ИПМИ провел оценку готовности Узбекистана к вхождению на фриланс-рынок




Эксперты ИПМИ проанализировали готовность Узбекистана к развитию фриланса и переходу на онлайн-аутсорсинг.

На современном этапе развития экономики проблемы занятости можно решить через новую, прогрессивную форму занятости – дистанционную работу. Данный вид современной занятости имеет много названий: интернет-работа, удаленная работа, или фриланс. Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) изучил мировые тенденции развития фриланса, имеющуюся в Узбекистане законодательную базу и оценил изменение Индекса готовности страны к вхождению на рынок фриланса за 2015-2020 годы, расчитанного на основе методики Всемирного Банка.

За 2015-2020 годы Индекс готовности Узбекистана к вхождению на рынок фриланса повысился с 45,7 до 56,6. Наибольшее влияние на это оказали улучшения по показателям блока 3. Так средний показатель по блоку «Инфраструктура» вырос с 40,5 до 61,6 (см. диаграмма 1).

Диаграмма 1. Индекс готовности Узбекистана к вхождению на рынок фриланса.

Наибольший рост отмечен по таким показателям как пропускная способность международного сети передачи данных – рост в 74,7 раза, количество пользователей (физических лиц) систем дистанционного банковского обслуживания – в 14 раз, число абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет – в 2,4 раза, обеспеченность населения интернетом – в 2,2 раза и другие.

За 2017-2020 годы в стране приняты меры по формированию условий, направленных на стимулирование развития фриланса в Узбекистане: приняты нормативно-правовые акты, стимулирующие деятельность замозанятых (фрилансеров), предоставления им льгот; приняты программы по повышению компьютерной грамотности и повышению квалификации в IT-профессиях среди молодежи.

 

Вставка.

На сегодняшний день в Узбекистане на законодательном уровне отсутствует термин «фрилансер». Однако, учитывая сущность данного термина (Фрилансер – вид рабочей занятости, при которой специалист обеспечивает себя работой самостоятельно), то наиболее подходящим термином является «самозанятые граждани».

Самозанятые граждане — физические лица, самостоятельно осуществляющие основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических и юридических лиц, направленную на получение ими трудового дохода, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и не использующие в своей деятельности труд наемных работников.

 

Для проведения оценки была использована методика Всемирного Банка «Оценка готовности страны к онлайн-аутсорсингу» (Assessing Country Readiness for Online Outsourcing). Данная методика была адаптирована к современным имеющимся показателям.

Таким образом, для оценки готовности Узбекистана к вхождению на рынок фриланс использовалось 27 показателей, которые были разбиты на 4 блока: наличие и качество талантов, расходы, инфраструктура и создание благоприятных условий.

С целью приведения данных к единому формату был проведен процесс стандартизации посредством метода Z-преобразования. Однако, наличие отрицательных значений в преобразованных данных затрудняет интерпретацию расчетов, в связи с этим можно использовать специальные методы линейного преобразования
z-значений для перевода их на множество целых положительных чисел, например преобразование в Т-шкалу. Эта шкала позволяет избавиться от дробных и отрицательных значений только в том случае, если z-значения лежат в интервале от -5 до +5.

После процедуры стандартизации рассчитывается среднее значение за каждый год по всем показателям, входящим в блок. Индекс готовности к вхождению на рынок фриланса является среднеарифметическим значение всех результирующих показателей по 4 блокам.

С использованием данной методики был рассчитан Индекс готовности к вхождению на рынок фриланса по Узбекистану за 2015-2020 годы (см. таблица 1).

Таблица 1.

Индекс готовности Узбекистана к вхождению на рынок фриланса.

Таким образом, в результате принятых в стране мер Индекс готовности Узбекистана к вхождению на рынок фриланса повысился с 45,7 до 56,6. Наибольшее влияние на это оказали улучшения по показателям блока 3. Так средний показатель по блоку «Инфраструктура» вырос с 40,5 до 61,6. Остальные блоки также показали рост: блок 1 «Наличие и качество талантов» - с 47,7 до 54,2; блок 2 «Расходы» - с 45,8 до 56,5; и блок 4 «Создание благоприятных условий» - с 48,8 до 54,3. В этих блоках значительный рост наблюдается по таким показателям как коэффициент охвата высшим образованием – рост в 2,6 раза, общее количество интернет пользователей в стране увеличилось в 2,2 раза, стоимость тарифов на интернет-услуги (внешнего канала) для провайдеров снизилась в 47,1 раз (259,3 долл. США в 2015 году и 5,5 долл. США в 2020 году).

Проведенное исследование показало, что в Узбекистане происходят положительные изменения, направленные на поддержку фрилансеров и создания необходимых для них условий. Пандемия коронавируса ускорила данные процессы путем резкого роста цифровизации экономики страны.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, в свою очередь, продолжит данное исследование, посредством проведения более глубокого анализа и сравнения готовности Узбекистана со странами Центральной Азии.

 

*Детальный анализ развития инновационной деятельности по отраслям и регионам может быть предоставлен по запросу в ИПМИ.

Костюченко Антон, главный научный сотрудник ИПМИ

1873