Как государственные инвестиции в образование влияют на снижение бедности

 

Девиз Группы Всемирного банка – «Наша цель – мир без бедности»[1]. Также ликвидация нищеты во всех ее формах является первой из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года. Среди факторов способствующих снижению бедности и обеспечению равенства – образованию уделяется особое внимание. Последнее, благоприятствуя накоплению человеческого капитала, может стать катализатором вывода семей или общин из порочного круга бедности. Образование, как подрастающего поколения, так и взрослых является мощной движущей силой развития и одним из самых сильных инструментов для сокращения бедности и улучшения показателей в области здравоохранения, гендерного равенства, мира и стабильности[2]. У более образованных людей больше шансов найти работу, они экономически более продуктивны и, следовательно, получают более высокие доходы[3]. Доказано что улучшение образования женщин влияет снижению детской смертности, поскольку женщины с формальным образованием чаще обращаются за медицинской помощью и лучше информированы о методах медицинского обслуживания для себя и своих детей.

Менее обеспеченные семьи не всегда имеют достаточные средства для удовлетворения основных потребностей членов семьи, включая образование. В этом контексте именно государственные расходы на образование являются с одной стороны поддержкой для этих семей, с другой ценной инвестицией для будущего экономического роста страны. Так как, человеческий капитал является наиважнейшим активом любой экономики, особенно экономики, основанной на знаниях. Согласно исследованиям, рост человеческого капитала на 1 % увеличивает темпы экономического роста на 0,4%[4].

Узбекистан и зарубежные страны. Не смотря на то, что образование всегда было одним из приоритетных сфер политики Республики Узбекистан с первых дней независимости, особо положительная тенденция во всех уровнях образования наблюдается за последние 5 лет. В частности, охват дошкольным образованием детей от 3 до 6 лет вырос на 38,2 п.п. (с 23,8% в 2016 г. до 62% в 2021 г.[5]), общеобразовательными школами на 0,9 п.п. (с 96,9% в 2016 г. до 97,8% в 2021 г.[6]), охват выпускников с высшим образованием на 29 п.п. (с 9% в 2016 г. до 38% в 2021 г.[7]).      В 2020 году государственные расходы на образование составляли  4.92279005 от доли ВВП.

Мировой опыт. Южная Корея. В Южной Корее именно государственная политика сделала образование самой большой частью бюджета после обороны. Таким образом, он изменил социальную политику, сократил бедность и помог поднять уровень образования до рекордно высокого уровня[8].

Бюджетные расходы правительства Китай на образование составляли выше 4 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) в течение 8 лет (с 2011 по 2019 гг.). Были инициированы специальные планы набора, предоставляя возможность большему количеству студентов из сельских и бедных районов поступать в крупные университеты и колледжи, снижая баллы при поступлении и предоставляя дополнительные стипендии, чтобы увеличить долю сельских студентов в основных колледжах и университетах и позволить большему количеству сельских детей получить доступ к высококачественным ресурсам высшего образования.

В Бразилии государственные расходы на образование увеличились с 2,7 процента ВВП в 1980 году до 4,5 процента в 2000-х годах, при этом большая часть дополнительного финансирования направлялся на начальное образование. Улучшение образования привело к появлению более квалифицированных рабочих и, следовательно, к более высоким доходам. В результате, страна достигла значительных успехов в борьбе с бедностью благодаря развитию сферы образования. Повышение качества образования включало целей по улучшению и созданию национальной системы оценивания. Эта национальная система сегодня оценивает прогресс по школам, муниципалитетам, штатам и регионам Бразилии, включая оценку знаний учащихся по различным предметам с целью улучшения их результатов в соответствии с международными стандартами.

IV Данные и Методология. Оценка влияния государственных затрат на образование на уровень бедности населения был произведен на основе данных всемирного банка в разрезе 52 стран мира[9] с низким и средним доходом в период 1990-2020[10]. Данный анализ был выполнен с использованием модели фиксированных эффектов (Fixed Effects model) (Akbar et al., 2019).

С целью анализа влияния государственных затрат на образование на сокращение бедности, были использованы  государственные расходы на образование (% от ВВП) в качестве главной независимой переменной и Коэффициент бедности (% от населения) как зависимая переменная. Более того, были использованы такие контрольные переменные, как Инфляция, потребительские цены (ежегодный %), Рост населения (ежегодный %), Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП), валовое накопление капитала (% от ВВП) и Рост ВВП на душу населения (годовой %).  

