Основные результаты реализации национальных целей и задач устойчивого развития Узбекистана
Скачать статью
Найля Ибрагимова Мурадовна
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований,
Научный центр по сокращению бедности и изучению благосостояния населения, руководитель проекта, PhD
Аннотация:
Основываясь на рекомендациях ООН по показателям ЦУР и руководствуясь национальными приоритетами и программами по достижению этих целей, Узбекистан разработал собственные планы по совершенствованию и развитию необходимой информационной базы, отслеживает глобальный прогресс в достижении ЦУР и реальные сдвиги по выполнению взятых обязательств.
В данной статье основное внимание уделено текущей динамике, тенденциям и проблемам изменения важнейших индикаторов ЦУР, направлениям достижения более динамичного прогресса, необходимого для воплощения в жизнь преобразований, предусмотренных Повесткой дня на период до 2030 года в Узбекистане.
Ключевые слова:
Национальные цели и задачи устойчивого развития, результаты реализации, индикаторы ЦУР, Узбекистан.
Введение. В сентябре 2015 года Республика Узбекистан, как и другие страны мира, выразила свою приверженность к Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка - 2030) и приняла на себя обязательства обеспечить устойчивый, всеохватный и поступательный экономический рост, социальную интеграцию и защиту окружающей среды, а также способствовать обеспечению мира и безопасности на планете. Так, было принято Постановление Кабинета Министров от 20 октября 2018 года №841 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года».
Цели устойчивого развития (ЦУР) направлены на повсеместную ликвидацию нищеты и голода, сокращение неравенства внутри стран и между ними, обеспечение здорового образа жизни и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни для всех, гендерного равенства, содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости для всех, обеспечение доступа к жилью и широкое внедрение “зеленой экономики”, обеспечение экологической устойчивости и других важнейших сфер, касающихся улучшения качества жизни людей.
1. Формирование национальных целей и задач устойчивого развития (ЦУР), механизмы их реализации
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций № 70, принятой на Саммите ООН по устойчивому развитию в сентябре 2015 года, а также в целях организации системной работы по последовательной реализации Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН до 2030 года (далее – ЦУР) Кабинет Министров принял Постановление №841 «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». В рамках данного постановления утверждены 16 национальных целей (ЦУР) и 125 задач в области устойчивого развития до 2030 года, утверждена «Дорожная карта по имплементации национальных ЦУР и задач.
На основе глобальной системы показателей в тесном межведомственном сотрудничестве с министерствами и ведомствами, ответственными за реализацию ЦУР, а также с агентствами ООН, Госкомстатом был сформирован национальный перечень показателей ЦУР. В него вошли индикаторы, предложенные на глобальном уровне, и отражающие национальные приоритеты развития. Основным инструментом для мониторинга и распространения данных об индикаторах ЦУР является национальная платформа по представлению отчетности по ЦУР (http://nsdg.stat.uz). Платформа - это единый центр сбора и обобщения информации о текущей ситуации по достижению ЦУР в стране.
Следует отметить, что разработанная Стратегия действий Узбекистана на 2017–2021 годы фокусируется на экономике, государственном управлении, а также социальном развитии и человеческом потенциале. Все эти области в значительной степени сходятся и созвучны с Целями устойчивого развития (далее – ЦУР). За прошедший период с момента принятия Постановления №841 Правительство Узбекистана приняло необходимые меры, направленные на интеграцию его целей и задач в свои национальные планы развития, а также на реализацию программных и организационных мероприятий для их воплощения в жизнь.
2. Место Узбекистана в реализации ЦУР в системе мировых координат
Принятие Национальных целей и задач устойчивого развития Узбекистана на период до 2030 г. создало основу для нового глобального партнерства в целях повышения уровня благосостояния на основе разработки национальных стандартов устойчивого развития и гармонизации его экономических, социальных и экологических аспектов.
Узбекистан в среднем имеет 70,3% от наилучшего возможного результата по 17 целям устойчивого развития. Оценка Узбекистана в глобальном рейтинге приведена в группе региона Восточная Европа и Центральная Азия. Индекс по Узбекистану за 2020 г. составляет 71,0 п.п., что на 0,1 п.п. выше регионального среднего значения в 2020 г., в глобальном рейтинге наша страна занимает 66 место.
Сильными сторонами Узбекистана в реализации ЦУР являются: 100% уровень грамотности в возрасте 15-24 лет обоих полов; 100% населения использует по крайней мере базовый уровень услуг санитарии; высокий уровень удовлетворенности общественным транспортом и уровень безопасности.
