Направления экономических реформ в Китае: 1978 год – современность

 

Часть I. Либерализация цен, трансформация госпредприятий, реформы аграрного и индустриального секторов

В последние годы отмечен устойчивый подъем во всех сферах экономики КНР, а также укрепление ее роли во всех ключевых глобальных и региональных процессах. Cегодня прогресс, достигнутый в этой стране находится в центре внимания всего мира. Этой тематике посвящено множество исследований и статей представителей различных сфер.  

Кроме того, мы наблюдаем активное развитие многоплановых отношений и стратегического партнерства между Узбекистаном и Китаем, нацеленного на долгосрочную перспективу. Китай является одним из самых крупных инвесторов в экономику Узбекистана. Реализовано множество проектов в различных областях между двумя странами.

В ключе данных тенденций представляется интересным опыт Китая в реформировании различных отраслей и сфер экономики, который может быть полезен для Узбекистана.

Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований проанализировали каким было состояние экономики Китая в начале реформ (до 1978 года), каких успехов достигла эта страна до настоящего времени и какие ключевые меры политики привели к этим результатам. В первой части обзора представлен опыт Китая в либерализации цен, трансформации госпредприятий, проведении реформ в аграрном и индустриальном секторах.

Предпосылки восстановления экономики Китая

К моменту начала реформ в Китае более 70 % населения проживало в сельской местности за чертой бедности. Кроме того, избыточная рабочая сила являлась важным ресурсом для развития отраслей экономики. Валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения на момент 1978 года составлял 156 $ (по данным Всемирного банка).

Реформирование экономики Китая в ключе политики «открытых дверей», либерализации цен, внешней торговли, а также активного привлечения иностранных инвестиций и технологий позволило стране достичь того уровня, на котором она сейчас находится.

Реформирование и восстановление Китая с 1978 года, после ряда внутриполитических и экономических потрясений, началось с осознания властью необходимости проведения экономических реформ, нацеленных на повышение жизненного уровня людей.

Либерализация цен

К моменту начала реформ в Китае существовала деформированная система единых государственных цен, которая не отражала как спрос, так и реальные затраты на производство продукции, а также сковывала активность производителей и серьезно деформировала структуру экономики из-за неэффективной для распределения ресурсов цены. При этом цены на сельскохозяйственную продукцию и услуги были занижены, а цены на промышленную продукцию завышены.

Либерализация цен в Китае началась в 1978 году с так называемой «дуальной» либерализации. Она предполагала два ключевых аспекта:

  • во-первых, централизованно устанавливался целевой план для предприятий-производителей. Кроме того, государство выделяло ресурсы для выполнения этого плана. Произведенная согласно установленному плану продукция реализовывалась по фиксированным (плановым) ценам.

  • во-вторых, предприятия имели право осуществлять реализацию продукции, произведенной сверх плана, по самостоятельно установленным или рыночным (гибким) ценам.

Таким образом, у предприятий возникал стимул для увеличения объема производства и собственной продуктивности. Стимулом к росту рыночных продаж являлось также и то, что фиксированные цены устанавливались ниже рыночных.

Государство постепенно повышало плановые цены. При этом оно стимулировало спрос с целью предотвращения ценовых шоков: каждое повышение плановых цен в ходе ценовой реформы сопровождалось субсидированием потребителей или налоговой скидкой для предприятий.

Это позволяло плавно наращивать потенциал производителей и сделать переход на следующий этап менее болезненным. Кроме того, поэтапный рост рыночных продаж и стимулирование спроса способствовали формированию и развитию рыночной инфраструктуры.

На этот процесс ушло 15 лет, после чего, в 1993 году план был полностью отменен.

Кроме того, поэтапно смягчалось регулирование цен. К 1988 году государство устанавливало цены приблизительно на 50% товаров и услуг, а цены на остальные 50% регулировал рынок. Во второй половине 1992 года число товаров, цены на которые регулировало государство, сократилось с 737 до 89.

