Международные организации о перспективах развития экономики Узбекистана на кратко- и среднесрочную перспективу
Скачать статью
Авторы:
Сергей Васильевич Чепель, доктор экономических наук., главный научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований
Нодиржон Садирович Садриддинов, соискатель., заместитель руководителя проекта Института прогнозирования и макроэкономических исследований
Аннотация:
В статье показана высокая роль международных финансовых организаций в обеспечении устойчивого развития экономики Узбекистана и минимизации негативных последствий глобального пандемического кризиса 2020 года. Обобщены оценки ожидаемых темпов прироста ВВП республики на 2021-2025 годы, сделанные экспертами АБР, МВФ и других МФО на начало 2021 г. Они свидетельствуют о возможности в среднесрочной перспективе развиваться высокими и устойчивыми темпами (от 5% до 6%). Проанализированы и условия, необходимые для достижения такой динамики. Выполнение этих условий потребует пересмотра приоритетов экономической политики, повышение доли инвестиций в развитие институтов, человеческий капитал и ресурсосбережение по отношению к традиционному доминированию вложений в физический капитал
Международные финансово-экономические организации (МФО) играют важную роль в развитии национальных экономик стран.
По инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева, начиная с 2017 года в стране динамично развивается сотрудничество с международными и зарубежными финансовыми институтами по реализации проектов, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие страны. С целью формирования благоприятных условий для сотрудничества с ведущими мировыми финансовыми институтами были приняты соответствующие указы и постановления Президента страны.
Проводимые в республике преобразования и реформы поддерживаются ведущими международными финансовыми институтами, зарубежными странами, международным бизнесом и финансовыми структурами, которые активно сотрудничают с Узбекистаном. Одним из приоритетных направлений монетарной и фискальной политики Узбекистана остается международное сотрудничество с ведущими финансово-экономическими организациями. В Узбекистане сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком развития и реконструкции и другими финансовыми организациями вышло на новый исторический уровень.
Еще одним примером надлежащего отношения главы государства к деятельности МФО в республике является создание Постановлением Президента Республики Узбекистан Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Узбекистан. Основным направлением деятельности Совета является дальнейшее развитие благоприятной, недискриминационной, прозрачной и конструктивной деловой среды в Узбекистане. Кроме того, его деятельность направлен к способствованию привлечения в первую очередь иностранных инвестиций, посредством открытого и конструктивного диалога между государственными органами Республики Узбекистан и представителями международных финансовых институтов, зарубежных компаний, банков, инвестиционных и иных структур, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан. Неоднократные встречи главы государства с руководителями и представителями МФО еще раз доказывают намерение главы государства о всестороннем и тесном сотрудничестве с этими организациями на благо процветания Узбекистана и повышения благосостояния населения. Так, во время встречи 25 апреля
2019 года в резиденции «Дяоюйтай» (Пекин) Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева с Директором-распорядителем Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард стороны выразили удовлетворение установившимся уровнем сотрудничества с МВФ, приобретшим в последние годы интенсивный и системный характер[1]. В ходе встречи подробно обсуждены вопросы текущего взаимодействия с МВФ, дана высокая оценка его результативности.
Основанием для такой оценки стали разработанная и внедренная при техническом содействии МВФ, Концепция налоговой политики и администрирования, совместно подготовленные законопроекта
«О Центральном банке и валютном регулировании» в новой редакции, формирование, впервые в истории республики, среднесрочного госбюджета, присоединение Узбекистана к расширенной Общей системе распространения статданных МВФ.
Предпринимаемые меры руководством страны в вопросах определения приоритетных направлений и выработки действенных мер по совместной деятельности с МФО, обеспечило улучшение международного имиджа, повысило позицию Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах.
Экономические реформы, стартовавшие в 2017 году, направлены на активизацию новых факторов экономического роста - улучшение инвестиционного климата, расширение экспортного потенциала, активизация внешней торговли, укрепление макроэкономической стабильности, укрепление доверия МФО к проводимой Президентом страны экономической и финансовой политике.