V Результаты оценки         

 Таблица 1

Оценка степени влияния факторов на уровень бедности

VARIABLES

Fixed Effects

Затраты

-0.027***
(0.0029)

Население

2.17
(0.81)

Рост ВВП

-0.0041***
(0.0022)

Инфляция

0.004***
[0.0022]

ВНК

-0.013***
[0.0029]

Торговля

-0.0036***
(0.0027)

Constant

19.48
(1.795)

Observations

644

R-squared

0.21

Number of Countries

52

Источник: Разработано автором на основе данных Всемирного Банка
(https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators)

В этом исследовании были проведены 2 регрессионных анализа: Модель с фиксированными эффектами (Fixed Effects model) и модель со случайными эффектами (Random Effects model). Далее был проведён Хаусман тест, чтобы выявить какой метод подходит для данного анализа. Данный тест показал, что модель с фиксированными эффектами более надёжен для данного анализа, так как P-value = 0,01, что меньше альфы (0,05). Более того, был проведён VIF тест на мультиколлинеарности, где было выявлено, что среднее значение VIF ниже 5ти и составляет 1.37, что говорит нам, что независимые переменные не имеют тесной корреляции друг с другом. Из этого следует вывод, что предположение о мультиколлинеарности не нарушен.

Полученные результаты регрессии модели с фиксированными эффектами свидетельствуют о том что, увеличение государственных затрат на образование на 1% способствует снижению бедности почти на 0,03%. Результаты нашего исследования согласуются с существующей литературой (Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018), в которой исследовалась связь между государственными расходами на образование и уровнем бедности и было обнаружено, что увеличение расходов на образование способствует снижению бедности. Это подразумевает, что  чем больше правительство инвестирует в образовательный сектор, тем больший эффект он оказывает на сокращение бедности. Далее было рассмотрено отношение между бедностью и валовым накоплением капитала, что является показателем внутренних инвестиций. Было выявлено, что рост ВНК способствует сокращению бедности. Влияние ВНК на бедность происходит через ВВП, где увеличение ВНК приводит к росту ВВП и, следовательно, стимулирует сокращение бедности. Также, государственные инвестиции являются ключевым фактором, положительно влияющим на производительность труда в экономике. Кроме того, государственные инвестиции оказывают стимулирующее влияние на экономический рост, обеспечивая инфраструктуру для развития экономической деятельности. В итоге, валовое накопление капитала косвенно влияет на бедность, в основном, через внутренний валовый продукт (Saleem and Zaheer, 2018).  Более того, в данном исследовании было выявлено, что увеличение роста ВВП снижает бедность. По мере роста экономики растут и возможности для трудоустройства и роста доходов. Более сильные рынки труда и более высокий уровень доходов, как правило, помогают семьям, живущим в бедности, преодолеть порог бедности (Adams, 2003). Также, было рассмотрено отношение между бедностью и торговлей, где было найдено, что увеличение торговли приводит к сокращению бедности. Торговля, как правило, увеличивает доходы, что позитивно влияет на экономический рост, который в свою очередь уменьшает бедность. Также, торговля снижает стоимость того, что страна покупает, и повышает цену того, что она продаёт, что, в результате, стимулирует сокращение бедности (Brooks, 2003). Также, торговые реформы могут принести пользу бедным, которые заняты в экспортных секторах, давая им возможность для трудоустройства и, следовательно, для увеличения их доходов, что, в конечном итоге, способствует сокращению бедности (World Bank Group, 2018). Кроме того, была выявлена положительная связь между бедностью и инфляцией, где при увеличении  инфляции может увеличиться уровень бедности. Высокая инфляция, как правило, усугубляет неравенство или бедность, потому что она сильнее бьет по доходам и сбережениям более бедных или средних домохозяйств, чем богатых домохозяйств. Домохозяйства, недавно вырвавшиеся из бедности, могут оказаться в ней обратно из-за роста инфляции (Gill and Nagle, 2022).

По таблице можно заметить, что переменная для населения оказалась статистически незначимой.

Также, данные результаты согласуются с несколькими исследовательскими работами (Ahlburg, 1996; Akbar et al., 2019; Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018; Kelbore, 2015; Klasen and Lawson, 2007; Le Goff and Singh, 2014).

VI Выводы и предложения По результатам проведенного эмпирического анализа выявлено, что затраты на систему образования способствуют сокращению бедности населения в мире. Ранее в литературном обзоре было упомянуто, что доля государственных затрат на образование к ВВП составила 4,92% в Узбекистане в 2020 году, в то время, как среднее значение доли расходов на образование в данном исследовании составило 4,11. В целях улучшения адресности мер по сокращению бедности  Узбекистану следует направить инвестиции на отдельно взятые программы в образовании такие, как выделение субсидий на зарплату учителей для проведения дополнительных занятий с детьми, отстающих в образовании от своих сверстников[11].

