Широкая реализация механизмов стимулирования малого бизнеса в условиях пандемии и ее влияние на экономическую активность Узбекистана

Скачать статью 1

Назира Абдуллаева Нигматуллаевна,

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований,

Проект по институциональным преобразованиям и развитию предпринимательства

 

e-mail: n.abdullayeva@ifmr.uz

 

Аннотация:

В статье рассматриваются преимущества, условия и преференции в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане в период пандемии коронавируса. Также были внесены предложения по обеспечению экономического роста в случае пандемии по сравнению со странами СНГ.

 

Ключевые слова:

малый бизнес, пандемия коронавируса, поддержка малого бизнеса, меры поддержки.

 

В конце 2019 года в Китае был обнаружен новый вид коронавирусной инфекции (Covid-19), приведшей к началу пандемии. Ограничительные и карантинные меры, введенные в связи с распространением Covid-19 ударили по всем сферам жизнидеятельности человека, что в свою очередь, привело к разрыву производственных цепочек, стагнации и как результат к глобальному экономическому кризису. С момента объявления Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) 12 марта 2020 года о начале пандемии, на сегодня коронавирусная инфекция уже зафиксирована в более чем 185 странах мира. Большая часть из них вынуждены были неоднократно вводить режим карантина, тем самым существенно ограничив, а в некоторых случаях фактически запретить работу предприятий, не задействованных в системе здравоохранения.

В результате ограничений введенных рядом стран, одной из самой пострадавшей сферы экономики, стал малый бизнес. Согласно отчету опубликованным Федеральным  резервным банка Нью-Йорка, даже самые хорошо управляемые малые предприятия находятся в очень уязвимом положении, пытаясь пережить остановку большей части экономики страны во время кризиса вызванного Covid-19, и  только 20%  предприятий малого бизнеса имеют достаточно средств, чтобы нормально функционировать два месяца при отсутствии дохода[1].

Согласно прогнозам, ведущих мировых аналитических центров в условиях исключительной неопределенности прогнозируется рост мировой экономики на 5,5% в 2021 году и на 4,2% в 2022 году. Прогноз на 2021 год повышен на 0,3% по сравнению с предыдущим прогнозом, что отражает ожидания по увеличению темпов вакцинации населения  в конце года и дополнительной государственной поддержки в определенных странах[2]. Но в тоже время почти все прогнозы указывают на то, что восстановление и рост у всех стран будет существенно отличаться и зависеть от вероятности введения повторных ограничительных мер.

В соответствие с отчетом Всемирного банка, рост ВВП Узбекистана достигнет 4,3% в 2021 году и 4,5% в 2022 году. В сравнение с другими странами СНГ, в 2020 году рост ВВП наблюдался у Республики Узбекистан и Таджикистан, в то время как самый высокий рост ВВП в 2021 году ожидается в Узбекистане (рис. 1). В целом по Центральной Азии ожидается восстановление темпов экономического роста до 3%.[3]

 

Рис. 1. Прогнозы для стран СНГ (ежегодные изменения в процентах)

Источник: составлено автором на основе отчета Всемирного банка «Перспективы мировой экономики: Европа и Центральная Азия»

 

Республика Узбекистан под руководством Президента Мирзияева Шавката Миромоновича была одной из первых среди государств Центральной Азии, принявшей меры направленные на предупреждения распространения коронавирусной инфекции в стране. Заслуживает особого внимания Указ Президента от 29 января 2020 года была создана Специальная республиканская комиссия по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространении нового типа коронавируса в Узбекистане, который был принят еще до обнаружения первого случая заражения в Узбекистане. В течение месяца после введения карантинных ограничений, было принято два значимых указа[4],  и представлен  пакет антикризисных мер направленных на поддержку бизнеса в период действия ограничительных мер. В частности, был создан Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан и одним из направлений его деятельности было определено оказание поддержки предпринимательству и занятости населения. Антикризисный Фонд  оказывал содействие путем  расширения предоставления Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при Агентстве по развитию предпринимательства поручительства и компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам и реализации дополнительных инфраструктурных проектов в регионах республики, направленных на расширение экономической активности и занятости, а также строительства инженерных коммуникаций, компенсации части транспортных расходов субъектов предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность.

