Оценка реформ и результатов в сфере дошкольного образования за последние 5 лет




«Важнейшим периодом жизни ребенка является дошкольный возраст, когда развивается умственная деятельность, формируются нравственно-эстетические представления и физические качества. В связи с этим нашей стратегической целью в области развития дошкольного образования на ближайшие годы является создание необходимых условий для полного охвата им всех детей». В связи с этим в 2017 году было создано Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан.

Проведенный анализ результатов эффективности реформ (на примере Наманганской, Джизакской, Ташкентской, Самаркандской и Кашкадарьинской областей), проведенных в сфере дошкольного образования, выявил следующее:

- меры по повышению охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием дали более успешные результаты в Джизакской области (повышение на 15 п.п.);

- реформы по охвату детей 6 лет системой подготовки к школе в Самаркандской области проведены более успешно, чем в остальных рассматриваемых регионах;

- по развитию сетей негосударственных дошкольных учреждений наиболее успешные результаты достигнуты в Ташкентской области (за 5 лет создано 167 новых ДОУ с негосударственной формой собственности).

Принятие «Концепции развития системы дошкольного образования в Республике Узбекистан до 2030 года» создало основу реформирования в данной сфере. Особое внимание в развитии дошкольного образования уделяется устранению дифференциации между регионами, городской и сельской местностью. Этому способствует и политика государства по стимулированию привлечения частного капитала в сферу развития дошкольных учреждений на основе государственно-частного партнёрства.

 

Спрос на дошкольное образование растет

Повышению охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием способствовала активная пропаганда родителей о важности дошкольного образования, поддержка государством детей из малообеспеченных и др., а не только ввод новых мощностей, реконструкция старых ДОУ. Этому свидетельствуют, показатели мощностей дошкольных учреждений в 2015 и 2020 годах и численности детей, охваченных дошкольным образованием (рис.1 и рис.2). Если в 2015 году при имеющихся мощностях оставались не заполненные учреждения, то в 2020 году спрос превысил имеющиеся мощности в дошкольных учреждениях.

 

Рис. 1. Рост числа государственных и негосударственных ДОУ
в регионах в 2015-2020 гг., ед.

Источник: Разработано автором на основе данных Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

Рис. 2. Количество мест в дошкольных учреждениях и численность детей,
охваченных дошкольным образованием в 2015 и 2020 г.

Источник: Разработано автором на основе данных Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

 

Семейные ДОУ как важный фактор

Увеличение количества семейных ДОУ обеспечило дополнительное привлечение детей 3-6 лет в дальних регионах и из малообеспеченных семей. Тем самым это внесло значительный вклад в снижение уровня дифференциации между регионами, городской и сельской местностью.

Наибольший вклад семейных ДОУ в обеспечении охвата дошкольным образованием из пяти регионов (Джизакской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Наманганской и Ташкентской областях) отмечается в Джизакской (15 п.п), а наименьший в Ташкентской области (4,3%). Стоит отметить что, изначально охват в Ташкентской области был выше среднереспубликанского уровня (рис. 3)

 

Рис. 3. Рост охвата детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием в Джизакской, Кашкадарьинской, наманганской, Самаркандской, Ташкентской областях в 2015-2020 гг.

Источник: Данные государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

В 2015 году охват детей дошкольным образованием в Кашкадарьинской области был наименьшим не только среди рассматриваемых регионов, но и по республике (9,9%) в целом. К 2020 году данный показатель в Кашкадарьинской области вырос в 3,4 раза (или на 23,5 п.п.), в Джизакской - в 4 раза (или на 43,7 п.п.), в Наманганской – в 3 раза (или на 39 п.п.), в Самаркандской – в 3,1 раза (или на 33,1 п.п.) и в Ташкентской областях – в 1,6 раза (или на 15,5 п.п). В этих областях проживают 43,9% детей в возрасте от 3 до 6 лет от общей их численности в республике.