Таким образом, образование всегда являлось неотъемлемой частью успешного будущего. Исходя из результатов анализа, выделение достаточного количества бюджета в сфере образования несомненно может послужить инструментом сокращения бедности в стране. Следуя мировой тенденции, где особое внимание уделяется сфере образования при распределении государственных затрат, Узбекистан может значительно снизить уровень бедности и достичь высоких показателей в долгосрочной перспективе.

 

VII Источники и литература

  1. Abuasi, N. (2020). How education in South Korea slashed poverty. The Borgen Project. Available from https://borgenproject.org/education-in-south-korea/ [Accessed 10 August 2022].
  2. Ahlburg D. (1996). Population growth and poverty. SpringerLink. Available from https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-662-03239-8_7 [Accessed 22 August 2022].
  3. Akbar, M. et al. (2019). Public spending, education and poverty: a cross-country analysis. Journal of multidisciplinary approaches in science 4, 1, 12-20.
  4. Anderson, E. et al. (2018). Does government spending affect poverty? A Meta regression analysis. World development, 103, 60-71.
  5. Brooks, D. (2003). Trade and poverty: what are the connections? Asian Development Bank. Available from https://www.adb.org/publications/trade-and-poverty-what-are-connections [Accessed 16 October 2022].
  6. CGTN (2020). China focuses on education to combat poverty. CGTN. Available from https://news.cgtn.com/news/2020-05-21/China-focuses-on-education-to-combat-poverty-QDDbyBspG0/index.html [Accessed 11 August 2022].
  7. Child Fund, no date. Poverty and education. ChildFund. Available from https://www.childfund.org/poverty-and-education/ [Accessed 16 October 2022].
  8. Cision (2021). CGTN: education in China’s fight against poverty: leaving no one behind. Cision. Available from https://www.newswire.ca/news-releases/cgtn-education-in-china-s-fight-against-poverty-leaving-no-one-behind-803686449.html [Accessed 12 August 2022].
  9. GCDRC (no date). Measuring poverty. Available from https://gsdrc.org/topic-guides/poverty-and-inequality/measuring-and-analysing-poverty-and-inequality/measuring-poverty/#ravallion-chen-2013 [Accessed 12 September 2022].
  10. Hidalgo-Hidalgo, M. and Iturbe-Ormaetxe, I. (2018). Long-run effects of public expenditure on poverty. SpringerLink. Available from https://link.springer.com/article/10.1007/s10888-017-9360-z [Accessed 29 September 2022].
  11. Heckman, J. and Carneiro, P. (2003). Human capital policy. National bureau of economic research. Available from https://www.nber.org/papers/w9495 [Accessed 30 September 2022].
  12. Karam, A. (no date). Education as the pathway towards gender equality. United Nations. Available from https://www.un.org/en/chronicle/article/education-pathway-towards-gender-equality [Accessed 20 September 2022].
  13. Kelbore, Z. G. (2015). Trade openness, structural transformation, and poverty reduction: Empirical evidence from Africa. MPRA. Available from https://mpra.ub.uni-muenchen.de/65537/1/MPRA_paper_65537.pdf [Accessed 25 August 2022].
  14. Klasen, S. and Lawson, D. (2007). The impact of population growth on economic growth and poverty reduction in Uganda. Econstor. Available from https://www.econstor.eu/handle/10419/31966 [Accessed 20 August 2022].
  15. Le Goff, M. and Singh, R. J. (2014). Does trade reduce poverty? A view from Africa. ScienceDirect. Available from https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2214851514000024 [Accessed 19 August 2022].
  16. Njong, A. M. (2010). The effects of educational attainment on poverty reduction in Cameroon. Journal of education administration and policy studies, 2 (1), 001-008.
  17. Sabry, S. (2016). How did Brazil reduce poverty and inequality? Mada. Available from https://www.madamasr.com/en/2016/01/21/opinion/economy/how-did-brazil-reduce-poverty-and-inequality/ [Accessed 16 August 2022].
  18. Saleem, M. and Zaheer, R. (2018). A study on influence of domestic investment on the economic growth during 1980-2016. Journal of Global Economics, 6 (3). Available from https://www.hilarispublisher.com/open-access/a-study-on-influence-of-domestic-investment-on-the-economic-growth-during-19802016-2375-4389-1000302.pdf [accessed 16 october 2022].
  19. The World Bank, no date. The role of trade in ending poverty. The World Bank Group. Available from https://www.worldbank.org/en/topic/trade/publication/the-role-of-trade-in-ending-poverty [Accessed 16 October 2022].
  20.  The World Bank, no date. Trade and poverty reduction: new evidence of impacts in developing countries. World Bank Group. Available from https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wto_wbjointpublication_e.pdf [Accessed 16october 2022].
  21. UNICEF, no date. Girls’ education: gender equality in education benefits every child. UNICEF. Available from https://www.unicef.org/education/girls-education#:~:text=Girls%20who%20receive%20an%20education,strengthens%20economies%20and%20reduces%20inequality. [Accessed 20 September 2022].
  22. United Nations, no date. Poverty eradication. Department of economic and social affairs. Available from https://www.un.org/development/desa/socialperspectiveondevelopment/issues.html#:~:text=Poverty%20entails%20more%20than%20the,of%20participation%20in%20decision%2Dmaking [Accessed 16 October 2022].
  23. United Nations, no date. Ending poverty. Peace, dignity and equality on a healthy planet. https://www.un.org/en/global-issues/ending-poverty [Accessed 16 October 2022].
  24. Государственный комитет республики Узбекистан по статистике (2022). Available from https://stat.uz/ru/ [Accessed 18 August 2022].
  25. Президент Республики Узбекистан (2022). Всем выпускникам школ. Available from https://president.uz/ru/lists/view/5216 [Accessed 17 August 2022].

