Кожевенно-обувное производство: начало положено…
Костючено Зульфия М. руководитель проекта
Якубова Эльнорахон Т. главный научный сотрудник
Как известно, аграрная направленность отдельных регионов и специализация сельского хозяйства на развитии животноводства, опыт местных ремесленников в переработке кожи, производству изделий из нее, расширения предпринимательской деятельности в этом направлении становится предпосылками развития кожевенно-обувной промышленности на местах.
В своем последнем послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев сказал, что «Экономический рост будет обеспечиваться в первую очередь за счет создания конкурентоспособных производственных цепочек и наращивания инвестиций на эти цели». Президент отметил кожевенно-обувную промышленность отрасль как, имеющую все условия для того, чтобы стать «драйвером» национальной экономики.
Так, ключевыми достижениями в развитии отрасли за 2017-2020 годы стали:
Значительный рост предприятий в отрасли: в 3 раза до 1556 предприятий в 2019 году по сравнению с 2017 годом.
Увеличение производства готовой продукции в 6,2 раза до 105,8 млн. пар обуви в 2020 году по сравнению с 2017 годом.
Доля экспорта обуви в общем объеме экспорта продукции отрасли выросла с 10,8% за 2016 год до 45,2% в 2020 года.
В республиканском объеме производства за 2020 г. наибольшая концентрация производства кожи и изделий из нее сосредоточена в Андижанской (36,1%), Ферганской (16,8%), Самаркандской (12,2%) и Наманганской (10,1%) областях.
Вставка 1. Кожевенная-обувная промышленность страны включает в себя организации, занимающиеся заготовкой, хранением и переработкой кожевенного, пушно-мехового сырья и шерсти, автоматизированным убоем скота, производством изделий из шерсти, каракуля и искусственной кожи, кожгалантерейной продукции, обуви и др. Ее деятельность находится на подъеме и одним из важных направлений ее развития является импортозамещение как на рынке готовой продукции, так и на рынке сырья.На сегодняшний день на предприятиях отрасли освоено производство практически всех видов мужской обуви, расширяется модельный ряд женской, детской и подростковой обуви. |
Государственная поддержка отрасли
В стране увеличивается объем государственной поддержки отрасли.
Отправной точкой нового этапа в развитии отрасли стало принятие постановления Президента Республики Узбекистан от 03.05.2018 г. № ПП-3693 «О мерах по дальнейшему стимулированию развития и роста экспортного потенциала кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей». Руководством Ассоциации «Узчармсаноат» отмечается, что последние годы со стороны государства отрасли оказывается беспрецедентная поддержка, что не преминуло сказаться на улучшении ее экономических показателей.
Для поддержания темпов развития и содействия дальнейшему раскрытию потенциала отрасли обозначены дополнительные льготы для производителей, а также меры, направленные на увеличение объемов реализации кожевенно-обувной продукции на внутреннем и внешнем рынках и внедрение международных стандартов в производство кожевенно-обувной продукции.
Для реализации приоритетных задач и утвержденных программ из Фонда реконструкции и развития в 2021 году предусматривается выделение 550 млрд. сумов на финансирование кредитных линий по проектам производства готовых изделий из кожи, кожгалантерейной продукции, а также изделий с высокой добавленной стоимостью из меха и шерсти.
В Ассоциации «Узчармсаноат» постоянно ведется работа по расширению рынков сбыта кожевенно-обувной и пушно-меховой продукции, расширению географии экспорта. В 2021 году предусмотрено выделение из Фонда по поддержке экспорта 100 млн долл. для организаций-экспортеров на закупку сырья и производство экспортоориентированной продукции, что станет важной основой для дальнейшего наращивания экспортного потенциала кожевенно-обувной и пушно-меховой отрасли.
Достижения отрасли…
За последние три года кожевенно-обувная промышленность сделала колоссальный рывок в своем развитии. Так, если в 2017 году в отрасли действовало всего 523 предприятия, то уже по итогам 2019 года их число выросло почти в 3 раза и составило 1556 предприятий.
Важнейшим направлением использования внутренних резервов и возможностей отрасли стало поэтапное увеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов, а также расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
По итогам 2020 года по сравнению с 2017 годом вырос объем выпуска обуви в 6,2 раза до 105,8 млн. пар (рис. 1), производство кожи увеличилось почти в 2,7 раза до 1460 млн. дм2 (рис.2), а объем производства кожгалантереи только за 2018-2020 годы вырос в 3,7 раза до 92,7млрд. сум[1].
В январе-апреле 2021 года в отрасли было произведено товаров на общую сумму 1 168,8 млрд. сум, а производство локализованной продукции составило 15,1 млрд. сум. Было заготовлено 3,1 млн. шт. кожи, произведено готовой кожи 531,7 млн. дм2, обуви 26,7 млн. пар и кожгалантереи на 23,6 млрд. сум.
