Реформы в сфере занятости и внешней трудовой миграции в Узбекистане
Скачать статью 1
Каримова Дилдора Мирсабитовна,
доктор экономических наук,
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, руководитель проекта
e-mail: dmkarimova@mail.ru
Аннотация:
Одним из критериев оценки эффективности проводимой в стране социально-экономической политики определено развитие социальной сферы и обеспечение занятости населения. За период 2017-2020 годы рынок труда Узбекистана претерпел некоторые изменения. Под руководством Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева созданы правовые и институциональные механизмы государственного регулирования занятости и внешней трудовой миграции. Наблюдалась прямая связь между экономическим ростом, занятостью и сокращением бедности. Этому способствовали трансформации экономического роста в занятость, созданные возможности для более качественного трудоустройства, а также стимулирование безопасной, организованной трудовой миграции. Особое внимание со стороны государства уделялось обучению и трудоустройству уязвимых слоев населения – безработных женщин и молодежь, людей с инвалидностью. Инклюзивное трудоустройство стало одним из важных элементов социальной защиты в условиях пандемии коронавируса.
Ключевые слова:
занятость, трудовая миграция за рубеж, сокращение бедности, инклюзивное трудоустройство, социальная защита населения, пандемия.
Инициированная Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёёвым Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. стала документом, определяющим приоритеты развития страны на среднесрочную перспективу. Одним из пяти приоритетов нашего общества и главным критерием оценки эффективности проводимой в стране социально-экономической политики определено развитие социальной сферы и обеспечение занятости населения.
Для достижения эффективных результатов в сфере занятости в рамках Стратегии проведена масштабная работа в сфере экономики и социальной политики государства. Процесс формирования политики занятости проходил в 4 этапа:
-
Принятие законодательных актов и стратегических программных документов на уровне правительства и исполнительной власти на местах (территориальные программы создания рабочих мест).
-
Разработка адресных списков создаваемых рабочих мест в разрезе районов и городов, с указанием ресурсов, необходимых для их создания, а также мер по реализации территориальных программ создания рабочих мест.
-
Мониторинг реализации программ по обеспечению занятости населения в разрезе районов и городов республики, отраслей и конкретных предприятий.
-
Пересмотр утверждаемых показателей программ занятости для территорий, которые в течение ряда лет не выполняют прогнозные показатели создания рабочих мест, корректируется процесс реализации других программ, от которых зависит создание значительного числа новых рабочих мест.
За период 2017-2020 годы рынок труда Узбекистана претерпел некоторые изменения, под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева созданы правовые и институциональные механизмы государственного регулирования занятости и внешней трудовой миграции.
При среднем темпе роста ВВП 5,2% занятость поддерживалась на уровне 67-69%. Влияние экономического роста на производительную занятость зависело не только машина от его темпов, но и от того, насколько эффективно он преобразуется в создание производительных рабочих мест. Проявлялась прямая связь между ростом, занятостью и бедностью. Несмотря на то, что на рынок труда оказывали давление и демографические факторы, уровень бедности удалось сократить с 12% до 11% в 2019 году. Для того чтобы добиться трансформации экономического роста в занятость, созданы возможности для более качественного трудоустройства.
В частности экономическая диверсификация и инвестиции, развитие предпринимательства, подготовка кадров, отвечающие текущим и перспективным потребностям рынка труда, а также активная политика содействия занятости в интересах наиболее уязвимых категорий населения. К таковым относятся программы и меры, способствующие переходу в формальную экономику, а также созданию возможностей трудоустройства и получения дохода в сельской экономике.
Необходимо отметить также, что эффективное использование демографического дивиденда республики – остаётся одной из основных задач нашего государства. Ежегодно в Узбекистане из образовательных учреждений выпускаются приблизительно 700−750 тысяч молодых людей, около 140 тысячи из них поступают в вузы. Примерно такое же количество молодёжи, имея профессию, получают работу. Экономика Узбекистана в среднем за год создаёт более 300 тысяч новых рабочих мест, остальные граждане ищут работу, в том числе и за границей.
Трудовая миграция как экспорт рабочей силы влияет на экономический потенциал республики. По данным Центробанка республики, несмотря на пандемию и ограничение передвижения в условиях карантина, уровень денежных переводов в 2020 году остался на уровне показателя 2019 года – 6 миллиард доллар или 10% ВВП. Переводы из России упали, но выросли из Турции, США, Республики Корея, Израиля и ещё ряда стран. Согласно опросам, раньше 30−35% переводов поступало в Узбекистан в наличной форме. В условиях пандемии ограничение транспортного сообщения создало условия для того, чтобы те наличные деньги перешли в форму денежных переводов. В итоге в статистике денежных переводов не наблюдалось резкого снижения. Поэтому денежные переводы не оказали снижающего эффекта на экономику, но возвращение 500 тысяч мигрантов в республику оказало давление на рынок труда и систему социальной защиты. Сегодня за рубежом остались около 1,7 млн. трудовых мигрантов, это около 5% населения страны.
