Оценка прогрессивных сдвигов в обеспечении доступа к чистой энергии в контексте достижения целей устойчивого развития (ЦУР 7)

 

Введение

Обеспечение доступа к энергии критически важно для поддержания необходимого жизненного уровня населения и стимулирования устойчивого экономического роста. Именно поэтому в глобальной повестке устойчивого развития (ООН) - цель по достижению всеобщего доступа к надёжной и чистой энергии (ЦУР 7) включена в число ключевых. Особая значимость этой цели обусловливается её сквозным воздействием на решение социальных, экономических и экологических проблем, усиливающихся в условиях изменения климата.  

В рамках исследования этих взаимосвязанных проблем, ставилась задача по оценке достигнутого прогресса в показателях доступа населения к энергии, определению рейтинга страны в контексте устойчивого развития и обоснованию ответа на один из главных вопросов современного развития – как и какие механизмы необходимо ещё задействовать для улучшения позиций Узбекистана в переходе на чистые источники энергии.     

В условиях глобальных изменений и вызовов, связанных с ростом населения и изменением климата, достижение ЦУР 7 требует комплексного подхода и активных действий на всех уровнях – от локального до глобального.

Методология исследования

Для оценки прогрессивных сдвигов использовались индексы (SDG) и рейтинговые показатели, которые рассчитываются по методологии анализа и отслеживания прогресса в достижении ЦУР на глобальном уровне[1]. Аналитические данные для оценки формировались на основе отчета по устойчивому развитию (SDR) и Tracking SDG7: The Energy Progress Report (2024) [1].

Анализ методологии разработки индекса SDG 7, показал, что все используемые параметры основываются на пяти (5) ключевых индикаторах, характеризующих качественные и количественные показатели, которые позволяют оценить - насколько хорошо каждая страна продвигается к цели [2]. 

Система индикаторов включает в себя: (a) долю населения, имеющего доступ к электроэнергии в разрезе города и села; (b) долю населения, использующего чистые виды топлива и технологии в приготовлении пищи; (c) долю ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии; (d) долю инвестиций в энергетический капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал; (i) энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП); в дополнение к оценке энергоэффективности используется показатель (ii) углеродоёмкости ВВП.

Для получения сопоставительных оценок и расчета композитного индекса, был использован метод ранжирования стран, основанный на нормализации значений четырёх индикаторов, отражающих динамику достижения (ЦУР 7).  Применялось линейное масштабирование по методу "минимум-максимум", при котором позитивные показатели (например, доля населения с доступом к электроэнергии) нормализовались по принципу "чем выше, тем лучше", а отрицательные (например, углеродоемкость) — инвертировались для корректного отражения их влияния. Композитный индекс страны (индекс – от 0 до 1, балл – от 0 до 100) вычислялся как среднее от нормализованных значений. На основе полученных индексов был сформирован ранговый список стран, где более высокие значения индекса коррелировали с высокой позицией в рейтинге.

В зависимости от бальных значений, анализируемые страны мира (более 180) были разделены на 3 группы по уровню достижения ЦУР 7. В качестве критериев классификации стран были использованы следующие диапазоны: 1 группа (высокий уровень) - от 85 до 100 баллов, 2 группа (средний/или умеренно высокий уровень) - от 56 до 85 баллов, 3 группа (низкий уровень) - от 22 до 55 баллов. Индексы рассчитывались на основе нескольких индикаторов, характеризующих взаимосвязанный процесс расширения доступа: доступ населения к электроэнергии и чистым видам топлива ↔️ углеродоемкость ↔️ доля ВИЭ ↔️ инвестиции в энергоснабжение.

Такой подход позволил детализировать оценки по достижению ЦУР в целом с использованием аналитической базы данных по всем целевым задачам, опубликованных в очередном отчете ООН (2024).

Тем не менее, в процессе исследования было выявлено, что в существующих базах данных многие показатели, характеризующие продвижение к ЦУР на уровне отдельных стран, представлены за 2015-2021 гг. (в некоторых случаях за 2022г.), что не позволяет объективно оценить достигнутый прогресс к настоящему времени. Эти статистические ограничения были актуальны для многих стран, в том числе и для Узбекистана.