Узбекистан, будучи развивающимся регионом мира, за последние четыре года достиг огромных успехов в либерализации экономики и переходе к рынку. Узбекистан за 2016-2020 гг. достиг впечатляющих успехов в осуществлении сложных реформ, нацеленных на экономический рост и создание дополнительных возможностей для граждан. Правительством предпринимаются меры по реформированию государственных институтов, расширению участия гражданского общества в жизни страны, улучшению госуслуг в области здравоохранения и образования. Реформы по построению успешно функционирующей рыночной экономики, улучшению делового климата, в банковском, финансовом и энергетическом секторе, в области землепользования и сельском хозяйстве будут способствовать росту частных инвестиций, созданию дополнительных рабочих мест, в частности, для молодежи. Эти меры направлены на достижение устойчивого экономического роста.
К уже проведенным знаковым реформам относятся либерализация валютного рынка, начало либерализации цен и реформирования государственных предприятий, налоговые реформы и существенное повышение качества и доступности экономической статистики. В сентябре 2017 года официальные органы осуществили либерализацию валютного рынка. За этим первым смелым шагом последовала первая волна преобразований, включая предоставление большей независимости Центральному банку Узбекистана. Принимается ряд мер по устранению неравных условий ведения бизнеса и развитию конкуренции, включая введение свободной конвертации, совершенствование порядка предоставления льгот. Развивается конкуренция между банками, качество их работы улучшается, устранены поборы с клиентов за элементарные банковские операции.
Узбекистан открыт для экономического сотрудничества со всеми странами мира. Принято Постановление Президента Республики Узбекистан, предусматривающее радикальное сокращение таможенных платежей с 1 января 2019 г. Устранены многие административные барьеры перед экспортом. В полном объеме восстановлены и получили новый импульс масштабные экономические связи с соседними центральноазиатскими странами. Объем инвестиционного портфеля в 2018 году по линии сотрудничества с международными организациями и финансовыми институтами достиг почти 8,5 миллиарда долларов. В рамках государственных визитов достигнуты соглашения более тысяч проектов на общую сумму около 50 миллиардов долларов.
3. Обеспечение гендерного равенства важный результат устойчивого развития
Определенные качественные сдвиги имеются в гендерном равенстве. Произошли позитивные изменения в повышении экономической самостоятельности женщин, создании условий для реализации их потенциала в социально-экономической сфере. В 2019 году Парламентом было принято два важных закона: Закон «О гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин» и Закон «О защите женщин от притеснений и насилия», направленный на предупреждение притеснений и насилия в быту, на рабочих местах и в образовательных учреждениях, а также предусматривающий ответственность за совершение таких поступков. Образован Комитет Сената Олий Мажлиса по вопросам женщин и гендерного равенства. Избрание в 2020 году женщины председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан также свидетельствует о масштабной работе по обеспечению гендерного равенства.
Возрастает участие женщин на уровне принятия решений. За счет сформированного резерва кадров 6 тысяч активных женщин, обладающих политическими и правовыми знаниями, инновационными идеями и организаторскими способностями, обеспечено их участие в качестве кандидатов в депутаты на выборах, состоявшихся 22 декабря 2019 года. По итогам выборов в Нижнюю палату избрано 48 депутатов женщин, пять лет назад (2014 году) доля женщин в законодательной палате Олий Мажлиса составила 16%, а в Кенгашах народных депутатов областей 23%.
В целом наблюдается устойчивый рост доли женщин в руководящих должностях (с 27,7% в 2015 г. до 33,0% в 2019 г.). В Кабинете Министров женщины составляли 6,5%, среди руководителей исполнительной власти, на местах до 15,3%. Представленность женщин на руководящих должностях высшего звена в структуре министерств, государственных комитетов и агентств составляет 10%, среднего звена – 24%.
В научной сфере по данным за 2018 г. среди женщин 540 доктора наук, 2708 кандидаты наук и 5 академиков.
Текущий (самый последний имеющийся показатель (2018-2019 гг.) - доля женщин среди всех фермеров в 2018 году составила 2%, в 2019 году 7%. Целевой параметр на 2030 год - 10%.
В 2018 году был составлен список из почти 47 000 женщин, живущих в трудных условиях по всей стране, включая 14 600 женщин-инвалидов, которым была оказана адресная поддержка. Из них 14 000 человек получили медицинскую помощь, 13 500 человек были обеспечены работой, а 22 000 человек получили финансовую помощь. За счет Фонда помощи женщинам и семье 1464 женщинам, живущим в трудных условиях, и женщинам-инвалидам было выделено 54,6 млрд. долл. США на доступное жилье и были произведены первоначальные платежи.
Необходимые меры приняты для предоставления материальной помощи и средств реабилитации женщинам-инвалидам за счет средств государственного фонда поддержки женщин и семей.