Это отразилось на укреплении доверия МФО к Узбекистану, что привело к увеличению объемов льготных кредитов и грантов за последние годы, выделяемые крупными международными финансовыми организациями.
Масштабные реформы и осуществляемая деятельность по повышению благосостояния населения, устранению бедности, обеспечению жильем, реконструкции коммунального хозяйства со стороны государства требуют большого объема инвестиций для развития инфраструктуры энергетики, водоснабжения, транспорта и связи, которые необходимы для жизнеобеспечения, производства и предпринимательской деятельности.
По причине ограниченности внутренних возможностей, предоставляемые МФО кредиты и гранты направляются на финансирование проектов инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства. В частности, по состоянию на 1 января 2021 года, 17,5% совокупного государственного внешнего заимствования или 3,7 млрд. долл направлено на поддержку государственного бюджета, 12,4% или 2,6 млрд. долл. – в сферу энергетики, 13,7% или 2,9 млрд. долл. – сферу электроэнергетики, 11,5% или 2,4 млрд. долл. – транспорт и транспортную инфраструктуру, 11,0% или 2,3 млрд. долл. – сферу жилищно-коммунального хозяйства.
Значительная часть предоставленных МФО средств привлечены по долгосрочным и льготным процентным ставкам. Республика Узбекистан придерживается консервативного подхода и принципов управления рисками при привлечении займов от международных финансовых организаций и иностранных государственных финансовых институтов.
Основная часть привлеченных государством внешних заимствований приходится на долю Азиатского банка развития (5,0 млрд. долл.) (АБР), Всемирного банка (3,7 млрд. долл.) (ВБ), Исламского банка развития (0,9 млрд. долл.) (ИБР). Следует отметить, что обеспечена диверсификация источников внешнего заимствования и на долю зарубежных государственных финансовых институтов приходится 44,0% государственного внешнего долга[2].
Таблица 1
Динамика кредитов, предоставленных Республике Узбекистан Всемирным банком, Азиатским банком развития и
Исламским банком развития (в млрд. сум)
Международные финансовые организации |
01.01.2019 г. |
01.01.2020 г.[3] |
01.01.2021 г. |
ВБ |
1,91 |
2,7 |
3,7 |
АБР |
3,09 |
3,9 |
5 |
ИБР |
0,66 |
0,8 |
0,9 |
Источник: официальные данные Министерства финансов Республики Узбекистан.
За прошедшие годы средства, привлеченные этими крупными международными финансовыми организациями, имели тенденцию к быстрому росту. Например, кредиты и займы со стороны Всемирного банка увеличились на 193%, Азиатского банка развития и Исламского банка развития – на 162% и 136% соответственно. Но такой высокий рост связан с финансированием стратегических инвестиционных проектов, обеспечивающих благополучие нашего народа.
Играя активную роль в финансировании развития национальной экономики и в решении социальных проблем, международные финансово-экономические организации проводят мониторинг и анализ экономической ситуации, оценивают перспективы ее развития на постоянной основе. Ценность таких прогнозов обусловлена тем, что международные организации накопили значительный опыт анализа и прогноза применительно к развивающимся странам мира.
Сопоставление ретроспективных прогнозных оценок МФО по ВВП Узбекистана, сделанных за 2017-2019 гг., за полгода до наступления прогнозного года с фактическим оценками ВВП за этот год показывает высокую точность прогнозов МФО применительно к условиям бескризисного развития. Прогнозные оценки Всемирного банка и Исламского банка почти не отличались от отчетных значений этого индикатора за 2017-2019 годы. Прогнозная оценка Азиатского банка развития только на 2017 год превышала отчетное значение на 2,5 п.п., тогда как для последующих двух лет отклонения были нулевыми.
Очень низкие отклонения были также характерны для прогнозных оценок рейтинговых агентств Fitch Ratings, Moody`s и Standart&Poor`s. Все это позволяет рассматривать прогнозные оценки этих МФО как достаточно надежные в условиях бескризисного периода развития страны и мировой экономики.