Кроме этого было приостановлено начисление фиксированной суммы налога на доход физических лиц и социального налога для 95 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые были вынуждены приостановить свою деятельность.  Туризму, наиболее пострадавшей сфере из-за пандемии Covid-19 также были представлены льготы. В частности с 1-го апреля до конца года  туроператоры, туристические агенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги были освобождены от уплаты земельного налога с юридических лиц и налога на имущество юридических лиц. Кроме этого было установлено что они уплачивают социальный налог по сниженной ставке в размере 1%. До конца 2020 срок уплаты налога на добавленную стоимость  был переведен с ежемесячной на квартальную (для плательщиков оборот которых не превышает 1 млрд. сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры), была представлена  отсрочка по уплате налогов для 3,2 тысяч субъектов, субъектам предпринимательства, приостановившим свою деятельность было предоставлено право на беспроцентную отсрочку (рассрочку) налогов сроком до 1 октября 2020 года.

В течение года было принято еще три указа направленных на стимулирования экономического роста, содействию наиболее сильно пострадавших отраслей экономики и продолжающих испытывать негативное воздействие от пандемии Covid-19, и в особенности на поддержку субъектов предпринимательства в период пандемии. Среди этих указов за счет своей специфичности и актуальности выделялись  такие меры как   освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога субъектов малого предпринимательства, рынков и торговых комплексов, кинотеатров, предприятий общественного питания, общественного транспорта, спортивно-оздоровительных заведения, а также юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, оказывающих бытовые услуги.  Субъектам предпринимательства по мере снятия карантинных ограничений предоставлялось право осуществлять торговлю посредством автолавок,  автоприцепов, автоцистерн путем уведомления органов государственной налоговой службы с указанием деталей осуществления торговли, таких как место, сроки и номенклатуры товара. Места для данного вида торговли были выделены  на не запрещенных для стоянки транспортного средства, без заключения договора с органами исполнительной власти на местах[5].

Наряду с мерами, которые были направлены напрямую на устранение негативного воздействия на экономику ограничительных мер в период распространения Covid-19, правительство продолжала целенаправленную работу по направлению обновления государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности. В результате в марте 2020 года был принят указ Президента, где в целях реализации оптимальной государственной политики сокращения бедности посредством ведения эффективной макроэкономической политики и улучшения предпринимательской среды в первую очередь было преобразовано Министерстве экономического развития и сокращения бедности в Республики Узбекистан и определены новые задачи, как в области макроэкономической политики, так и части развития предпринимательства в стране, также была определена разработка трех целевых программ: концепция социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года, стратегия развития промышленности Республики Узбекистан до 2030 года и программа сокращения бедности[6]. В том же году была продолжена масштабная работа по дальнейшему совершенствованию бизнес среды путем сокращения лицензионных и разрешительных процедур, как результат было отменено 47 разрешительных процедур, в том числе объединены 16 лицензий и 11 разрешений, уведомительный порядок введен для 21 лицензий и разрешений. Кроме этого были сокращены сроки оформления 14 видов лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера и упрощена процедура получения 115 лицензий и разрешений. Одной из значимых реформ в данной области также стало создание и запуск портала  электронного лицензирования «Лицензия», которая на сегодня является единой точкой доступа автоматизации оформления лицензий и разрешений в электронном виде, с представлением полной информации о сроках, лицензирующих органах, длительности выдаваемых лицензий, нормативном правовом документе регулирующего соответствующую сферу. Сегодня в системе «Лицензия» уже представлены все лицензии и разрешительные процедуры, и по большинству из них есть возможность подать заявление онлайн. До конца текущего года также запланирован запуск специального мобильного приложения «Лицензия», которое  будет включать в себя весь спектр услуг, касающихся лицензирования тем самым весь документооборот в этой сфере будет цифровизирован, с выдачей документов с QR-кодом.