Денежные переводы являются дополнительным источником доходов для семей, особенно в сельской местности, так как почти в каждой пятой семье есть трудовой мигрант. По оценкам учёных уровень бедности мог бы быть выше на 2,6–7,2 процентных пункта при отсутствии миграции и денежных переводов[1]. Учитывая также, что численность населения трудоспособного возраста в Узбекистане будет расти на 200.000–300.000 человек в год (нетто) в течение следующих двух десятилетий, вполне вероятно, что количество мигрантов за рубежом может увеличиваться до 50.000 в год[2].
Трудовая миграция будет способствовать росту благосостояния населения при условии правильной и эффективной организации миграционных процессов. Для этого правительством Узбекистана реализуются действенные меры по стимулированию безопасной, организованной трудовой миграции[3]. С 2021 года легальные мигранты приравнены к самозанятым, введён порядок обязательного профессионального обучения выезжающих на работу за рубеж. Открыты центры обучения языку принимающих стран, в целях максимального соответствия соискателей работы за рубежом требованиям работодателя. Около 10 тысячам граждан, которые в настоящее оказались за рубежом в тяжёлом финансовом положении, выделена единовременная материальная помощь. Мигранты, вернувшиеся из-за рубежа могут рассчитывать на субсидию в 2,2 млн сумов, оплату первых трех месяцев аренды помещений и сооружений со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Занятость в условиях пандемии коронавируса. Сегодня в мире нет сферы, на которую негативно не повлияла бы коронавирусная пандемия. Президент страны Шавкат Мирзиёев охарактеризовал кризис COVID-19 в Узбекистане как возможность для разработки более сильных механизмов реформ. «В целях смягчения негативных последствий пандемии в стране кардинально усиливается система социальной защиты и здравоохранения, оказывается адресная помощь населению, отраслям экономики и бизнесу. Для этого созданы специальные фонды», заявил глава государства на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций.
В условиях пандемии коронавируса в 2020 году Узбекистан один из немногих стран, которому удалось сохранить экономический рост (ВВП - 101,6%). Правительство приняло очередной пакет мер, направленных на ускорение восстановления экономики в 2020-2021 годах - в частности, по поддержке ключевых секторов экономики. При этом безработица за этот год возросла лишь с 9% до 10,5%. Поддержка государства сферы занятости населения в условиях карантина не только упредила массовое падение уровня жизни людей, но и ослабило психологический шок от влияния пандемии на здоровье и материальное положение многих людей.
В настоящее время по данным Министерства занятости и трудовых отношений, общие трудовые ресурсы в стране (мужчины 16-59 лет и женщины 15-54 лет) — 19 миллионов человек. Из них 5,6 миллиона заняты неофициально, а ещё около двух миллионов трудятся за рубежом[4]. Предпринятые меры и инструменты были направлены на смягчение экономических последствий COVID-19, содействие устойчивому и быстрому восстановлению рынка труда, а также выработку последующих усилий по обеспечению продуктивной занятости и достойного труда в Узбекистане в посткризисный период.
Императивами по реагированию на кризис и помощи государства стали:
-
Защита работников: защита прав работников и ограничение распространения вируса на рабочем месте;
-
Поддержка рабочих мест и доходов: поддержка предприятий, стимулирование спроса на рабочую силу и расширение социальной поддержки населения.
-
Создание новых возможностей: выделение грантов, субсидий, обучение и обеспечение временной занятости на общественных работах.
-
Укрепление социального диалога: повышение доверия общества, поддержка мер по преодолению кризиса.
Для роста занятости и доходов населения активизированы все действующие ранее инструменты, а также введены новые практики активных программ на рынке труда, разработанные с учётом особенностей распространения COVID-19.
На постоянные рабочие места по направлениям Центров содействия занятости Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан было трудоустроено 198,9 тыс. граждан. 206 компаний получили субсидии на общую сумму 6,1 млрд сумов на обучение своих сотрудников в период пандемии с целью сохранения рабочих мест. 37 тыс. безработных получили пособия по новому порядку[5].