 

На пути к мобильности

Для достижения целевых параметров помимо развития традиционных форм дошкольного образования предусмотрено широкое развитие альтернативных форм таких как, группы кратковременного пребывания, мобильного дошкольного образования и др.

По данным Министерства дошкольного образования новые мобильные детские сады начали работу в январе 2021 года, а выход на полную мощность был запланирован на весну 2021 года.

Группы Aqlvoy открываются в сельских районах с самым низким охватом дошкольным образованием, в тех местах, где нет детских садов (табл.1). Воспитатели мобильных ДОО проходят дополнительное обучение, в том числе в части оказания первой медицинской помощи. Посещение мобильных групп останется бесплатным.

Таблица 1

Местности (локации), в которых будут функционировать мобильные детские сады «Aqlvoy» в 2021 году (МСГ/ССГ) 

Джизакская область

Кашкадарьинская область

Наманганская область

Самаркандская область

Ташкентская область

Ширин

Хисорак

Балик-кул

Янги авлод

Тараккиёт

Навбахор

Сайёд

Бештол

Коксай

Дустлик

Тозауруг

Кызылкишлак

Янгиабад

Нурдум

Санганак

Октом

Чангак

Кизилтепа

Шурча

Чинорли

Учкиз

Сандал

Нурабад

Жаркишлак

Курсой

Умар

Уламжи

Абад

Мирзакишлак

Зарафшон

Сайёд

Башир

 

Ковунчи

Жураобод

Нурак

Богибаланд

 

Навкат

Коракудук

Источник: составлено автором на основе данных Министерства дошкольного образования https://mdo.uz/ru/mdo-zapuskaet-mobilnye-doo-na-baze-avtobusov-v-novyh-lokacziyah/press-centr/ministry-news/ дата обращения: 13.07.2021 г.

 

Подготовка к школе

Зарубежными учеными доказано, что наибольшая отдача от инвестиций в человеческий капитал достигается от вложений на раннем этапе формирования личности (стадия дошкольного образования). Отдача от ранних инвестиций в детей из неблагополучной социально-экономической среды более высокая нежели от детей из благополучных семей.  Дошкольное образование способствует не только социализации ребенка, но и закладывает основы навыков, интеллектуальных способностей будущей личности, и подготавливает детей к школе.  Именно поэтому в Концепции развития дошкольного образования поставлена цель - до конца 2021 года полностью охватить детей до 6 лет системой подготовки к школе.

Из рассматриваемых регионов наилучших результатов в привлечении детей
6 лет в подготовке к школе добились: Джизакская (охват 67%), Самаркандская (61,4%) и Наманганская (44,6%) области. В Кашкадарьинской (22%) и Ташкентской (15,9%) областях 78% и 84% детей, соответственно, остаются не охваченными системой подготовки к школе (рис. 4).

 

Рис. 4. Рост повышения охвата детей 6 лет системой подготовки к школе в Джизакской, Самаркандской, Наманганской, Кашкадарьинской и Ташкентской областях в 2018 - 2020 гг.

Источник: Расчеты автора на основе данных Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

 


[1] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису (29 декабря 2020 года)

[2] Указ Президента Республики «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года №УП-5198

[3] Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 апреля 2018 года №ПП-3651 «О мерах по дальнейшему стимулированию и развитию системы дошкольного образования»;

Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 года №ПП-3955 «О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием»;

Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 января 2020 года №ПП-4581 «О мерах по коренному развитию государственного-частного партнерства в сфере дошкольного образования».

[4] Данные государственного комитета по статистике Республики Узбекистан за 2020 год.

[5] https://mdo.uz/ru/mdo-zapuskaet-mobilnye-doo-na-baze-avtobusov-v-novyh-lokacziyah/press-centr/ministry-news/

[6] Карнейро, Педро Мануэль и Хекман, Джеймс Дж., Политика в области человеческого капитала (июль 2003 г.). Документ для обсуждения IZA № 821, доступен в SSRN: https://ssrn.com/abstract=434544

2696