Приватизация ветеринарных услуг: международный опыт и ситуация в Узбекистане

 

Ветеринарные услуги традиционно финансируются, управляются и предоставляются государственным сектором в развивающихся странах. В развитых странах ветеринарные услуги предоставляются на частной основе по принципу «платит потребитель».

Но по мере роста поголовья скота в развивающих странах и возрастающего дефицита средств, выделенных на ветеринарные службы из государственного бюджета, падает эффективность оказания ветеринарных услуг.  

Таким образом, постепенно развивающиеся страны переходят от преимущественно государственной ветеринарии к децентрализации, возмещению затрат, отказу от отдельных видов услуг, заключению контрактов с поощрением частных практикующих ветеринаров и приватизации ветеринарных услуг.

Рассмотрим примеры отдельных стран по приватизации ветеринарных услуг.

Новая Зеландия

Животноводческая отрасль Новой Зеландии высокоразвита, очень конкурентоспособна и в значительной степени ориентирована на экспорт. Сектор включает в себя крупные и средние коммерческие хозяйства. Владельцы скота имеют хороший средний уровень образования и дохода. Хорошо развиты ассоциации фермеров и ветеринаров.

Опыт Новой Зеландии по развитию ветеринарных услуг начался в 1930-х годах и зародился в ассоциациях частных владельцев скота, которые первоначально нанимали иностранных ветеринаров, когда в стране не было университетского образования в области ветеринарных наук.

Позже они лоббировали сначала получение государственной поддержки для обучения национальных ветеринаров за рубежом, а затем открытие факультета ветеринарных наук в Университете Мэсси.

Политика Новой Зеландии в области ветеринарных услуг различает «оспариваемую» деятельность, включающую услуги, не предоставляемые правительством, и «неоспариваемую» деятельность.

 «Неоспариваемая» деятельность включает в себя функцию регулирования и ряд других государственных услуг, которые правительство предоставляет на различных условиях возмещения затрат.

Технические консультации (распространение), клинические и профилактические ветеринарные услуги, обеспечение лекарствами, вакцинами и искусственным осеменением являются «оспариваемыми» услугами и не предоставляются государством.

В прошлом Новая Зеландия предприняла несколько крупномасштабных и долгосрочных программ по искоренению болезней животных (например, туберкулез и бруцеллез у крупного рогатого скота), которые установили обязательную практику борьбы с болезнями для частных владельцев скота, при этом государственные службы проводят строгий контроль за стадами и продуктами.

Только услуги со значительными внешними эффектами остаются под прямой ответственностью правительства, например, контроль и сертификация стандартов качества животных и продукции.

В Новой Зеландии государственным ветеринарам запрещено заниматься частной практикой. По запросу они могут направить владельцам скота список квалифицированных частных практиков, работающих в их районе. Следовательно, вопрос конкуренции между государственными и частными ветеринарами не возникает.

В районах Новой Зеландии, где работает мало частных ветеринаров, владельцы скота сами выполняют ряд пара-ветеринарных функций. Они сами проходят обучение или нанимают помощников, обученных пара-ветеринарным навыкам. Это могут быть обладатели дипломов или сертификатов более низкого уровня.

Пара-ветеринарные специалисты всех уровней обеспечивают здоровый элемент конкуренции на рынке ветеринарных услуг в сферах, где создана частная практика, а также обслуживают территории, где выпускнику вуза работать невыгодно.

Кения

В 1980-х годах правительства всех стран Африки начали разрабатывать новую политику и законы, обеспечивающие участие частного сектора в оказании ветеринарных услуг.

В 1980 году Правительство Кении поручило найти более рациональные способы оказания ветеринарных услуг. К 1986 году начались выборочно первые эксперименты по возмещению затрат. Фермеры, которые, как считалось, получали явные и осуществимые выгоды от содержания скота, должны были платить за услуги по полной стоимости. В то же время бедные ресурсами фермеры продолжали пользоваться субсидируемыми услугами.

К 1988 году было отменено гарантированное трудоустройство в государственном секторе для специалистов, окончивших различные зоотехнические учебные заведения, что стимулировало их переход в частную практику.

Приватизация служб искусственного осеменения в Кении была проведена в 1991 году. Приватизация полевых служб привела к тому, что услуги стали предоставлять частные ветеринары, молочные кооперативы, фермерские организации и отдельные фермы, при этом большая часть частных услуг искусственного осеменения была сосредоточена в районах с высокой плотностью поголовья молочного скота.

Первые частные услуги в этом направлении предлагались в центральных и восточных провинциях. К 1995 году частные услуги искусственного осеменения были запущены во всех провинциях.

В 1994 году Ветеринарная ассоциация Кении (KVA) запустила схему приватизации (Схема ветеринарной приватизации Кенийской ветеринарной ассоциации), чтобы предоставить членам кредиты для открытия частной практики.

Первый этап схемы (1994–1996 годы) был признан успешным, поскольку кредиты были погашен на 100%. Второй этап проекта (с 1997 года) характеризовался небольшим количеством заявок на получение кредитов, что привело к увеличению стоимости администрирования кредита на единицу. На этом этапе наблюдались дефолты по погашению кредита.

В рамках разделения затрат и активизации приватизации сектора правительство Кении также создало специальную схему кредитования для пара-профессионалов. Кредиты предоставлялись для приобретения мотоциклов по субсидированной цене. Срок погашения кредита составлял 3 года.