 

VIII Аппендикс

Переменные

Названия в таблице регрессии

Измерения

Источник

 

 

 

 

Коэффициент бедности на уровне 1,90 доллара в день

Бедность

(% от населения)

World Bank,

World Development Indicators

Государственные расходы на образование

Затраты

(% от ВВП)

World Bank,

World Development Indicators

Инфляция, потребительские цены

Инфляция

(ежегодный %)

World Bank,

World Development Indicators

Рост населения

Население

(ежегодный %)

World Bank,

World Development Indicators

Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП)

Торговля

(% от ВВП)

World Bank,

World Development Indicators

Валовое накопление капитала

ВНК

(% от ВВП)

World Bank,

World Development Indicators

Рост ВВП на душу населения (годовой %)

Рост ВВП

(годовой %)

World Bank,

World Development Indicators

 

VIF тест на мультиколлинеарность

Переменная

VIF

1/VIF

Расходы

1.02

0.982566

Население

1.12

0.896188

Рост ВВП на душу населения

1.13

0.885330

ВНК

1.10

0.910190

Инфляция

1.05

0.954421

Торговля

1.01

0.988802

Mean VIF

1.07

 

 

Hausman test

 

  Coef.

 Chi-square test value

16.811

 P-value

.01

 

 

Таблица 5

Список стран, включенных в базу данных исследования

  1. Албания

  2. Аргентина

  3. Армения

  4. Бангладеш

  5. Бенин

  6. Боливия

  7. Болгария

  8. Китай

  9. Колумбия

  10. Коста-Рика

  11. Кот-д'Ивуа́р

  12. Джибути

  13. Доминиканская Республика

  14. Эквадор

  15. Египет, Арабская Республика

  16. Эль Сальвадор

  17. Габон

  18. Грузия

  19. Гана

  20. Гвинея

  21. Гвинея-Бисау

  22. Гондурас

  23. Индонезия

  24. Иран, Исламская Республика

  25. Косово

  26. Кыргызстан

 

  1. Лаосская НДР

  2. Лесото

  3. Либерия

  4. Литва

  5. Мали

  6. Маврикий

  7. Мексика

  8. Молдова

  9. Монголия

  10. Черногория

  11. Северная Македония

  12. Пакистан

  13. Парагвай

  14. Перу

  15. Филиппины

  16. Руанда

  17. Сан-Томе и Принсипи

  18. Сенегал

  19. Сербия

  20. Сьерра-Леоне

  21. Сомали

  22. Южный Судан

  23. Того

  24. Турция

  25. Вьетнам

  26. Зимбабве     

 

 


[1] https://www.worldbank.org/en/topic/poverty/overview
[2] https://www.worldbank.org/en/topic/education/overview
[3] Van der Berg, Seervas Poverty and education/ International Institute for Educational Planning UNESCO International Academy of Education 2008
[4]Hanushek А. et al. Education and economic growth: it’s not just going to school, but learning something while there that matters// Spring 2008 / Education next
[5] Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
[6] Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
[7] https://president.uz/ru/lists/view/5216
[8] https://borgenproject.org/education-in-south-korea/
[9] Список стран, включенных в базу данных исследования, представлен в таблице 5 Приложения.
[10] Поскольку процент малоимущих по Республике Узбекистан в базе данных Всемирного банка приведен только за 4 года (1998, 2000, 2002, 2003 гг.), данные по Республике Узбекистан в исследование не включены.
[11] Данный метод также предлагается Нобелевскими лауреатами Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло, Майклом Кремером. В результате одного из их исследований более пяти миллионов индийских детей воспользовались эффективными программами коррекционного обучения в школах.
1949