Новые векторы социального развития Узбекистана
Скачать статью
Каримова Д.М.
доктор экономических наук,
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, руководитель проекта
e-mail: dmkarimova@mail.ru
Аннотация:
Особенностями периода последних 5 лет можно отметить реализацию кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого развития социальной сферы. Социальная политика государства в этот период концентрируется на устойчивом развитии и поддержании доходов населения, регулировании процессов в сфере занятости и трудовой миграции, повышении благосостояния и сокращении бедности. Все это осуществляется при активизации гражданского общества и усилении партнерского диалога с народом.
Ключевые слова:
социальная политика, социальная сфера, уровень жизни населения, доходы населения, неравенство доходов, уровень бедности, социальная защита населения.
Республика Узбекистан - одна из крупнейших государств в Центральной Азии с самым большим населением. По данным официальной статистики, на 2020 год в республике проживает более 34 млн. человек. Регион имеет свою специфику, выраженную в демографических и социальных проблемах. В частности, относительно высокая рождаемость и удельный вес молодежи и населения трудоспособного возраста актуализирует проблемы занятости, уровня жизни и социальной защиты населения.
За годы независимости проведена огромная работа по обеспечению экономического роста, решению социальных проблем, созданию достойных условий жизни для населения и реализации человеческого потенциала. Создана нормативно-правовая основа реформ в социальной сфере, реализованы целевые адресные программы, проведены институциональные реформы, приведшие к повышению уровня и качества жизни людей. Устойчивый рост ВВП, стимулирование создания рабочих мест и регулирование уровня безработицы и потребительских цен позволили поддерживать рост доходов населения на приемлемом уровне.
Реформы в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве способствовали расширению доступности этих услуг, росту уровня образования и продолжительности жизни. Постепенно сократился уровень бедности.
Особенностями периода последних 5 лет (2017-2021 гг.) можно отметить реализацию кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого и опережающего развития социальной сферы. Инициированная Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёёвым Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. стала документом, определяющим приоритеты развития страны на среднесрочную перспективу. Социальная политика государства в этот период концентрируется на устойчивом развитии и поддержании доходов населения, регулировании процессов в сфере занятости и трудовой миграции, повышении благосостояния и сокращении бедности. Все это осуществляется при активизации гражданского общества и усилении партнерского диалога с народом.
Экономический рост и поддержание доходов населения. При среднем темпе роста ВВП 4,7% в течение последних пяти лет занятость поддерживалась в среднем на уровне 91% экономически активного населения. Пандемия коронавируса в 2020 году стала индикатором устойчивости созданной социально-экономической системы в республике и в ее регионах. В результате предпринятых мер удалось стабилизировать ситуацию и не допустить снижения уровня жизни людей.
Политика государства, направленная на поддержку экономики и рабочих мест, позволила сохранить рост доходов на душу населения на уровне 14%, заработной платы – до 20%, пенсий – до 14% при снижении индекса потребительских цен (рис.1).
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
За последние 4 года реальные среднедушевые доходы населения с учетом роста цен увеличились почти в 2 раза. Доходы повышались повсеместно и равномерно во всех регионах (рис.2).
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
Регулирование процессов в сфере занятости и трудовой миграции. Повышение эффективности рынка труда стало системным решением проблем бедности и устойчивого развития. Под руководством Президента республики созданы правовые и институциональные механизмы государственного регулирования занятости и внешней трудовой миграции.
Влияние экономического роста на производительную занятость зависело не только от его темпов, но и от того, насколько эффективно он преобразуется в создание производительных рабочих мест. Проявилась прямая связь между ростом, занятостью и бедностью.
Для того чтобы добиться трансформации экономического роста в занятость, созданы возможности для более качественного трудоустройства, в том числе и за счет трудовой миграции за рубеж. Ведется активная работа по стимулированию безопасной, организованной трудовой миграции[1]. С 2021 года введен порядок обязательного профессионального обучения выезжающих на работу за рубеж. Открыты центры обучения языку принимающих стран, в целях максимального соответствия соискателей работы за рубежом требованиям работодателя.
Создаваемые ежегодно до 400 тысяч рабочих мест и трудовая миграция позволяют более эффективно использовать демографический дивидент республики – до 600 тысяч молодых людей, выпускников образовательных учреждений, выходящих ежегодно на рынок труда.
Семейная политика, укрепление историко-культурных ценностей, повышение экономической активности женщин и молодежи. Особое внимание государство уделяет вопросам семьи, женщин и молодежи. В соответствии с указом президента совершенствованы институциональные и правовые основы укрепления института семьи, приняты меры по укреплению воспитательно-образовательного потенциала семьи, сохранению в обществе традиционных семейных ценностей, улучшению духовно-нравственной атмосферы в семьях[2].