Расширены типы общественных работ с 8 до 20. Введены такие типы работ как: строительство и ремонт базовой инфраструктуры; уход за уязвимыми слоями населения (ветеранами и пожилыми), дезинфекционные работы, санитарная обработка и благоустройство. Для этих целей из средств Антикризисного фонда в Фонд общественных работ по временной занятости было дополнительно выделено 250 млрд. сум (25 млн.долл.США).
Для оказания поддержки занятости сельского населения выделяются льготные кредиты и субсидии на развитие дехканских хозяйств и приусадебных участков. Разработан механизм субсидирования малообеспеченных семей на развитие приусадебных участков и создания сельскохозяйственных кооперативов.
Лицам, желающим зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, были предоставлены возможности обучения и субсидии в размере 2,2 млн сум для покрытия расходов на регистрацию в качестве предпринимателя и страхового полиса для стартового кредита.
В целях оперативного реагирования на обращения безработных трудовых мигрантов, оказавшихся в трудной ситуации за границей из-за пандемии, были созданы механизмы обратной связи: сайты «birgamiz.com» и «anketa.migration.uz», колл-центр и телеграмм-канал.
Оказаны услуги по обеспечению занятости 158,9 тыс. граждан, не сумевших выехать для осуществления трудовой деятельности за рубежом, из них 87 тысяч были привлечены к оплачиваемым общественным работам[6].
Только в 2020 году в Республике Узбекистан трудоустроено почти 850 тысяч человек. При участии центров содействия занятости на постоянную работу по направлениям устроились более 200 тысяч безработных. К январю 2021 года запущены 13 филиалов Моно центра “Ишга марҳамат” в каждом регионе страны и улучшены перспективы трудоустройства незанятого населения.
Экономическая активность и занятость женщин и молодёжи. В последние годы в Узбекистане создана вертикальная система реализации государственной политики по вопросам женщин и молодёжи вплоть до уровня маҳаллей. Для решения вопросов молодёжи в каждом районе введена отдельная должность заместителя хокима со штатом до 3 специалистов, в каждой области – заместителя хокима со штатом численностью 4 специалиста, территориальным управлениям Агентства по делам молодёжи выделены 3 и 11 штатных единиц соответственно.
Для решения вопросов женщин на уровне махалли введена отдельная должность заместителя председателя махалли, на районном уровне – заместителя начальника отдела по делам махалли и семьи, за которым закреплены 2 специалиста, на областном уровне выделены до 8 штатных единиц.
В целях социальной поддержки населения начато ведение списка семей, нуждающихся в материальной помощи и поддержке, известного также как «железная тетрадь». Аналогичным образом в разрезе каждой махалли, района, города и области формируются «молодёжная тетрадь» и «женская тетрадь». Эти списки ведутся отдельно от «железной тетради». В них включаются молодые люди и женщины, нуждающиеся в социальной, правовой и психологической поддержке, а также стремящиеся приобрести новые знания и профессии. В результате с ними налаживается планомерная, адресная работа.
При работе с "тетрадями" эффективно используются возможности негосударственных некоммерческих организаций. Им предоставлены займы под 4 процента годовых на реализацию комплексных программ бизнес-курсов и микрофинансовых услуг.
На сегодня, среди женщин уровень безработицы составляет 14,1 %, среди молодёжи – 17 %. По результатам опросов 1640 женщин, включённых в «женскую тетрадь», определен портрет безработной женщины[7]. Продолжительность периода незанятости больше у безработных с общим средним и средним специальным, профессиональным образованием (96%) и женщин с 2 и более детьми (90%). Большинство безработных не обладают востребованными навыками.
С этой целью вводится совершенно новая система, а из Фонда реконструкции и развития выделено 100 миллионов долларов на формирование профессиональных навыков у молодёжи и женщин через негосударственные центры профобучения. Из них 10 миллионов долларов выделяются на профессиональное обучение молодых людей и женщин, 90 миллионов долларов - на льготные кредиты для тех, кто прошёл курсы повышения квалификации и получил сертификат. В рамках социального контракта молодые люди и женщины, желающие пройти учебные курсы негосударственных центров профобучения, смогут получить субсидии в размере до 1 миллиона сумов для покрытия затрат на обучение.
Принята Концепция развития государственной молодёжной политики в Узбекистане до 2025-го года и «дорожная карта» по её реализации в 2021-2022 годах, в которой предусматривается выделение грантовых средств на инновационные, практичные и перспективные молодёжные стартап-проекты, профессиональное обучение безработной молодёжи в рамках программы «Молодёжь: 1+1», а также внедрение традиции наставничества по новой системе.