Между тем, именно в последние 2-3 года отмечаются значительные сдвиги в развитии чистой энергии и улучшении энергетической инфраструктуры в стране. В этой связи, анализ прогрессивных сдвигов в доступе к энергии на национальном уровне был дополнен статистическим данными за 2022-2023 гг., что позволило учесть результаты реформ в энергетике, реализованные в последние годы. 

Основные результаты, полученные в ходе исследования:

Результаты проведенных расчетов показали, что в мировом рейтинге стран по уровню достижения ЦУР 7, Узбекистан занял 109 место, набрав 68,5 балла, что выше среднемирового уровня, оцениваемого в среднем - 64,2 балла. Исходя из системы классификации, принятой в настоящем исследовании, Узбекистан можно включить во вторую (2) группу стран с средним/или умеренно высоким уровнем доступа населения к чистой энергии (Рис. 1).


Рис. 1 Рейтинг стран мира по индексу достижения ЦУР 7

 

Зеленая зона - страны с индексом ЦУР 7, выше мирового среднего уровня

Красная зона - страны с индексом ЦУР 7, ниже мирового среднего уровня

Красная линия отражает среднюю мировую оценку индекса ЦУР 7, равную 64,2

 

В группу наиболее продвинутых стран по индексу доступа к чистой энергии, предсказуемо входят европейские страны, в развитии которых отмечается наибольший прогресс в динамике вовлечения потенциала ВИЭ и достижения высоких параметров энергоэффективности. 

Достигнутые средние значения Узбекистана в мировом рейтинге во многом определялись мерами по улучшению обеспечения населения электроэнергией и позитивным ростом показателей энергоэффективности и инвестирования в системы энергоснабжения, особенно заметными в последние годы.

Анализ ключевых индикаторов, влияющих на совокупный индекс доступа населения к чистой энергии, показал следующие тенденции:

  • за период 2018-2023 г. общее потребление электроэнергии увеличилось – на 24,5%, в том числе поставки энергии непосредственно населению увеличивались в среднем на 5,2% ежегодно. При сравнении с 2018 г. потребление электроэнергии домашними хозяйствами увеличилось на 31,2%

  • возможности перераспределения дополнительных объёмов электроэнергии населению обеспечивались за счет возрастающей выработки энергии на основе ВИЭ[2], объемы которых возросли в 1,27 раза по сравнению с уровнем 2018 г. Особенно стремительный рост отмечался на этапе 2022-2023 гг., когда выработка солнечной и ветровой энергии увеличилась с 435,8 млн. кВт. ч. до 1,237 млрд. кВт. ч.  – в 2,8 раза.

  • общая энергетическая мощность увеличилась в 1,3 раза по сравнению с 2018 г., а при сопоставлении с достигнутыми показателями текущего 2024г. – в 1,47 раза. В соответствии с глобальными тенденциями, в структуре энергетических мощностей поступательно возрастает общая доля ВИЭ с 12-13% в 2018-2019 гг. до 15,5% в 2023 г. В том числе, мощности солнечных и ветряных станций увеличились практически с нулевого уровня, в предыдущие годы, до 1,1%-2,6% в 2022-2023 гг. 

  • существенно увеличились инвестиции в развитие энергетического капитала, ускорились темпы финансирования технологий возобновляемой энергии и программ электрификации. Доля инвестиций в систему энергоснабжения в общем объеме инвестиций в основной капитал экономики увеличилась с 5,3% в 2020 г. до 12,2% в 2023 г., а в абсолютном исчислении – более чем в 2,3 раза.

  • улучшились показатели энергоэффективности за счет повышения эффективности генерации энергии, поэтапного вывода устаревших мощностей и внедрения новых технологий. В результате, за последние пять лет, углеродоёмкость генерации энергии снизилась – на 5,8%, а энергоёмкость экономики в целом ежегодно снижалась на 5-5,4%. По оценкам, наибольшее влияние на эти показатели оказывала тенденция возрастающей доли ВИЭ в структуре генерации энергии.

Главный итог положительных тенденций в развитии энергетической системы, отмечаемых в период 2018-2023 гг., заключается в постепенном улучшении доступа населения к чистым источникам энергии.