К концу 1997 года доля побочных продуктов сельскохозяйственного производства, цены на которые устанавливало государство, упала ниже 15%. Кроме зерновых и хлопка, цены на все остальные виды продукции были полностью отпущены [1].

Таким образом, благодаря выбранной стратегии ценовой реформы Китаю удалось избежать быстрой инфляции, кризиса неплатежей и спада производства [2].

Реформирование государственных предприятий

На момент перехода Китая к реформам и политике открытых дверей, в 1978 году, на долю государственных предприятий приходилось 77% валового выпуска промышленной продукции. 

Реформирование госпредприятий осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе (1978-86 годы) расширилась автономия управления госпредприятиями. Так, предприятия получили частичные права на производственное планирование, сбыт продукции, использование капитала и назначение кадров среднего уровня. Это в некоторой степени повысило активность предприятий и вызвало появление у них понятия о прибыли.

На следующем этапе (1987-92 годы) последовало введение системы «субподряда на управление». Она была основана на двух принципах: 1) принцип сочетания ответственности и прав, предоставление предприятиям прав на самоуправление, охрана законных прав и интересов предприятий; 2) принцип подряда на прибыль – плановая прибыль отчислялась вышестоящим инстанциям, в случае сверхплановой прибыли она оставалась на предприятии, а в случае недополучения прибыли предприятие самостоятельно восполняло нехватку. Однако сами по себе эти меры не решили проблему ухудшения показателей бизнеса в государственном секторе.

На третьем этапе (осенью 1992 года) правительство начало новый процесс реформ, направленных на создание современной корпоративной системы, которая предполагала введение акционерной системы и создание компаний с ограниченной ответственностью.

На четвертом этапе (с 1995 года) началось реформирование госпредприятий путем реструктуризации убыточных предприятий. Предполагалось, что предприятия, которые долгое время терпели убытки, будут в основном ликвидированы [3].

Вставка  

Реформирование началось с реструктуризации текстильных предприятий. Были обозначены два приоритета:

первый – положить конец убыткам в текстильном секторе путем принудительной утилизации 10 млн. текстильных машин к концу 1990-х годов;

второй – реализовать проекты по повторному трудоустройству уволенных рабочих (на убыточные текстильные предприятия приходилось около половины всех занятых в государственном текстильном секторе).

Были предусмотрены следующие механизмы по смягчению социальных последствий:

  • Создание центров обслуживания повторного трудоустройства, где уволенным сотрудникам предоставлялись пособия на жизнь, услуги по профессиональной подготовке и ознакомление с вакансиями. Средства для пособий выделялись частично государством, предприятиями и фондами страхования от безработицы;

  • Стимулирование роста в негосударственном секторе и сфере услуг с целью расширения возможностей трудоустройства.

В результате:

  • Убытки государственных текстильных предприятий сократились с 9,0 миллиардов юаней в 1997 году до 6,48 миллиардов в 1998 году.

  • В общей сложности 660 тыс. высвобожденных сотрудников были перенаправлены в другие сферы. Этот показатель также был выше первоначальной цели в 600 тыс. чел.

На следующем этапе (с конца 1990-х годов) крупные госпредприятия прошли через слияния и реорганизации, но остаются доминирующим типом предприятий в стратегических отраслях.

Итогом всех этапов реформ стало постепенное снижение доли государственного сектора в отраслях экономики. К примеру, если в 1978 году на долю государственных предприятий приходилось 77% валового выпуска промышленной продукции, то к 1992-1993 годам эта доля упала до менее 50%, а к 1996 году - ниже 30%. По состоянию на 1997 год государственные предприятия производили только четверть (25,5%) валового промышленного производства.

В настоящее время в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и строительстве госпредприятия обеспечивают примерно 20% валового продукта. В химической, пищевой промышленности, производстве электроники и медицинских препаратов госкомпании производят менее 20% продукции. В оптовой и розничной торговле, в обществен­ном питании, гостиничном бизнесе, пассажиро- и грузоперевозках государственный сектор вообще не представлен [4].