На базе китайского опыта, 18,2 тыс., в том числе 6,7 тыс. женщин и 7,6 тыс. безработных среди молодёжи, члены малообеспеченных и бедных семей были прикреплены к 389 кооперативам, созданным на 8,6 тыс. га земли в стране, и им выделено 41,7 млрд. сумов субсидий в качестве доли в уставном фонде кооперативов.
На освоение приусадебных участков 11,7 тыс. женщин и 7,3 тыс. молодёжи, получили субсидии в размере 73,5 млрд. сумов на строительство теплицы с лёгкой конструкцией, приобретение семян и саженцев, а также приобретение оросительной техники.
Меры государства в сфере занятости и трудовой миграции оказывают содействие в достижении целей устойчивого развития ООН в области борьбы с бедностью, расширения охвата социальной защитой, а также полной и производительной занятости и достойному труду для женщин и мужчин, в том числе молодых людей и лиц с ограниченными возможностями.
Стимулирование занятости лиц с инвалидностью. Диапазон программ реагирования на кризис, запущенных правительством Узбекистана, включает предоставление грантов и субсидий для поддержки предпринимательства; поддержку уязвимых категорий трудовой силы, включая женщин, молодёжь и граждан с ограниченными возможностями.
В стране реализуется ряд практических мер по государственной поддержке нуждающихся в социальной защите слоёв населения, в том числе семей с низким уровнем дохода, желающих заниматься трудовой деятельностью. Семьи, проживающие в тяжёлых социально-бытовых условиях, обеспечиваются доступным жильём, им оказывается безвозмездная помощь в получении медицинских услуг, закупке бытовой техники и домашних животных, а также предусмотрена система льготного налогообложения и кредитования производителей изделий и инвентаря для лиц с инвалидностью и организаций, обеспечивающих их занятость.
В Узбекистане в качестве лиц с инвалидностью зарегистрировано более 630 тысяч человек. Согласно данным Министерства занятости и трудовых отношений, более 160 тысяч из них являются трудоспособными. Согласно исследованиям ООН, проведённым в 2019 году, в Узбекистане официально трудоустроены 7,1 % лиц с инвалидностью в возрасте 16-59 лет. Занятость женщин с инвалидностью составила 4,4 %, а мужчин – 8,9 %.
По данным Министерства занятости и трудовых отношений 9200 чёлочек с инвалидностью, признанных трудоспособным, имеют высшее образование и 25275 имеют среднее специальное образование.
Указом Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 июня 2018 г. «Об организационных мерах по стимулированию обеспечения занятости социально уязвимых слоёв населения» отдельным категориям субъектов предпринимательства предоставлены ряд льгот и преференций.
Коммерческим банкам рекомендовано выделять кредиты отдельным категориям субъектов предпринимательства сроком до 18 месяцев с трёхмесячным льготным периодом для пополнения оборотного капитала и на 3 года с шестимесячным льготным периодом на приобретение оборудования и расходных материалов.
Фонд оплаты труда всех работников предприятий общественных объединений лиц с инвалидностью, у которых не менее 50 процентов штатного персонала состоит из лиц с инвалидностью, облагается единым социальным платежом по ставке 4,7 процента с распределением суммы единого социального платежа.
Статья 25 закона «О социальной защищённости инвалидов» обязывает государственные учреждения и частные предприятия, где трудоустроены не менее 20 человек, бронировать не менее 3% рабочих мест для людей с инвалидностью[8]. Такая квота также предусмотрена в статье 43 нового закона «О правах лиц с инвалидностью», вступившей в силу в 2021 году[9].
Статья 337 Налогового кодекса предусматривает для юридических лиц уменьшение налоговой ставки на 1% на каждый процент трудоустроенных лиц с инвалидностью свыше нормы в 3% квоты[10].
Министерство занятости и трудовых отношений выделяет работодателям субсидий на создание доступной физической среды для трудоустраиваемых людей с инвалидностью, а также выделение субсидии на заработную плату людей с инвалидностью, принятых сверх 3-процентной квоты в течение 12 месяцев.
В целях профессиональной подготовки людей с инвалидностью в 2021—2025 годах в учебных центрах получат профессиональное обучение и переподготовку 1000 людей с инвалидностью.
В целях поддержки инклюзивного трудоустройства ведется работа по имплементации национального законодательства в сфере трудоустройства людей с инвалидностью посредством мониторинга за резервированием минимального количества рабочих мест, проведения широкой информационной кампании о льготах и преференциях инклюзивного трудоустройства совместно с общественными объединениями людей с инвалидностью.
