. Albert O. Hirschman, National Power and the Structure of Foreign Trade / University of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1945.
3136