Сегодня занятость женщин определяется как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития. По инициативе женских комитетов было создано более 2300 маленьких цехов (небольших мастерских), на базе реконструированная и введения в эксплуатацию свободных помещений, в которых трудоустроены около 16 000 женщин.
За последние 2018-2019 гг. объем кредитов, выделенных на развитие женского и семейного предпринимательства, увеличился в два раза.
Несмотря на положительные сдвиги, имеются проблемы в реализации равенства. Доля женщин до сих пор составляют лишь малую долю штата государственных служащих-политиков; сохраняются большие гендерные разрывы в оплате труда; насилие в отношении женщин остается серьезной проблемой.
Внедрение гендерной системы квот на парламентские выборы помогло увеличить число женщин в политических партиях, но еще не дошло до 30% представительниц в должности - это доля, рекомендованная ООН как критическая масса, необходимая для влияния на принятие решений.
Хотя национальная Стратегия действий рассматривает ситуацию с женщинами только в контексте вопросов социальной защиты и здравоохранения, ее задачи включают показатели занятости и предпринимательства с разбивкой по признаку пола, а также показатели участия женщин в политической и социальной сферах. Соотношение женской и мужской рабочей силы составляет 69,1% против 75,3% по группе 7 стран со сходным уровнем развития.
Несмотря на общий гендерный паритет в показателях грамотности и начального образования, перспективы развития женщин в Узбекистане ограничены структурными барьерами, которые приводят к меньшему количеству средних лет обучения, сокращению доступа к среднему профессиональному и высшему образованию (особенно для сельских женщин), преобладанию женщин на неофициальных и низкооплачиваемых рабочих местах, а также отсутствию доступа к ресурсам и контроля над ними, будь то производственные активы, информация и знания или принятие решений на местном и национальном уровнях.
Дополнительные важные шаги включают актуализацию гендерной проблематики и применение гендерного анализа при формулировании, осуществлении и оценке всех политик, и принятии решений.
4. Обеспечение доступа к жилью через масштабное жилищное строительство
Доступ к жилью – важный результат осуществляемых преобразований. Доля населения, проживающего в благоустроенном жилье растет быстрыми темпами. Завершается реализация Программы по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017-2020 годы, предназначенных для молодых семей, жителей ветхих жилых домов и других категорий граждан, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилищный фонд республики с 2015 г. увеличился на 49,78 млн.кв.м. (8,1 %), в том числе городской жилищный фонд составляет 264,5 млн.кв.м. (51,3%) в сельской местности 253,15 млн.кв.м (48,7%). Посредством широкой реализации программ по строительству жилья в сельской местности Узбекистан стремится обеспечить доступным жильем жителей сельских районов, в том числе такие уязвимые категории, как матери-одиночки, пожилые люди и инвалиды. Эти усилия направлены на улучшение существующих условий жизни и обеспечение базовыми услугами в зонах, которые ранее не обслуживались. Самое главное – осуществлен значительный сдвиг в строительстве жилья в городах и жилья по типовым проектам в сельской местности. Только за 2017-2018 гг. построены 24 млн. м2 жилья, в том числе 3,31 тыс.кв.м. жилья по типовым проектам. В долгосрочном тренде будет увеличиваться доля населения в трудоспособном возрасте, и именно она будет выступать одним из главных факторов динамичного роста спроса на жилье в Узбекистане. Новые заключенные браки формируют дополнительный спрос на отдельное жилье. Только в 2016-2018 годах было заключено ежегодно более 275,1 тыс. браков, что существенно влияет на спрос жилья.
5. Развитие туризма как реальный результат проводимых реформ
Туризм - важная конкурентоспособная сфера экономики. В туризме осуществляются крупные реформы, направленные на совершенствование законодательной базы, - только в 2018 году принято более 25 нормативно-правовых актов. Развитие инфраструктуры в сфере туризма и продвижение туристского потенциала, упрощение визового режима, правил пребывания в Узбекистане и ведения предпринимательской деятельности стали важными факторами, повлиявшими на значительный рост количества прибывающих иностранных туристов за последние годы. Введен безвизовый режим для граждан 86 государств и упрощенный визовый режим для граждан 57 государств. В результате принятых мер туристический поток за 2019 год составил около 6,7 миллиона иностранных туристов – на 4,7 миллиона больше, чем в 2016 году. За период 2015 — 2018 годов экспорт туристических услуг вырос в три раза.