В соответствии с прогнозными оценками ВВП Узбекистана, сделанными этими МФО в конце 2020-начале 2021 года, рост экономики в текущем 2021 году составит от 4,3% до 6,8% (консенсусная оценка – 5,6%, таблица 2). Примерно такие же оценки характерны и для последующих лет отчетного периода. Это свидетельствует о высокой степени доверия международных организаций к политике экономических реформ, проводимых новым руководством страны начиная с 2017 года.
Таблица 2
Прогнозы роста экономики Узбекистана на 2021-2025 годы по оценкам международных организаций (прирост ВВП, %)
Международные организации |
Отчетный период |
Прогнозный период |
|||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
|
4,5 |
5,4 |
5,6 |
1,6 |
5,0 |
6,0 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
|
4,3 |
4,5 |
- |
- |
- |
||||
|
5,8 |
6,5 |
- |
- |
- |
||||
|
6,5 |
- |
- |
- |
- |
||||
|
6,8 |
- |
- |
- |
- |
||||
|
5,5 |
5,5 |
5,5 |
- |
- |
||||
|
5,2 |
5,0 |
5,0 |
- |
- |
||||
Консенсус-прогноз |
5,6 |
5,5 |
5,3 |
5,5 |
5,5 |
Источники: публикации МФО
Более ценным мнением МФО в оценках перспектив развития национальной экономики, чем прогнозные оценки ВВП, являются условия и факторы, которые обеспечат достижение этих прогнозных ориентиров. Обобщение заявлений этих организаций в отношении перспектив развития Узбекистана показывают, что ключевую роль здесь будут играть меры по скорейшему преодолению последствий пандемического кризиса. Почти все условия и предпосылки, включенные в анализ МФО, заявляют о необходимости скорейшего запуска процесса масштабной вакцинации населения республики и всех стран Центрально-азиатского региона (таблица 3).
Вторая группа условий связана с восстановлением внутреннего спроса путем расширения охвата системы социальной защиты широких слоев населения, роста зарплаты занятых в бюджетных организациях, поддержки малого бизнеса, восстановления нарушенных производственно-сбытовых цепочек в отраслях промышленности, сфере услуг, межсекторных взаимосвязей.
По мнению экспертов МФО, существенную роль имеет внешний фактор. Условием восстановления роста национальной экономики с темпами выше 5% является восстановление внешнего спроса на товары узбекского экспорта. Важным условием является и присоединение к проектам международной экономической интеграции, включая интеграционную инициативу Китая «Один пояс – один путь». Важно при этом соблюдать принцип приоритета национальных интересов над сиюминутной конъюнктурой экономического развития.
Вместе с тем, существуют риски и барьеры на пути формирования условий, необходимых для восстановления докризисных темпов роста экономики. Об этом свидетельствует ситуация неопределенности с массовой вакцинацией населения центрально-азиатского региона, характерная для начала 2021 г. Высокими являются риски восстановления роста экономики региона Центральной Азии до 3%, реализации совместных проектов по созданию новых трансграничных транспортных коридоров, создании других условий по привлечению иностранных инвестиций и современных технологий.
