ИПМИ провело исследование по росту заработной платы населения в зависимости от уровня образования.
По оценкам экспертов Всемирного банка средние показатели «окупаемости» образования за каждый год обучения составляют в среднем по миру 10%. Иными словами, за весь период обучения в высших учебных заведениях (бакалавриат и магистратура) зарплата повышается на 40-60%. Эксперты ИПМИ, основываясь на результатах микроданных обследования Джизакской области, провели эконометрический анализ «окупаемости» высшего образования.
В ходе исследования по Узбекистану получены следующие результаты:
- высшее образование обеспечивает прибавку к заработкам до 50%;
- наличие опыта работы дает прибавку к зарплате до 5%;
- у женщин отдача от образования выше чем у мужчин ‒ 73% против 42%.
Средняя продолжительность образования -среднее число лет обучения (в школе, ВУЗе и т.д.), полученного лицами от 25 лет и старше.
Для проведения оценки влияния образования на заработную плату в Узбекистане, сотрудниками ИПМИ была отобрана Джизакская область. Это обусловлено тем, что в 2021 году наиболее высокий уровень такого важнейшего индикатора человеческого потенциала как продолжительность образования наблюдался в Джизакской области – 13,4 лет (в среднем по республике – 12,7 лет).
Высокий показатель продолжительности образования в Джизакской области объясняется различиями в структуре образовательного уровня населения. В Джизаке не только существенно выше доля занятых в экономике с высшим образованием (33,3%, по республике - 28,9%), но и со средним специальным образованием (57,4%, по республике - 55,6%).
Оценка отдачи высшего образования показала, что выигрыш в заработной платесоставляет до 50% (12,5% в расчете на один год обучения).
При этом было выявлено что высшее образование играет более важную роль в повышении заработной платы чем наличие опыта работы. Так, для молодого населения в возрасте до 30 лет наличие опыта работы способствует повышению их зарплаты в среднем на 5%, а для населения старше 30 лет – только на 2%. Такое значительное повышение отдачи объясняется накоплением необходимых умений и практических навыков и приобретением опыта работы, повышающих производительность труда.
Оценка отдачи образования по полу показала наличие гендерной асимметрии в уровне зарплаты. Так, у женщин отдача от образования на величину заработка в среднем выше чем у мужчин, и обеспечивает прибавку к заработкам до 73% по сравнению с 42% у мужчин.
Таким образом, основываясь на результатах, полученных по Джизакской области, как региону с наибольшей общей продолжительностью образования, можно сделать вывод о том, что Узбекистан не отстает от других развивающихся стран по уровню отдачи образования на заработок.
Эксперты ИПМИ пришли к выводу, что требуется сделать особый акцент в проведении государственной политики на популяризации высшего образования как важного приоритета для повышения доходов будущих поколений.
Также необходимо, чтобы родители с момента рождения ребенка были заинтересованы в формировании капитала для оплаты получения им высшего образования в будущем. Это в свою очередь, потребует внедрения финансово-кредитных механизмов для получения высшего образования.