Ускоренное развитие сферы туризма и повышение его роли в экономике считается одной из важных задач в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. За последние 5 лет туризм стал одной из “точек роста” национальной экономики, которая являясь драйвером развития других связанных отраслей, стимулирует рост доходов, обладая высоким мультипликативным воздействием: 1$ прямого дохода от туризма дает минимум 5-7$ в соседних отраслях экономики[1]. Необходимо отметить, что услуги туризма и сопутствующие услуги общественного питания (проживания и питания в трактовке ОКЭД) имеют заметное влияние на рост объемов рыночных услуг и ВВП в целом. Так, расчеты показывают, что на рост ВВП и увеличение доходов населения в большей степени влияет развитие сферы услуг (прирост ВВП и доходов населения на 67,2 и 60,3% соответственно, которые обеспечиваются за счет расширения объемов рыночных услуг).[2]
В последние годы был принят большой круг нормативно-правовых документов по развитию туризма, сформирована институциональная система управления развитием туризма, созданы структурные подразделения управления туризма во всех регионах страны для эффективного использования огромного туристического потенциала регионов. Содействуют развитию туристической индустрии новые организации: Центр сертификации туристических услуг, Институт развития туризма, Национальный PR-центр и другие.
Следует отметить, что принятие Постановления №ПП-4095 от 5 января 2019г. «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли» послужило интенсивному развитию туризма, созданию и продвижению на мировые рынки национального продукта на основе создания благоприятных экономических стимулов и организационно – правовых условий. Так, по состоянию на 15 марта 2021г. 30-дневный и 60-дневный безвизовый режим установлен для 90 стран (помимо двустороннего безвизового режима для СНГ[3]). Впоследствии УП№5611 от 05.01.2019г. с 1 февраля 2019г. ввел безвизовый режим для 45 стран сроком на 30 дней, УП№5691 от 18.03.2019г. для граждан ОАЭ сроком 30 дней, УП№5781 от 13.08.2019г. для 20 стран сроком на 30 дней.
Оформление электронной туристической визы в упрощенном порядке через портал “e-visa.gov.uz” с 15 июля 2018 года запущено через систему выдачи электронных въездных виз для 57 стран, УП № 5326 от 03.02.2018г. Иностранные граждане этих стран могут получить электронную визу сроком на 30 дней без обращения в консульские учреждения за два рабочих дня[4].
6. Широкое внедрение “зеленой экономики” и обеспечение экологической безопасности
В Узбекистане принята Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019 — 2030 годов Постановлением Президента РУз от 04.10.2019 г.
При этом в долгосрочной перспективе переход на «зеленую» экономику должен основываться на следующих основных принципах:
- соответствие Национальным целям и задачам в области устойчивого развития;
- рациональное использование ресурсов, устойчивое потребление и производство;
- включение экологических и социальных критериев в систему экономического учета;
- приоритетность применения «зеленых» инструментов и подходов для достижения целей социально-экономического развития;
- достижение существующих макроэкономических целей посредством повышения конкурентоспособности и роста показателей в ключевых секторах, создания «зеленых» рабочих мест, повышения благосостояния населения;
- обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов.
Анализ текущего состояния окружающей среды, существующие глобальные и региональные экологические проблемы, а также новые экологические угрозы привели к необходимости разработки и принятию Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента от 30.10.2019 г. В целях реализации Концепции разработана «Дорожная карта» по управлению окружающей средой, что позволит улучшить качество жизни населения, в том числе за счет развития экологически устойчивого транспорта.
В рамках «Дорожной карты» предусмотрена разработка и принятие плана по поэтапному переходу производимых в стране автотранспортных средств и моторного топлива на соответствующие экологическому классу “Евро-5” и выше к 2030 году, что позволит обеспечить экологическую безопасность эксплуатируемых автотранспортных средств.
Большую роль в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду играет перевод автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива. Так, в настоящее время в республике более 40% автобусов и грузовых автомобилей переведено на сжатый и сжиженный газ.
В последние годы политика Узбекистана направлена на увеличение количества деревьев, высаживаемых в городских районах, а также на создание зеленых поясов вокруг крупных городов.
В 2017 г. в стране началась реформа системы сбора и размещения бытовых отходов. Создана вертикаль управления, контролирующего и координирующего деятельность физических и юридических лиц, специально уполномоченных государственных органов, организаций и предприятий в сфере обращения с отходами.
Приняты меры по обеспечению функционирования по всей территории республики единой электронной биллинговый системы учета абонентов «Clean City», в которой ведется учет 3,7 млн. абонентов, с 15,7 млн. проживающими физическими лицами. Охват населения услугами по санитарной очистке по республике составляет 48% от общей численности населения.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов» от 17 апреля 2019 г. предусмотрена оптимизация количества полигонов ТБО. Стратегией установлены задачи к 2028 г. по обеспечению 100 % охвата населения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов.
В Республике функционирует единая система экологического мониторинга, осуществляется комплексная оценка состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов.