Таблица 3
Условия восстановления экономического роста Узбекистана
в 2021-2025 гг. по оценкам международных организаций
Условия и предпосылки |
Междунар-е организации |
Риски недостижения условий МФО |
Дополнительные меры по обеспечению условий МФО |
Развертывание масштабной вакцинации во всех странах. |
МВФ, ВБ |
Существенные |
Выработка единой стратегии вакцинации населения стран центрально-азиатского региона и России. |
Продолжение экономической политики, направленной на защиту жизни людей, поддержку роста и смягчения экономических последствий пандемии. Расширение охвата системы социальной защиты, совершенствуя при этом ее адресную направленность. |
МВФ |
Умеренные |
Усиление мер поддержки населения с акцентом на малый бизнес, самозанятых и трудовых мигрантов, испытывающих проблемы с занятостью вследствие пандемического кризиса. |
Повышение заработной платы с учетом инфляции. |
МВФ |
Умеренные |
Необходимы альтернативные независимые оценки инфляции. |
Восстановление роста экономики Центральной Азии на 3% вследствие ожидаемого умеренного роста цен на сырье, объемов прямых иностранных инвестиций по мере активизации участия субрегиона в осуществлении предложенной Китаем инициативы «Один пояс – один путь». |
ВБ |
Высокие по оценке ВБ |
Ускорение процесса интеграции республики в мировую экономику на базе максимального учета национальных интересов. |
Более высокие инвестиции в сочетании с ростом промышленности и сельского хозяйства будут способствовать восстановлению экономики в 2021 году.Восстановление спроса на услуги и промышленную продукцию. |
АБР, ИБР |
Высокие,обусловленные быстрым ростом внешней задолженности и низкой долей частных инвестиций в источниках их финансирования |
Усиление ответственности за нарушение прав частной собственности и упрощение процедур по ее защите. |
Усилия по реализации намеченных реформ. |
АБР |
Высокие,обусловленные непоследовательностью, фрагментарностью и недостаточностью мер по реализации принятой в начале 2019 г. дорожной карты реформ |
Критический анализ результатов реализации дорожной карты реформ и принятие новой программы реформирования с конкретными количественными ориентирами и персональными ответственными за достижение конечных результатов. |
Расширение внешнего спроса на газ. |
АБР |
Высокие |
Ускорение процессов интеграции в сложившиеся экономические союзы и проекты. |
Расширение участия частного сектора в отраслях транспорта, образования и здравоохранения. |
АБР |
Умеренные |
Пересмотр принятой модели приватизации в направлении большего учета национальных интересов и расширение устойчивой занятости. |
Диверсифицированный экспорт товаров, доступ к внешнему финансированию и другие факторы обеспечивают стране гибкость в реагировании на последствия пандемии коронавируса. |
Fitch Ratings |
Высокие,обусловленные сырьевой структурой экспорта, ростом внешнего долга страны |
Меры по активизации внутренних источников финансирования инвестиционных проектов, поддержки государства развития несырьевого сектора экономики. |
Финансирование инвестиционных проектов, антикризисные меры, восстановление экономики в России и Китае. |
Fitch Ratings |
Низкие |
Безусловная реализация договоренностей, достигнутых по итогам визита Президента республики в Китай и Россию. |
Прочный потенциал роста и позитивные демографические тренды. |
Moody`s |
Существенные, обусловленные низкими уровнями заработной платы, конкурентоспособности институционального развития |
Включение в новую дорожную карту реформ конкретных заданий по реформированию системы управления экономикой (административная реформа) и укрепление гарантий прав частной собственности. |
Источник: разработка авторов на основе публикаций МФО.
Восстановлению доходов населения и внутреннего спроса препятствует сохранение высокого уровня роста цен, несбалансированность внешней торговли, высокие темпы девальвации национальной валюты, высокий уровень безработицы и теневой занятости.
Устойчивому развитию сельского хозяйства препятствуют неблагоприятные климатические изменения, дефицит водных ресурсов, неразвитость логистической системы, ограничивающая возможности экспорта овощей и фруктов в сопредельные государства.
Существуют и другие барьеры, генерирующие риски для восстановления предкризисного роста национальной экономики (колонка 3 таблица 3). Их ограничение требует принятия дополнительных мер, направленных на консолидацию усилий государств нашего региона по преодолению последствий пандемического кризиса, негативных климатических изменений, обеспечивающих повышение результативности осуществляемых реформ, укрепление гарантий прав частной собственности и потенциала госинститутов.
Для преодоления сырьевой направленности экономики потребуются более решительные шаги по переходу к новой ресурсосберегающей модели роста, ориентированной на ускоренное развитие обрабатывающей промышленности и современных видов услуг, активизацию преимущественно внутренних источников развития, повышение вклада экономического роста в создание новых устойчивых рабочих мест и сокращение бедности.
Решение этих вопросов связано с повышением результативности осуществляемых реформ, модернизацией сложившейся системы управления экономикой, переводу ее на принципы индикативного стратегического планирования, ограничением вмешательства государства в решение текущих хозяйственных проблем, предоставлением больших прав и свобод предпринимателям и товаропроизводителям.
[1] http://uza.uz/posts/122585
[2] Официальные данные Министерства финансов Республики Узбекистан
[3] https://openbudget.uz/#/statedebt
3928