Образование как важный фактор развития электронной коммерции

 

Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) изучили влияние уровня образования на развитие электронной коммерции в странах мира.

По результатам исследования получены следующие результаты:

1. Образование является значимым фактором развития электронной коммерции в странах мира. Рост доли студентов ВУЗов на 1 процентный пункт (п.п.) способствует росту индекса развития электронной коммерции в среднем на 0,06 единиц.

2. Эффект от образования особенно отражается в группе стран с уровнем дохода ниже среднего (2500 0,24 единицы.

3. Наряду с фактором образования, на развитие электронной коммерции влияют доля женщин в обществе, реальные доходы населения и доля пользователей интернета (инфраструктура).

Обзор литературы

Образование является одним из ключевых факторов развития электронной коммерции в Турции (Ş_Ünver, 2021), в Европейских странах (SC Ho, 2007), в развивающихся странах (JE Lawrence, 2010). Так, выявили, что с повышением уровня образования людей увеличивалась их склонность к онлайн-покупкам в турецких домохозяйствах (Ş Ünver, 2021). По мнению JE Lawrence, (2010), большинство людей в развивающихся странах имеют ограниченный доступ к информации в Интернете, потому что онлайн информация предполагает определенную степень образования и навыков.

Образование дает людям инструменты для эффективного использования платформ электронной коммерции, анализа поведения потребителей и реализации успешных стратегий онлайн-бизнеса (A Liban и др., 2023). Без прочного образовательного фундамента компаниям будет сложно адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку электронной коммерции, и, как следствие, упустить ценные возможности для роста и инноваций.

Кроме того, образование способствует формированию культуры инноваций и предпринимательства, что очень важно для развития электронной коммерции. Предоставляя людям знания и навыки для создания и управления онлайн-бизнесом, образование дает предпринимателям возможность рисковать, экспериментировать с новыми идеями и разрабатывать инновационные решения для удовлетворения потребностей цифрового рынка (A Khattak, 2023).

Методология

Для анализа влияния образования на развитие электронной коммерции были построены эконометрические модели на основе межстрановых панельных данных Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) и Всемирного Банка по 152 странам в период с 2016 по 2020 годы.

В качестве зависимой переменной, отображающей уровень развития электронной коммерции, был использован индекс электронной коммерции UNCTAD B2C.

Так как развитие электронной коммерции в теоретических исследованиях основывается на уровне жизни населения и показателях ИКТ инфраструктуры, в качестве объясняющих переменных были использованы следующие факторы:

1. Доля студентов ВУЗов;

2. Реальные доходы населения (в постоянных ценах 2015 года);

3. Количество абонентов с доступом в сеть Интернет (количество пользователей), на 100 человек.

Для эконометрического анализа панельных данных использовалось сравнение моделей с постоянными и случайными эффектами. По результатам теста Хаусмана (Prob> chi2 = 0.00), предпочтительным является модель с постоянными эффектами.

Тем не менее, в модели присутствуют гетероскедастичность (Modified Wald test Prob>chi2 =0.00) и автокорреляция (Wooldridge test for autocorrelation in panel data Prob > F = 0.00), следовательно, оценки модели с постоянными эффектами не являются достоверными. Для учёта вышеперечисленных факторов использовалась модель GLS-регрессии с AR(1) возмущениями.

Результаты

В рамках анализа общей группы стран выявлено, что рост доли студентов ВУЗов на 1 п.п. способствует развитию электронной коммерции в среднем на 0,06 единиц. Увеличение доли женщин на 1 п.п. развивает электронную коммерцию на 0,79 единиц, увеличение доходов на 1% - на 0,1 единиц, увеличение доли интернет-пользователей на 1 п.п. – на 0,25 единиц.

Узбекистан входит в группу стран с доходом ниже среднего, следовательно данная группа стран была выделена из общей выборки. Выявлено, что для данной группы эффект от образования выше практически в 4 раза и составляет 0,24. Доля женщин в обществе и доходы населения также имели значимое влияние, а количество пользователей интернета оказалось незначимым.

Это может быть связано с тем, что в этой группе стран дорожная инфраструктура (особенно сельская) не позволяет полноценно пользоваться возможностями электронной коммерции, так как доставка товаров является препятствием. Данная гипотеза является предметом для дальнейшего анализа сельских регионов в этой группе стран на микроуровне.

 

Выводы

1. Образование является значимым фактором развития электронной коммерции, особенно в группе стран с доходом ниже среднего

2. Наряду с образованием, положительное влияние оказывают доходы населения, доля женщин в обществе и доступ к интернету

3. В группе стран с доходом ниже среднего интернет не оказывает значимого влияние, что сигнализирует о том, что потенциал интернета недостаточно реализован и требует дальнейшего изучения ситуации.

 

Антон Костюченко,
руководитель проекта ИМРИ

Одилжон Назаров,
ведущий научный сотрудник
ИМРИ

 

Список литературы

1. Liban, A., Amayreh, K. T., Al Moaiad, Y., Farea, M. M., Al-Haithami, W. A., & El-Ebiary, Y. A. B. (2023). The Role of Electronic Commerce in Supporting the Strategic Management Decision-Making. Journal of Survey in Fisheries Sciences, 10(2S), 2645-2666.
2. Khattak, A. (2022). Hegemony of digital platforms, innovation culture, and e-commerce marketing capabilities: The innovation performance perspective. Sustainability, 14(1), 463.
3. Qi, X., Chan, J. H., Hu, J., & Li, Y. (2020). Motivations for selecting cross-border e-commerce as a foreign market entry mode. Industrial Marketing Management, 89, 50-60.
4. Ünver, Ş., & Alkan, Ö. (2021). Determinants of e-commerce use at different educational levels: empirical evidence from Turkey e-commerce use at different educational levels. International Journal of Advanced Computer Science and Applications, 12(3).
5. Ho, S. C., Kauffman, R. J., & Liang, T. P. (2007). A growth theory perspective on B2C e-commerce growth in Europe: An exploratory study. Electronic Commerce Research and Applications, 6(3), 237-259.
6. Lawrence, J. E., & Tar, U. A. (2010). Barriers to e-commerce in developing countries. Information, society and justice journal, 3(1), 23-35.
448