Согласно утвержденной Программы мониторинга окружающей природной среды на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2016 года, осуществляются работы по ведению мониторинга источников загрязнения природной среды. Создана электронная база данных. Осуществляется Государственный экологический мониторинг источников загрязнения (МИЗ) окружающей среды на 558 хозяйствующих субъектах: по промышленным выбросам ежемесячно по 264 предприятию, по сточным водам ежеквартально – по 171 и по загрязнению почв 2 раза в год (осень, весна) – по 123 предприятиям.
В целях осуществления системного наблюдения за использованием природных ресурсов, оценки, информационного обеспечения ведения государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, целевого и рационального использования природных ресурсов принято Постановление правительства «О совершенствовании системы мониторинга окружающей природной среды в Республики Узбекистан» от 5.09.2019г.
7. Коренное реформирование систем образования и здравоохранения как основа развития человеческого потенциала
В стране наблюдается последовательное сокращение детской и младенческой смертности. В республике последовательно проводится экспертная оценка и анализ всех случаев материнской смертности, разработка мероприятий и рекомендаций по снижению заболеваемости и смертности беременных, рожениц и родильниц, осуществление организационных мероприятий по улучшению качества оказываемой медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, внедрение в практику опыта работы передовых акушерских технологий, основанных на доказательной медицине, контроль за выполнением директивных и других документов.
В целях законодательно-правового обеспечения снижения на одну треть показателя материнской смертности к 2030 году принят ряд нормативно-правовых документов:
-
Закон Республики Узбекистан «Об охране репродуктивного здоровья граждан» от 11.03.2019 г. (№ЗРУ-528)
-
Постановление Президента Республики Узбекистан “О повышении качества и дальнейшем расширении охвата медицинской помощью, оказываемой женщинам репродуктивного возраста, беременным и детям» от 08.11.2019 года.
В 2018 году коэффициент материнской смертности на 100 тыс. живорожденных составил 20,2 на 100 тыс. живорожденных. При этом индикатор доли родов принятых квалифицированными медработниками остается достаточно стабильным (100%).
К 2030 году ставится задача снизить в два раза смертность новорожденных и детей в возрасте до пяти лет. В этих целях приняты ряд нормативно-правовых документов:
-
Закон "О поддержке грудного вскармливания и требованиях к продуктам питания для младенцев и детей раннего возраста" (№ЗРУ-574 от 23.10.2019 г.),
-
Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 сентября 2019 года «О мерах по дальнейшему улучшению медицинской и социальной помощи детям с редкими (орфанными) и другими наследственно-генетическими заболеваниями».
В стране наблюдается последовательное сокращение детской и младенческой смертности. Так за 2017-2018 гг. детская смертность снизилась с 15,4 до 13,1 на 1000 живорожденных, а младенческая смертность с 11,5 до 10,3 на 1000 живорожденных (пороговое значение этого показателя равно 10).
Рисунок 3.2 Показатель детской и младенческой смертности
(на 1000 живорожденных)
Источник: Госкомстат Республики Узбекистан
В республике последовательно проводится экспертная оценка и анализ всех случаев материнской смертности, разработка мероприятий и рекомендаций по снижению заболеваемости и смертности беременных, рожениц и родильниц, осуществление организационных мероприятий по улучшению качества оказываемой медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, внедрение в практику опыта работы передовых акушерских технологий, основанных на доказательной медицине, контроль за выполнением директивных и других документов.
Принят ряд нормативно-правовых документов: Закон Республики Узбекистан «Об охране репродуктивного здоровья граждан»; Постановление Президента Республики Узбекистан “О повышении качества и дальнейшем расширении охвата медицинской помощью, оказываемой женщинам репродуктивного возраста, беременным и детям» от 08.11.2019 г.
До 2030 г. предусмотрено снизить уровень заболеваемости населения туберкулёзом и ВИЧ и обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями.
В целях правового обеспечения принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 13.02.2019 г. "О мерах по совершенствованию системы оказания специализированной фтизиатрической и пульмонологической помощи".
Согласно Постановления Кабинета Министров от 24.07.2017 года разработан «Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию методов диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, в том числе вирусных гепатитов на 2017-2021 годы».
За 2015- 2018 гг. индикатор заболеваемости гепатитом С на 100 000 чел снизился с 0,3 до 0,2, а заболеваемости гепатитом В на 100 000 чел. соответственно с 1,1 до 0,6.
Меры по улучшению материально-технического состояния фтизиатрических учреждений включены в комплекс мероприятий, утвержденный Указом Президента Республики Узбекистан от 13 февраля 2019г. «О мерах по совершенствованию системы специализированной фтизиатрической и пульмонологической помощи». В рамках этого комплекса мероприятий на 2019–2021 годы будет выделено 12 млн. долл. США для оснащения противотуберкулезных учреждений самым современным медицинским оборудованием.