Проводимая последние годы государственная политика Узбекистана по стимулированию экспортной деятельности узбекских производителей, особенно несырьевого сектора экономики, направлена на последовательное увеличение экспорта готовой продукции на внешнем рынке, о чем свидетельствует значительный рост доли экспорта готовой продукции. В результате экспорт обуви в 2020 году вырос с 13,33 млн. пар до 30,73 млн. пар или в 2,3 раза.
Источник: расчеты ИПМИ по данным таможенной статистики
Доля экспорта обуви в общем объеме экспорта продукции отрасли выросла с 10,8% за 2016 год до 45,2% по итогам 2020 года, а доля экспорта готовой кожгалантерейной продук-ции – с 0,5% до 4,5% (рис. 3).
За январь-апрель 2021 года предприятиями отрасли было экспортировано товаров на сумму 110,7 млн. долларов, что на 40,4 млн. долл. или на 57,5% больше, чем за весь 2020 год.
Отмечается впечатляющая динамика роста экспорта обуви в сопредельные страны. К примеру, в Афганистан - в 4 раза, Таджикистан - в 3,4 раза, Казахстан - в 2,2 раза. Кроме того, удалось расширить и географию поставок до 14 стран, в том числе в США, Латвию, Молдову, ОАЭ, Кувейт, Сингапур.
Таким образом, развитие кожевенно-обувной отрасли за последние четыре года доказало наличие достаточно мощного потенциала развития ее производства и экспорта.
Региональный контекст развития…
В целом структурные изменения в кожевенно-обувной промышленности в регионах характеризуются следующими особенностями:
Необходимо отметить, что относительно высокой концентрацией производства кожи и изделий из нее в республиканском объеме производства в 2020 г. обладали Андижанская (36,1%), Ферганская (16,8%), Самаркандская (12,2%) и Наманганская (10,1%) области, которые отличаются богатым опытом и предпринимательской активностью в этом направлении (таблица 1, рисунок 1).
Вместе с тем, ввиду наращивания производственных мощностей по производству и переработке кожи, за 2016-2020 гг. отмечаются ощутимые сдвиги в повышении удельного веса региона в республиканском объеме производства в Кашкадарьинской (до 3,1% в 2020 г.), Сырдарьинской (до 5,9%), Навоийской (до 2,7%) и Ташкентской (до 4,7%) областях.
Таблица 1.
Основные показатели развития
кожевенно-обувной промышленности в регионах за 2016-2020 гг.
Источник: расчеты ИПМИ по данным Госкомстата РУз.
В результате отраслевого и территориального размещения производства специализация промышленности по выпуску кожи и изделий из нее сформирована в Андижанской (коэф. специализации составляет 5,502), Кашкадарьинской (1,186), Наманганской (5,079), Самаркандской (3,697) и Сырдарьинской (4,092) областях.Источник: расчеты ИПМИ по данным Госкомстата РУз.
Вместе с тем, повышение коэффициента специализации по производству кожи и изделий из нее в Бухарской (с 0,073 до 0,095), Навоийской (с 0,002 до 0,226) и Ташкентской (с 0,136 до 0,397) областях свидетельствует о повышении значения отрасли, углублении переработки богатого местного сырья.
Вставка 2. Коэффициент специализации рассчитан с применением индекса RCA (Revealed comparative advantages), где значение больше единицы означает о наличии глубокой специализации региона по тому или иному виду деятельности. При условии, когда коэффициент специализации меньше единицы, но отмечается его повышение в ретроспективном периоде, можно предполагать, что в регионе создается новый (нетрадиционный) вид деятельности, который имеет перспективы развития.Специализация производства, выступающая как конкурентное преимущество территорий, является точкой производственного роста регионов и важным фактором создания территориально-промышленных кластеров. |
В качестве эффективности производства кожевенно-обувной промышленности можно отметить повышение производственных мощностей производства кожи второго и третьего переделов на фоне сокращения доли первичной ее переработки, а также экспортоориентированность кожевенного сырья и изделий из нее (1706,2 тыс.долл.США или 0,2% от общего объема экспорта товаров и услуг) и обуви (2182,8 тыс.долл.США или 0,3% от общего объема экспорта товаров и услуг).
Вместо заключения…
Особенностью отрасли является насыщение рынка продовольственными товарами, удовлетворение потребностей населения потребительскими товарами непродовольственного назначения, а также отраслей экономики в сырье и вспомогательных материалах. Кроме этого, обеспечивая занятость населения, в том числе сельского, повышение доходов населения, данная отрасль имеет особое значение в социальном развитии, сокращении бедности местного населения.
На сегодняшний день с целью обеспечения эффективности производства создаются животноводческие комплексы, а также высокотехнологичные специализированные кластеры с полным циклом производства.
Отрасль становится наиболее привлекательной для ведения бизнеса, о чем свидетельствует рост инвестиций более чем в 4,0 раза, а также повышение доли отрасли в общем объеме освоения инвестиционных средств.
[1] Источник: расчеты ИПМИ по данным Ассоциации «Узчармсаноат» / http://uzcharm.uz/
2661