В итоге к 1995 году Ветеринарным советом Кении было зарегистрировано в общей сложности 154 частные клиники.

На основе мирового опыта приватизации, на Технической консультации ФАО в марте 1997 года был составлен список ветеринарных услуг, предназначенный в качестве руководства для рассмотрения правительствами. В этом списке ветеринарные услуги разделены на 3 группы.

1. Услуги, находящиеся в сфере ответственности государственного сектора, но не обязательно предоставляемые государственными организациями администрацией:

  • разработка национальной политики в области животноводства (создание благоприятной среды для деятельности частного сектора);

  • разработка нормативных актов, регулирующих деятельность по производству, переработке и сбыту животноводческой продукции, а также деятельность частных ветеринарных и пара ветеринарных профессий;

  • обеспечение здоровья национального стада (надзор, контроль соблюдения требований, карантин, контроль качества лекарств и вакцин, планирование действий в чрезвычайных ситуациях, отчетность в международные агентства и соседние страны);

  • инспекция и контроль продукции животноводства в целях безопасности пищевых продуктов;

  • сертификация импорта и экспорта;

  • аккредитация и мониторинг частных поставщиков ветеринарных услуг.

2. Услуги под разделенной государственной и частной ответственностью:

  • диагностика заболеваний и отчетность;

  • обязательное обследование;

  • контроль клещей;

  • гигиена и инспекция пищевых продуктов;

  • постоянное образование и обучение;

  • подлежащий уведомлению контроль заболеваний;

  • чрезвычайное реагирование на заболевания;

  • проведение научных исследований;

  • консультации и распространение информации по ведению животноводческой деятельности.

3. Услуги, находящиеся в сфере ответственности частного сектора:

  • клиническая диагностика и лечение;

  • производство и распространение лекарств и вакцин;

  • искусственное осеменение;

  • управление здоровьем стада и программами производства;

  • реализация продукции животноводства.

Источник: FAO

Ситуация в Узбекистане

Животноводство – одна из ключевых сфер национальной экономики. По данным 2022 года, на его долю приходится 46,0% валовой продукции, производимой в сельском хозяйстве.

В период 2000-2022 годов значительно увеличилось поголовье скота в стране. Численность крупнорогатого скота возросла в 2,6 раза, мелкорогатого скота – в 2,7 раза, птиц – в 6,7 раз.

Также с 2000 года производство животноводческой продукции значительно увеличилось. Объемы производства мяса и молока возросли в 3,2 раза, яиц – в 6,5 раза.

Для дальнейшего повышения производительности в отрасли необходимо улучшать качество имеющегося поголовья скота в республике, в том числе и путем развития предоставления ветеринарных услуг.

В Узбекистане юридические и физические лица в соответствии с законодательством могут осуществлять частную ветеринарную деятельность. Для осуществления частной ветеринарной деятельности (за исключением ветеринарной лечебно-профилактической деятельности) субъекты предпринимательства обязаны иметь лицензию, выдаваемую Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства.

За 2017-2022 годы объем предоставляемых ветеринарных услуг в республике вырос в 2,9 раза, в том числе государственной ветеринарной службой – в 1,7 раза, частными ветеринарами – в 5,5 раза.

Доля услуг, оказанных частными ветеринарами, в общем объеме ветеринарных услуг увеличилась с 28,9% в 2017 году до 56,3% в 2022 году в целом по республике.

За 2017-2022 годы количество юридических лиц, оказывающих ветеринарные услуги, увеличилось с 283 единицы до 312 единиц или на 10,2%. При этом количество частных предприятий, оказывающих ветеринарные услуги, за этот же период возросло всего на 5%161 единицы до 169 единиц).

Рекомендации

Для активизации процесса приватизации ветеринарных услуг необходимо провести тщательное исследование готовности и возможности платить среди мелких владельцев скота. Это возможно выявить на основе проведения отдельного специализированного опроса или включить пункт про ветеринарные услуги в запланированную в 2024 году национальную сельскохозяйственную перепись.

После этого рекомендуется провести ревизию ветеринарных услуг и в соответствии с рекомендациями ФАО определить те услуги, которые можно передать под ответственность частной практики или реализовывать по принципу ГЧП.

Также рекомендуется совершенствование подготовки ветеринарных кадров с упором на выделении большего времени на практику (не менее 30-40% от учебного процесса). Обеспечение отрасли кадрами должно исходить из расчета не превышения 900- 1000 голов скота на 1 практикующего специалиста. Для молодых специалистов рекомендуется разработать специальную льготную кредитную программу для открытия частной практики особенно в районах, где существует дефицит оказания ветеринарных услуг.

Как показывает зарубежный опыт, большую роль в развитии оказания ветеринарных услуг играет рост количества пара-ветеринарных специалистов. Для их подготовки необходимо проведение обучающих курсов и тренингов в сельской местности для мелких владельцев скота и нетрудоустроенной молодежи по оказанию пара-ветеринарных услуг.

Узбекистан в ближайшие годы планирует вступить в ВТО, что делает особо актуальным в ближайшей перспективе пересмотр ветеринарного законодательства и его гармонизацию с требованиями и принципами ВТО по ветеринарным и фитосанитарным мероприятиям.

Дарья Ильина,
руководитель Проекта ИМРИ

1020