Все областные центры фтизиатрии и пульмонологии в 2020-2021 гг. будут оснащены современным оборудованиям для диагностики, лечения и реанимации.За этот период все противотуберкулезные санатории будут оснащены современным оборудованиям для диагностики, лечения и реанимации.
Намечается к 2030 году сократить преждевременную смертность на 30% среди населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, сахарного диабета и хронических респираторных заболеваний. Для реализации данной задачи принят ряд нормативно-правовых документов:
-
Закон Республики Узбекистан «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» (принят Законодательной палатой 27 июня 2011 года Одобрен Сенатом 26 августа 2011 года);
-
Закон Республики Узбекистан «О присоединении к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 года)» (№ЗРУ-326 от 24.04.2012);
-
«Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями» Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 года)» (ВОЗ 2013 г.);
Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения» (от 18.12.2018 г.).
Рисунок 3.4. Стандартизованный по возрасту показатель смертности среди населения в возрасте 30-69 лет от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, сахарного диабета и хронических респираторных заболеваний
Источник: Госкомстат Республики Узбекистан
В 2018 г. стандартизованный по возрасту показатель смертности составил - 264,9, болезней системы кровообращения– 191,2, злокачественных новообразований – 48,2, сахарного диабета 2 типа – 19,7, хронических респираторных заболеваний – 5,8.
Намечаемые целевые ориентиры к 2030 году - снизить стандартизованный по возрасту показатель смертности среди населения в возрасте 30-69 лет от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, сахарного диабета и хронических респираторных заболеваний на 25%.
Важной задачей выступает улучшение профилактики и лечения зависимости от психоактивных веществ, в том числе злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем (снижение вредного потребления алкоголя на 10%). Для её решения принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы оказания наркологической помощи населению Республики Узбекистан» от 03.10.2019 г., подготовлен Проект Закона Республики Узбекистан «О наркологической помощи».
Важным является последовательное увеличение финансирования здравоохранения, повышение качества подготовки кадров и предоставления медицинских услуг, обеспечение достойной оплатой труда.
За последние три года наблюдается последовательное увеличение финансирования здравоохранения, с 7,1 трлн. сум в 2017 г. до 12,1трлн сум в 2019 г. , 14.8 трлн сум в 2020 году.
Рисунок 3.с. Обеспеченность врачами на 10 тыс. человек
Источник: Госкомстат Республики Узбекистан
Показатель численность врачей всех специальностей на 10 тыс. населения в 2015 году составил - 26.4, численность среднего медицинского персонала на 10 тыс. населения - 106.5. Целевой параметр на 2030 г.: увеличить число медицинских работников на душу населения на 30%.
В стране для всеобщего доступа к непрерывному образованию прилагаются многочисленные усилия, в том числе для уязвимых слоев населения. Улучшение охвата всеми видами и этапами обучения по сравнению с 2015 годом в среднем составило 5 п.п.
В сфере образования за последние 3 года наблюдается тенденция повышения охвата детей от 3 до 6 лет системой дошкольного образования (с 27,7%. в 2017 г. до 52%. в 2019 г.). В 2019 году организовано 5722 государственных, частных и семейных детских сада. В результате в течение одного года охват детей дошкольным образованием увеличился с 38 до 52 процентов.
Рисунок 4.1. Доля детей в возрасте от 3 до 6 лет охваченных
системой дошкольного образования, %
Растет охват в высшем (20% из выпускников) и дошкольном (52% из детей 3-6 лет) образовании, при целевых параметрах охвата к 2030 году 50%[1] и 85%[2], соответственно. В 2019 г. принята «Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года». Согласно целевого параметра достижения указанной в Концепции к 2030 году уровень охвата детей от 3 до 6 лет должно достичь 80,8%.
Согласно постановления Президента Республики Узбекистан №ПП-3651 от 05.04.2018 «О мерах по дальнейшему стимулированию и развитию системы дошкольного образования» можно получить бесплатный земельный участок или здание по нулевой стоимости для открытия детского сада на основе государственно-частного партнерства. Субъекты частного предпринимательства — физическое или юридическое лицо, которое хочет оказывать услуги дошкольного образования, могут бесплатно получить земельный участок на 30 лет, а также налоговые, таможенные и другие льготы.
ДОУ получили право оказывать ряд дополнительных платных услуг: уход и присмотр за детьми в выходные дни и после завершения рабочего дня, организация кружковых занятий сверх установленной программы. При этом активно ведутся медиа программы о важности именно родительского внимания и отведению времени для воспитания и эмоционального состояния ребенка.
В 2018 году показатель вовлеченности детей 6 лет к подготовке школ составил 37%, против 27% в 2015 году из которых 47% составляло девочек в обоих годах.