* * *
Таким образом, обеспечение занятости является сквозным приоритетом проводимой социально-экономической политики Узбекистана. Основными результатами реформ в сфере занятости и трудовой миграции определены:
- за период 2017-2020 годы под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева созданы правовые и институциональные механизмы государственного регулирования занятости и внешней трудовой миграции;
- усилилось влияние экономического роста на производительную занятость, наблюдалась прямая связь между экономическим ростом, занятостью, трудовой миграцией и снижением бедности;
- в целях смягчения негативных последствий пандемии в стране кардинально усилилась система социальной защиты и адресной помощи населению, особенно в части трудоустройства нуждающихся слоёв населения;
- повышение эффективности использования демографического дивиденда республики потребовало проведения политики занятости с акцентом на подготовку и повышение квалификации кадров;
- трудовая миграция как экспорт рабочей силы повлияла не только на экономический потенциал республики, но и способствовала росту благосостояния населения по мере реализации действенных мер по стимулированию безопасной, организованной трудовой миграции;
- в целях сокращения женской и молодёжной безработицы создана вертикальная система реализации государственной политики по вопросам женщин и молодёжи вплоть до уровня махаллей;
- в целях поддержки инклюзивного трудоустройства в республике реализуются меры по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью и стимулированию обеспечения их занятости;
- политика занятости населения оказывает содействие в достижении целей устойчивого развития ООН в области борьбы с бедностью, расширения охвата социальной защитой, а также полной и производительной занятости и достойному труду для женщин и мужчин, в том числе молодых людей и лиц с ограниченными возможностями.
Использованная литература
-
Закон Республики Узбекистан от 20.10.2020 г. № ЗРУ–642 «О занятости населения»
-
Закон Республики Узбекистан от 11 июля 2008 г. № ЗРУ-162 «О социальной защищённости инвалидов в Республике Узбекистан» (новая редакция)
-
Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 30.12.2019 г. (новая редакция)
-
Закон Республики Узбекистан от 15.10.2020 г. ЗРУ-641 «О правах лиц с инвалидностью»
-
Указ Президента Республики Узбекистан от 17.01.2019 г. №УП-5635 «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «год активных инвестиций и социального развития»
-
Указ Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью»
-
Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.09.2020 г. №ПП-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции».
-
Постановление Президента Республики Узбекистан от 11 июня 2018 г. «Об организационных мерах по стимулированию обеспечения занятости социально уязвимых слоёв населения»
-
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 января 2021 г. № 23 «Об утверждении концепции развития государственной молодёжной политики в Узбекистане до 2025 года»
-
Положение о порядке установления и резервирования минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утверждённое постановлением Кабинета Министров от 5 декабря 2017 года № 965.
-
Материалы онлайн конференцию на тему «Стимулирование продуктивной занятости и достойного труда в Узбекистане в период пандемии COVID-19». Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Международная организация труда (МОТ). 23 сентября 2020 года.
-
Проект «Разработка экономических и социальных механизмов обеспечения занятости женщин». Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» при Министерстве по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан». 2021 г.
-
Уильям Зейтц. International Migration and Household Well-Being: Evidence from Uzbekistan. Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики № 8910. 2019.
-
Маттиас Люке, Вольдемар Вальтер. Демографический переход и доступ к рабочим местам в Узбекистане: какова роль трудовой миграции после пандемии Covid-19? Берлин/Ташкент, декабрь 2020 г. https://www.german-economic-team.com/usbekistan
-
Uzbekistan. COVID-19 Socioeconomic Effects, Policy Responses and Outcomes. April 2021. Рабочий документ Азиатского банка развития.
[1] Уильям Зейтц. International Migration and Household Well-Being: Evidence from Uzbekistan. Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики № 8910. 2019.
[2] Маттиас Люке, Вольдемар Вальтер. Демографический переход и доступ к рабочим местам в Узбекистане: какова роль трудовой миграции после пандемии Covid-19? Берлин/Ташкент, декабрь 2020 г. https://www.german-economic-team.com/usbekistan
[3] Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.09.2020 г. №ПП-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции».
[4] Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/labor-market
[5] Закон от 20.10.2020 г. № ЗРУ–642 «О занятости населения»
[6] Материалы онлайн конференцию на тему «Стимулирование продуктивной занятости и достойного труда в Узбекистане в период пандемии COVID-19». Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Международная организация труда (МОТ). 23 сентября 2020 года.
[7] Проект «Разработка экономических и социальных механизмов обеспечения занятости женщин». Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» при Министерстве по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан». 2021 г.
[8] Закон Республики Узбекистан от 11 июля 2008 г. № ЗРУ-162 «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (новая редакция)
[9] Закон Республики Узбекистан от 15.10.2020 г. ЗРУ-641 «О правах лиц с инвалидностью»
[10] Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 30.12.2019 г. (новая редакция)