Аграрная реформа

Особенностями развития аграрного сектора на начало реформ являлись следующие предпосылки:

  • Более 70% населения Китая проживало в сельской местности и составляло основу рабочей силы страны;

  • Основной экономической единицей сельскохозяйственного сектора были коммуны или коллективные хозяйства. Вся их продукция продавалась государству по фиксированной цене, а полученный результат делился между всеми членами коммуны. Такая система не способствовала мотивации и росту продуктивности.

Реформирование сельского хозяйства осуществлялось в два этапа [5]:

I этап: 1979-1984 годыорганизационно-хозяйственная перестройка. В   провинции Аньхой в порядке эксперимента была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля была передана в аренду крестьянам. Таким образом, была введена «политика ответственности крестьянских хозяйств». При ней доходы каждой крестьянской семьи в большей степени зависели от их усилий в обработке своего участка земли. Данное решение привело к пятикратному увеличению объема производимой продукции, и вскоре другие коммуны провинции начали перенимать данную систему.

II этап: с 1985 годаразвитие экономических методов в управлении аграрным сектором. Было введено вознаграждение отдельным домашним хозяйствам на основе их результатов, а не их затрат, как это было при коллективной системе.

Принцип «трех свобод» был ключевым принципом реформирования аграрного сектора в этот период [6]:

  1. предоставление земли крестьянам;

  2. право заниматься подсобным домашним промыслом;

  3. разрешение заниматься рыночной торговлей.

Реформы предоставили руководителям предприятий большую автономию. Они стали более свободными в постановке собственных производственных целей и продаже части продуктов на рынке по свободным ценам. Также руководители получили право вести собственную кадровую политику на предприятии. Кроме того, они получили право оставлять в свое распоряжение некоторую часть доходов и осуществлять за счет этого инвестиции в развитие.

Результатами реформ стали увеличение производства зерна в 1,5 раза в период 1978-2000 годов, хлопка – в 2 раза, мяса – в 7 раз [7].

Развитие индустриального сектора

Реформирование промышленного сектора стало объективным продолжением аграрных реформ, обусловленных растущими насущными потребностями развивающегося сельскохозяйственного сектора.

На первом этапе (1978-1992 годы) была сформирована «политика промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт. Часть прибыли предприятия перечисляли в госбюджет, а часть оставляли и направляли в развитие, повышение зарплаты работникам и т.д.

Также в этот период получили развитие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет, с 1980-1985 годы, число таких предприятий выросло со 100 тысяч до 5,8 миллиона [8].

На следующем этапе (1990-х годов) стала широко применяться азиатская экономическая модель «стаи гусей». Она заключалась в ликвидации отсталых и нерентабельных производств и замене товарной номенклатуры базовых отраслей промышленности на современную – «режим товарной модернизации». Основными инструментами были привлечение зарубежных инвестиций и технологий.

Данный режим осуществлялся следующим образом. Интересный для рынка товар ввозился в страну. Далее на его основе производилась его имитация или точная копия. Сначала происходило импортозамещение товара, затем отрабатывались его качество и цены до уровня свободного вывода на внешний рынок [9].

В настоящее время продолжается ликвидация избыточных и отсталых производственных мощностей. Вместе с тем, стимулируется развитие таких новых стратегических производств, как производство интегральных схем, высокотехнологичного оборудования, автомобилей на новых энергоносителях. Особенностью современного этапа развития промышленности Китая является формирование культурно-креативной среды, при которой создаются условия для отбора и поощрения талантливых изобретателей.

Принята также стратегия "Китайская обрабатывающая промышленность - 2025". Критериями дальнейшего развития обозначены инновационность, переход к интеллектуальной модели, экологичность. Для стимулирования переоснащения традиционных производств предусмотрены такие меры, как:

  • выдача бюджетных субсидий в виде льготных процентных ставок,

  • ускорение амортизации.

Планируется также стимулирование развития одних отраслей и ограничение других, а также поощрение слияния и реорганизации предприятий в интересах отбора лучших и отсева худших в условиях рыночной конкуренции [10].