Проект по обязательной годичной подготовке детей к школе был запущен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 декабря 2018 года «О мерах по поэтапному переходу на обязательную годичную подготовку к начальному образованию». В соответствии с Концепцией развития системы дошкольного образования охват дошкольным образованием детей 6-летнего возраста должен составить 85,2% в 2020 году и 100% в 2021 году. Дошкольная подготовка при государственных ДОО бесплатная. Программа рассчитана на 15 часов занятий в неделю, то есть каждый день по 3 часа. Для родителей, которые не хотят отдавать детей в государственные ДОО, предусмотрена возможность подготовки к школе в частных дошкольных организациях и учебных центрах.
В 2018 году 98,2% населения 7-18 лет охвачены формальным (начальным, средним и средне-профессиональным) образованием против 94,89% в 2015 году.
Охват высшим образованием (бакалавриат) населения 18-21 лет в 2018 году в результате проведенных реформ имеет тенденцию роста: показатели данного индикатора в 2018 году составили 15,46% против 10% в 2015 году. В разрезе по полу в 2018 году 16,8% всего населения мужского и 14,06% всего женского населения охвачены высшим образованием. В 2015 году в разрезе по полу охват высшим образованием составлял 12,12% всего населения мужского пола и 7,86% всего населения женского пола. В охвате высшим образованием женщин улучшение составило почти в 2 раза.
В настоящее время в Республике Узбекистан действует закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» принятый в новой редакции от 11 июля 2008 года, который определяет социальную защиту и права лиц с инвалидностью. Доля детей инвалидов охваченных системой образования по сравнению с 2015 годом улучшился на 5,92 п.п. Доля девочек среди охваченных системой образования так же на 5,54 п.п.
Для снижения нагрузки и развития регионов открываются филиалы республиканских и зарубежных ВУЗов в регионах. В принятой октябре 2019 года «Концепции развития системы высшего образования в Республике Узбекистан до 2030 года» ставятся целевые параметры охвата 50 % выпускников высшим образованием, в последствии чего повысится численность студентов на 10000 человек.
Предусмотрено значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.
Рисунок 4.3. Численность студентов высших образовательных
учреждениях на 10000 человек
Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан
Начиная с 2018 года расчет доли воспитателей с педагогическим образованием среди воспитателей с высшим образованием осуществляется согласно новой методики. Данный индикатор в настоящее время составляет 95,6%. Для доведения этой доли до 100% принимаются многочисленные меры со стороны государства. В 2019/2020 году 6 вузов республики приняли 905 студентов по направлению дошкольное по разным формам обучения:
Помимо республиканских вузов открылись филиалы международных вузов и подписываются договора о сотрудничестве с ними.
Университет Пучон в г. Ташкенте по направлению дошкольное образование в 2019/2020 учебном году на очное отделение набрал 240 студентов и на вечернее отделение 150 студентов.
21 января 2020 года было подписано соглашение об открытии филиала Российского государственного университета им. А.И.Герцерна. Поступить в филиал РГПУ можно будет в 2020 году по следующим направлениям:
-дошкольное образование;
-психология
-реабилитация и коррекционная педагогика для подготовки специалистов по работе с детьми с особыми потребностями.
В ближайшие годы намечается довести долю квалифицированных воспитателей в Республике Узбекистан до 100%.
Доля учителей с педагогическим образованием в общеобразовательных учреждениях в 2015 году составляла 97,4%. В 2018 году данный показатель повысился до 99,4%. Также как и в дошкольном образовании правительством уделяется особое внимание для увеличения числа квалифицированных учителей. В «Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» предусмотрены:
- поэтапное увеличение качественного состава учителей, в частности педагогов со степенью магистра, в общеобразовательных учреждениях;
- повышение эффективности и расширение охвата системы дистанционного повышения квалификации и переподготовки педагогов;
- внедрение механизмов установления квоты по льготному приему абитуриентов из горной и пустынной местностей с большой потребностью в педагогических кадрах по рекомендации Министерства народного образования Республики Узбекистан, а также увеличение квоты по направлениям заочного обучения в высших учебных заведениях педагогического направления;
- обучение около 3 тысяч кадров, не имеющих педагогической специализации по общеобразовательным предметам, на курсах педагогической и профессиональной переподготовки.
С утверждением Постановления Президента Республики Узбекистан от 9 августа 2017 года «Об организации специальных заочных отделений по педагогическим направлениям в высших образовательных учреждениях» в 15 вузах республики начали набор по заочной форме обучения.
Намечается значительно увеличить охват высшим образованием, количество кредитов и грантов, в том числе международных, для обучения в вузах. Согласно постановлению Кабинета Министров от 26 июля 2001 года банки могут выделять кредиты студентам для оплаты контрактов. В целом образовательные кредиты могут выдаваться коммерческими банками на обучение студентов — граждан Республики Узбекистан, принятых на очные отделения высших образовательных учреждений на платно-контрактной основе, самим студентам, их родителям или попечителям. При этом образовательные кредиты лицам, принятым на обучение в бакалавриат, выдаются на срок до 10 лет, в магистратуру — на срок до 5 лет с включением в эти сроки периода обучения в высших образовательных учреждениях.