Также в год развития науки, просвещения и цифровой экономики были продолжены работы по повышению показателей страны в международных рейтингах и индексах, которые в свою очередь непрерывно связаны с обеспечением благоприятной среды для бизнеса. В частности был создан  уникальный в своем роде Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами, который проводит системный анализ уровня социально-экономического и политико-правового развития страны в целях улучшения позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, дает  полную оценку нормативно-правовым актам, направленных на регулирование различных сфер жизни государства и общества, с точки зрения их влияния на позиции Узбекистана страны в международных рейтингах и индексах[7].

В июне 2020 года Центром экономических исследований при поддержки Программы Развития ООН в Узбекистане был проведен опрос субъектов малого предпринимательства во всех регионах республики для определения влияния пандемии Covid-19 на состояние малого бизнеса и оценки принятых правительством мер направленные по поддержку бизнеса.[8] Согласно представленному отчету самыми эффективными мерами принятые правительством в целях поддержки бизнеса были признаны субсидии (гранты) на поддержку бизнеса, значительное снижение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам, снижение социальных отчислений и налогов на трудовые доходы на требуемый период, снижение НДС, акцизов, налогов на прибыль/дивиденды/имущество на требуемый период. В то же время малоэффективными мерами были обозначены кредитные и налоговые каникулы в секторе транспортировке и хранения. В целом результаты опроса показали, что введение карантинных мер привело к значительному спаду активности бизнес и снижению уровня доходов во втором квартале 2020 года, но уже с середины года наблюдался тенденция на восстановление почти по всем показателям и отразилось в положительные динамики 2020 года.

                      

Рисунок 2. Темпы прироста ВВП по видам экономической деятельности за 2020 год
(в %, к предыдущему году)

Источник: Данные Государственного комитета по статистике

Несмотря на кризис вызванный ограничительными мерами принятыми из-за пандемии Covid-19 в Узбекистане и во всем мире в целом, перспективы роста ВВП Узбекистана в 2021 остаются положительными за счет быстрого реагирования на эпидемиологическую ситуацию в стране и своевременно принятых по инициативе Президента Республики Узбекистан мер поддержания экономики, за счет оказания всесторонней поддержки малому предпринимательству, проведения реформ которые продолжают уверенно продвигать экономику в сторону повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, создания благоприятного бизнес климата, конкурентной среды и сокращению государственного участия за счет роста частного сектора.

 

 


[1] https://www.wsj.com/articles/fed-report-small-business-sector-highly-vulnerable-to-coronavirus-crisis-11586281573, 7/04/2020

[2] https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2021/01/26/2021-world-economic-outlook-update, 01.2021

[3] http://pubdocs.worldbank.org/en/996111599838731966/Global-Economic-Prospects-January-2021-Regional-Overview-ECA-RU.pdf, 01.2021

[4] Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5969 от 19.03.2020 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений», Указ Президента Республики Узбекистан УП 5978 от 03.04.2020 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии»

[5] Указ Президента Республики Узбекистан №УП-6029 от 20.07.2020 г. «О дополнительных мерах поддержки населения, субъектов предпринимательства, сферы общественного питания, торговли и услуг для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии»

[6] Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5975 от 26.03.2020 «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности»

[7] Указ Президента Республики Узбекистан  №УП-6003 от 02.06.2020г.  «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях»

* Снижение в сравнение с предыдущим  годом объясняется увеличением в структуре ВВП удельного веса крупных предприятий

[8] «Исследование воздействия Covid-19/коронавирусной инфекции на предприятия малого и среднего бизнеса во втором квартале 2020 г.», 20.10.2020 г. https://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/ru/home/library/poverty/study-of-the-impact-of-covid-19-on-small-and-medium-sized-busine.html

2336