В условиях пандемии вопросы создания новых устойчивых рабочих мест для женщин, молодежи, возвращающихся трудовых мигрантов, лиц, переходящих из неформального в формальный сектор экономики стали наиболее актуальными. Создана вертикальная система реализации государственной политики по вопросам женщин и молодежи вплоть до уровня махаллей. Ведется повсеместная работа по их обучению, овладению профессиональными навыками и обеспечению достойной работой, поддержке предпринимательства, обеспечению жильем, улучшению условий жизни и труда, увеличению их доходов[3].
Принимаются активные меры по сокращению неформальной занятости (где преимущественно заняты женщины) путем упрощения налоговой системы, формализации нестандартных форм труда, развитию и расширению индивидуального и семейного предпринимательства.
Рост благосостояния и сокращение бедности (экономической, социальной и региональной). Устойчивое развитие как гармоничное (сбалансированное) развитие экономики, обусловило реализацию комплекса мер, направленных на борьбу с бедностью с учетом особенностей регионов республики.
Говоря о благосостоянии населения мы имеем в виду не только доходы, но и обеспеченность материальными, финансовыми, социальными и духовными благами. Эти блага нужны для того, чтобы люди имели хорошее здоровье, образование, жилье и достойные условия проживания. Государство ежегодно расходует на эти цели более половина расходов госбюджета страны. Интегрирующим индикатором влияния расходуемых средств и проводимых мер государства на благосостояние людей можно назвать показатель ожидаемой продолжительности жизни людей (рис. 3). Равномерный рост данного показателя ёще раз свидетельствует о результативности социально-экономической политики государства.
Важным инструментом социальной политики является также адресная система социальной поддержки нуждающихся семей и граждан. По инициативе президента создана новая модель учета бедных и пострадавших от коронавируса и карантинных мер. Путем подворового обхода и изучения проблем семей работниками каждой махалли были сформированы «железные тетради», чуть позже – «тетради» для учета молодежи (до 30 лет) и женщин. Исходя из выявленных проблем, семьям предоставлена материальная поддержка в виде пособий, помощь в виде продуктов питания, лекарств и услуг, а также оказано содействие в обучении и трудоустройстве. Теперь социальная защита – это не только индексация доходов, предоставление пособий семьям с детьми, пенсий пенсионерам и инвалидам. Теперь это комплексная система профессиональной диагностики причин бедности, оказания адресной помощи нуждающимся и мониторинг результатов проделанной работы. Только в этом случае социальную защиту можно считать эффективной.
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
Ведется работа по совершенствованию системы социальной защиты населения путем повсеместного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий[4]. В частности, вступают в силу новые правила выявления малообеспеченных семей через информационную систему "Единый реестр социальной защиты", а также назначения и выплаты им социальных пособий и материальной помощи.
В данном случае электронная база необходима для того, чтобы создать объективную и достоверную информацию о заявителе. После подачи заявления и введения необходимых данных осуществляется электронный обмен информацией с базами данных девяти министерств и ведомств — Агентства государственных услуг (отделения ЗАГС), Минфина и Пенсионного фонда, Госкомземгеодезкадастра, Государственного налогового комитета, Министерства занятости и трудовых отношений, Государственного центра персонализации, Государственной службы безопасности дорожного движения МВД и Народного банка. Электронная информационная система исключает субъективный фактор при распределении государственных материальных ресурсов и услуг бедным семьям и гражданам.
Партнерский диалог с народом, активизация гражданского общества в решении социально-экономических задач. Важную роль в выявлении проблем населения сыграли созданные президентом страны народные приемные. Внедрены эффективные формы и механизмы открытого диалога с гражданами на основе регулярных выездов представителей власти на места, в махаллю, в семью для изучения ситуации. Внедрена отчетность руководителей государственных органов всех уровней перед населением. Создана Служба по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц Аппарата Президента Республики Узбекистан. Данная структура получает и анализирует причины недовольства населения, содействует в их решении. На основе постоянного и открытого диалога с властью население научилось говорить открыто и громко о своих проблемах и потребностях.
Значительную работу в области обеспечения свобод и интересов человека, повышения правовой культуры населения осуществляют средства массовой информации и ННО. В соответствии с принятым в 2018 году законом «Об общественном контроле» граждане Узбекистана, СМИ и ННО превратились в независимых субъектов общественного контроля за проводимой политикой правительства, местных органов власти, государственных учреждений.
Достижению результатов в этих направлениях способствовали реформы и изменения с учетом истории и культуры народа, менталитета узбекской нации. Сделан упор на патриотизм, открытость внешнему миру, на изучение передового опыта наиболее развитых стран и на сотрудничество. Все это в итоге способствует гармоничному синтезу традиций и модернизации общества, дает ожидаемый для всех нас результат – рост благосостояния узбекского народа.
[1] Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.09.2020 г. №ПП-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции».
[2] Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.06.2018г. №ПП-3808 «Об утверждении концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан»
[3] Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.03.2021г. №ПП-5020 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки и обеспечения активного участия женщин в жизни общества»
[4] Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 марта 2021 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты населения и повсеместному внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в отрасли»
5100