Заключение. В обращении к Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеёв (24 января 2020 г.) фокусирует внимание на решении вопросов бедности, стимулировании занятости и предпринимательской активности, сокращении уровня женской и молодежной безработицы, а также решении вопросов социальной защиты.
Одним из главных приоритетов определена борьба с бедностью и поставлена цель по сокращению бедности и снижению безработицы до 7%. Президент отметил, что уровень бедности в стране составляет около 12−15 процентов, что требует подготовки предложений по вопросу ликвидации бедности в стране и разработки соответствующей программы.
Необходимо дальнейшее усиление территориальных аспектов оценки повышения благосостояния населения, формирования социальной структуры общества с ориентацией на средний класс, учет все возрастающей роли в обеспечении социальной стабильности адресной социальной защиты малообеспеченных, молодежной политики и удовлетворение потребностей и нужд молодых семей, рациональное использование туристического и демографического потенциала.
Для достижения основной цели повышения благосостояния населения, в рамках национальных целей и задач устойчивого развития в предстоящие годы необходимо обратить внимание на следующие приоритеты.
Важным приоритетом развития выступает ускорение перехода к конкурентной рыночной экономике, где в области развития конкуренции в экономике страны, особенно в тех секторах, где преобладают государственные предприятия широко распространены монополистические подходы ведения бизнеса.
Одним из важных условий также является осуществление реформы в сфере землепользования и прав пользователей.
Более широкомасштабные действия требуются по устойчивому развитию городов и решению проблем с экологией и снижению водного стресса. Еще один приоритет - повышение эффективности использования природных ресурсов, в котором важное место отводится управлению водными запасами и ирригацией. Разработана также концепция развития сельского хозяйства, предусматривающая переход к его интенсивному развитию с применением капельного орошения, гидропоники и других передовых агротехнологий. Все эти реформы направлены на ускоренное развитие страны, повышение благосостояния ее населения
Разработка комплексных мер по развитию государственно-частного партнерства, а также стратегии повышения эффективности и улучшения управления госпредприятиями ставится важным приоритетом.
Другим важным приоритетом выступает развитие и углубление финансовых рынков (для чего предусматривается разработка Концепции дальнейшего развития финансового сектора и комплексных мер по модернизации и развитию инфраструктуры финансового рынка) и решение проблем в отношении коррупции и эффективности институтов развития.
Важным остаётся продвижение инноваций и инвестиций в коммуникационные технологии, повышение качества торговой и транспортной инфраструктуры. Дальнейшая работа в области либерализации внешней торговли предполагает, среди прочего, дальнейшее упрощение таможенных тарифов, подготовку к вступлению в ВТО, а также оптимизацию процедур таможенного оформления и развития транспортной логистики.
Таким образом, предстоит сделать еще ряд реформ, в том числе провести бюджетную реформу, включающую финансовую децентрализацию, реструктуризацию и реформирование системы управления государственными компаниями, включая естественные монополии, приватизацию части государственного имущества, реформу фондового рынка.
Разработка национальной методологии мониторинга и отчетности для обеспечения согласованности и комплексности проводимой политики в области устойчивого развития на различных уровнях управления и измерениях включает разработку методики соответствующих рекомендаций по наращиванию потенциала.
[1] Приложение к Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года Целевые показатели https://lex.uz/ru/docs/4545887
[2] Проект Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года https://regulation.gov.uz/ru/document/8839-kontseptsiya_kompleksnogo_sotsialno_ekonomicheskogo_razvitiya_respubliki_uzbekistan_do_2030_goda
[3] https://themag.uz/post/aziz-abduhakimov
[4] Ибрагимова, Н. М. Перспективы и приоритеты устойчивого развития сферы услуг на среднесрочную и долгосрочную перспективу в Узбекистане / Н. М. Ибрагимова // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – Т. 16. – № 3(462). – С. 582-600. – DOI 10.24891/ea.16.3.582.
[5] В частности, с 10 странами: Азербайджанской Республикой, Грузией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Украиной (без ограничений), Кыргызской Республикой (до 60 дней) и Российской Федерацией.
[6] (Приложение 1 к Постановлению № 3836 от 4 июля 2018 г., ст. 6-б Регламента). Размер консульского сбора за оформление и выдачу электронной въездной визы в Республику Узбекистан иностранным гражданам определяется следующим образом: 20 долларов США — однократная; 35 долларов США — двукратная; 50 долларов США — многократная.
5915