Выводы для Узбекистана

Если провести параллель между политикой Китая и политикой Узбекистана в перечисленных областях, можно выявить схожие моменты. Так, в последние годы в Узбекистане проводится политика активной либерализации, ключевыми моментами которой являются:

  • прекращение с 2017 года регулирования цен на ряд товаров, включая отдельные виды топлива, цемент, стекло строительное, алюминий, прокат черных металлов, сахар и ряд других, реализация которых стала возможна через республиканскую товарно-сырьевую биржу или на свободном рынке.

  • отказ в 2020 году от госзаказа на хлопок и от практики установления закупочной цены хлопка-сырца, предоставление производителям права свободно размещать районированные сорта хлопка;

  • снижение с 2020 года на 25% плана по обязательной продаже зерна;

  • начиная с урожая 2021 года полная отмена госзакупок и практики установления государством закупочных цен на зерно, предоставление права реализации зерна, произведенного фермерами и другими предприятиями всем потребителям через биржевые торги либо на основе прямых договоров по свободным ценам.

Схожий вектор наблюдается и в реформировании госпредприятий. Так, намечена масштабная трансформация более 600 предприятий с государственным участием в таких отраслях и сферах, как нефтегазовая промышленность, электроэнергетика, металлургия, химическая отрасль, машиностроение, строительная индустрия, продовольственная, финансовая сферы, сфера сельского хозяйства, ИКТ, геологии, транспорта, дорожно-транспортной инфраструктуры, ЖКХ и др. [11]. В результате в перечисленных отраслях и сферах значительно сократится участие государства, будут внедрены современные методы управления, расширится внедрение открытых, прозрачных и рыночных принципов, а также повысится эффективность деятельности.

В то же время интересным представляется опыт Китая в осуществлении промышленной политики. Следует отметить, что в настоящее время доля высокотехнологичной и средневысокотехнологичной продукции в структуре обрабатывающей промышленности Узбекистана составляет лишь 2,8% и 19,1% соответственно. В связи этим полезными являются уроки Китая в осуществлении режима товарной модернизации промышленного сектора. Вместе с тем такой режим должен сопровождаться трансформацией госпредприятий в современные корпорации, формированием спроса на квалифицированную занятость при создании необходимых научно-технологических и конструкторских структур.

 

_______________________

Перечень источников:

  1. Ковалёв М.М., Дин Жуджунь, Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси // Минск: БГУ, 2002. 

  2. Полтерович В.М., Проектирование реформ: как искать промежуточные институты // «Montenegrin Journal of Economics», 2012, Vol.8, № 2.

  3. Shigeo Kobayashi, Jia Baobo, Junya Sano, The "Three Reforms" in China: Progress and Outlook // Sakura Institute of Research, Inc. September 1999, No.45.

  4. Фэн Шаолей, Приватизации в Китае не было, // Интервью для газеты «Ведомости», 24 января 2011 г.

  5. Цзинь Хэ, Китайская модель перехода к социалистической рыночной экономике // Дис. к.э.н.: 08.00.01 /Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2003.

  6. Чжан Кунь. Анализ экономических мероприятий китайского правительства по борьбе с экономическим кризисом// Экономические науки. – 2010 – № 3(64).

  7. Report on China's development and investment in land and water - Zhou Yinghua, Zhou Yinghua, Director, Development Division Department  of Development and Planning Ministry of Agriculture, China. https://www.fao.org/3/ac623e/ac623e0d.htm

  8. Ohmae K., The End of the Nation-State: The Rise of regional economies // Singapore, 2004.

  9. И.Малевич, «Внимание, Китай» // Минск, Москва. Харвест. АСТ. 2011.

  10. Tristan Kenderdine, China’s Industrial Policy, Strategic Emerging Industries and Space Law // Asia & the Pacific Policy Studies, vol. 4, no. 2, 2017.

  11. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов» № УП-6069 от 21 октября 2020 года.

5911