Перспективы образования как фактора развития человеческого потенциала

 

В своем послании парламенту на 2023 год Президент акцентировал внимание на проблемах образования. 2023 год объявлен годом «Заботы о человеке и качественного образования». Необходимо продолжить начатые реформы в этой сфере и улучшить качество образования в учебных заведениях.

Средства, выделяемые на образование в Узбекистане, с каждым годом увеличиваются. Если в 2021 году из госбюджета Министерству высшего и среднего специального образования выделено 2,9 трлн сумов. сумов, а Министерству народного образования -22,1 трлн., то в 2022 году Министерству высшего и среднего специального образования. составила 4,1 трлн сумов сумов, а Министерству народного образования 25,8 трлн. сум.

Повышение качества образования стало одним из важных направлений образовательной политики развития Нового Узбекистана.

В Стратегии развития на 2022-2026 годы большое внимание уделяется повышению охвата населения всеми ступенями образования, поскольку переход к инновационной экономике требует высококвалифицированных кадров. Основные меры, предусматриваемые Стратегией включают меры, направленные на повышение охвата молодежи высшим образованием до 50% к 2030 г. и повышение качества образования прежде всего на основе: 1) увеличения общего количества вузов до 200, в том числе негосударственных вузов не менее чем до 50 единиц; 2) создание не менее 1 негосударственного университета в каждом регионе исходя из потребностей региона в кадрах с высшим образованием; 3) включение 10 потенциальных университетов в QS и другие международные рейтинги к 2026 г.; 4) дальнейшее предоставление академической и финансовой самостоятельности государственным университетам и др.

Особое внимание уделяется повышению качества образования в нашей стране, которая по результатам оценки общего среднего образования Всемирного банка занимает 57 место среди 174 стран, набрав 474 балла. Вместе с тем, в настоящее время потенциал системной оценки и управления оценкой реализуются на уровне международных стандартов.

Тенденция роста количества высших образовательных учреждений, в том числе филиалов зарубежных и частных ВУЗов, увеличения государственных квот на высшее образование[1], а также выделение отдельных квот девушкам и из малообеспеченных семей и выпускникам среднего образования с ограниченными физическими возможностями оказывает положительное влияние на повышение охвата молодежи высшим образованием.

В настоящее время количество высших учебных заведений превышает  180, из них свыше 25 зарубежных высших учебных заведений.  

Поддержание такой основной составляющей человеческого потенциала как уровень образования.  Проведение политики развития системы образования ставит целью существенное сокращение рисков потери человеческого капитала, снижения производительности и доходов будущего поколения.

Человеческий потенциал во многом зависит от уровня образования. Увеличение доли людей с высоким интеллектуальным потенциалом в обществе позволяет повысить производительность труда в экономике, значительно снизить риск снижения доходов следующего поколения, определяет возможности роста конкурентоспособности экономики, повышения производительности рабочей силы и преодоления “ловушек бедности”.

Накопленный человеческий капитал в Узбекистане отражает текущие возможности и потенциал Узбекистана. В отчете Индекса человеческого развития показатель средней продолжительности обучения составляет 11,9  лет.

Human Capital Index 2020

Рис.1. Показатель ожидаемой продолжительности обучения, скорректированные на качество обучения
Источник:
База данных Всемирного банка по Индексу человеческого капитала (Human Capital Index)
databank.worldbank.org/data/source/human-capital-index
https://data.worldbank.org/indicator/HD.HCI.OVRL?locations=UZ

Однако индекс человеческого капитала[1] Узбекистана по оценке Всемирного банка показывает, что производительность труда ребенка, родившегося сегодня в Узбекистане, по достижении совершеннолетия составит 62% его потенциальной производительности, которая обеспечивается при условии получения полного образования и полноценного здоровья.  Следовательно, решение задач повышения уровня образования обладает большим потенциалом для стимулирования человеческого развития.

Приоритетные направления развития человеческого потенциала к 2030 г. должны учитывать ряд проблем в области образования, делая основной акцент на:

1) Повышении охвата высшим образованием, который является относительно низким показателем в мире.

2) Повышении качества образования и профессиональной компетентности педагогических кадров. Также необходимо улучшение позиций вузов Центральной Азии и Узбекистана в международных рейтингах университетов, таких как Quacquarelli Symonds и отдельных дисциплинарных областях, прежде всего STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics).

3) Сокращении доли государственных расходов на образование, при одновременном повышении доли частного сектора в образовании.

4) Сокращении гендерного неравенства, которое отмечается на всех уровнях системы образования, но особенно четко проявляется в системе высшего образования.

