Опыт Испании в сфере реформирования железнодорожного сектора

 

Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали опыт Испании в сфере реформирования железнодорожного сектора. 

 До 2005 года железные дороги Испании управлялись монопольной государственной компанией RENFE.  На тот момент в системе железных дорог накопился ряд структурных проблем, таких как: отсутствие конкуренции и низкая эффективность управления, нехватка инвестиций в отрасль, слабое соблюдение стандартов безопасности и другие.

В связи с вышеуказанными проблемами, в 2005 году было принято решение начать реформу по либерализации железнодорожного сектора, в ходе которого RENFE была разделена на 2 организации: ADIF – несла ответственность за строительство новой и обслуживание имеющейся инфраструктуры, а RENFE-Operadora – занималась оказанием транспортных услуг. Ключом к успеху реформы стало чёткое разделение функций и обязанностей между двумя управляющими компаниями.

В результате реформ была создана конкурентная среда на рынке транспортных услуг с монопольным контролем объектов инфраструктуры: ADIF сохранила монопольное управление инфраструктурой. В свою очередь, операторам были предоставлены равные права по доступу к инфраструктуре и возможности ее использования. С целью создать конкурентную среду RENFE-Operadora была разделена на 4 компании (Renfe Viajeros, Renfe Mercancías, Renfe Alquiler de Material Ferroviario and Renfe Fabricación y Mantenimiento).

В модели вертикального разделения деятельности, принятой в Испании, в которой инфраструктура является государственной монополией, важной функцией ADIF является обеспечение права доступа операторов к инфраструктуре на прозрачной основе. Для этого операторы должны уплачивать ADIF плату, которая в Испании считается налогом и ежегодно определяются в общем государственном бюджете. Плата за доступ устанавливается с целью возмещения затрат, непосредственно связанных с эксплуатацией железнодорожного транспорта[1].

В 2022 году Испания начала реформу по либерализации высокоскоростных магистралей. До 2021 года в Испании существовал только один оператор высокоскоростных железных дорог в стране. На данный момент на рынке функционируют 3 компании (Renfe, Ouigo España, Iryo).

Приглашение частных операторов привело к снижению цены за проезд и увеличению количества поездов на линиях. Например, в ответ на низкие цены компании Iryo (от 18 евро), Renfe запустила свой собственный лоукостер Renfe Avlo. Более того, по словам министра транспорта, в результате функционирования частных операторов на рынке ожидается двукратное увеличение количества составов на маршрутах Мадрид-Барселона, Мадрид-Валенсия и Мадрид-Юг. Также продолжается процесс расширения географии высокоскоростных поездов. Например, планируется запустить новый маршрут в Севилью.

Таким образом, снижение цен и усиление конкуренции способствовало достижению положительного эффекта. В частности, в августе 2022 года железнодорожные поездки между Мадридом и Барселоной совершили 310 000 пассажиров, по сравнению с 265 000 в августе 2019 года[2].

 

Антон Костюченко,
руководитель проекта ИМРИ

Одилжон Назаров,
ведущий научный сотрудник ИМРИ

 

 


[1] https://www.cnmc.es/sites/default/files/2741457_2.pdf
[2] https://ru.euronews.com/travel/2023/04/17/high-speed-railways-in-spain

 

527