Оценка реформ и результатов в сфере дошкольного образования за последние 5 лет
«Важнейшим периодом жизни ребенка является дошкольный возраст, когда развивается умственная деятельность, формируются нравственно-эстетические представления и физические качества. В связи с этим нашей стратегической целью в области развития дошкольного образования на ближайшие годы является создание необходимых условий для полного охвата им всех детей». В связи с этим в 2017 году было создано Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан.
Проведенный анализ результатов эффективности реформ (на примере Наманганской, Джизакской, Ташкентской, Самаркандской и Кашкадарьинской областей), проведенных в сфере дошкольного образования, выявил следующее:
- меры по повышению охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием дали более успешные результаты в Джизакской области (повышение на 15 п.п.);
- реформы по охвату детей 6 лет системой подготовки к школе в Самаркандской области проведены более успешно, чем в остальных рассматриваемых регионах;
- по развитию сетей негосударственных дошкольных учреждений наиболее успешные результаты достигнуты в Ташкентской области (за 5 лет создано 167 новых ДОУ с негосударственной формой собственности).
Принятие «Концепции развития системы дошкольного образования в Республике Узбекистан до 2030 года» создало основу реформирования в данной сфере. Особое внимание в развитии дошкольного образования уделяется устранению дифференциации между регионами, городской и сельской местностью. Этому способствует и политика государства по стимулированию привлечения частного капитала в сферу развития дошкольных учреждений на основе государственно-частного партнёрства.
Спрос на дошкольное образование растет
Повышению охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием способствовала активная пропаганда родителей о важности дошкольного образования, поддержка государством детей из малообеспеченных и др., а не только ввод новых мощностей, реконструкция старых ДОУ. Этому свидетельствуют, показатели мощностей дошкольных учреждений в 2015 и 2020 годах и численности детей, охваченных дошкольным образованием (рис.1 и рис.2). Если в 2015 году при имеющихся мощностях оставались не заполненные учреждения, то в 2020 году спрос превысил имеющиеся мощности в дошкольных учреждениях.
Рис. 1. Рост числа государственных и негосударственных ДОУ
в регионах в 2015-2020 гг., ед.
Источник: Разработано автором на основе данных Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
Рис. 2. Количество мест в дошкольных учреждениях и численность детей,
охваченных дошкольным образованием в 2015 и 2020 г.
Источник: Разработано автором на основе данных Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
Семейные ДОУ как важный фактор
Увеличение количества семейных ДОУ обеспечило дополнительное привлечение детей 3-6 лет в дальних регионах и из малообеспеченных семей. Тем самым это внесло значительный вклад в снижение уровня дифференциации между регионами, городской и сельской местностью.
Наибольший вклад семейных ДОУ в обеспечении охвата дошкольным образованием из пяти регионов (Джизакской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Наманганской и Ташкентской областях) отмечается в Джизакской (15 п.п), а наименьший в Ташкентской области (4,3%). Стоит отметить что, изначально охват в Ташкентской области был выше среднереспубликанского уровня (рис. 3)
Рис. 3. Рост охвата детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием в Джизакской, Кашкадарьинской, наманганской, Самаркандской, Ташкентской областях в 2015-2020 гг.
Источник: Данные государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
В 2015 году охват детей дошкольным образованием в Кашкадарьинской области был наименьшим не только среди рассматриваемых регионов, но и по республике (9,9%) в целом. К 2020 году данный показатель в Кашкадарьинской области вырос в 3,4 раза (или на 23,5 п.п.), в Джизакской - в 4 раза (или на 43,7 п.п.), в Наманганской – в 3 раза (или на 39 п.п.), в Самаркандской – в 3,1 раза (или на 33,1 п.п.) и в Ташкентской областях – в 1,6 раза (или на 15,5 п.п). В этих областях проживают 43,9% детей в возрасте от 3 до 6 лет от общей их численности в республике.