Преодоление перебоев в подаче электроэнергии входит в число приоритетных задач и направлений реформ предстоящего периода. Анализ статистических данных и обобщение расчетных значений показали, что, по индикатору доступа населения к электрическим сетям, Узбекистан входит в группу стран, в которых все 100% населения имеют доступ к электричеству. Но, как и во многих странах, даже при таких высоких значениях, возникают случаи перебоев в подаче энергии и отключения электричества. Узбекистан также сталкивается с этими проблемами, но в последние годы заметен значительный прогресс в их решении. По оценкам, если в 2022 г. 6,2-7% (в зимний период) от общего спроса на электроэнергию не было обеспечено за счёт ограничений, то в 2023 г. значение этого показателя снизилось до 5,2-5,5% (в зимний период) от общего спроса на электроэнергию. Продолжительность случаев отключений за последние 5 лет продолжительность отключений электроэнергии сократилась в 3 раза. Если в период до 2018 г., электроэнергию отключали на 6 и более часов, то на сегодняшний день наблюдаются только краткосрочные перебои продолжительностью от 10 минут до 2 часов при сокращении общего количества отключений[3].  

По индикатору доступа населения к чистым видам топлива и технологиям, также, достигнут прогресс.  Если в период 2018-2021 гг. доля населения, испытывающие трудности или не имеющие доступа к чистым технологиям составляла в среднем 4,1-4,5%, то в 2022-2023 гг. она сократилась до 1,5-2% от общей численности населения.       

Выводы и предложения:

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что Узбекистан выходит на траекторию устойчивого обеспечения населения энергией. Об этом, в частности, свидетельствуют положительные тренды ключевых индикаторов, характеризующих качественные сдвиги в обеспечении доступа населения к энергии.

Вместе с тем, в условиях роста численности населения и целевых задач по повышению качества жизни людей, требуется детализация показателей, характеризующих структуру и направления использования чистых видов топлива и энергии (например, в приготовлении пищи, обогреве домов и т. д). Также, требуется уточнение оценок и рейтинговых показателей достижения целей устойчивого развития (ЦУР). В этом направлении, исследования ИМРИ будут продолжены.

В целях повышения рейтинга Узбекистана по индексу доступа населения к чистым видам топлива и энергии рекомендуется:

  • дальнейшее наращивание потенциала в области управления, сбора и мониторинга энергетических данных для построения справедливого и инклюзивного энергетического сектора;

  • ускорение интеграции цифровых технологий в энергетическую систему, которые, на современном этапе мирового развития, рассматриваются в качестве катализатора устойчивого развития;

  • всемерная поддержка приоритета полного задействования потенциала ВИЭ, но при обязательном соблюдении принципов проведения рациональной и сбалансированной политики перспективного развития энергетических мощностей.      

Список использованной литературы:

[1] Отчет об устойчивом развитии, 2024 - Sustainable Development Report, 2024 // https://dashboards.sdgindex.org/
[2] Отслеживание ЦУР 7: Отчет о прогрессе в области энергетики, 2024 - Tracking SDG7: The Energy Progress Report, 2024 // https://www.irena.org/Publications/2024/Jun/Tracking-SDG-7-The-Energy-Progress-Report-2024
[3] Отчет о Целях устойчивого развития, 2024 - The Sustainable Development Goals Report, 2024 // https://unstats.un.org/sdgs/report/2024/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2024.pdf
[4] Новый индекс Цели 7 в области устойчивого развития как парадигма оценки энергетической устойчивости: на примере Европы, 2022 - A novel Sustainable Development Goal 7 composite index as the paradigm for energy sustainability assessment: A case study from Europe, 2022 // https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0306261921014446
[5] Агентство статистики при Президенте Республики Узбекистан // https://nsdg.stat.uz/goal/10
[6] Министерство энергетики Республики Узбекистан/ https://minenergy.uz/uz/news/view/1592

 

Э.Р.Бикеева,
Руководитель проекта ИМРИ

М.С.Сапармухаметова,
Ведущий специалист проекта ИМРИ

 


[1] Методология индекса SDSN была проверена Совместной исследовательской комиссией ЕС в июле 2019 года и рецензирована Nature Geoscience и Cambridge University Press
[2] Включая гидроэнергию, солнечную и ветровую энергию
[3] Министерство энергетики Республики Узбекистан
24