5) Повышении инновационного аспекта и качества госинститутов.[2]

6) Узбекистан  не задействует потенциал по привлечению в свои вузы иностранных студентов, численность обучающихся в университетах Узбекистана иностранных студентов не превышала 0,2% студентов ВУЗов.


Рис. 2. Целевые показатели образования до 2030г.
Источник:
 База данных Всемирного банка World Development Indicators

При определении целевых параметров развития сферы образования до 2030 для того, чтобы выгоды от принятых долгосрочных программ, прежде всего от инвестиций в человеческий капитал, могли материализоваться, целесообразно приоритезировать мероприятия в сфере образования.

На основе предложенной модели были выявлены основные факторы, влияющие на образование, и рассчитаны прогнозные параметры.

Во-первых, мероприятия в области образования направлены на повышение охвата образованием путем повышения прежде всего охвата высшим образованием до 50%.

Во-вторых, фактически прямое снижение расходов государства на образование не может быть совершенно оправдано, в силу большой численности молодого населения, и того факта, что общие расходы на 1 ученика (студента) малы по сравнению со странами UMI, составляя 8,3% в Узбекистане от общих расходов (против 42,2% в странах UMI).

В-третьих, такие факторы спроса как демографические изменения и таргетирование повышения охвата населения высшим образованием, окажут давление на бюджет, вызывая увеличение расходов в секторе образования.

Целевым приоритетом является поддержание консолидированных государственных расходов на образование до 55% в общих расходах (или 6,8% к ВВП), и компенсации роста общей величины расходов на образование за счет привлечения и стимулирования частного сектора.

В-четвертых, следует учитывать важность повышения доли выпускников ВУЗов научных и технических направлений - как драйвер внедрения инноваций и улучшения инфраструктуры. Это не повысит среднее количество лет обучения, но будет способствовать росту Индекса инноваций и Общего Индекса системы знаний (рис. 2) на дополнительных 0,103 пункта (с 0,475 до 0,578).

В-пятых, гендерное равенство в образовании надо сделать приоритетным в срочном порядке, хотя потребуется длительный период времени, чтобы улучшить гендерные аспекты в системе образования, чтобы значительно повлиять на паритет в системе образования, который по базовому сценарию вырастет только с 0,759 до 0,93 с 2021 по 2030 годы.


Рис. 3. Базовые и сценарные показатели, влияющие на образование до 2030г.
Источник:
составлено автором

В-шестых, в результате повышения качества образования за счет улучшения качества государственного регулирования в 2 раза в Узбекистане к 2030 году вероятен подъем доли выпускников ВУЗов до уровня 80%. [1]

В-седьмых, одновременно с этим присутствует прямое влияние контроля качества высшего образования на долю выпускников с высшим образованием (по индикатору эффективность государственного управления с 0,89 до  уровня  1,3 к 2030 г.).

Одновременно с проделанным сценарием, модель позволяет воспроизвести оценки. Как показывают результаты влияния проводимых интервенций на показатели целей устойчивого развития до 2030 года для Узбекистана существенные положительные изменения достигаются в повышении уровня образования (от начального до высшего) до стран с доходами выше среднего.

В результате достижение уровня целевых ориентиров по охвату высшим образованием до 50-60% позволит увеличить продолжительность обучения до 8,2 лет (по индикатору продолжительности обучения UNICEF 15+) и улучшить индексы по общей системе знаний в 1,5 раза и инновациям в 2 раза.

В настоящее время достижение достойного экономического уровня и улучшение качества жизни населения требуют как освоения технических и технологических возможностей и усиления инновационных процессов, так и развития системы образования.

Предложенные меры социально-экономической политики в области образования могут проложить путь к тому, чтобы превзойти достижения в области человеческого капитала и качество жизни предшествующих поколений.

 

Наиля Ибрагимова,
руководитель проекта ИПМИ

 


[1] Однако модель IFs (пока еще) не вносит каких-либо корректировок относительно качества образования, что, разумеется, может иметь большое значение. Кроме того, прирост производительности за счет дополнительного года обучения в модели IFs не зависит от уровня образования.
[2] Индекс человеческого капитала (ИЧК) - это международный показатель, позволяющий сравнивать ключевые компоненты человеческого капитала, подчеркивая как текущие результаты в области здравоохранения и образования влияют на производительность труда следующего поколения работников (родившихся сегодня детей к своему совершеннолетию), и возможности полностью реализовать свой потенциал.
[3] Согласно Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы, утвержденной УП от 21 сентября 2018г. №5544
[4] В 2020 г. из бюджета выделено 240 млрд сумов на увеличение квот государственных стипендий на высшее образование на 25%, и в два раза квот стипендий для девушек из малообеспеченных семей (до 2 тыс. мест).
2734