На пути к мобильности
Для достижения целевых параметров помимо развития традиционных форм дошкольного образования предусмотрено широкое развитие альтернативных форм таких как, группы кратковременного пребывания, мобильного дошкольного образования и др.
По данным Министерства дошкольного образования новые мобильные детские сады начали работу в январе 2021 года, а выход на полную мощность был запланирован на весну 2021 года.
Группы Aqlvoy открываются в сельских районах с самым низким охватом дошкольным образованием, в тех местах, где нет детских садов (табл.1). Воспитатели мобильных ДОО проходят дополнительное обучение, в том числе в части оказания первой медицинской помощи. Посещение мобильных групп останется бесплатным.
Таблица 1
Местности (локации), в которых будут функционировать мобильные детские сады «Aqlvoy» в 2021 году (МСГ/ССГ)
Джизакская область |
Кашкадарьинская область |
Наманганская область |
Самаркандская область |
Ташкентская область |
Ширин |
Хисорак |
Балик-кул |
Янги авлод |
Тараккиёт |
Навбахор |
Сайёд |
Бештол |
Коксай |
Дустлик |
Тозауруг |
Кызылкишлак |
Янгиабад |
Нурдум |
Санганак |
Октом |
Чангак |
Кизилтепа |
Шурча |
Чинорли |
Учкиз |
Сандал |
Нурабад |
Жаркишлак |
Курсой |
Умар |
Уламжи |
Абад |
Мирзакишлак |
Зарафшон |
Сайёд |
Башир |
|
Ковунчи |
Жураобод |
Нурак |
Богибаланд |
|
Навкат |
Коракудук |
Источник: составлено автором на основе данных Министерства дошкольного образования https://mdo.uz/ru/mdo-zapuskaet-mobilnye-doo-na-baze-avtobusov-v-novyh-lokacziyah/press-centr/ministry-news/ дата обращения: 13.07.2021 г.
Подготовка к школе
Зарубежными учеными доказано, что наибольшая отдача от инвестиций в человеческий капитал достигается от вложений на раннем этапе формирования личности (стадия дошкольного образования). Отдача от ранних инвестиций в детей из неблагополучной социально-экономической среды более высокая нежели от детей из благополучных семей. Дошкольное образование способствует не только социализации ребенка, но и закладывает основы навыков, интеллектуальных способностей будущей личности, и подготавливает детей к школе. Именно поэтому в Концепции развития дошкольного образования поставлена цель - до конца 2021 года полностью охватить детей до 6 лет системой подготовки к школе.
Из рассматриваемых регионов наилучших результатов в привлечении детей
6 лет в подготовке к школе добились: Джизакская (охват 67%), Самаркандская (61,4%) и Наманганская (44,6%) области. В Кашкадарьинской (22%) и Ташкентской (15,9%) областях 78% и 84% детей, соответственно, остаются не охваченными системой подготовки к школе (рис. 4).
Рис. 4. Рост повышения охвата детей 6 лет системой подготовки к школе в Джизакской, Самаркандской, Наманганской, Кашкадарьинской и Ташкентской областях в 2018 - 2020 гг.
Источник: Расчеты автора на основе данных Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
[1] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису (29 декабря 2020 года)
[2] Указ Президента Республики «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года №УП-5198
[3] Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 апреля 2018 года №ПП-3651 «О мерах по дальнейшему стимулированию и развитию системы дошкольного образования»;
Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года №ПП-3955 «О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием»;
Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 января 2020 года №ПП-4581 «О мерах по коренному развитию государственного-частного партнерства в сфере дошкольного образования».
[4] Данные государственного комитета по статистике Республики Узбекистан за 2020 год.
[5] https://mdo.uz/ru/mdo-zapuskaet-mobilnye-doo-na-baze-avtobusov-v-novyh-lokacziyah/press-centr/ministry-news/
[6] Карнейро, Педро Мануэль и Хекман, Джеймс Дж., Политика в области человеческого капитала (июль 2003 г.). Документ для обсуждения IZA № 821, доступен в SSRN: https://ssrn.com/abstract=434544
2696